Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.Д. Берестов. Новая песенка.


Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе «А» 06.04.2015 г.
( предмет) (класс) (дата)
Тема урока: В.Д. Берестов. Новая песенка. Тип урока:
Урок усвоения новых знаний.
Цель урока Воспринимать на слух поэтическое произведение в исполнении учителя, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.
Задачи урока: Образовательные: Раскрывать пути осознания родства человека и природы.
Развивающие: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Воспитательные: Воспитание толерантных чувств.
Планируемые результаты Предметные Осознание значимости чтения для личного развития.
Личностные Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
МетапредметныеКоммуникативные Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания.
Регулятивные Использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные Строить сообщения в письменной форме.
Межпредметные связи литературное чтение – русский язык
Ресурсы урока Презентация по теме урока. Источник: i-fakt.ruФормы урока Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, …
УМК Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Ход урока
Дидактическаяструктура урока, с указанием времени Деятельностьучителя Деятельностьучеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД Метапредметные УУД
1 Организационный этап, 2 мин Эмоциональный настрой на работу.
Слушание стихотворения. Обдумывание идеи стихотворения. Книга – верный,Книга – первый,Книга – лучший друг ребят.Нам никак нельзя без книжки,Нам никак нельзя без книжки! –Все ребята говорят. (З. Бычков) Строить рассуждения в форме связи простых суждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог
2 Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, 8 мин Организовать опрос учащихся в виде тестов на тему «Виды художественной выразительности». Основные литературные понятия. Выполнение тестовой работы. Проверочная работа по литературному чтению.
Фамилия, имя ___________________________________
1. Напиши определения.
Тема произведения –
Идея –
Жанр –
Композиция –
Сюжет –
Герой (литературный) –
Диалог –
Монолог –
Эпизод –
2. Виды художественной выразительности:
Олицетворение –
Метафора –
Сравнение –
Эпитет –
Аллегория –
3. Перечисли жанры художественных произведений. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Осознанно строить речевое высказыва-ние в соответствии с задачами коммуника-ции.
3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 3 мин Предложить определить тему урока. Определение темы урока, постановка учебных задач.
Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста! Прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну, почитай ещё страницу».Не надо звать,Не надо ждать,А можно взятьИ почитать!
- Кому  знакомо  это  стихотворение?
Почти   всем!  
- Где  вы  с  ним  познакомились?
Конечно  же,  ещё  в  детском  саду.
 А  может,  и  родители  некоторым  читали.
Конечно  же,  стихи  Берестова  знакомы  вам  с  самого  раннего детства.  Почему?
Они  коротенькие,  легко  запоминаются,  весёлые,  связаны  с  нашей  жизнью. Определять тему и задачи конкретного урока.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
4 Актуализация знаний, 7 мин Провести читательскую разминку.
Развитие навыка чтения. 1. Читательская разминка.
Жизнь коротка и быстротечна, И лишь литература вечна. Поэзия душа и вдохновенье, Для сердца сладкое томленье.
2. Знакомство с жизнью и творчеством автора произведения.
Родился  Валентин  Берестов  в  маленьком,  тихом  городке,  в  семье  учителя.  Отец  будущего  поэта  сам  писал  в  юности  стихи  и  сыну  сумел  привить  страстную  любовь  к  чтению.  По  признанию  Берестова,  одним  из  величайших  событий  его  жизни  было  то,  что  в  четыре  года  он  научился  читать.
  Книги  были  с  ним  с  самого  раннего  детства.
  Поэтические  способности  у  мальчика  обнаружились  очень  рано.  К  сожалению,  первый  стихотворный  опыт  закончился  грустно.  За дразнилки  на  одноклассников  их  автор- 8- летний  Берестов- был  бит  своими  товарищами  по  первому  классу.  Но  это  не  отвратило  его  от  сочинительства.  Повзрослевший  поэт  записывал  новые  стихи  в  тетрадь,  которая  хранилась  в  тайнике.  Было  это  во  время  Великой  Отечественной  войны  в  1942  году  в  г.  Ташкенте,  где  в  эвакуации  жила  семья  Берестовых.  В  годы  войны  в  этом  городе  оказались  и  многие  знаменитые  литераторы.  Вообще  в  жизни  Валентину  Берестову  удивительно  везло  на  счастливые  встречи.  Здесь,  в  Ташкенте,  он  разговаривал  с  Анной  Ахматовой.  Но  особую  роль  в  литературной  биографии  Берестова  сыграл  Чуковский  Корней  Иванович,  которому  14- летний  поэт  решился  показать  свою  заветную  тетрадь.  Корней  Иванович  помог  развиться  поэтическому  таланту  Берестова.  Первый  сборник  стихов  Берестова  «Отплытие»  вышел  в  1957году.  В  это  же  время  выходит  книжечка  для  дошкольников  «Про  машину».  С  этого  времени  книги  Валентина  Берестова  появляются  регулярно. Осознание значимости чтения для личного развития. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
5 Первичное усвоение новых знаний,
10 мин Расширить представления детей о многогранности творчества В. Берестова. Знакомство с жизнью и творчеством автора. Творчество  В.Д. Берестова  многогранно: стихи  о  любви,  о  природе,  поэтические  и  познавательные  книги  об  интересных  археологических  находках,  о  радостях  и  буднях  кропотливого  труда  археолога.  Археология  и  поэзия  помогли  Берестову  восстановить  порвавшуюся  «связь  времён»,  органически  слились  в  его  творчестве.  Ведь  археолог  и  поэт  не  могут  жить  без  открытий.  А  открытия  не  бывают  без  удивлений.
        А  мы  идём  в  горячей  мгле
         По  выжженным  местам,
         Чтоб  реку  возвратить  земле
          И  запахи  цветам.
 Так  написал  поэт  о  своей  профессии  и  о  своём  творчестве.  Потому  что  всякий  настоящий  поэт  «возвращает»  свои  открытия  людям  -  своим  читателям.
  Валентин  Берестов  всем  своим  творчеством  утверждает,  что  детство – сердцевина,  «стержень» человека  будущих  времён.  Поэтому  и  создаёт  он  светлые,  поэтические  произведения  в  стихах  и  прозе  для  совсем  маленьких  читателей.
     Валентин  Берестов  стал  профессиональным  литератором.  Читатель  любого  возраста  и  разнообразных  книжных  пристрастий  найдёт  в  нём  своего  автора.  В  стихах – он  лирик  и  философ.  Порой  -  ироничный  собеседник  или  добрый  сказочник.  У  него  есть  прозаические  сказки,  написанные  вместе  с  Т.  Александровой,  Н.  Панченко.  Ну,  и  от  человека,  родившегося  1  апреля,  конечно,  ждут  шуток,  розыгрышей.  Один  из  его  сборников  так  и  называется  «Улыбка».
        А  его  стихи  для  малышей  полны  озорной  выдумки.  В  них  баюкают  больную  машину,  а  в  столовую  заходит  Дракон!  В  них  игра  и  сказка,  глее  возможно  всё: Осуществ-лять анализ текста с выделением существен-ных и несущест-венных признаков объектов. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
6 Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации,
10 мин Провести анализ стихотворения. Выявить средства выразительнос-ти, используемых автором. Анализ стихотворения. Выявление средств выразительности, используемых автором. Стр. 135 Раскрывать пути осознания родства человека и природы. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин Стр. 128 – наизусть. Фиксирование д/з в дневниках. - Запишите задание в дневник. Поиск и выделение необходимой информации. Формирование умения контролировать учебные действия в
8 Рефлексия, подведение итогов занятия, 3 мин -Что нового вы сегодня узнали?
-Что было легко? Что было трудно?
-Что вы можете сказать о своей работе на уроке? Анализ своей деятельности. Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудут.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце добрым будет.
Удачи во всех ваших начинаниях! Использовать речь для регуляции своего действия. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии