Вариативный компонент «Грамотейка» Вторая младшая группа


КГУ «Ильинская средняя школа»
мини-центр «Арман»
Вариативный компонент
«Грамотейка»
Вторая младшая группа
Выполнила: Паскевич С.Е
Цель программы: подготовка детей к обучению чтению, письму.
Задачи программы:
познакомить с понятиями «звук», «буква», «слово»;
познакомить с буквами русского алфавита;
развивать фонематический слух;
развивать понимание речи, работать над расширением, уточнением и активизацией словаря;
Пояснительная записка.
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речевое общение осуществляется посредством языка. Язык – эта система фонетических, лексических и грамматических средств общения, говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Поэтому нами было принято решение для нашего детского сада разработать программу «Грамотейка». При написании программы мы ориентировались на 36 часов учебных часов, программа рассчитана на 2 года отведенных на эту дисциплину. В программе использованы обучающие материалы из проверенных многолетней практикой источников. Программа «Грамотейка», предназначенная для занятий с детьми 3-7 лет. Основной задачей данной программы является выработка y детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе— развитие интереса и способностей к чтению.
Программа «Грамотейка» реализует одну из задач речевого развития ребенка подготовить дошкольника к обучению грамоте. Основой обучения грамоте является речь, которая становится предметом изучения уже детьми 3 лет. Последовательное усвоение понятий «звук», «слово», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует y ребенка осознание речи, ее произвольность.
Особое внимание в программе уделено практическому овладению каждым ребенком языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии в школе.
Реализация программы направлена, прежде всего, на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенка дошкольника. B ней предусматривается расширение и усложнение программы.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Структура программы «Грамотейка»
Первый этап программы «Грамотейка» рассчитан на обучение детей 3 - 5 лет. Главная задача этого этапа обучения ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Здесь за основу взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б. Эльконина, согласно которому знакомству и работе c буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д. Б. Эльконин). Веселые игровые упражнения со звуками, словами способствуют не только правильному произношению звуков и укреплению артикуляционного аппарата ребенка, но и пониманию связи между звуками и словами, развитию зрительных и слуховых навыков. По определенной схеме, ребенок учится произносить звук изолированно, затем в словах, a затем и во фразовой речи. Для развития умения произносить звук изолированно детям предлагаются игровые упражнения «Как гудит паровоз», «Как поет свою песенку комарик», «Как пыхтит кастрюля». Произносить звук в словах ребенок учится, играя в словесные игры «Придумай слово», «Назови картинки», «Отгадай загадку», «Закончи слово».
Заучивание потешек, чистоговорок, стихотворений способствует не только правильному произношению звуков во фразовой речи, но и развитию слуховой памяти. Активность ребенка на занятии направлена также на развитие моторики,
Для лучшего запоминания зрительного образа буквы в программе имеются следующие упражнения:
1. Вырезать букву.
2. Обвести ее пальчиком по контуру.
3. Написать букву по точкам.
4. Закрасить контур буквы.
5. Дорисовать элементы так, чтобы получилась буква.
Обучение происходит в определенной системе и последовательности, что очень важно не только для усвоения программы, но и для развития способностей ребенка. Занятия, предложенные в конспектах, носят комплексный характер и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребенка: разгадывание загадок развивает мышление, заучивание стихотворения слуховую память, зрительное внимание. Однако основной задачей каждого занятия остается развитие звуковой культуры речи c целью подготовки к обучению грамоте.

Данная программа поможет усвоению родного языка, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.
Содержание программы
на 2015-2016 год.
Период Тема занятия: Цель:
Сентябрь 1 неделя «Шумовые звуки» Учить детей различать на слух шумовые звуки.
3 неделя
«Музыкальные звуки» Учить детей различать на слух музыкальные звуки.
Октябрь 1 неделя «Речевые звуки» Добиться понимания детьми термина «Звук»,развивать слуховое внимание
3 неделя «Наши помощники». Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата и показать, что в результате изменения движения органов артикуляционного аппарата образуются различные звуки.

Ноябрь
1 неделя «Звук А» Учить детей различать на слух и правильно произносить звуки.
3 неделя «Звук У» Учить детей различать на слух и правильно произносить звуки.
Декабрь
1неделя
«Звуки А, У» Закрепить умение различать на слух и правильно произносить звуки.
3неделя «Звук О» Учить детей различать на слух и правильно произносить звуки.


Январь
1неделя «Звук И» Учить детей различать на слух и правильно произносить звуки.
2неделя «Звуки А, У, О, И» Умение различать и правильно произносить гласные звуки А,У,О,И; закрепить умение выделять первый и последний звуки А,У,О,И; учить четко проговаривать чистоговорки, развивать фонематический слух.
Февраль 1неделя «Звук П» Формировать умение различать и правильно произносить звук П; учить выделять первый и последний звук П; развивать фонематический слух; учить четко проговаривать чистоговорки.
2неделя «Звуки П - Пь» Формировать умение различать и правильно произносить звуки П - Пь; дифференцировать их на слух и в произношении; учить выделять первый и последний звук П; развивать фонематический слух; учить четко проговаривать чистоговорки.
Март 1неделя «Звук Т»
Формировать умение различать и правильно произносить звук Т; учить выделять первый и последний звук Т; развивать фонематический слух; учить четко проговаривать чистоговорки.
2неделя «Звуки Т - Ть» Формировать умение различать и правильно произносить звуки Т - Ть; дифференцировать их на слух и в произношении; учить выделять первый и последний звук Ть; развивать фонематический слух;
Апрель 1неделя «Звуки Т-П» Формировать умение различать и правильно произносить звуки Т - П;
2
неделя «Ознакомление с термином «Слово»
Раскрыть значение термина «слово», познакомить детей с основными его признаками: слово состоит из звуков и всегда имеет значение.
май 1 неделя Ознакомление с термином «Предложение» Раскрыть значение термина «Предложение», познакомить детей с основными его признаками: состоит из слов.
3неделя Составление рассказа по сюжетным картинкам Развитие связанной речи