Образное восприятие рассказа Л.Андреева


Сценарий урока литературы

Предмет: литература
Класс: 7
Тема урока: Образное восприятие рассказа Л. Андреева «Кусака»
Развивающие цели: развитие образного мышления обучающихся.
Обучающие цели: доказать взаимосвязь художественного образа и мысли в произведении; показать возможности образного словесного изображения чувства.
Содержательная цель: формирование знания об идейно-художественном своеобразии произведения.
Воспитывающие цели: выбор ценностных ориентиров, модели мира, модели общества; диалогизация отношений в классе.
Деятельностная цель: формирование умений реализации способов действий.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
I. Этап мотивации
Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему
диалогу на основе личностного
жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.
Можно ли считать образной параллелью рассказа Л. Андреева «Кусака» всем очень известное: «У попа была собака. Он её любил. Она съела кусок мяса – он её убил…»? Участие в дискуссии, идеирование, оценивание предложенной интерпретации текста рассказа.
Л: нравственно-этическое оценивание
Р: ориентирование в ситуации, прогнозирование
П: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания
К: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.
II. Актуализация знаний
Цель этапа: контроль качества выполнения домашнего задания, оценка первичной интерпретации произведения.
Писатель выбирает читателя, способного мыслить, видеть образность мысли, находить образ для мысли. Проверим, способные ли мы читатели. О чём писателю хотелось с нами поговорить? Как удалось писателю объяснить нам встревожившую его мысль? Каким (в звуке, в цвете, в форме, в пространстве, в ритме…) вы увидели художественный мир рассказа? Как вы сможете объяснить своё видение вымысла писателя, замысла писателя? Интерпретация прочитанного, идеирование, представление своей «схемы знания» произведения, презентация собственной интерпретации рассказа средствами разных видов искусств, использование ИКТ, участие в диалоге.
Л: нравственно-этическое оценивание
Р: целеполагание, планирование, рефлексия
П: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.
К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: деконструкция личного опыта благодаря встрече с другим «я». Побудительная, контактная деятельность учителя. Управление общением. Постановка проблемных вопросов, организация проблемных ситуаций.
Художественная мысль картинна. Как фантазия писателя помогает нам не теряться в мире мысли и чувства рассказа? Подумаем: есть смысл в авторской игре воображения, мышления, ассоциации, логики? Читаем, чувствуем, понимаем, представляем, фантазируем, размышляем, замечаем…
Глава 1 рассказа. «Кусака».
Найдём «кусачьи» слова в тексте главы. Что «кусака», какое «кусака», кто «кусака»? Жизнь природы. Жизнь людей. Мир человека. Мир «её - Жучки, дуры, мрази, собаки, Кусаки, Кусачки, Кусаки, собаки». Почему человечество представляет пропойца? С какими словами соседствует в тексте слово «доброе»? Представим рисунки понимаемого. Объясним замысел своего рисунка мысли. Глава завершается рисунком мысли писателя: «Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонёк: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч». Сформулируем ассоциативные мысли писателя.
Главы 2, 3,4 рассказа . «Кусачка».
Иной образ, в звуке явленный? Удалена непримиримая злоба. Почему любовь, добро в рассказе тоже «кусачьи»? Почему ласка – боль, удар? Почему беспомощность – болезнь добра? Почему образ «огня ласк» тревожит писателя? Какую роль в размышлении писателя о вере, доверии, постоянстве играют образы солнца и солнечных ассоциаций, появляющиеся в тексте этих глав? Почему человеческое «жа-ал-ко» скучно, «тихо» скучно? Почему в рассказе для людей (взрослых и детей) найден образ «красных рубах»? Почему в рассказе люди не умеют плакать, хотя и «готовы» плакать? Что значат в рассказе слёзы мира, огонь природы: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо»? Что знает писатель о разлуке, если она для него «пространство между почерневшею землёй и небом», пространство, заполненное «клубящимися, быстро идущими облаками»? Почему солнцу скучны люди своей «непроницаемостью для света от насытившей их воды»?
Глава 5 рассказа «Кусака».
«Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». Звуки, цвета какого вашего чувства усилены, проявлены? Каким представляется вам единение цвета и звука в эмоциональной идее рассказа писателя: «Наступила ночь. И, когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалко и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем»? Работа с ключевыми образами, наблюдение над системой образов, комментированное чтение, поиск фактуальной, контекстной, концептуальной информации в тексте, идеирование, участие в диалоге с автором.
Л: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.
Р: прогнозирование, рефлексия, оценка.
П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.
К: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов.
Оправдан ли в системе образов рассказа образ движения души «к любящему женскому сердцу»? Почему в рассказе два финала: 1)«Собака выла… И тому, кто слышал этот вой,.. хотелось… к любящему женскому сердцу». 2) «Собака выла». Какой финал вы бы оставили? Схожи ли желания, овладевшие душами читателя и писателя? Прогнозирование, участие в дискуссии, сопоставление мнений читателя и писателя.
Л: ценностно-смысловая ориентация.
Р: прогнозирование.
П: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.
К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.
V.Итог урока
Цель этапа: рефлексия, оценка интерпретаций произведения, постановка проблемных вопросов, объяснение домашнего задания.
Рассказ «Кусака» будит в читателе мысль или чувства? В условном мире рассказа трагически жарко, трагически темно, трагически шатко? Нам открыт мир совести, лишённой стыда? Мир опасных осколков страха, одиночества? Преступница – жизнь? Преступник – человек? Рассказ – утверждение? Рассказ – раздумье? Как и почему менялось ваше образное восприятие рассказа в течение урока? Из каких не прозвучавших на уроке образов художественного пространства рассказа может складываться образное впечатление от произведения?
Домашнее задание: сочинение. Л. Андреев «Кусака». А. Платонов «Юшка». Образные параллели рассказов. Идеирование, самоанализ, анализ текста, участие в диалоге.
Л: самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Р: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.
П: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания.
К: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками.