Доклад на тему Приобщение детей к истокам русской культуры


Раннее детство - начало жизни.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
И звучат из поколение в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.
Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Свою работу я начала с приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работу провожу как на занятии, так и в свободное время.
В разные режимные моменты использую фольклорные произведения. Во время умывания - потешку «Водичка-водичка...»;
Во время причесывания - «Расти коса до пояса...»;
Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки...»
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.
- Подбадриваю робкого: «Смелость города берет»
- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»
Кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорю: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»
На прогулках, во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»
Широко использую в своей деятельности загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, учитываю их возраст, ведь тематика для маленьких ограничена их небольшим опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода.
Малышам предлагаю загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос животного, повадки, чем питается), например:«На заборе сидит
«Ку-ка-ре-ку» - кричит.
Или
Под полом таится
Кошки боится.
Или
Маленькая, серенькая,
Живет в норке,
Любит корки.
Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях использую соответствующие загадки, например во время наблюдений:
Весной вырастают,
Осенью опадают.
Большую радость приносят детям игрушки. Познакомила детей с русской народной игрушкой - матрешкой.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, научила детей играть в русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», «Коза-хлопота», «У медведя во бору»;; научила водить хороводы, где дети не только речевые навыки развивают, но и физические.
В играх - драматизациях использую сюжетно-ролевую игру с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей
В группе есть библиотечка книг с русскими народными сказками, потешками, загадками,. В группе отведено место для театральной деятельности. Есть кукольный , настольный, пальчиковый театры, "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь". Так же в группе есть дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери любимую сказку", "Мои любимые сказки", Из какой сказки герой", "Из какой сказки предмет".
Познакомила детей с русскими народными инструментами: гармошка, балалайка, дудка, свистулька.
- показывала открытые мероприятия и праздники;
Проделанная работа дала следующие результаты:
- развитие личности ребенка (улучшение качества речи, развитие мышления, воображения, памяти, двигательной активности, трудолюбия).
- формирование знаний о культуре русского народа.
- воспитание общечеловеческих нравственных ценностей.
- создание музея народно-прикладного искусства.
Таким образом, систематически организованная работа с детьми моей группы по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.
Тема: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Елагина Л.П.