Доклад Современная ситуация и заказ общества школе


Автор :Акшонова С.В.учитель физикиМБОУ «Рыбновская СШ №3» Принятый стандарт принимает характер конвенционной нормы, когда не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата, но и ученик и родители могут требовать от школы и государства выполнения своих обязательств. В основе стандарта второго поколения лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯЛичностная успешностьСоциальная успешностьПрофессиональная успешность ОБЩЕСТВОБезопасность и здоровьеСвобода и ответственностьСоциальная справедливостьБлагосостояние ГОСУДАРСТВОНациональное единствоБезопасность Развитие человеческого потенциалаКонкурентоспособность Федеральные государственные образовательные стандартывторого поколения Задача ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования Государственный стандарт общего образования призван обеспечивать:равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;единство образовательного пространства в Российской Федерации;академические свободы обучающихся;академическую мобильность обучающихся; право выбора образовательного учреждения;защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования;социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования;основы для расчета нормативов бюджетного финансирования общего образования для разграничения финансируемых из бюджета и платных (для потребителя) образовательных услуг в сфере общего образования, а также для определения условий образовательного процесса в организациях, реализующих государственный стандарт общего образования на основании лицензии. Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта Инновационные функции стандартов Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образованииИнструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидацииИнструмент реализации государственной политики в сфере образования Инновационность содержания стандартов Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования Ориентация на развитие вариативности образованияСистемно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра Воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д. Современное содержание образования не может ограничиваться перечнем требований к предметным знаниям, учениям и навыкам. Оно должно охватить все основные компоненты социализации:Систему духовно-нравственных ценностейСистему научных представлений о природе, обществе и человекеСистему универсальных учебных действий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить?обновлениесредствобучения Ради чегоучить?ценности образования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход становление ученического сообщества,формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитиеличности ребенка на основеучебной деятельности Начальная школа: преобразованиевнешней предметной деятельностиво внутреннюю придание результатам образования социально и личностно значимого характера;более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;существенное повышение мотивации и интереса к учению; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания По мнению авторов системно - деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина), последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Новый Стандарт не отрицает ЗУНовского подхода, просто в него добавлена формула: компетенция — деятельность — компетентность Стандарт образования второго поколения фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности, и требования к этим результатам в различных образовательных областях. Он помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования, так как только в действии порождается знание. В традиционнойсистеме образовательногопроцесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет:поисквыборанализсистематизациюпрезентациюинформацииРефлексию способа деятельности Транслируетинформацию Новое качествообразования Новый образовательныйрезультат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся ФГОС общего образования Новая цель образования Новые средства обучения Новое содержаниеобразования Новые технологииобучения Новые требования к подготовке учителя Новоецелеполаганиедля учителей и обучающихся Тс К структуре основных образовательных программ Тр К результатам Освоения основныхобразовательных программ Ту К условиям реализацииосновныхобразовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов * ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуреООП Требования крезультатамосвоения ООП Требования кусловиямреализации ООП Ожидаемые достижениясистемы образования Организационныеи педагогическиеусловия деятельностисистемы образования Ресурсы: кадры, материальная база,информация,финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как совокупность трех систем требований Требования к структуре основной образовательной программы ТРЕБОВАНИЯ Планируемыерезультаты Программаформиро-ваниякультурыздоровогоибезопасногообразажизни Базисныйучебныйплан Программаформиро-ванияУУД Программадуховно-нравственногоразвития и воспитания Программыпопредметам Программа коррекционнойработы Системаоценки ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение:внутренняя позиция школьника;Самоидентификация;самоуважение и самооценка Смыслообразование:мотивация (учебная, социальная); границы собственногознания и «незнания» Ценностная и морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморально-нравственных норм;способность к решению моральныхпроблем на основе децентрации;оценка своих поступков Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельность Коммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничества Познавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знако-символических средств, общих схем решения;выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие Основы системынаучных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы Основная цель обозначенная в Стандарте образования второго поколения— научить учиться. Возможно реализовать лишь через систему универсальных учебных действий УУД Основа образовательного и воспитательного процесса Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий(формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся). Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Функции УУД включают: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. Универсальный характер УУД проявляется том, что они:носят надпредметный, метапредметный характер;обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности. Овладение универсальными учебными действиями, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Проектная деятельность Оценка компетенций Дифференцированный контроль ЗУН Оценка личностных результатовобучения Применение современных технологий Интеграция Использование ИКТ Достижение новых образовательных результатов Оценка предметных результатов обучения Оценка метапредметных результатов обучения Внутренняя оценка Портфолио ученика Мониторинг эффективности воспитательной и образовательной деятельности школьников Внешний мониторинг Чёткое формирование образовательных задач.Определение оптимального содержания урока.Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний.Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля.Реализация на уроке всех дидактических принципов. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принци­пами развивающего обучения.Организация познавательной деятельности учащихся.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в про­цессе формирования новых знаний и умений.Организованность учащихся.Учёт возрастных особенностей. Урок должен быть эмоциональный.Темы и ритм урока должен быть оптимальным.Полный контакт учителя и учащихся.Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.Смена видов деятельности.Обеспечение активного учения каждого ученика. Температурный режим.Проветривание.Освещение.Предупреждение утомления.Чередование видов деятельности.Физкультминутка.Правильная рабочая поза учащихся.Соответствие роста школьной мебели. Формы контроля и учета достижений обучающихся на уроке физики  Обязательные формы и методы контроля Иные формы учета достижений текущаяаттестация итоговая (полугодовая, год) аттестация урочная деятельность внеурочная деятельность  устный опрос фронтальный опрос письменная самостоятельная работа физический диктанты контрольное работызачетные работы тестирование (подготовка к ЕГЭ) графическая работа написание рефератов (докладов) творческая работа ФЛР физический практикум зачетные работы контрольное тестирование экзамен в форме ЕГЭ  анализ динамики текущей успеваемости участие  в выставках, конкурсах, соревнованияхактивность в проектах и программах внеурочной деятельноститворческий отчет Система оценивания образовательных результатов Особенности системы оценивания Объект оценивания ЗУН, познавательные, регулятивные результаты  Личностные результаты Форма Персонифицированная количественная оценка Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка Средства фиксации результатов оценки Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога) Характеристики обучающихся Способ (поэтапность процедуры) Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера Условия эффективности системы оценивания Систематичность, личностно ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога Оценкапредметныхрезультатов обучения Оценкаметапредметныхрезультатов обучения Оценкаличностныхрезультатов обучения Самоопределение(адекватность оценивания себя) Смыслообразование(мотивация) Морально-этическая ориентация (мотивы, интерес) Мониторинг эффективностивоспитательной и образовательной деятельности школьников Портфолио(личностный прогресс учащегося) Внутренний(оценка выставленная педагогом школы) Результаты образования Внешний(специалистами психологами и педагогами, не работающими в школе) Мониторинг личностного развития(диагностика) НаблюдениеЦеленаправленная фиксация проявлений учащимися действий и качествАнализ выполнения учениками разноуровневых контрольных, тестовых и зачетных работ по физикеАнализ выполнения учениками разноуровневых ФЛРСамооценка через саморефлексию конкретной деятельностиУчастие в проектах, конкурсах, олимпиадахУчастие во внеурочной деятельности АнкетированиеИнтерес к предмету физикаМотивация ученияАдекватность оценивания своих возможностей и способностейДоступность к информации в Интернете и компьютеру ТестированиеИнтеллектуальная лабильностьЦенностные ориентацииСамоопределениеМотивация учения «ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» «ПОРТФОЛИО РАБОТ» «ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» Портфолио - инновационный продукт.