Статья Формирование навыка чтения нотного текста

Муниципальное бюджетное
нетиповое образовательное учреждение
«Гимназия №70»





Формирование навыка чтения нотного текста в
рамках развития индивидуальных музыкальных способностей учащихся


Методическая разработка


Выполнила:
преподаватель
по классу фортепиано
МБ НОУ «Гимназия№70»
Чиркина Анна Андреевна


Новокузнецк 2013



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3
Библиография 10
Приложение 12





















Практически каждый преподаватель игры на фортепиано осознает первостепенную важность задачи сформировать у учеников навык свободного чтения нотного текста. Без него невозможна ни самостоятельная работа учащихся дома, ни домашнее музицирование вне учебного процесса, кроме того, затрудняется работа в классе над репертуарными произведениями, когда разбор нотного текста превращается в длительный, сложный и утомительный процесс. Навык беглого чтения музыкальных произведений позволяет не только повысить интерес детей к музицированию, но и расширить их музыкальный кругозор.
Тем не менее, ни для кого не секрет, что очень маленький процент выпускников фортепианных классов обладает умением удовлетворительно читать нотный текст. Безусловно, есть объективные причины сложившийся ситуации. Это и отсутствие конкурсного отбора на наличие музыкальных способностей, ухудшение здоровья современных детей, возрастающая нагрузка в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, Интернета и прочее.
Как результат - современному ребенку очень трудно сосредоточиться на определенной задаче. А ведь это качество – умение продолжительно концентрировать внимание – чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько слоев текста: звуковысотный, ритмический, динамический, агогический и другие. Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребенка затруднение.

Принято различать два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа. Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки движения для более тщательного изучения текста. Под игрой с листа – исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к требуемому, без предварительного, даже фрагментарного проигрывания на инструменте.
Первый вид чтения, как правило, не составляет проблемы для грамотного музыканта. Умение ориентироваться в нотном тексте так или иначе приобретается им в ходе обучения. Относительная простота разбора заключается в том, что задачи, стоящие перед пианистом, рассредоточены – в связи с замедленным темпом, с возможностью направить внимание поочередно на различные элементы текста.
Между тем при чтении с листа все действия, осуществляемые музыкантом, вступают в тесную взаимосвязь, объединяются в сопряженный динамический процесс, протекающий с высокой интенсивностью. Если говорить о характере мышления, то игра с листа требует в основном напряженной синтезирующей деятельности.
Сложность этого процесса подчеркивается во многих работах, посвященных этому вопросу (Ф.Брянская, Т.Камаева, А.Камаев, Т.Смирнова).
Взятый в своей последовательности процесс игры с листа представляет собой весьма сложную цепь действий, которые можно условно представить объединенными в три группы.
Первая группа включает действия, предваряющие собственно игру с листа. Это определение характера, темпа, ладотональности и размера и беглый просмотр текста с целью выявить господствующий тип изложения и ведущий метроритмический рисунок.
Вторая группа действий относится уже непосредственно к чтению и связана с работой зрения и слуха: зрительный охват и мысленная дешифровка ритмической и звуковысотной графики, «опознание» в тексте знакомых элементов, осознание его структурной логики по различным параметрам и построение гипотезы о его ближайшем продолжении. Работа эта осложняется тем, что слух вынужден «обрабатывать» одновременно различные фрагменты текста: и тот, который еще предстоит сыграть, и тот, который исполняется в данный момент; при этом реальное звучание сличается с ожидавшимся (слуховой контроль, или «обратная связь»).
Действия третьей группы состоят в реализации, «озвучивании» воспринимаемого текста. Это сложная координированная деятельность всего двигательного аппарата (рук на клавиатуре и ног на педали).
Даже более простые виды деятельности, включающие значительно меньшее число операций, не могут осуществляться без того, чтобы часть из них не совершалась с известной долей автоматизма.
Когда мы говорим о предугадывании, то имеем в виду не только зрительно-слуховое предвосхищение того, что предстоит прочесть в ближайших тактах, но и заблаговременное представление соответствующих игровых движений.
Итак, чтобы воспроизводить нотный текст, необходимо прежде всего накопить в зрительной, слуховой и моторной памяти достаточный запас «типовых оборотов» фортепианной музыки, усвоить наиболее употребительные аккордовые структуры, типичные модуляционные последования и т.п.
Важно подчеркнуть, что для успешного чтения с листа необходимо овладеть навыками чтения каждой составляющей нотного текста. Здесь необходимо провести параллель с общим музыкальным развитием исполнителя. Чтобы успешно музицировать, необходимо иметь развитый мелодический слух, метроритмическое чувство, темброво-динамический слух, чувство формы, хорошую музыкальную память. (Б.Теплов, В.Мясищев, А.Готсдинер, Л.Бочкарев, Д.Кирнарская). При недостаточно развитой хотя бы одной составляющей процесс обучения музыке существенно тормозится. Каким же образом педагоги выходят из положения? Усиленно развивая более слабые стороны ученика. Та же проблема встает и при формировании навыка чтения нотного текста. Если ученик плохо воспринимает и воспроизводит ритмическую составляющую, либо звуковысотную, или плохо ориентируется в структурном членении музыкального текста, весь процесс чтения разлаживается. Значит, и в этом виде работы необходимо уделять повышенное внимание слабым сторонам ученика – развивать отстающие составляющие комплексного навыка. К сожалению, существующие немногочисленные пособия рассчитаны на среднего ученика, сложность материала в них возрастает таким образом, что не каждый ученик справляется с поставленными задачами.
Цель данной работы – обеспечить необходимым педагогическим репертуаром процесс формирования навыка чтения с листа таким образом, чтобы было возможно усиленно развивать индивидуальные способности ученика. Для этого пособие разделено на три тетради. Первая предназначена для обучения чтению прежде всего ритмической составляющей текста. Звуковысотная сторона тоже присутствует, но максимально облегчена. С теми из учеников, у кого чувство ритма развито недостаточно, работа ведется прежде всего по этому сборнику. Материал второй тетради формирует прежде всего умение воспроизводить мелодическую линию. Третья тетрадь содержит более сложные тексты, требующие умения «видеть» членение музыкальной фразы, ее структуру, а также объединять две мелодические линии.
Если в освоении ритмической структуры нотного текста современные педагоги принципиально не расходятся во мнениях (различаются лишь приемы работы, особенности упрощенной записи и т.д.), то в освоении звуковысотной записи существуют принципиальные различия. Сущность их заключается в том, что одни педагоги сначала учат детей различать в записи абсолютную высоту звука – то есть запоминать, где какой звук пишется (Т. Юдовина Гальперина, А. Артоболевская, Ф.Брянская, Л.Баренбойм), а другие сначала учат различать относительное от других расположение звука (Т.Смирнова). Многолетний опыт моей работы подтвердил целесообразность такого подхода.
Если проанализировать восприятие нотного текста опытным музыкантом, то можно определить, что он видит его «графически», то есть не высчитывает, на какой линеечка находится нота, а видит сразу всю гамму, арпеджио, интервал, аккорд. Такая легкость чтения с листа приходит с годами. Однако опыт показывает, что если учить ребенка видеть нотный текс вперед, анализировать его, «видеть графически», то процесс формирования навыка чтения нот происходит гораздо быстрее и успешнее. Кроме того, такой подход позволяет лучше формировать мелодический слух, так как «предвидение» помогает развивать «предслышание», ускоряет овладение навыком структурного восприятия текста.
После предварительных упражнений по освоению графики (игра звуковысотных цепочек - сначала поступенное движение вверх, вниз и на одной высоте, затем через один звук, а затем и более сложные сочетания) можно приступить к игре по первой и второй тетради данного пособия. Если у ученика возникают трудности с освоением ритмической или звуковысотной стороны музыки, пособие поможет уделить больше внимания развитию более слабых сторон его индивидуальных способностей. По мере развития умения читать текст начинаем работать по третьей тетради, в которую включены примеры, специально предназначенные для развития навыка различать структурные построения – мелодии с повторяющимися мотивами, секвенционным развитием, зеркальным или параллельным движением голосов.
Необходимо отметить и особенности графического оформления текста в пособии. Прежде всего, это альбомная ориентация страницы и крупный нотный текст. Маленькие дети лучше воспринимают крупные символы, кроме того, дети с нарушениями зрения, а также восприятием графики (дислексией) будут испытывать меньше проблем в работе. Свободная часть страницы предназначена для творческих упражнений – досочинения, пересочинения текста, ритмических и мелодических вариантов, а также для рисунков на темы исполняемых произведений.
Двухлетний опыт работы по этому пособию показал эффективность данного подхода к проблеме формирования навыка чтения нотного текста. Кроме того, уделяя должное внимание развитию каждой составляющей индивидуальных музыкальных способностей учащихся, мы тем самым помогаем им легче осваивать данный навык, а более свободное чтение нот повышает интерес детей к музицированию.

























БИБЛИОГРАФИЯ

Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М.,1996.
Баренбойм Л.А. Размышления о музыкальной педагогике. – М., 1969.
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.
Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М., 2005.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1967.
Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993.
Камаева Т., Камаев А. Чтение слиста на уроках фортепиано. – М., 2006.
Каузова А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на фортепиано. – М., 2001.
Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М., 2004.
Леонтьев А.Н. О формировании способностей. Вопросы психологии. – М.: 1980. - №1.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.
Смирнова Т.И. Allegro. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. – М., 1999.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.
Тимакин Е. Навыки разбора и чтения нот в начальный период фортепианного обучения. Как научить играть на рояле. М., 2005.
Г.М. Цыпин Обучение игре на фортепиано. – М., 1984.
Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез. СПб, 1996.





















ПРИЛОЖЕНИЕ

ЧИТАЮ С ЛИСТА

Методическое пособие по чтению с листа
На уроках фортепиано


Автор: Чиркина А.А.
Компьютерное оформление: Чиркина А.А.
Одобрено МО учителей фортепиано МБ НОУ «Гимназия №70»















Г.Новокузнецк 2013
Тетрадь 1





























Тетрадь 2




























Тетрадь 3























13PAGE 15


13PAGE 141315




15