Тема: «Обучение через игру – главный дидактический принцип на начальном этапе»


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский район
Методическая разработка
Тема: «Обучение через игру – главный дидактический принцип на начальном этапе»
Подготовила педагог дополнительного образования С.И. Черных
г. Крымск
2017 г.
Участники проекта: Дети, преподаватель, родители.
Основа проекта: Становление творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством обучения его игре на русских народных музыкальных инструментах, выявление одаренных детей.
Ожидаемый результат: В результате развивающих занятий у младших школьников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
Продукт деятельности: Итоговое занятие «Музыкальная шкатулка», занятие - концерт «Веселые музыканты», конкурс рисунков «Мы рисуем музыку». Презентация «Наш оркестр».
Материалы и ресурсы: Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютеры, принтер, видеокамера, видео-, DVD-проигрыватель, сканер, телевизор, музыкальные инструменты, самодельные шумовые инструменты.
Пояснительная записка
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности   детской   психики,   мышления определили отбор произведений детского фольклора. Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели изадачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия   на   юные   поколения   совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой». Поэзия пестования, материнская поэзия, открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок. Содержание   небольших   произведений   народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок;заинка горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Поэтому процесс обучения детей музыке методически мало эффективен и не оправдан, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание орфовской музыкальной педагогики. Музыкальное воспитание по Орфу - это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям» (Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания, сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания» (Э. Жак-Далькроз). Соответствовать данному утверждению нам помогает современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, В. А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.
Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Карл Орф - творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал, что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и, как и музыка, вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели». Музыка является одной из сторон жизни, а «жизнь- главный предмет школьного обучения» (по образному выражению Д. Родари). Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, раскрытие природной музыкальности.
Младших школьников, которым уже  доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем   к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения   праздников, досугов,  фольклорных  посиделок  совместно с родителями, согласно  народному   календарю.
Задача педагогов, по нашему мнению, состоит в том, чтобы соединить обучение и воспитание через изучение традиций отечественной культуры,  предоставить детям возможность познакомиться  с  культурным наследием наших  предков, по капельке добавляя  в повседневную жизнь. А вершиной этой работы становятся  наши праздники, которые являются результатом сотворчества детей и сотрудников в области народного словесно-поэтического, музыкального, танцевального, драматического искусства.
В практике работы школы  народный календарь занимает особое место. Чередование будней и праздников календаря, основанного на цикличности хозяйственно – обрядовой   деятельности   народа,  учит  детей строить свою жизнь  в согласии  с природой  и друг с другом в течение года.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играет особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребёнка. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, даёт возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Преподавателям учреждений дополнительного образования детей дана большая возможность воспитать в детях чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающем через доступные музыкальные образы.
Занятия в музыкальной школе являются первой и основной ступенькой развития и формирования основ музыкальности детей. В определении музыкальности Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности и способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:
Способность эмоционального переживания и различения ладовых функций – ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха;
Способность произвольного пользования слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии, (т.е. элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического). Высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения, а также основой внутреннего слуха. Иначе ее можно назвать способностью к слуховому представлению, или слуховым репродуктивным компонентом музыкального слуха;
Способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения, т.е. музыкально-ритмическое чувство.
Три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Преподаватели хорошо знают, что детьми легче усваиваются ладовые выражения в музыке и музыкально-слуховые представления, а восприятие ритмической основы вызывает затруднение.
Накопленный материал, а так же собственные разработки позволяют через использование ритмических игр и упражнений, как на занятиях, так и в повседневной жизни поднять уровень музыкально-ритмической деятельности.
Цель:
Развитие музыкальных, творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах.
Задачи:
Образовательные:
развивать чувство ритма;
тренировать внутренний слух;
способствовать развитию познавательного интереса;
учить пользоваться звуковыми моделями;
передавать ритмические рисунки различные виды движения, а так же «звучащие жесты»;
учить выделять сильную долю такта;
упражнять в навыках восприятие музыкальной фразировки;
тренировать слуховое внимание;
развивать быстроту реакции;
 Воспитательные:
развивать творческое воображение;
воспитывать дружеские отношения между детьми;
приобщать к исследовательской деятельности.
Методические рекомендации к использованию ритмических игр и упражнений
Я свои занятия организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров: детей и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Элементарное музицирование использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка («Учимся, делая и творя», поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности).
 Процесс развития чувства ритма через ритмические игры и упражнения желательно проводить в три этапа:
Начальный этап - название, вовлекающее объяснение, апробирование;
Второй этап - этап углублённого развития - уточнение, понимание, усовершенствование ритмических способностей, слитного исполнения движений;
Третий этап - этап закрепления и совершенствования.
Работу над развитием чувства ритма предлагается вести по двум направлениям:
Интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмический рисунков, метроритмической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте.
Сознательное усвоение метроритма на основе изучения ритмический моделей музыкальной грамоты на начальном этапе (коротких и длинных звуков, ритмического рисунка, паузы) и далее дети знакомятся с такими понятиями как: скрипичный ключ, ноты, длительности.
Изучая различные виды движения (марш, поскоки, галоп и т.д.) следует во время движения выделять сильную долю хлопками или же использовать различные шумовые инструменты для передачи метроритма музыки.
Двигаться в нужном темпе представляет определённую сложность для детей. С целью развития и закрепления навыка у детей правильно определять темп, выдерживать его на протяжении звучания музыки, подбираем соответствующие пьесы. Так, выполняя упражнение «Ускоряя замедляй» дети реагируют на постепенную изменение темпа музыки.
Чтобы научить детей удерживать заданный темп, можно использовать такой приём: исполняя танец «Янка» с прекращением звучания, дети продолжают двигаться в заданном темпе. Затем усложняем: музыка во время танца прерывается, затем возобновляется, чтобы сверить темп с детьми.
Помогать детям правильно начинать движение после музыкального вступления, возможно посредством дирижерского жеста, предварительно проиграв с ними в такие игры как: «Давайте знакомиться», «Осень в гости к нам пришла», для выделения сильной доли такта. Далее следует усложнение восприятие метроритма, педагог бросает мяч на сильную долю такта и говорит первый слог имени ребенка; на слабую долю ребёнок ловит мяч и произносит второй слог своего имени («Мяч»).
Совершенствовать метроритмическое чувство и развивать навыки ритмического слуха можно через более сложные ритмические игры и задания. Например: в игре «Зеваки и торопыги» дети с начала внимательно слушают музыку, затем отхлопывают ритмический рисунок мелодии. На следующем занятии, образуя круг, каждый ребенок отхлопывает по очереди только один звук мелодии и, как бы, передает его соседу. Чаще всего дети делают ошибку на окончание музыкальной фразы, где ритм меняется. В игре «Оркестр» дети делятся на две группы: одна – отхлопывает аккомпанемент, другая– ритмический рисунок мелодии. В этой игре можно использовать шумовые инструменты. На следующих занятиях, следуют усложненные задания. Первой группе даются задание двигаться и одновременно хлопать «четверти», второй – прыгать «восьмыми». Детям нравятся такие задания, они легко с ними справляются.
В результате использовании «Звучащих жестов» у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Дети соревнуются в изобразительности и находчивости, придумывают различные варианты. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый»
Один из приемов развития чувства ритма – узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, и в результате он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом). На первом этапе знакомства с музыкальными моделями подбирается такой материал, в котором длинные и короткие звуки, четверти и парные восьмые встречаются сразу же в начальной мелодии.
Если же ритмическое движение состоит из одних четвертей или восьмых, ребенок не получает возможности ощутить соотношение этих длительностей.
Очень нравится детям отхлопывать ритмический рисунок, записанный на карточке («Ритмическое лото») дети без особого труда отхлопывают длительности, выкладывают ритмические рисунки («Выложи ритмический рисунок») и анализируют их. При этом применяется приём, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом «та», восьмые слогом – «ти».
Дети любят выполнять ритмические рисунки разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе и полу, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями.
Очень часто используя прием отхлопывания ритмического рисунка элементов танца, их «выкладывания» звуковыми моделями на фланелеграфе (длинные и короткие палочки, а так же нотное обозначение - к середине учебного года дети подготовительной группы уже знакомы с понятиями: нота, четвертная, восьмая, скрипичный ключ), «выстраивание» из детей.
Для поддержания интереса к ритмической деятельности:
в играх «Лисичка-сестричка» (модель А.Олиферовой), «Гномики» (модель Соколовой С.Н.) на ряду с художественных словом можно ввести момент театрализации;
к упражнениям «Мы танцуем», «Ритмическое лото», «Повтори» совместно с детьми возможно изготовление новых вариантов шумовых инструментов (бутылочки, грибочки, коробочки и т.д.).
Используя дидактический материал к игре «Ритмическое лото» возможен такой приём: сначала дети передают ритмический рисунок с карточки «звучащими жестами», шумовыми инструментами, затем исполняют элементы танца с подобным ритмическим рисунком, в дальнейшем при составлении танца дети самостоятельно предлагают ассоциативные движения, передающие ритмическую основу танца.
В играх «Обезьянки», «Весёлые нотки», «Вот какие нотки» решая проблемную ситуацию дети проявляют индивидуальное творчество, не подражая друг другу, а, добавляя друг друга, таким образом, педагог формирует коллективное творчество.
Я бы рекомендовала в начале обучения детей музыке ритмическому воспитанию уделять особое внимание. Ритмическое воспитание следует основывать на передаче ритма музыки в простых, легко доступных детям разнообразных движениях. Это соответствует, с одной стороны, моторной природе музыкального ритма и ритмического чувства, с другой — естественной биологической потребности детей в движении. К такого рода, занятиям удается привлекать всех без исключения детей. Коллективные занятия по ритмике повышают дисциплину, помогают сплачивать класс воедино. Вместе с тем в ритмических упражнениях, аккомпанементах, импровизациях удобнее всего поручать то одному, то другому ребёнку «сольную» роль, что вызывает общий интерес. Именно ритмическим занятиям легче всего придавать форму, близкую к игре. Если же дети, выполняя ритмические движения, привыкают внимательно слушать музыку, это оказывает косвенно благотворное влияние также на развитие их мелодического слуха и ладового чувства.
Ритмическое воспитание целесообразно начинать не с деталей, а с восприятия целостного музыкального произведения, прежде всего с темпа, ибо темп — элементарное выразительное средство большой действенной силы и вместе с тем важный жанровый признак. Знакомство с каждым новым произведением следует начинать, вслушиваясь в его темп, в основной характер движения.
Музыкальные игры и методика их разучивания.
 Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно  и интересно.В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда учитель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных.Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями).Различение свойств музыкальных звуков (высота, динамика, тембр) лежит в основе музыкально-сенсорных способностей.Развитие музыкально-сенсорных способностей является средством активизации слухового внимания детей, накопления первичных ориентировок в языке музыки.Существуют разные квалификации игр и пособий. Например, Н.А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные.Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью.Так Л.Н.Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия. Для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно квалифицировать игры и пособия именно по этому основанию - их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлении и чувства ритма.Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.
ЗАЙЦЫ.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. На планшете изображены лес, поляна (в центре сделан разрез или кармашек, в который могут вставляться картинки - "Зайцы спят", "Зайцы пляшут").
Ход  ИГРЫ. Взрослый предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке. "Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите  музыку". В грамзаписи звучит мелодия колыбельной или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее и по просьбе взрослого вставляет соответствующую картинку в прорези   или   кармашек   на планшете. Участвующие в игре могут аплодировать тому, кто правильно выполнил  задание.
ПРИМЕЧАНИЕ: Взрослый может не пользоваться грамзаписью,   а напевать мелодию колыбельной или на слог "ля" напевать  любую  плясовую мелодию (хорошо использовать  напевы  русских  народных  плясовых:   "Ах  ты, береза", "Ах вы, сени", "Как у наших у ворот"). Ритмический   рисунок   колыбельной отличается   от ритма пляски, и это должны научиться различать дети.
НАУЧИ МАТРЕШЕК ТАНЦЕВАТЬ.
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход ИГРЫ. В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей - маленькие.
"Большая матрешка учит танцевать маленьких", - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.  
                                                     ИГРА "ТЕНЬ-ТЕНЬ"
 Спойте ребёнку хорошо знакомую песню "Тень-тень"
и для развития у него ритмического чувства выполните ряд игровых заданий.
Тень-тень, потетень,                              
 Выше города плетень,                                
Сели звери на плетень,                          
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
"Всему свету я краса!"
Похвалялся зайка:
"Пойди,догоняй-ка"!
Похвалялися ежи:
У нас шубки хороши!"
Похвалялись блохи:
"И у нас неплохи".
Похвалялся медведь:
"Могу песни я петь!"
 Похвалялася коза:
"Всем вам выколю глаза!"
1. Спойте песню вместе с ребенком, постарайтесь, чтобы он запомнил текст.
2. Попросите ребенка петь и одновременно тихонько
хлопать в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок песни.
3.Пропойте песню по ролям: вы за автора, а ребенок за героев песни (лису, зайку, ежей, блошек, медведя и козу). Попросите ребенка одновременно хлопать свою роль ладошками.
4. Пойте песню по ролям. Попросите ребёнка "петь" свою роль ладошками. Голосок должен спрятаться, а ладошки "поют" вместо него.
5. Поменяйтесь с ребенком ролями и выполните предыдущие задания.
6. Попросите ребёнка всю песню от начала до конца "спеть" ладошками. Как и в первом случае, сначала можно перейти на шепот (хлопки по-прежнему остаются), затем
полностью спрятать голосок и оставить одни ладошки.
7. Если ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и длинными полосками или длительностями.                                    
Слушай, слушай, различай
Звук короткий и протяжный.
Чувство ритма развивай-
Это очень, очень важно.
Кончаловская Н.
   
ЧЬЯ ОЧЕРЕДЬ
Дети делятся на четыре подгруппы.
Одни будут изображать "зайчиков", другие - "птиц", третьи - "лошадок", четвертые - "медвежат". Для каждой подгруппы используется "своя" музыка, с которой дети предварительно познакомились. Взрослый произвольно меняет музыкальное сопровождение. Играющие внимательно прислушиваются к звучанию и по музыке узнают свою "очередь" для начала движения. Как только меняется сопровождение, меняется группа. Предыдущая возвращается на свое место. Если взрослый не владеет инструментом, можно использовать грамзапись или в качестве сопровождения взять ударные инструменты (маракасы, бубны, треугольник, барабан и т. д.).  
 
ЗАИНЬКА, СЕРЕНЬКИЙ
Игровое задание развивает чувство ритма и творческие способности. Взрослый сажает ребенка на стульчик, рядом с которым лежат ложки, сам напевает:  
Заинька, серенький в гости пошел,
Заинька,  серенький ложки нашел.
(Поднимает с пола деревянные ложки.)
Ложки нашел да к дому подошел.
Тук,  тук, тук. Ребенок: Кто там?
Взрослый: Я, зайка, серый попрыгайка, а ты кто?
Ребенок: А я волчишка, серый бочишка. (Ребенок
может назваться и лисичкой, и лягушкой, и мышонком.) Взрослый: Ты, волчишка, серый бочишка, выходи,
Да смело в ложки постучи!
Взрослый передает ребенку ложки, и тот выстукивает на ложках любой ритмический рисунок. Взрослый хлопает в ладоши или играет на каком-либо инструменте, сопровождая ритмическую импровизацию ребенка.  
Алгоритм действий: (Развитие навыков передачи ритмических рисунков).
Использовать простые ритмические рисунки (доступные), но сразу с деффиренсацией звуков;
Использовать шумовые музыкальные инструменты для передачи ритмических рисунков;
Воспроизводить ритмические рисунки по одному и группой;
Воспроизводить ритмические рисунки по подгруппам;
Воспроизводить по подгруппам ритмический рисунок, одна группа воспроизводит
«звучащими жестами», другая движется в ритме рисунка «прошагивает»;
Передача ритмического рисунка детьми друг от друга по кругу;
Знакомство со звуковым моделями (длинные и короткие звуки) «ти», «та». Дифференсация звуков;
Учить действовать со звуковыми моделями (преподаватель выкладывает ритмический рисунок, дети воспроизводят; ребёнок выкладывает - все остальные и преподаватель воспроизводят);
Знакомить с понятием музыкальная пауза;
Знакомство с нотной грамотой, понятиями - скрипичный ключ, четвертные ноты, восьмые ноты;
Выстраивание ритмический рисунков звуковыми моделями из детей;
Узнавать знакомую попевку, танец, элементы танца по ритмическому рисунку (на слух, по карточке) .
Передача метроритмической пульсации, восприятие музыкальных фраз.
Выделение сильной доли из затакта («Мяч», «Как тебя зовут?», «Осень в гости к нам пришла»);
Игры с паузами (остановкой движения);
Определение начала и конца музыкальной фразы звучащими жестами («Дядя Степа», «Зайцы и волки», «Поймай мышку»);
Одновременное прохлопывание музыкального метроритма - одна группа, ритмического рисунка, другая («Оркестр»);
Прохлопывание музыкальных фраз по очереди, одна подгруппа начинает, другая вовремя вступив заканчивает («Не опоздай»);
Плавное изменение темпа («Ускоряй и замедляй»);
Движения с музыкой и без нее (дети начинают движения с музыкой, затем музыка затихает, дети держат заданный темп движения).
Игровые занятия с детьми - деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах), только тогда он сможет привнести в занятия   элементы   артистичности,   индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда игровые занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с детьми.Педагог   должен   знать   уровень   развития   своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приемы. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие с взрослым и взять на себя любую роль. При исполнении народного произведения преподаватель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом,   устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.На игровых занятиях желательно использовать прием действенного соучастия детей, привлечение их к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию. Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми, необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - учителю.
В младшем школьном возрасте в организме ребенка происходят существенные изменения. Увеличивается  мышечная масса, сила мышц. Активно развиваются мелкие мышцы кисти. Идет процесс окостенения позвоночника.
Отмечается качественное и структурное изменение головного мозга – устанавливается доминирование и подчинение в системе межполушарных отношений. Доминирование в данном возрасте функций левого полушария создает условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально – логического) способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний.  Таким образом, мышление развивается от эмоционально – образного к абстрактно – логическому. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему.  Возможности памяти очень велики, однако дети не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения (плохо развит самоконтроль, самопроверка при заучивании). Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.
Для данного возраста характерна известная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию.
 Хорошие результаты дает сочетание обучения с игрой. Здесь максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность школьников.
Особенности восприятия и памяти в данном возрасте предопределяют критерии отбора содержания.  Педагогу и родителям следует прибегать к увлекательным, ярким, эмоциональным образам, способных вызвать интерес школьников.  Большое значение в данном возрасте приобретает принцип наглядности в обучении. Наглядность связана не только с работой органов зрения, но и слуха, ощущения, обоняния. Следует использовать различные виды наглядности: чувственно – конкретную (рисунки, макеты, объекты природы); абстрактную и символическую (схемы, таблицы, диаграммы,  графики).
Характерные для данного возраста определенная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию создают благоприятную возможность для  нравственного воспитания младших школьников, приобщения их к позитивным правилам социального взаимодействия. Авторитет педагога, родителя как носителя коллективных норм и ценностей для детей этого возраста достаточно высок. Следует прибегать к описанию ситуаций нравственного выбора, стремиться к изложению своей точки зрения, объяснению причин такого выбора, формированию собственной позиции младших школьников. Воспитывающее обучение способно стать средством   формирования отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношения к себе и самооценки. 
Разучивание нот:
Пусто ласточек гнездо До, до, до-до, до
Зимний вечер на дворе Ре, ре, ре-ре, ре
Плачет вьюга за дверьми Ми, ми, ми-ми, ми
Дождика тиха строфа Фа, фа, фа-фа, фа
У него своя есть роль Соль, соль, соль-соль, соль
Затихает вся земля Ля, ля, ля-ля, ля
Вьюга, скуку унеси Си, си, си-си, си
Пусто ласточек гнездо До1- до2, до1- до2.
Игра «Угадай песенку»
Играю попевку «Смелый пилот»
Дети показывают карточку, затем один из них играет ее на металлофоне.  
Попевка «Лесенка»Дети показывают карточку, затем девочка играет 1ч. попевки, мальчик выкладывает на фланелеграфе движение мелодии.
Попевка «Василек»
Дети показывают карточку, затем 2 человека играют на металлофонах, 2 человека на ложках.
Попевка «Петушок»
Дети показывают карточку, затем один ребенок играет на металлофоне, другой выкладывает на фланелеграфе ритмический рисунок.
Преподаватель. А теперь послушайте новую песню и определите - куда идет мелодия вверх, вниз или стоит на месте.
Играю попевку «Скок, скок-поскок»
Дети . Мелодия идет вниз.
Преподаватель. Правильно, давайте споем песенку и покажем движение мелодии ладошкой. (Дети поют попевку, показывая движение мелодии)
А теперь будем играть эту песню в оркестре: 1-ю фразу играют металлофоны, 2- фразу- ложки, 3-ю фразу- треугольник, и заканчивает- бубен.
Попевка «Скок, скок-поскок».
«Полька»  А. Жилинскаса.
(Дети играют в ансамбле: ложки, колокольчики, треугольник, бубен, маракасы, домра, балалайка).
Методическая литература:
1. Барсова И. Книга об оркестре. - М. : Музыка, 2009
2. Бублей С. Детский оркестр. - Л. : Музыка, 2007
3. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. - М. : Музыка, 2010
4. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. - М., 2005
5. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 2008
6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., 2008