Программа деятельности музеяИстокиМБОУ СОШ №3 с Арзгир Арзгирского района Ставропольского края (2012-2017гг)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 с.Арзгир
Арзгирского района Ставропольского края
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №3
с. Арзгир
__________/Лахно И.Н./
Приказ №192 от29.08.2012г.
Согласованно:
Зам. директора по УВР
МБОУ СОШ №3
с. Арзгир
_________/А.Н.Жила./
29.08.2012 г.
Согласованно:
Руководитель МО
Л.В. Загоруйкопротокол № 1
от 27.082012г
Программа деятельности
музея «Истоки»
Составитель:
Коновалова С.В., высшая
квалификационная категория,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №3.
с. Арзгир, ул. Горького, 31А
2012-2013 учебный год.
Народ, незнающий своего прошлого,
Не имеет права на будущее.
А.С. Пушкин.
Пояснительная записка.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.
Цели программы:
Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа, села, школы.
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.
Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну. Основные задачи:
1. Изучить историю возникновения и развития средней школы№3
2. Исследовать школьные традиции прошлого.
3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.
4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
6. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили свои край, район, село.
7. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.
8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
Обоснование значимости программы.
Наша школа имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они учителя и выпускники прошлых лет? А в нашей школе есть о ком рассказывать: Герой России Козлов ОА, воин-интернационалист Закалюка А, ветераны-участники Великой Отечественной войны, не менее интересны судьбы и просто учителей, директоров, выпускников, ведь для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Более половины педагогического коллектива – учителя – выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, селе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, села, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".
Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Образовательное пространство:
Школьный музей взаимодействует с музеями села, кабинетом истории, районной администрацией, с краевым архивом, библиотекой, интернет ресурсами и др.школьными музеями.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Профиль школьного музея.
Профиль деятельности музея, обусловленный его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и дисциплинами, с различными видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев.
Краеведческий музей «Истоки» школы №3 существует с 1995 года. Руководит музеем 10 лет – С.В. Коновалова учитель истории высшей категории. Организован музей в здании школы №3 и занимает площадь 192 кв.м. В музее насчитывается 2020 единиц хранения, 90% подлинники. Музей паспортизирован, создана Программа деятельности, ведется инвентарная книга.
В музее Боевой Славы собран материал по истории Гражданской и Великой Отечественной войн (1 комната). В комнате №2 и вестибюле школы развернуты экспозиции по истории села, колхозного движения, истории школы.
В экспозиции «История Арзгира» есть схема маршрутов переселения жителей южных губерний России на Северный Кавказ, материал о делении населения Арзгира на казачьи сотни, историческая справка о заселении территории.
В основном фонде имеются предметы культуры и быта крестьян, проживающих в Арзгире в Х1Х – ХХ вв : рубели, утюги, веретена, прялки, детали ткацкого станка, коллекция кувшинов и макитр разной формы и объема, иконы, вышивка, корзины, ярмо коровье и многое другое, имеется также богатый пристендовый материал.
В музее работает лекторская группа, создан актив музея и Совет музея. Приобретаются навыки поисково – исследовательской работы, экскурсионные навыки. Активисты музея изучают архивные материалы, заметки из районной газеты «Заря», другие периодические издания, записывают воспоминания ветеранов войны и труда. Ежегодно принимаем участие в районном слете «Движение Отечество» с творческими работами, выставками экскурсиями. Они посвящены нашим землякам. Одна из них «Чем дальше мы уходим от войны» Небыкова П. заняла 111 место в крае. Работа была посвящена участнику битвы за Кавказ – В.Д. Пономаренко,
чье имя сейчас носит музей истории села Арзгир. В честь 60-летия Победы
в музее была проделана большая работа – произведена инвентаризация, паспортизация, музей боролся за то, чтобы ему было присвоено звание «Народный музей»; оформлены новые уголки, собран материал о ветеранах, оставшихся в живых.
По традиции в сентябре – октябре – январе проводится цикл экскурсий по истории села. В течение всего года – по истории Великой Отечественной войны; организуются встречи с ветеранами войны и труда, посещение их на дому.
Ежегодно ко Дню Победы проводится традиционный урок мужества – живой урок истории – большое общешкольное мероприятие, где самые главные гости – ветераны. Их воспоминания перемежаются с концертом, чаепитием.
Музеем ведется просветительская работа: нас приглашают с беседами на классы часы, родительские собрания, конференции. Во время проведения районного мероприятия по ПДД лекторы рассказывали обо всем, что интересовало участников Слета. Гости из других школ края оставили свои впечатления о нашем музее в Книге Отзывов.
В музее постоянно ведется работа над пополнением его фондов, обновлению разделов экспозиции. В школе стало традицией: выпускники школ дарят альбом на память школе.
Проблемы музея связаны с ремонтом крыши по перекрытию новым шифером. Экспонаты портятся от сырости после дождей и таяния снега. Большая проблема как обеспечить сохранность фондов музея. В целом экспонаты защищены от солнечного света, т.к. отсутствуют окна.
Основные направления деятельности школьного музея:
1. История школы №3;
2. История Великой Отечественной войны в судьбе села, школы, учителей, выпускников;
3. «История в лицах…» (истории выпускников, оставивших свой след в истории);
4. История пионерской и комсомольской организации школы.
Принципы работы школьного музея.
Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;
Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;
Основные виды деятельности школьного музея:
1. Поисковая деятельность.
2. Исследовательская деятельность учащихся.
3. Экскурсионно – просветительская деятельность.
4. Оформительская деятельность.
5. Методическая работа.
Организация поисковой деятельности:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города;
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, родного края;
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;
- Проведение экскурсионной работы в музее.
Исследовательская деятельность
Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне района, края.
Оформительская деятельность:
- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;
- создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).
Экскурсионно-просветительская деятельность:
- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;
- организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;
- участие в районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
- сотрудничество с районной газетой;
Методическая деятельность
- выступления на РМО и районных педагогических советах руководителя краеведческой работы;
- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;
- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;
- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;
- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.. Руководство работой школьного музея.
Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся 5-11 классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее, программой деятельности музея и ежегодным планом работы.
Сроки действия программы. Программа рассчитана на 5 лет. (2012-1016 гг.)
Участники программы. Совет школьного музея, учащиеся школы 5-11 классов классные руководители.
Рабочий план реализации Программы.
№ Направление деятельности Сроки исполнения
1. Организационная работа.
- Разработка нормативной базы музея: Положения о школьном музее, провести инвентаризацию и оформить паспорт музея;- Приобретение необходимого оборудования: фотоаппарата или кинокамеры, магнитофона или диктофона, компьютера, принтера, сканера, фотоальбомов, бумаги, папок и т.п.- Составление и утверждение календарного плана работы музея.
-Создание или обновление состава Совета музея. С 2012 г.
Ежегодно
2. Работа с фондами школьного музея.
- Инвентаризация имеющихся музейных предметов.- Систематизация музейных предметов по разделам и темам.
- Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение
- Обработать воспоминания участников и об участниках Великой Отечественной войны и продолжить создание Книги памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!»
- Создание архива музея в электронном варианте;- Создание картотеки музейных предметов. 20112-2013г.
С 2012г. Постоянно.
2012г.
С 2012г
С 2012г
3. Поисковая работа.
- Работа в районном архиве.
- Работа в районной библиотеке.
- Работа в районном отделе ЗАГС.
- Работа с документами в районной и сельской администрации
Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка.
- Поиск материалов и документов об учителях и директорах погибших в годы Великой Отечественной войны.
- Поиск бывших учителей, выпускников школы, переписка с ними.
- встреча с ветеранами Вов, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране. Ежегодно
4. Оформление экспозиций и разделов музея.
1. Летопись Великой Отечественной войны…
- «Герои Советского Союза – наши земляки»
- Герои Великой Отечественной войны»
- «Участники трёх войн» - о ветеранах войны ….
- Книга памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!»
- 2. История школы:
- «Школа в годы войны»
«История школы в 50е годы»
- «История школы в 60е годы»
- «История школы в 70е годы»
- Альбомы по истории школы
- Летопись школы: праздники и будни.
3. История в лицах… (это учителя, ученики)
«Герои нашего времени»
- Выпускники школы.
- Выпускники школы
- Классные летописи
4. История пионерской и комсомольской организации школы:
- пионерская организация в 60 – 70е годы
- комсомол в истории школы- (самое начало) 2012-2016уч.г.
Ежегодно
2012 -2014
2012-2013
2013-2014
2012-2013
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
2013-2014
2014-2015
2013-2016
Ежегодно
С 2012
2012-2013
2014-2016
5. Просветительская работа.
1. Проведение экскурсий и бесед по темам:
- История школы
- Летопись Великой Отечественной войны
- Воины - интернационалисты
2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях:
- Неделя памяти Героев Советского Союза ,- арзгирские чтения,
- Вечер встречи выпускников,
- День согласия и примирения,
- День Конституции,
- День воина – интернационалиста,
- День Победы,
- Акция «Подарок солдату»,
- Вечер «За честь школы»,
- Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда и войны
- научно-практическая конференция, краеведческая олимпиада «Мир через культуру»
- краеведческие форумы, конкурсы экскурсоводов
- конкурсы исследовательских работ
3. Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам школьного музея.
4. сотрудничество со школьными музеями школ района и города Белозерска.
Ежегодно
По заявкам
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
2012-2013г
6. Исследовательская деятельность учащихся.
Подготовка и написание докладов и рефератов по темам:
- История школы в годы Великой Отечественной войны
- Летопись Великой Отечественной.
- Великая отечественная война в истории моей семьи
- «Герои нашего времени»
История школьного музея
История пионерской организации 60-70е годы
История комсомольской организации (самое начало) 2012-2013
20012-2013
2012-2013
2020-2013
2013- 2014
2011-2012
Переписка музея:
с выпускниками школы, членами, краеведческого кружка, активистами комсомольской и пионерской организации школы. По мере необходимости.
7. Методическая работа. Создание методических рекомендаций:
- Примерное тематическое планирование использования местного краеведческого материала
- Тематическое планирование элективного курса.
- Тематика классных часов по материалам школьного музея.
Выступление на РМО «Исследовательская деятельность учащихся».
Создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея:
- «Никто не забыт, ничто не забыто!»
- «Жизнь пройти не поле перейти…»
- «Счастье себя стране отдать»
- И не помнить об этом нельзя»
- история Школьного музея
- История школы
- история в лицах :, , Козлов ОА, Закалюка А и т.д. (по мере поступления материала)
Создание буклетов-брошюр по экспозициям школьного музея.
Создание видео-экскурсий по экспозициям музея 2010
2010
Обновление ежегодно
Ежегодно
Ежегодно с 2009г.
Ежегодно с 2012г
Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, овладевают необходимыми туристическими навыками, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, села, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.
Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения.. Оценка результатов.
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться
уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности; результатами участия в краеведческих конкурсах, конкурсах исследовательских работ.
Директор школы Лахно И.Н.