Оценка достижения метапредметных результатов планируемых образовательных результатов


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Оценка достижения метапредметных планируемых образовательных результатов на примере диагностики сформированности умений формулировать и задавать вопросы Громова В.В. Понятие метапредметности • « Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка … ª (Л . В . Занков) • «Метапредметность ‬ принцип интеграции содержания образования … ª . (В . И . Мелешко) • « Метапредметная деятельность ‬ процесс обучения в рамках любого учебного предмета (Знак, Праблема, Смысл) … ª (Ю . В . Громыко) • « Метапредмет ‬ основосоздающая часть предмета … ª (А . В . Хуторской) Метапредметные результаты «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметовª Результаты УУД М е т а п р е д м е т н ы е Регулятивные Целеполагание Умения: - формулировать цель; - формулировать учебную задачу, предложенную учителем - ставить новые учебные цели и задачи Планирование Умения: - составлять план действий - выделять ориентиры действий в новом учебном материале - прогнозировать свои образовательные результаты Исполнение Умения: - действовать по плану - различать способ и результат действия Контроль и оценка Умения : - соотносить результат деятельности с целью - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия (самооценка) Корректировка Умение: - вносить необходимые коррективы в образовательную деятельность с учетом сделанных ошибок (самоконтроль) Общение и взаимодействие c учетом позиции другого ­­­­Умения : - учитывать позицию, взгляды, интересы партнера - проявлять уважительное отношение к учителю и сверстникам - доносить свою позицию, оценку, точку зрения до других Речевая культура Умения : - строить монологические высказывания - владеть диалогической формой речи - формулировать и аргументировать собственное мнение Общеучебные Умения : - осуществлять поиск необходимой информации из разных источников - преобразовывать информацию на основе выделения смысловых единиц - критически относиться к получаемой информации - ориентироваться в системе полученных/ имеющихся знаний - «добыватьª / самостоятельно получать/ выводить новые знания Логические Умения : - использовать знаково - символические средства, в том числе знаки, символы, таблицы, схемы и модели . - устанавливать аналогии и причинно - следственные связи - осуществлять сериацию, сопоставление, сравнение, обобщение, классификацию (выбор оснований и критериев для сравнения) . Постановка и решение проблем Умения : - владеть общими приемами решения задач - выбирать рациональный (оптимальный) способ решения задачи - формулировать учебную задачу на основе анализа проблемной ситуации Вопросы перед учителем: • Каким образом, на каких уроках формировать навыки целеполагания? • Где в учебном плане найти место для рефлексии? • На каком учебном предмете рассматривать метапредметный смысл понятия «времяª? в каком классе? по какой теме? • Как проверить метапредметные результаты средствами учебных предметов? • ... Метапредметные средства и формы Метапредметный урок Метапредметная ситуация Метапредмет Метапредметная программа Метапредметные задания Метапредметные задания • 1) Объект рассматривается с нескольких позиций • 2) Объект, традиционно рассматриваемый в одном предмете, переносится в контекст другого предмета. • 3) В основе задания ‬ восприятие (личное отношение, понимание) фундаментального объекта Метапредметные ситуации Метапредметная проблемная ситуация ‬ спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри - и межпредметной интеграции. Примерами межпредметных проблемных ситуаций могут служить: • ситуации неопределенности; • ситуации неожиданности; • ситуации конфликта; • ситуации опровержения; • ситуации предположения. Метапредметные программы • «Я и проектыª, • «Учимся проектироватьª, • «Свободная самостоятельная работаª, • «Рефлексивный кругª, • «Как стать успешнымª, • «Сам себе учительª, • «Культура познанияª, • «Культура мышленияª, • «Основы исследовательской деятельностиª и др. Метапредметы Метапредметы ‬ это предметы, отличные от предметов традиционного цикла, которые соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Метапредметные уроки • Знающее незнание, • Определение и понятие, • Постановка проблемы, • Рисунок и схема, • Знание и информация, • Цель и задачи, • Роль и позиция, • Модель и способ, • Ситуация непонимания, • Содержание и форма, • Повторение и развитие, • Структура и процесс. Технологии достижения метапредметных результатов Проектная деятельность Исследовательская деятельность ТРИЗ Развитие критического мышления Технологии развивающего обучения УДЕ Способы оценивания метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Диагностика достижения метапредметных результатов через умение задавать вопросы Матрица анализа метапредметных умений ( на примере умений формулировать и задавать вопросы) Метапредметные результаты Индикатор + Оценочная шкала Индикатор - Регулятивные Вопрос сформулирован корректно +2 +1 0 - 1 - 2 В вопросе нарушены каузальные (причинно - следственные) связи Вопрос базируется на полученных ранее знаниях +2 +1 0 - 1 - 2 В вопросе отсутствует опорные знания В вопросе сформулирована проблема +2 +1 0 - 1 - 2 В вопросе отсутствует логика задачного подхода Сумма баллов Сумма баллов в % к максимальной сумме (норма 60 %) Резюме: Благодарю за внимание!