Конспект урока на тему Апрель, апрель На дворе звенит капель


Урок-обобщение "Апрель, апрель! Звенит капель…"
Цели урока:
помочь учащимся повторить и обобщить знания;
совершенствовать навык чтения целыми словами;
учить выразительному чтению стихотворений, сопоставлять, выделять общее и различное в них;
развивать речевые умения и творческие способности;
воспитывать в детях читательскую культуру;
учить видеть и беречь красоту природы.
Тип урока: урок-обобщение.
Оборудование: буквы с числами, выставка книг на весеннюю тему, П.И.Чайковский «Времена года», репродукции картин о природе весной, фишки, букет весенних цветов.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
– У каждого на столе карточки с буквами, я предлагаю сейчас из букв составить одно слово. И что же у нас получилось, давайте прочитаем по порядку. («Апрель, апрель! Звенит капель…»)– О чём  же мы сегодня будем говорить? (О весне)– Из какого произведения взяты эти слова? (Из стихотворения  «Апрель»)– Кто автор этого стихотворения? (С.Я.Маршак)– Какое слово пропущено в этой фразе? (На дворе)
3. Проверка домашнего задания
– А теперь обратим внимание на репродукции картин. Попробуйте определить к какому времени года посвящена выставка картин и фотографий? (Весне)– Как можно озаглавить? (На дворе весна.)– Художники и фотографы видят весну вот такой, и вы у меня художники.– Давайте же покажем гостям, в чём мы видим красоту весенней природы в стихотворениях поэтов.
(Рисунки детей вывешиваю на доске)
– Ребята, обратите внимание на 2 выстаки: это у художников, а это у поэтов.– В чём они видят красоту весны? (В деревьях, в цветах, в ручьях, в снегах, в пении птиц)
Вывод: и поэт, и художник видят красоту природы по-своему.– Обратите внимание на выставку книг. В этих книжках вы сможете найти и прочитать много красиво сложенных стихотворений о весне. На перемене обязательно прочитайте.
4. Закрепление изученного материала
1) Работа по учебнику. Чтение стихотворения Лунина в паре на стр. 78–79.
2) Чтение вслух « цепочкой».
3) Работа над загадкой с доски.
На земле живут сестрички:У сестричек по косичке;Вот зелёная косичка:Это первая сестричка,Пашет, сеет, поливает,Почкам глазки открывает.
– О чём эта загадка? (О временах года)– С кем автор сравнивает времена года? (Сестричками)– Какой признак весны указывают в загадке? (Зелёная косичка)– Почему весна – косичка зелёная? (На деревьях листья распускаются, травка зеленеет)– Что делает сестричка-весна? (Пашет, сеет, поливает, почкам глазки открывает)
4)
– На уроках литературного чтения мы познакомились с произведениями о весне.– В какой форме все они написаны? (В стихотворной)– На ваш взгляд, чем стихи отличаются от сказок и рассказов? (Стихи читаются легко, так как всё под рифму, есть какой-то определённый ритм, повторения)
5. Физкультминутка
На болоте две лягушки,Две весёлые квакушки.Рано утром умывались,Полотенцем растирались.Ножками топали,Ручками хлопали.Вправо, влево наклонялисьИ обратно возвращались.
5) Работа над сравнениями в стихах
– В своих произведениях авторы используют сравнения. Как вы думаете, для чего, чтобы сделать каким? (Ярким, красочным, богатым, живым, сочным, звонким)– Вспомните, с чем сравнивает Т.Белозёров тающий снег? Подснежник? (Со Снегурочкой, с её слезами)– Как называется это стихотворение? (Подснежники)– Кто желает наизусть рассказать это стихотворение?– А теперь давайте вспомним стихотворение «Ручей». Кто автор этого стихотворения? (И.Токмакова)– С чем сравнивает И.Токмакова весенний ручей? (Скачущим мячиком)– Кто желает выразительно прочитать стихотворение «Ручей»?– Каждый автор в своём произведении вставляет сравнение. У Ирины Токмаковой ручеёк со скачущим мячиком.– С кем сравнивает Е.Трутнева цветущий луг? (Ситцевым платком)– А сейчас вслух выразительно прочитаем стихотворение «Когда это бывает?»– Мы прочитали много стихотворений о весне. Но все они разные. – Стихотворения каких поэтов рассказывают о радостном приходе весны? (И.Токмаковой, Е.Трутневой, Майкова, Маршака)
6. Обобщение изученного– Ребята, сегодня о каком времени года мы говорили? (О весне)– Обратите внимание, вот художники видят весну такую. Писатели, поэты передают весеннее настроение через слова в своих произведениях.– А вот теперь послушайте, как композитор П.И.Чайковский слышит весну. В его музыке постарайтесь услышать звуки весны.– Какой вы представили весну после прослушивания? (Весёлой)– Какие звуки услышали? (Пение птиц, звуки капели, журчание ручья, лёгкий ветерок, пробуждение природы)
7. Подведение итогов
– Что нового узнали на уроке? (Каждый поэт, художник, композитор передают красоту весны по-разному)– Какие стихотворения о весне вам больше всего понравились?– Сегодня мне очень понравились как работали… Но особенно… Все молодцы!
8. Домашнее задание
Поискать загадки о весне.