Примерная памятка для самоанализа урока учителем

Самоанализ урока

Примерная памятка для самоанализа урока учителем
(по М.М. Поташнику)
Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся при планировании данного урока?
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
Какие задачи решались на уроке:
образовательные,
воспитательные,
задачи развития?
Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?
На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?
За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?

Самоанализ урока учителем
(по Т.М. Куриленко)
Была ли достигнута цель урока?
Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?
Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?
Как использовалось время на уроке? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?
Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?
Какие были недостатки в ходе урока и почему?
Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?

Самоанализ урока учителем
(по Т.И. Шамовой)
Дать краткую характеристику класса, выделить группу учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.
Охарактеризовать тему урока; степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.
Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру.
Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке.
Показать, как другие этапы работали на главный этап.
Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата).
Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.


Педагогический анализ урока
(по Симонову З. П.)

П/н
Требования к деятельности учителя
Требования к деятельности учащихся


Организаторской
Обучающей
Воспитательной


1.
Выполнение намеченного плана урока
Реализация принципа научности обучения
Идейно-нравственная мировоззренческая направленность урока
Уровень познавательной активности

2.
Эффективность и целесообразность использования наглядности и ТСО
Четкость осуществления принципа наглядности
Формирование трудовых и учебных навыков у учащихся
Наличие интереса к уроку и учебному предмету

3.
Реализация основных психологических и гигиенических требований
Реализация принципа прочности, осознанности и системности знаний
Использование возможностей для профориентации и экономического воспитания
Степень самостоятельности

4.
Наличие эффективной обратной связи со всеми учащимся
Соблюдение принципа доступности и посильности в обучение
Влияние урока на умственное воспитание и развитие учащихся
Актуализация знаний (умение вычленять ведущие идеи в учебном материале)

5.
Знание учебного предмета, уровень педагогического (методического) мастерства
Реализация принципа проблемности
Требования к физическому и гигиеническому воспитанию
Уровень аналитических умений и навыков

6.
Уровень организации оформления документации по уроку
Осуществление принципа связи обучения с жизнью, теории с практикой
Эстетическое воздействие урока на учащихся
Развитие речи, письм., графических и спец. умений и навыков в ходе урока

7.
Качественная речь учителя (оптимальность темпа, дикция, образность, эмоциональность и т. д.)
Оптимальность выбора и степень достижения главной дидактической цели
Эффективность использования связи с жизнью при выполнении воспитательных задач
Развитие навыков коллективной работы

8.
Рациональность использования времени урока
Правильный выбор метода обучения, их соответствие возрасту и развитию учащихся
Использование воспитательных возможностей словесной и балльной оценок
Умение работать на доске, с приборами, специальным оборудованием

9.
Педагогическая культура, такт и внешний вид учителя
Контроль за выработкой ЗУН учащихся и уровнем требований, на котором производиться их проверка и оценка
Позиция учителя по отношению к учащимся и правильность выбранного им стиля руководства
Организованность и дисциплинированность

10.
Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности
Оптимальность объема дом. задания и эффективность методики доведения его до учащихся
Воспитательное значение личности учителя и его деятельности на уроке
Соответствие внешнего вида учащихся единым требованиям

баллы
А
Б
В
Г

%






Максимально возможная сумма балов Эу = [(А + Б + В + Г)/80]*100.
- Если 85 % < Эу < 100 % – урок проведен отлично.
- Если 65 % < Эу < 84 % – то урок проведен хорошо.
- Если 45 % < Эу < 64 % – то урок проведен удовлетворительно.

15