Презентация Формирование ключевых компетенций школьников в процессе обучения математике


Формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе обучения математике Автор: Какоткина С.В.учитель математики Большеданиловского филиала МБОУ «Оборонинская сош»Мордовский р-н. 2015 г. Каковы ориентиры в реформировании российского образования?Каким мы хотим видеть выпускника школы?В чем должны состоять основные результаты обучения? В ответах на эти вопросы все чаще звучат понятия «ключевые компетенции», «компетентностный подход». «Главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и … чья основная компетентность заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей жизни». М. Ноулз Переход к новым образовательным стандартам подразумевает вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.  Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.  Большая роль при этом отводится математике.  Компетенции - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) необходимых для того, чтобы продуктивно действовать в социуме. ( А.В. Хуторской) Предметные Ключевые универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности Формирование ключевых компетентностей – это задача каждого педагога. Формирование предметных компетентностей – это задача учителя-предметника. Ключевые компетенции общекультурнаяучебно – познавательнаякоммуникативнаяинформационнаяценностно – смысловаясоциально – трудоваяличностная Модель формирования ключевых компетенций школьников Целевой компонент Цель: формирование ключевых образовательных компетенций школьника Подход: компетентностный Принципы: выбора, управляемости и целенаправленности, образовательной рефлексии, доверия и поддержки Методы: индуктивно-эвристический, индуктивно-исследовательский, дедуктивно-эвристический, дедуктивно-исследовательский, обобщенно-эвристический, обобщенно-исследовательский Механизм реализации: создание в образовательном процессе ситуаций по формированию ключевых компетенций с помощью используемых форм, приемов и методов деятельности, набора учебных материалов Педагогические условия:Обеспечение становления школьника,  как субъекта учебной деятельности,  с помощью  решения   учебных  задач, исследующих процесс происхождения теоретических понятий, способствующих формированию учебно-познавательноймотивации и обобщенных способов действий. Систематическое вовлечение каждого школьника в образовательный  процесс,  применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, какимобразом и для каких целей эти знания могут быть применены. Содействие развитию рефлексивных умений учащихся Результат: ключевые образовательные компетенции школьника Содержательно-процессуальный компонент Результативный компонент Условия, необходимые для овладения обучающимися ключевыми компетенциями:  Ориентация учебного процесса должна идти на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Увеличение доли самостоятельных работ творческого и поискового, исследовательского и экспериментального характера. Создание условий для приобретения опыта и достижения цели.Усиление практической направленности преподавания предмета.Применение таких технологий преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (технология уровневой дифференциации, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационная технология, проектная технология, технология проблемного обучения, игровые технологии и др.)Обучение технике и способам самостоятельного учения. Учебно-познавательная компетенция - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания. Форма: решение нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов, проведение мини - исследований;решение практико-ориентированных задач с практическим содержанием, ориентирующих обучающихся на математические исследования явлений реального мира. Пример задачи, способствующей формированию учебно-познавательной компетенции Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана. Тарифный план Абонентская плата Плата за 1 минуту разговора 1. Повременный 135 р. в месяц 0,3 р. 2. Комбинированный 255 р. за 450 минут в месяц 0,28 руб. за 1 минуту сверх 450 мин. в месяц. 3. Безлимитный 380 р. 0 р. Абонент выбрал наиболее дешевый тарифный план, исходя из предположения, что общая длительность телефонных разговоров составляет 650 минут в месяц. Какую сумму он должен заплатить за месяц, если общая длительность разговоров в этом месяце действительно будет равна 650 минут? Ответ дайте в рублях. Ценностно-смысловая компетенция – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Форма:обучающиеся формулируют вопросы по изучаемой теме, которые начинаются со слов: "зачем”, "почему”, "как”, "чем”, "о чём”; оценивается самый интересный, при этом ни один из вопросов не остается без ответа;организация самостоятельного изучения отдельных параграфов учебника; задание: пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести... решение логических задач и задач, требующих практической смекалки; решение задач прикладного характера; предметные олимпиады, конкурсы. Длина комнаты 7м 60 см, а ширина 6 м. Сколько рулонов обоев потребуется для оклейки комнаты, если длина рулона 10 м при ширине рулона 50 см.Сколько погонных метров линолеума шириной 2,5 м потребуется для покрытия пола длиной 5 м и шириной 8 м?Вы затеяли ремонт в квартире. Сколько олифы и сухих смесей необходимо закупить для приготовления 5 кг замазки, если из 500 г олифы и 1500 г сухих смесей получается 2кг замазки.?В семенах сои содержится 20% масла. Сколько масла содержится в 700 кг сои? Что вы слышали о полезности сои организму человека? Найдите ответ в дополнительной литературе.Самое соленое из всех морей земного шара Мертвое море содержит до 300г соли на 1кг воды. Выясни, сколько граммов соли содержится в 200г морской воды. Узнай о пользе морской воды для здоровья человека.Скороспелый сорт комнатных помидор дает первые спелые плоды на 96 день после посева. Когда необходимо посеять помидора чтобы первые плоды созрели к 31 декабря?  Пример задач, способствующих формированию ценностно - смысловой компетенции Общекультурная компетенция - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени. Форма: решение задач с информационно – познавательной, исторической, экологической, здоровьесберегающей  направленностью;групповая или самостоятельная индивидуальная работа с символическим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический, а также переводить модель, заданную одним способом, в иную модель;составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов;написание сказок, фантастических историй, рассказов на заданные темы;задачи, в условии которых умышленно пропущены числа. Предлагается выбрать из записанных на доске чисел те, которыми могла быть выражена данная величина (скорость, цена, масса). Пример задач, способствующих формированию общекультурной компетенции Площадь поверхности Плутона - одной из Планет Солнечной системы – равна 17,95 млн. кв.км. Как эта величина записывается в стандартном виде?Расстояние от Солнца до Нептуна свет проходит примерно за 252, 95 минуты. Найдите приблизительно расстояние от Солнца до Нептуна. Ответ округлите до миллионов км. Скорость света 300000км/с. Информационная Формы: решение задач, содержащих информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках, рисунках и т.д.);использование задач прикладного характера, вследствие чего у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливается жизненный опыт;работа с учебником (самостоятельное изучение новой темы);доклады, сообщения обучающихся, сопровождающиеся презентацией, рисунками, моделями, таблицами и т.д. - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Пример задач, способствующих формированию информационной компетенции Ученый Комаров выезжает из Москвы на конференцию в Снкт-Петербург. Работа конференции начинается в 8:30. В таблице дано расписание ночных поездов из Москвы в Санкт-Петербург. Номер поезда Отправление из Москвы Прибытие в Санкт-Петербург 032АВ 22:50 05:48 026А 23:00 06:30 002А 23:55 07:55 004А 23:59 08:00 Путь от вокзала до университета занимает полтора часа. Укажите номер самого позднего (по времени отправления) из московских поездов, которые подходят для ученого Комарова. Коммуникативная Форма:использование различных коллективных приёмов работы, таких как: дискуссия, работа в группах, парах ( рассказать правило, определение, выслушать ответ, обсудить решение задачи),сюжетно-ролевая игра,использование математических софизмов,уроки-семинары, уроки-конференции, устные зачеты, устное решение задач и примеров с подробным объяснением, ответ у доски вслух и с комментариями своих действий и др.   - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д. Социально-трудовая Формы: решение задач геометрического содержания; расчёт стоимости товара и т.д.устный счет (развивая вычислительные навыки, можно добиться, что у учеников не будет проблем при подсчете сдачи при покупке товара, при определении количества бензина, необходимого для поездки и т.д. ) - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. Пример задач, способствующих формированию социально-трудовой компетенции Стоимость проезда в электричке составляет 249 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50 %. Сколько рублей будет стоить проезд для 2 взрослых и 3 школьников?Плата за телефон составляет 310 рублей в месяц. В следующем году она увеличится на 13 %. Сколько рублей придется платить за телефон в следующем году?Площадь земель крестьянского хозяйства, отведенная под посадку сельскохозяйственных культур, составляет 24 гектара и распределена между зерновыми овощными культурами в отношении 5:3. Сколько гектаров занимают овощные культуры? Личностная (самосовершенствование) Формы:самостоятельное изучение нового материала по заранее разработанному учителем алгоритму; составление задач по заданному условию;подготовка докладов по новому материалу;подготовка наглядностей и презентаций к урокам; - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. дифференцированные задания, представленные тремя уровнями: на оценку “удовлетворительно”, “хорошо”, “отлично”. Выбор уровня должен обязательно осуществляться самим учеником. Технологии формирования компетенций Задание на опознание, содержание одну мыслительную операцию, выбор альтернативы «да» или «нет» Технологии формирования компетенций Задание на различение – содержат в себе «помехи», создаваемые наличием вариантов ответов, один из которых верный Технологии формирования компетенций Задание на соотнесение – предполагает разделение фактов или явлений на группы по определенному признаку Технологии формирования компетенций Задание на воспроизведение фактов, чисел, названий, требующее от ученика точного их воспроизведения Технологии формирования компетенций Задание на воспроизведение правил, понятий, теорем, выводов, что требует от ученика большего объема воспроизведения Технологии формирования компетенций Задание на описание процессов и способов деятельности Ключевые компетенции - это компетенции широкого спектра использования. “Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно - ориентированный подход в обучении, который предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих и в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.