Методическое сообщение на тему:В классе общего фортепиано.

РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗНАМЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ






В классе
общего фортепиано

Методическое сообщение



Выполнил: преподаватель
по классу фортепиано Коваленко Б.П.





Знаменка

Без изучения курса общего фортепиано – «обязательного» немыслимо воспитание профессионального музыканта любой специальности.
А.Г. Рубинштейн


Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. Очевидно, что положение учащихся фортепианного и не фортепианных отделений детской музыкальной школы принципиально разнятся: обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, духовые и струнные инструменты ограничены в воспроизведении многоголосия. В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства. Применительно к предмету общее фортепиано это означает, в первую очередь, возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике познакомится с огромными фактурными возможностями роли фортепиано с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты музыкального образования.
Поэтому фортепиано - это второй инструмент, которым овладевают юные трубачи скрипачи баянисты виолончелисты и т.д., не смотря на сложность процесса обучения, преподаватель находит способ увлечь детей игрой на фортепиано с помощью интересного репертуара.
Ученики выступают, солируют на фортепиано, играя в ансамбле, аккомпанируя своим товарищам.
Некоторые из них выступают в школьных концертах, детсадах, в общеобразовательных школах и в библиотеках.
Как известно предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном плане музыкальных школ и школ искусств.
Прохождение общего курса фортепианной игры должен содействовать поднятию общей культуры учащегося.
В свое время педагог Ленинградской консерватории Н.Н. Загорный впервые в музыкально - педагогической литературе сформулировал принципиальные основы специфики методики общего фортепиано. «Задачи», которые ставит повседневная жизнь музыканту, той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема технической программы курса игры на фортепиано для музыканта – НЕ ПИАНИСТА.
Н.Н. Загорный называет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано:
развитие фортепианной техники;
разучивание пьес разных стилей фактуры;
игра в ансамбле аккомпанементе;
чтение с листа.
Вышеуказанные задачи, остаются актуальными и в настоящее время. Условия для их решения не простые:
отсутствия инструмента;
классов;
урок по 22,5 минуты или по 45 минут. (а к концу года ученик должен сыграть 2-3 небольших пьесы на различные штрихи и часто двумя руками.).
Предмет общее фортепиано для учащихся отделения обще эстетического образования вводятся со второго класса. И так как в первый класс на сегодняшний день принимают детей с 4-7 лет включительно, т.е. без возрастных ограничений то возникает проблема возрастной психологии.
После первой встречи учащийся должен почувствовать, что преподаватель видит в нем достойного ученика, верит в перспективу занятий, невзирая на отсутствия дома инструмента и невозможность подготовки домашнего задания.
В первой беседе преподаватель может убедительно аргументировать необходимость обучения игре на фортепиано, как условия профессионального роста музыканта.
Учащийся должен иметь ясное представление о смысле занятий, цели предмета и путях ее достижения.
Разумеется, у каждого ученика усвоение материала происходит индивидуально и поэтому материал урока преподаватель может варьировать по своему усмотрению, необходимо только следовать тому, что усвоение нового должно быть на прочном закреплении предыдущего. Нельзя допускать музыкальное развитие скачками, так как тогда могут возникнуть трудности, преодолеть которые ученик не в состоянии, тем самым он потеряет интерес к занятиям, особенно, когда кончится донотный период и начнется игра по нотам.
Интересно ученику тогда, когда урок проходит в хорошем темпе, речь преподавателя яркая, образная, эмоциональная (у ребенка этого возраста преобладает образное мышление).
Надо сказать, что самое трудное и самое важное, чему преподаватель с первых же шагов должен учить ребенка – это слушать свою игру, не допускать резкой, грубой игры, прививать культуру исполнения. Преподаватель должен сразу учить ребенка исполнять маленькие пьесы цельно, музыкально, ученик должен понимать строение песенки, иметь понятие о фразе, предложении и цезуре.
Ученик подготовительного класса еще не имеет навыка самостоятельной работы, всю работу преподаватель с учеником выполняет на уроке. Но, надо с первых же шагов приучить его к обязательному выполнению домашнего задания, говоря ему: «А дома вспомни, что мы делали на уроке и сделай точно так же, но только упражняйся больше. Добейся, чтобы играть тебе было свободно, легко и удобно».
Тем самым мы постепенно приучаем его к систематической домашней работе и главное, - к достижению результата работы, а это, в свою очередь, подогревает интерес к занятиям – ведь ребенку интересно только то, что получается и тогда ему хочется сделать еще большее. А это решает главную задачу – развить у ученика музыкальные способности и пианистические навыки.
Знакомство с учеником.
С первого же урока очень важно установить эмоциональный и психологический контакт с учеником, он должен почувствовать симпатию и доверие к учителю.
Главное на первом уроке – пробудить интерес к занятиям музыкой.
В заинтересованной, доверительной беседе учитель знакомится с учеником, при этом плавно переходит от интересов и умений ученика (любит ли рисовать, лепить, умеет ли он читать, писать и т.д.) к знакомству с музыкой и с фортепиано.
Знакомство с инструментом.
А) Объяснить происхождение слова – «фортепиано» (сыграть фрагмент Н. Филипп – «Колыбельная» - пиано, Р. Шуман – «Марш» - громко, бравурно).
Б) Познакомить с устройством инструмента, показать механизм возникновения звука, для чего нужны педали фортепиано.
В) Регистры Установить связь: нижний регистр – толстые струны – грубый, низкий звук. Верхний регистр – струны становятся тоньше, а вверху совсем тонкие и звук совсем нежный, тонкий (музыкальные примеры: В. Ребиков – «Медведь», А. Руббах – «Вальс»).
Попутно проводим ассоциации с животными, ребенок фантазирует, какие животные могут ассоциироваться с теми или иным регистром.
Знакомство с клавиатурой.
обратить внимание на чередование двух и трех групп черных клавиш на клавиатуре. Исходя из этого, учим найти в группе двух черных клавиш, т.е. До, Ре, Ми;
устанавливаем, что До, Ре Ми могут быть как в верхнем так и в нижнем регистрах (отделяет регистры До – «пограничник» - первая и малая октавы);
Верхний регистр – регистр скрипичного ключа, нижний – басового (объяснение названия «скрипичный ключ», «басовый ключ»).
Знакомство с октавами.
Верхний регистр – 1-я, 2-я, 3-я и 4-я октавы.
Нижний регистр – малая, большая, контроктава и субконтроктава.
Знакомство с нотным станом.
Нумерация линеек, написание нот.
Посадка
определение расстояния между стулом и инструментом;
определение высоты сидения;
положение корпуса и рук.
Постановка рук
Упражнение с мячом (можно взять вместо мяча небольшое яблоко) свободно без напряжения, обнимая мяч и, не изменяя форму переносим руку на инструмент (выполнять попеременно правой и левой руками).
Упражнение обеспечивает естественное положение руки. Затем прикосновения на фортепиано 3-мпальцем правой и левой рук. Показ с помощью педагога, потом ученик выполняет самостоятельно.
Длительность
На примере 2х-3х музыкальных фрагментов объяснить ученику , что музыка в пьесках то «бежит», а то «идет», а иногда «стоит» на месте.
Обратить внимание, что музыка длится по-разному, тем самым подвести ученика к объяснению длительности. Объяснение дать на наглядных примерах.
Заранее заготовить из картона 4 круга – целая, половинная, четвертная и восьмая.
Работая по такой программе, которая доступна каждому ребенку, независимо от музыкальной одаренности, он получает возможность реализовать свой творческий потенциал в доступной ему форме.

ПЛАН УРОКА

Этап урока
Примеры и методы

1
Организационный момент
Словесный

2
Повторение пройденного материала
Словесный, наглядный

3
Работа над музыкальным материалом
Словесный, наглядный

4
Здоровьесберегающий момент
Игровой, словесный, наглядный, показательный

5
Итог урока
Словесный, наглядный

6
Домашнее задание
Словесный


ХОД УРОКА
Организационный момент – приветствие, посадка на инструмент.
Повторение пройденного материала.















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». СПб..: из-во «Композитор»,
1992.-.с. 100.
2. Баренбойм Л., И Перунов «Путь к музицированию». Л: «Советский
композитор», 1979. – с.352.
3. Загорный Н.Н. Фортепианная игра как вспомогательный предмет в музыкальном
образовании: опыт методического обоснования общего курса игры на
фортепиано / Н. Н. Загорный. Л. : Academia, 2-я типография транспечати НКПС
им. Т. Лоханкова, 1928. - 58 с.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



МЕЛОДИЯ

ДИНАМИКА F - P

ЛАД Мажор Минор

Средства музыкальной выразительности

РИТМ

ШТРИХИ Staccato Legato Non legato

ТЕМП быстро умеренно медленно



Jђ Заголовок 1Jђ Заголовок 2Jђ Заголовок 3Jђ Заголовок 4Jђ Заголовок 5Jђ Заголовок 6Jђ Заголовок 7Jђ Заголовок 8Jђ Заголовок 915