Внеклассное мероприятие по физике викторина «Физический калейдоскоп» ( для обучающихся 7 – х классов)


Внеклассное мероприятие по физике викторина
«Физический калейдоскоп»
( для обучающихся 7 – х классов)
Данное мероприятие позволит учащимся задуматься над теми вещами, которые раньше ускользали от их внимания, увидеть «необычное» в «обычном», познакомиться с некоторыми интересными фактами из жизни учёных-физиков, разгадать кроссворд и даже удивиться. Задания викторины помогут заглянуть за границы предмета, способствуют развитию логического мышления, творчества. 
Цели мероприятия:
Образовательная: формировать умение активизировать и планировать, объяснять физические опыты и явления.
Развивающие: Развитие познавательной деятельности, расширение кругозора; Развитие умения работать в группе; Развитие внимания, мышления учащихся; Развитие интереса к предмету;
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции.
Задачи:
Повторить основные понятия, формулы, физические законы.
 Изучить биографию учёных, познакомиться с их открытиями.
 Проявить самостоятельность, творчество и смекалку при решении физических задач и творческих заданий. 
В проведении викторины принимают участие 2 команды. Остальные учащиеся - болельщики и ассистенты.
Форма: интеллектуальные состязания.
Место проведения: кабинет физики

ХОД ИГРЫ
Науку всё глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой томись. 
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет. 
( Персидский и таджикский поэт. 940-1030 гг.) 
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья!
Ведущий 2. Мы очень рады видеть Вас на нашей игре «Физический калейдоскоп » Сегодня вы будете соревноваться в различных конкурсах, и показывать свои знания. Давайте познакомимся с нашими участниками. ( перечисляют всех участников, которые выстраиваются перед классом).
Ведущий1. А теперь сформируем команды. Когда ребята заходили в класс, каждый выбрал карточку или красного , или зелёного цвета. Участников с красными карточками попросим сесть за 1-ый стол, а – с зелёными за 2-ой стол .Ведущий 2. Команды, придумайте себе названия и  выберите себе капитанов.
Ведущий 1. Окружающий нас мир материален. Материальны все физические тела и вещества, а также частицы, входящие в состав атомов, материален свет, звук, радиоволны, физические поля. Все, что происходит вокруг, очень сильно волнует и интересует всех жителей нашей планеты, и именно поэтому мы решили провести сегодняшнюю игру.
Ведущий 2. А оценивать наши конкурсы будет компетентное жюри в составе:
Ведущий 1. Приступаем к нашим соревнованиям.
Итак, конкурс 1. «Блиц турнир». (Каждая команда за 1 минуту должна ответить на большее число вопросов. Каждый правильный ответ – 2 балла)Вопросы для 1команды: 1. Прибор для измерения сил (динамометр) 2. Прибор для измерения атмосферного давления (барометр) 3. Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная против движения (сила трения) 4. Единица плотности вещества (кг/м3) 5. Линия, вдоль которой движется тело (траектория) 6. На тело, погруженное в жидкость, действует (архимедова сила) 7. Сила, с которой Земля притягивает все тела (сила тяжести) 
8. Сохранение объема и формы — это свойство (твердого тела) 9. Величина, равная отношению пройденного пути ко времени (скорость) 10. Единица массы (кг) 11. Прибор для измерения объёма (мензурка) 12. Единица измерения давления (Па) 13. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел (механическое движение) 14. Сила, которая производит такое же действие как несколько одновременно действующих сил (равнодействующая) 15. В каком рассоле — горячем или холодном быстрее просаливаются огурцы? (в горячем) Вопросы для 2 команды: 1. Прибор для измерения температуры (термометр) 2. Если вещество сохраняет объем, но легко меняет свою форму, то оно находится (в жидком состоянии) 3. Единица измерения механической работы (Дж) 4. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел (инерция) 5. Единица измерения длины (метр) 6. Величина, равная отношению массы тела к его объёму (плотность) 7. Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит равные пути (равномерное) 8. Ядро атома состоит из (протонов и нейтронов) 9. Если плотность тела больше плотности жидкости, то это тело в ней (тонет) 10. Прибор для измерения давлений, больших или меньших атмосферного (манометр) 11. Единица для измерения силы (Н) 12. Величина, характеризующаяся отношением работы ко времени, за которое она была совершена (мощность) 13. На каком явлении основана засолка огурцов? (диффузия) 14. Мельчайшая частица одного вещества (молекула) 15. Смазка является одним из способов уменьшения (силы трения)  (Подведение итогов 1 конкурса. Жюри подсчитывают баллы команд.) Конкурс 2. «Анаграммы». ( рассыпав слово на буквы, сложить из букв каждой группы одно слово, которое имеет отношение к физике, использовать все буквы по одному разу. На выполнение даётся 5 минуты. Каждый правильный ответ – 2 балла)ВЕЛЕТЗОРИ (телевизор)
ТИПОКА ( оптика)
ЛПОНОТЬТС (плотность)
ЖИРУПАН ( пружина)
ТОНФЕЛЕ ( телефон)
ВИТАЦИЯГРА ( гравитация)
ТАБОАР ( работа)
ВСЕ ( вес)
САМАС ( масса)
КАЗИИФ ( физика)
Конкурс 3. «Знакомые буквы».
(на доске написаны буквы - обозначения разных физических величин: плотность, давление, сила, скорость, масса, длина, температура, объём ( ρ, p, F, υ, m, ℓ, t, V). Ваша задача: прослушав пословицы, поговорки, загадки, поставить им в соответствии одну из этих величин.
Если отгадано с первой попытки, то команда зарабатывает 10 баллов. Со второй – 7 баллов, ну , а с третьей – 5 баллов)
Вопрос команде №1 О какой физической величине идет речь?
1.Пеший конному не товарищ;
2.поспешишь - людей насмешишь;
3.тише едешь - дальше будешь.
(Ответ: скорость)
Вопрос команде №2 С какой физической величиной можно связать эти пословицы:
1.не все на свой аршин меряй;
2.семь раз отмерь - один раз отрешь;
3.без меры и лаптя не сплетешь?
(Ответ: длина)
Вопрос команде №1 О какой физической величине речь?
1.Плохи дела, где сила без ума;
2.без уменья и сила не причем;
3.через силу и конь не тянет.
(Ответ: сила)
Вопрос команде №2 Назовите следующую физическую величину.
1.Мал золотник да дорог;
2.своя ноша не тянет;
3.тяжело понесешь - домой не донесешь.
(Ответ: масса)
(Подведение итогов 2 и 3 конкурсов. Жюри подсчитывают баллы команд.) Конкурс 4. «Великие физики». ( по биографии назвать имя великого физика. Отвечать начинают команды по очереди. За правильный ответ – 5 баллов.)1.  Прожил долгую жизнь, родился в Англии, никогда не выезжал из нее.Самому важному сочинению своей жизни он дал заглавие «Математические начала натуральной философии». Это сочинение превратило физику в уникальную область человеческих знаний, методы которой обладают абсолютной универсальностью. Выведенные им законы могут применяться и для описания внутриклеточных процессов, и для движения галактик.
Его три закона создали почву для новой научной практики, получившей название классической науки.Та яблоня, упавшее с которой ему на голову яблоко подтолкнуло его к открытию закона всемирного тяготения, была единственной в его саду в небольшом поместье недалеко от Лондона. .  (Ньютон)
2. Родился на острове Сицилия в городе Сиракузы.Отец его - астроном Фидий был родственником Гиерона, ставшего в 270 г. до н. э. царем города, в котором он жил. Он добился успехов в приложении геометрических построений к задачам механики.До нас дошли не все его сочинения. Его трактаты «О центрах тяжести», «О весах и рычагах», «О равновесии плоских тел», «О плавающих телах» сохранились.О многих его открытиях стало известно благодаря более поздним авторам, в трудах которого описаны его изобретения. Так римский архитектор Витрувий (1 в. до н. э.) в одном из своих сочинений рассказал историю о золотой короне царя Гиерона. Опыт, проделанный нашим героем, показал, что часть золота при создании царской короны была похищена. (Архимед)
3. Польский ученый, создатель труда «О вращении небесных сфер», сформулировал основные положения гелиоцентрической системы мира, согласно которой Солнце находится в центре мироздания. Земля лишь рядовая планета. Земля совершает вращение по орбите вокруг Солнца (годовое вращение), одновременно вращаясь вокруг своей оси (суточное вращение).
Жил во Фромборке в одной из башен крепостной стены, окружавшей собор. Это помещение, где он прожил свыше 30 лет, служило ему обсерваторией, оно сохранилось до настоящего времени.
Ему благодарные потомки водрузили памятник в Кракове, его именем назван университет в Польше. (Коперник)
4. Итальянский физик и астроном. Открыл законы падения тел и качания маятника. Преподавал в университетах Италии, был придворным математиком герцога во Флоренции. Дал ответ на вопрос: «Как будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела?» Он писал: «Когда тело движется по горизонтальной плоскости, не встречая никакого сопротивления движению, то … движение его является равномерным и продолжалось бы бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца».Его принцип относительности механических движений распространился на все физические процессы. Изобретенный им телескоп позволил ему аргументировано выступать в защиту теории Солнечной системы Николая Коперника. За передовые взгляды был подвергнут критике со стороны церкви.Именно он бросал при большом стечении народа с «Падающей башни» в Пизе ядро и пулю, доказывая равенство их скоростей при падении.Эпоху его важных открытий завершили работы Исаака Ньютона. (Галилей)
5. Известный английский физик, который экспериментально обосновал закон сохранения энергии. Он был не первым ученым, предложившим этот принцип, а первым, кто продемонстрировал его обоснованность. Немного позже принцип сохранения энергии, лежащий в основе его работы, положил начало новой научной дисциплине – термодинамике.
Свои первые эксперименты, посвященные исследованиям механической работы, электричества и теплоты, начал в 1837г. Результатом этих исследований стала научная работа под названием «Об образовании теплоты с помощью вольтовского (гальванического) электричества», которую он послал в Лондонское  Королевское Научное Общество, где она тогда не нашла должного отклика.
В 1841 году в результате экспериментов этого ученого  был открыт закон сохранения энергии, позднее названный его именем. (Джоуль)
6. Французский математик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.
Он рано проявил выдающиеся математические способности. Первый математический трактат, "Опыт теории конических сечений", был написан в 1639 (издан в 1640, математический трактат, содержащий одну из основных теорем проективной геометрии ).
В 1641 сконструировал суммирующую машину.
Он положил начало синтетической геометрии, теории вероятностей, теории циклоиды, открыл закон равновесия жидкостей, способ нивелирования при помощи барометра, нашел общий алгоритм для нахождения признаков делимости любого целого числа на любое другое целое число (трактат "О характере делимости чисел"), способ вычисления биномиальных коэффициентов, сформулировал ряд основных положений элементарной теории вероятностей.
 (Паскаль)
7. Советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.  ( Королёв)
8. летчик – испытатель, который 12 апреля 1961 года совершил первый полёт в космос ( Гагарин)
Конкурс 5. «Физика в сказках и пословицах». ( По описанию, дайте правильный ответ. Команда, первой поднявшая руку, даёт ответ. Если ответ неверный отвечает другая команда. Правильный ответ - 3 балла)Имя сказочной героини, связанное с твердым состоянием воды? (снегурочка) 
Частью какого звукового прибора служил для Совы хвост ослика Иа? (колокольчик) 
Единица длинны, которая есть в имени героини одной из сказок Г.Х.Андерсена? (дюйм) 
Прибор, с помощью которого девочка Оля попала в страну, где все имена звучат наоборот. Там она встретила своё отражение -девочку Яло.  (зеркало)
(Подведение итогов 4 и 5 конкурсов. Жюри подсчитывают баллы команд.)Конкурс 6. «Разгадай кроссворд». Разгадав кроссворд, узнайте имя ученого-физика, зашифрованное в столбце.
23812525400
Аппарат для дыхания человека под водой.
Линия, вдоль которой движется тело.
То, что существует независимо от нас.
Модель Земли.
Прибор для измерения глубины.
Прибор для определения сторон света.
Частица, составная часть молекулы.
Измерительный прибор для определения мгновенной скорости движения транспортного средства.
Вода в твердом состоянии.
Русская мера длины, равная трём аршинам или примерно 2,13 м
Ответы: 1. Акваланг, 2. Траектория, 3. Материя, 4. Глобус, 5. Эхолот, 6. Компас,7.Атом, 8. Спидометр, 9. Лед,10. Сажень
Конкурс 7. «Конкурс капитанов». ( Каждый капитан даёт ответ на два вопроса, если он затрудняется, то ему помогает команда, а если и команда не может оказать помощь, то отвечают соперники. Правильный ответ – 5 баллов)Вопросы для капитанов: 1. Ежесуточно Земля прибавляет в массе 400 тонн. За счет чего?  (космической пыли) 2. Какой иностранный термин В.И.Даль предлагает заменить русским словом «колоземица» или «мироколица»? (атмосфера) 3. Для чего дети учат стихотворение «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»?
(чтобы запомнить порядок цветов радуги) 4. Зачем шведские ученые предложили красить рельсы в белый цвет?  ( чтобы отражая солнечные лучи, они слабее нагревались и меньше расширялись, уменьшая опасность аварий) 
(Подведение итогов 2 и 3 игры. Жюри подсчитывают баллы команд.)  Наш конкурс подошёл к концу. Вы со мной согласитесь, что ФИЗИКА — удивительная: она всемогуща и интересна, даже если в ней очень слабо разбираешься. И как гласит арабская мудрость « Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь». 
Большое спасибо за участие и внимание.