Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.Д. Берестов. Новая песенка.
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе «А» 06.04.2015 г.
( предмет) (класс) (дата)
Тема урока: В.Д. Берестов. Новая песенка. Тип урока:
Урок усвоения новых знаний.
Цель урока Воспринимать на слух поэтическое произведение в исполнении учителя, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.
Задачи урока: Образовательные: Раскрывать пути осознания родства человека и природы.
Развивающие: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Воспитательные: Воспитание толерантных чувств.
Планируемые результаты Предметные Осознание значимости чтения для личного развития.
Личностные Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
МетапредметныеКоммуникативные Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания.
Регулятивные Использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные Строить сообщения в письменной форме.
Межпредметные связи литературное чтение – русский язык
Ресурсы урока Презентация по теме урока. Источник: i-fakt.ruФормы урока Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, …
УМК Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Ход урока
Дидактическаяструктура урока, с указанием времени Деятельностьучителя Деятельностьучеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД Метапредметные УУД
1 Организационный этап, 2 мин Эмоциональный настрой на работу.
Слушание стихотворения. Обдумывание идеи стихотворения. Книга – верный,Книга – первый,Книга – лучший друг ребят.Нам никак нельзя без книжки,Нам никак нельзя без книжки! –Все ребята говорят. (З. Бычков) Строить рассуждения в форме связи простых суждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог
2 Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, 8 мин Организовать опрос учащихся в виде тестов на тему «Виды художественной выразительности». Основные литературные понятия. Выполнение тестовой работы. Проверочная работа по литературному чтению.
Фамилия, имя ___________________________________
1. Напиши определения.
Тема произведения –
Идея –
Жанр –
Композиция –
Сюжет –
Герой (литературный) –
Диалог –
Монолог –
Эпизод –
2. Виды художественной выразительности:
Олицетворение –
Метафора –
Сравнение –
Эпитет –
Аллегория –
3. Перечисли жанры художественных произведений. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Осознанно строить речевое высказыва-ние в соответствии с задачами коммуника-ции.
3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 3 мин Предложить определить тему урока. Определение темы урока, постановка учебных задач.
Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста! Прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну, почитай ещё страницу».Не надо звать,Не надо ждать,А можно взятьИ почитать!
- Кому знакомо это стихотворение?
Почти всем!
- Где вы с ним познакомились?
Конечно же, ещё в детском саду.
А может, и родители некоторым читали.
Конечно же, стихи Берестова знакомы вам с самого раннего детства. Почему?
Они коротенькие, легко запоминаются, весёлые, связаны с нашей жизнью. Определять тему и задачи конкретного урока.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
4 Актуализация знаний, 7 мин Провести читательскую разминку.
Развитие навыка чтения. 1. Читательская разминка.
Жизнь коротка и быстротечна, И лишь литература вечна. Поэзия душа и вдохновенье, Для сердца сладкое томленье.
2. Знакомство с жизнью и творчеством автора произведения.
Родился Валентин Берестов в маленьком, тихом городке, в семье учителя. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать.
Книги были с ним с самого раннего детства.
Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор- 8- летний Берестов- был бит своими товарищами по первому классу. Но это не отвратило его от сочинительства. Повзрослевший поэт записывал новые стихи в тетрадь, которая хранилась в тайнике. Было это во время Великой Отечественной войны в 1942 году в г. Ташкенте, где в эвакуации жила семья Берестовых. В годы войны в этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Вообще в жизни Валентину Берестову удивительно везло на счастливые встречи. Здесь, в Ташкенте, он разговаривал с Анной Ахматовой. Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграл Чуковский Корней Иванович, которому 14- летний поэт решился показать свою заветную тетрадь. Корней Иванович помог развиться поэтическому таланту Берестова. Первый сборник стихов Берестова «Отплытие» вышел в 1957году. В это же время выходит книжечка для дошкольников «Про машину». С этого времени книги Валентина Берестова появляются регулярно. Осознание значимости чтения для личного развития. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
5 Первичное усвоение новых знаний,
10 мин Расширить представления детей о многогранности творчества В. Берестова. Знакомство с жизнью и творчеством автора. Творчество В.Д. Берестова многогранно: стихи о любви, о природе, поэтические и познавательные книги об интересных археологических находках, о радостях и буднях кропотливого труда археолога. Археология и поэзия помогли Берестову восстановить порвавшуюся «связь времён», органически слились в его творчестве. Ведь археолог и поэт не могут жить без открытий. А открытия не бывают без удивлений.
А мы идём в горячей мгле
По выжженным местам,
Чтоб реку возвратить земле
И запахи цветам.
Так написал поэт о своей профессии и о своём творчестве. Потому что всякий настоящий поэт «возвращает» свои открытия людям - своим читателям.
Валентин Берестов всем своим творчеством утверждает, что детство – сердцевина, «стержень» человека будущих времён. Поэтому и создаёт он светлые, поэтические произведения в стихах и прозе для совсем маленьких читателей.
Валентин Берестов стал профессиональным литератором. Читатель любого возраста и разнообразных книжных пристрастий найдёт в нём своего автора. В стихах – он лирик и философ. Порой - ироничный собеседник или добрый сказочник. У него есть прозаические сказки, написанные вместе с Т. Александровой, Н. Панченко. Ну, и от человека, родившегося 1 апреля, конечно, ждут шуток, розыгрышей. Один из его сборников так и называется «Улыбка».
А его стихи для малышей полны озорной выдумки. В них баюкают больную машину, а в столовую заходит Дракон! В них игра и сказка, глее возможно всё: Осуществ-лять анализ текста с выделением существен-ных и несущест-венных признаков объектов. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
6 Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации,
10 мин Провести анализ стихотворения. Выявить средства выразительнос-ти, используемых автором. Анализ стихотворения. Выявление средств выразительности, используемых автором. Стр. 135 Раскрывать пути осознания родства человека и природы. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин Стр. 128 – наизусть. Фиксирование д/з в дневниках. - Запишите задание в дневник. Поиск и выделение необходимой информации. Формирование умения контролировать учебные действия в
8 Рефлексия, подведение итогов занятия, 3 мин -Что нового вы сегодня узнали?
-Что было легко? Что было трудно?
-Что вы можете сказать о своей работе на уроке? Анализ своей деятельности. Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудут.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце добрым будет.
Удачи во всех ваших начинаниях! Использовать речь для регуляции своего действия. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии