Авторское учебно – методического электронное пособие «От действия к мысли» в контексте задач формирования универсальных учебных действий»

Авторское учебно – методического электронное пособие «От действия к мысли»
в контексте задач формирования универсальных учебных действий»
Авторы - учителя начальной школы ГБОУ Лицей № 101:
Елена Ивановна Гусева
Алла Анатольевна Воронова
Инна Геннадьевна Стеценко
Елена Владимировна Мартынова
Реалии современной жизни таковы, что родители детей отдают в школы, где лучше готовят к ЕГЭ, а не туда, где их развивают. Цена школы сегодня – результативность выпускников, в то время как первая задача школы - удовлетворение потребности детей в развитии и самопознании. И первым делом школа должна помочь ребёнку найти свой интерес в образовании.
В рамках лицейской образовательной программы начальной школы «Школа 2100» разработана Концепция развития универсальных учебных действий на основе системно – деятельностного подхода. Эта Концепция стала основной для разработки учебных планов, учебно– методических материалов и пособий в системе начального образования. Так же Концепция стала основой создания авторского учебно–методического электронного пособия «От действия к мысли». Цель пособия - актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения. Отсюда вытекают следующие учебные и дидактические задачи:
- мотивировать учащихся к изучению слов с труднопроверяемыми и непроверяемыми написаниями
- разнообразить виды деятельности учащихся;
- расширять словарный запас учащихся;
- работать над лексическим значением слов;
- развивать зрительную память, активизировать внимание, мышление, речь.
Обращение к системному применению электронного пособия на уроках в начальной школе помогает сделать процесс обучения более современным, приближенным к интересам и стилистике жизни преобладающего большинства учащихся, для которых компьютер в семье ее неотъемлемая составляющая.
Особенности информационного общества предполагают переосмысление места и роли учителя, его функций. Учитель все реже выступает как основной источник учебной информации и материала и все более как организатор коммуникаций, деятельности, во многом определяющей развитие личности учащихся. Именно коммуникация, взаимодействие «учитель - компьютер – ученик» лежит в основе разработанной авторской системы применения электронного пособия на уроках обучения грамоте (1 класс), русского языка и литературного чтения (1 – 4 класс).
Содержание электронного учебно-методического пособия является, в какой-то степени, ответом на требования ФГОС - дать школьникам не только знания по основам наук, передать социальный опыт, но и формировать универсальные учебные действия учащихся начальной школы для успешной интеграции их в современном информационном обществе.
Электронное пособие включает несколько кейсов:
иллюстративный материал к Букварю Бунеевых;
слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями с 1 по 4 класс;
синонимы, антонимы;
слова, употребляемые в нескольких значениях

Использование электронного пособия на примере обучения грамоте, русского языка и литературного чтения помогает учащимся:
проверить свои знания и умения;
формировать алгоритм логических операций и познавательных действий;
развивать зрительную память, критическое, образное мышление, самостоятельность, готовность к коммуникации;
правильно работать с информацией;
развивать интерес к изучаемому материалу.
Использование электронного пособия упрощает деятельность педагога, т.к. его можно использовать на различных этапах урока:
при проверке выполнения домашнего задания;
при объяснении нового материала;
при закреплении пройденного материала;
для контроля знаний учащихся.
Авторское электронное пособие формирует активное отношение обучающихся к процессу учения, облегчает учебный труд учащихся, делает его продуктивным и увлекательным.
Пособие предлагает не случайный набор информации по обозначенной проблеме, а обучающий инструментарий, структурированный, систематизированный, готовый к применению. Учебный материал распределён по классам, по темам. В учебном пособии представлены различные виды работ:
Работа над словарём (1,2,3,4 класс):
знакомство со словами из словаря;
картинный словарный диктант (изучение, контроль);
зрительный диктант с пропущенной орфограммой;
самоконтроль, самопроверка, взаимопроверка;
классификация слов по различным признакам (по родам, по частям речи, по склонениям).
Многозначные слова:
работа над лексическим значением слов на уроках обучения грамоте;
выборочное чтение, составление словосочетаний, предложений;
проведение звукобуквенного анализа;
морфологический разбор (разбор слов по составу).
Антонимы, синонимы:
подбор слов близких и противоположных по значению;
замена слов в тексте на синонимы (при написании сочинений);
составление синонимических рядов;
Задача учителя состоит в том, чтобы определить на каком учебном материале (разделы, темы и т. д.) формировать и совершенствовать умения, навыки, учебные способы действий, выбрать методы и технологии, которые обеспечат достижение запланированных результатов.
Электронное пособие можно использовать не только на уроках, но и в домашних условиях: родители смогут объективно и самостоятельно оценить уровень знаний своего ребёнка, подготовить его к проведению самостоятельных и контрольных работ.
Отдельные элементы пособия могут использоваться в 5-х классах для диагностики знаний учащихся, переходящих с начальной ступени обучения в основную школу.
При разработке электронного пособия учитывались психолого-педагогические особенности младших школьников: задания сопровождаются наглядностью, предлагаются занимательные материалы, которые расширяют и углубляют предметные знания, развивают учебно-логические умения, критичное и абстрактное мышление, сообразительность, языковое чутье.
Второй год мы работаем с этим пособием. Увидели первые положительные результаты, такие как:
Для ученика:
повышение мотивации, интереса детей к изучаемым предметам;
Для учителя:
экономия времени урока за счет повышения его плотности;
облегчение деятельности педагога, т.к. его можно использовать на различных этапах урока:
совершенствование и развитие навыков работы с компьютером;
появление возможности тиражировать свой опыт в лицее, районе, городе через семинары, конференции и публикации, мастер-классе.
Работа по созданию электронного пособия и его использование в практической деятельности изменило наше профессиональное мышление. Появилась потребность в инновационной деятельности, расширилась сфера сотрудничества с коллегами своего лицея и других общеобразовательных учреждений. Совершенствовались навыки работы ИКТ, в том числе и с интерактивной доской.
В ноябре 2012 года электронное пособие было представлено на 9 научно-практической конференции во второй петербургской гимназии в рамках Ассоциации гимназий. В феврале 2013 года – на международной практической конференции в Нарве (Эстония). Наше пособие вызвало интерес не только у учителей начальной, но и основной школы.
В марта 2013 года был проведен районный мастер-класс (см.приложение 1) с целью практического использования и апробация его в образовательных учреждениях Выборгского района. Из результатов анкетирования участников мастер-класса (учителя начальных классов, учителя-предметники 5 классов, родители учащихся, воспитатели дошкольного образования) (см.приложение 2) следует:
100 % слушателей не сожалеют о потраченном времени;
95 % - узнали много полезного;
95 % - понравился кейс «Иллюстративный материал к Букварю Бунеевых»;
95 % - кейс «Синонимы, антонимы, слова, употребляемые в нескольких значениях»;
100 % учителей хотели бы использовать данное или аналогичное (по своему УМК) пособие в своей работе;
100 % слушателей отметили хорошую организацию и форму проведения мастер-класса.
у 30 % слушателей остались вопросы, сомнения;
Данная позитивная оценка нашей деятельности вдохновило авторов пособия к разработке методических рекомендаций по его реализации в практической деятельности.

Литература.
«Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе оценки качества образования» РЦОК, 2007 г
Образовательная программа «Школа 2100» начальной школы ГБОУ Лицея № 101;
Устав ГБОУ Лицея № 101 Выборгского района СПБ.
Л.С. Подымова «Подготовка учителя к инновационной деятельности» Москва, 2001 г;
«Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы « Волгоград, 2000 г.;
А.С.Сиденко «Метод проектов: история и практика применения»
«Завуч» 2003 г, № 6, с.96-112;
Т.А.Новикова «Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности» «Народное образование», 2005 г, № 7;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»;
М. П. Калинина «Универсальные учебные действия школьников». ООО Арсей, СПб, 2012 г;
Т.Н.Беркалиев, Е.С.Заир-Бек, А.П.Тряпицына «Инновация и качество школьного образования» Научно-методическое пособие. Каро, СПб, 2007 г.
Т.П.Ланоценина, Е.Е.Алимова, Л.М.Оганезова «Современный урок. Инновационные уроки» Учитель, Ростов, 2008 г








Приложение 1.
Районного мастер-класса.
Тема: «Технологии внедрения авторского учебно-методического электронного пособия «От действия к мысли»
Разработчики мастер-класса: учителя начальной школы ГБОУ Лицей № 101 А.А.Воронова, Е.И.Гусева, С.Н.Капленко, Е.В.Мартынова, И.Г.Стеценко.
Цель: познакомить с технологиями внедрения авторского учебно-методического электронного пособия «От действия к мысли» в рамках районного конкурса «Презентация педагогических идей и проектов»
Место проведения: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Время: март 2013 г 15.00
Участники мастер-класса: учителя начальных классов ОУ, воспитатели ГБДОУ Выборгского района, учителя русского языка и литературы, родители учащихся 3-х классов ГБОУ Лицей № 101.
Техническое оснащение: мультимедийный проектор; компьютеры;
Методическое оснащение: учебник «Букварь» 1 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина; учебник «Литературное чтение» 3 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева; картинный словарь; дидактические материалы.
План проведения мастер-класса:
Вступительное слово директора ГБОУ Лицей № 101 И.С.Шевченко. (3 мин)
2. Презентация учебно-методического электронного пособия «От действия к мысли» Е.И.Гусева – учитель начальных классов, зам.директора по УВР. (10 мин)
«Иллюстративный материал к Букварю Бунеевых».
И.Г.Стеценко – учитель начальных классов. (10 мин)
«Синонимы, антонимы, слова, употребляемые в нескольких значениях» Е.В.Мартынова – учитель начальных классов (7 мин)
«Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями с 1 по 4 классы» А.А.Воронова – учитель начальных классов. (10 мин)
Практическая работа участников мастер-класса по созданию презентации. (10 мин)
Подведение итогов работы. (5 мин)
Рефлексия. (5 мин)

Содержание мастер-класса.
Вступительное слово директора И.С.Шевченко.
Приветствие участников мастер-класса. Краткая информация о Лицее. Представление творческой группы.
2. Презентация учебно-методического электронного пособия «От действия к мысли» Е.И.Гусева – учитель начальных классов, зам.директора по УВР начальной школы.
Уважаемые коллеги!
Главная цель сегодняшнего мастер-класса - представить вам технологии внедрения нашего авторского учебно-методического электронного пособия «От действия к мысли», которое явилось продуктом реализации проекта «Моделирование информационного образовательного ресурса как инструмента повышения качества обучения в начальной школе в рамках реализации ФГОС».
Уже много лет в нашем лицее реализуется образовательная система «Школа 2100». В процессе ее реализации были проанализированы трудности, с которыми сталкиваются учителя и учащихся по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению. В учебниках, и даже в Букваре 1 класса, много непонятных слов, детям сложно запомнить написание слов с непроверяемым и труднопроверяемым написанием, учащиеся плохо излагают свои мысли, т.к. небольшой словарный запас. С этими трудностями учителя сталкиваются не только в системе «Школа 2100», но и в любой другой образовательной системе начальной школы.
С целью преодоления этих трудностей у нас появилась идея – создать такое пособие, которое поможет детям познать слово и подружиться с ним. Чтобы это пособие могли использовать не только учителя начальных классов, но и воспитатели дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования, а так же родители в домашних условиях.
Сейчас все школы оснащены средствами ИКТ, и наш лицей не исключение, поэтому появилось решение создать пособие в электронном виде.
Наша идея воплотилась в проект. Он рассчитан на 5 лет. Состоит из 4 этапов. Организационный этап - выявление участников для разработки и реализации проекта, определение цели, задач;
Технологический этап - создание электронного пособия, которое постоянно пополняется, дорабатывается;
Внедренческий этап - апробируем свое пособие, используем его на уроках; Аналитико-обобщающий этап – анализ информации, подготовка локальных актов по внедрению проекта, доведение информации до педагогического коллектива.
В данный момент мы находимся на внедренческом этапе, идет апробация, коррекция пособия.
Главная цель пособия – актуализировать познавательную деятельность учащихся на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения. Отсюда вытекают следующие задачи:
- мотивировать учащихся к изучению слов с труднопроверяемыми и непроверяемыми написаниями;
- разнообразить виды деятельности учащихся;
- расширять словарный запас учащихся;
- работать над лексическим значением слов;
- развивать зрительную память, внимание, мышление, речь.
 Электронное пособие включает несколько кейсов:
иллюстративный материал к Букварю Бунеевых;
слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями с 1 по 4 класс;
синонимы, антонимы;
слова, употребляемые в нескольких значениях.

Можно создать еще кейсы по математике, окружающему миру или по другим предметам. С этими кейсами очень удобно работать: их можно пополнять (что мы и делаем), или что-то убирать.
Второй год мы работаем с этим пособием. Увидели первые положительные результаты, такие как:
Для ученика - это:
повышение мотивации, интерес детей к изучаемым предметам;
Для учителя – это:
экономия времени урока за счет повышения его плотности;
облегчение деятельности педагога, т.к. его можно использовать на различных этапах урока:
развитие навыков работы с компьютером;
появилась возможность тиражировать свой опыт в лицее, районе, городе через семинары, конференции, публикации, мастер-классы.
Так, в ноябре 2012 года электронное пособие представили на 9 научно-практической конференции во второй петербургской гимназии в рамках Ассоциации гимназий, в феврале 2013 года – на международной практической конференции в Нарве, Эстония. Наше пособие вызвало интерес не только у учителей начальной, но и основной школы.
В настоящий момент мы разрабатываем методические рекомендации к применению пособия в комплекте с диском.
Сегодня мы впервые апробируем пособие на мастер-классе, где вы, уважаемые коллеги, будете в роли ученика, учителя, а так же и в роли эксперта нашего пособия.
3. «Иллюстративный материал к Букварю Бунеевых»
И.Г.Стеценко – учитель начальных классов.
Я представлю кейс, посвященный работе со словами из Букваря Бунеевых (ОС «Школа 2100»).
Предлагаю вам побыть в роли учеников. Перед вами карточки с заданиями. Нам нужно распределить слова по смысловым группам.
Прочитайте термины
Распределите их по смысловым группам
шпангоут

килектор

камбио

гиперосмия


адэндум

карлингс

кахексия

крампи





















- Удается ли выполнить задание? Если возникают затруднения, пожалуйста, озвучьте их. Сформулируйте проблему.
(Не знаем значения этих слов, поэтому не можем распределить их на группы по лексическому значению)
- Предлагаю воспользоваться справочным материалом, в котором содержатся выдержки из словарей терминов.
Толкование терминов
АДЭНДУМ – лист бумаги, скрепленный с акцией либо векселем, на котором ее держатель расписывается в случае передачи этой ценной бумаги другому лицу.
ГИПЕРОСМИЯ – болезненное обострение обоняния при некоторых заболеваниях центральной нервной системы (неврозы, опухоли головного мозга и т.д.).
КАМБИО – заемное письмо, вексель.
КАРЛИНГС – продольная подпалубная балка, обеспечивающая вместе с бимсами необходимую жёсткость палубы и корпуса корабля.
КАХЕКСИЯ – (cachexia; греч., kakos плохой + hexis состояние) - крайняя степень истощения организма, характеризующаяся резким исхуданием, физической слабостью, снижением физиологических функций, астеническим, позже апатическим синдромом.
КИЛЕКТОР – судно, оборудованное мощными грузоподъёмными устройствами. К. используются при постановке (снятии) рейдовых бочек и боновых заграждений, расчистке фарватеров, гидротехнических работах на акваториях и внешних рейдах ВМБ и портов. Грузоподъёмность до 100 т.
КРАМПИ – (англ. cramp судорога, спазм) - периодически возникающие болезненные судороги, чаще в икроножных мышцах; наблюдаются при недостаточности капиллярного кровообращения, при нарушении обмена кальция, при остеохондрозе пояснично-крестцового отдела позвоночника.
ШПАНГОУТ – 1) элемент поперечного набора корпуса (ребро жёсткости) корабля;
2) изображение поперечного сечения корпуса корабля на чертеже.
Смогли ли теперь выполнить задание?
- Да, получились три группы слов: экономические, медицинские и военно-морские термины.
Медицинские
Военно-морские
Экономические

гиперосмия

карлингс

адэндум


кахексия

килектор

камбио


крампи

шпангоут




Такие слова были выбраны не случайно. Нам хотелось поставить вас в ситуацию затруднения, которую испытывают первоклассники, изучая грамоту по Букварю. В этом учебнике предложены слова для чтения, которые часто бывают детям незнакомы. Это сделано авторами для того, чтобы ребенок учился читать не по догадке, а совершенствовал свою технику чтения. Читать слова, не понимая их смысл, неправильно. Взрослые могут воспользоваться толковым словарем, первокласснику это не доступно, поэтому нами и был создан кейс «Иллюстративный материал к словам для чтения», который с помощью наглядности позволяет объяснить ребенку значение непонятных ему слов.
Полистайте страницы Букваря (они перед вами на партах). Мы видим слова: «отит» - это медицинский термин, «банкнота», «банкрот» – экономические термины, «кортик», «юнга» – военно-морские.
Все слова в кейсе расположены в алфавитном порядке, нажав на соответствующую управляющую кнопку, мы попадаем на слайд с нужным словом.
Во время изучения Букваря начинается работа над словами, имеющими несколько значений. Рассмотрим слайд, посвященный слову «солома». Здесь подобраны иллюстрации к разным значениям этого слова.
Глубокая работа по развитию речи продолжается на более поздних этапах обучения.
«Синонимы, антонимы, слова, употребляемые в нескольких значениях» Е.В.Мартынова – учитель начальных классов.
Я представляю вам следующие кейсы: антонимы, синонимы и слова с несколькими значениями. Они сделаны по тому же принципу, что и слова из букваря. Слова расположены в алфавитном порядке и нажав на кнопку, мы переходим на нужный нам слайд. Сейчас в процессе работы вы увидите слайды из кейсов: синонимы и слова с несколькими значениями.
Итак, начиная с того момента, как ребёнок вошёл в класс, мы развиваем его устную и письменную речь: знакомим его с антонимами, синонимами и словами с несколькими значениями. Делаем мы это и на уроках обучения грамоте и на уроках русского языка и литературного чтения. На уроках литературного чтения такая работа позволяет не только развивать речь учащихся, но и лучше понять смысл произведения, замысел автора, понаблюдать над игрой слов, над красотой слова.
И сегодня мне бы хотелось показать маленький фрагмент с использованием слайдов из нашего поосбия именно на примере урока литературного чтения, работа со стихотворением из учебника Бунеевых 3 класса Бориса Пастернака «Снег идёт».
Сначала я предлагаю вам открыть страницу 63 этого учебника и познакомиться с произведением (первичное ознакомление).
А теперь представьте, пожалуйста, себя в роли учеников.
Давайте посмотрим на слайд и подумаем, что общего у этих слов. (На слайде глаголы: падает, опускается, течёт, звучит, меняется).
(- Это глаголы, обозначают движение, .)
Оказывается, это синонимы одного и того же слова, только в разных его значениях. А вот какой это глагол, нам с вами предстоит выяснить.
Давайте посмотрим, какими глаголами из стихотворения можно заменить глаголы со слайда.
(- Падает можно заменить глаголом идёт, опускается - сходит, течёт - проходит, звучит - следует, меняется – следует.)
Что в стихотворении идёт? (снег)
А что сходит? (небо)
А что значит сходит? (движется, идёт)
А что в стихотворении проходит? (время)
Что значит проходит? (идёт)
А что следует? (время)
О каком же глаголе я говорила? Синонимы какого глагола изначально мы видели на слайде? (ИДЁТ)
Давайте представим себя в роли поэтов.
Какими синонимами могли бы вы заменить слово «идёт», в словосочетании «СНЕГ ИДЁТ»?
( - Снег падает, валит, сыплется, .)
А «ВРЕМЯ ИДЁТ»?
( - Время течёт, проходит, тянется, .)
Посмотрите, как много разных слов автор мог бы использовать.
Мы сказали о том, что глаголы, которые были на слайде и в стихотворении, это синонимы слова ИДЁТ, только в разных его значениях. А сколько значений есть у этого слова? Что или кто может идти?
(- Идёт снег, дождь, человек, время, .)
По нашему мнению, ученик лучше познает слово в различных его значениях и научится верно употреблять слова в речи, в том случае, если у него перед глазами будет наглядный образ.
«Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями с 1 по 4 классы»
А.А.Воронова – учитель начальных классов.
Я познакомлю вас со следующим блоком нашего пособия «Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями»
В программе любых УМК отводится место для изучения словарных слов.
- По каким программам вы работаете? Как вы работаете над изучением словарных слов, какие виды работ используете?
Остановимся на работе с картинным словарём. (Показ бумажного варианта: картинки и слова-карточки). Удобно ли, плюсы и минусы этих пособий? (Ответы гостей)
Вот поэтому мы и сделали это пособие в электронном виде: не занимает место для хранения, не изнашивается, удобно в использовании.
Все слова, представленные в учебнике русского языка разделены на 4 части по классам: слова изучаемые в 1 классе, во 2, в 3 и 4.
Слова расположены в алфавитном порядке с пропущенной орфограммой, нажав на слово – появляется картинка, соответствующая данному слову, по второму щелчку слово с пропущенной орфограммой, по третьему – слово со вставленной орфограммой.
Использовать пособие можно:
- при знакомстве с новыми словами;
- при подготовке к словарным диктантам;
- при проведении картинных диктантов;
- при различных видах проверки: взаимопроверка, самопроверка;
- как тренажёр, для индивидуальной работы.
Для удобства работы и экономии времени, каждая минута дорога, мы сделали дополнительные блоки к продукту, в которых слова сгруппированы или по какой-то лексической теме, например – школа, растения, животные, или по последовательности изучения слов, в нашем учебнике есть разделы – готовимся к словарному диктанту. Создавать такие блоки очень легко и просто, используя наше пособие. Сейчас вы убедитесь в этом на практике.
6. Практическая работа участников мастер-класса по созданию собственной презентации.
Участники разбиваются на 4 группы.
Задания группам:
1 группа – блок «Животные» 1 класс, составляем презентацию иллюстрация + слово;
2 группа - блок «Животные» 1 класс, составляем презентацию из иллюстраций;
3 группа - блок «Животные» 1 класс, составляем презентацию из слов с пропущенной орфограммой;
4 группа - блок «Животные» 1 класс, составляем презентацию из слов со вставленной орфограммой.
Участники получают алгоритм копирования слайда (приложение 3).
Слушатели самостоятельно разрабатывают собственную презентацию, используя авторское учебно-методическое пособие. Учителя – мастера выполняют роль консультанта, организуют самостоятельную деятельность слушателей и управляют ею. Проводится обсуждение полученных презентаций.
Подведение итогов.
Заместитель директора по УВР начальной школы Е.И.Гусева напоминает цель мастер-класса, план его проведения. Благодарит слушателей за слаженную совместную работу, т.к. все намеченное в плане – выполнено. Отвечает на вопросы участников мастер-класса.
8. Рефлексия.
Слушатели мастер-класса заполняют предложенные анкеты (см. приложение 1). Высказывают свое мнение о продукте «От действия к мысли» и об организации проведения мастер-класса.


Литература.
Т.П.Ланоценина, Е.Е.Алимова, Л.М.Оганезова «Современный урок. Инновационные уроки» Учитель, Ростов, 2008 г;
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Литературное чтение «В одном счастливом детстве» 3 класс, М.Баласс, 2011 г;
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, «Русский язык 3 класс», М. Баласс, 2011 г;
Р.Н.бунеев, Е.В.бунеева, О.В.Пронина, «Букварь» 1 класс, М.Баласс, 2012 г.



Приложение 1.
Анкета
для участников мастер-класса
Технологии внедрения авторского
учебно-методического электронного пособия
«От действия к мысли»
в рамках районного конкурса «Презентация педагогических идей и проектов»
Дата проведения: 5 марта 2013 года
Время проведения:15.00
Место проведения: ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга
Уважаемые участники!
Нам очень важно Ваше мнение и оценка проведения мастер-класса. Мы будем Вам крайне признательны, если Вы проанализируете ряд предложенных ниже утверждений. Обведите, пожалуйста, цифру, соответствующую степени Вашего согласия с предложенным утверждением (мнением).
1 – полностью не согласен;
2 – скорее не согласен;
3 – частично согласен;
4 – скорее согласен;
5 – полностью согласен.
1. Я не сожалею о потраченном времени.
1, 2, 3, 4, 5

2. Я узнал(а) много полезного.
1, 2, 3, 4, 5

3. Что именно оказалось для Вас полезным:
1) «Иллюстративный материал к Букварю Бунеевых»

1, 2, 3, 4, 5

2) «Синонимы, антонимы, слова, употребляемые в нескольких значениях»
1, 2, 3, 4, 5

3) «Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями с 1 по 4 классы»
1, 2, 3, 4, 5

4. У меня остались вопросы, сомнения.
1, 2, 3, 4, 5

5. Мне бы хотелось использовать данное или аналогичное (по своему УМК) пособие в своей работе.
1, 2, 3, 4, 5

6. Организация и форма проведения мастер-класса.
1, 2, 3, 4, 5

5. На мой взгляд, требуют доработки следующие моменты:
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________




Благодарим за ответы. Всего Вам доброго!
Приложение 2.
Алгоритм копирования слайда
Выделить мышью слайд, который хотите скопировать.(щёлкнуть по нему левой кнопкой мыши)*
Нажать правую кнопку мыши.
Нажать команду Копировать на высветившейся панели.
Откройте презентацию, в которую нужно вставить слайды.
Выделите слайд, после которого нужно вставить скопированный слайд. (щёлкнуть по нему левой кнопкой мыши)
Нажать правую кнопку мыши.
Нажать команду Вставить на высветившейся панели.

* Чтобы выделить два или больше слайдов на панели структуры, щелкните на первый слайд, затем, удерживая нажатой клавишу Shift, щелкните на другие слайды








13PAGE 15


13PAGE 14115




15