Презентация по литературе на тему Русская басня.И.И.Дмитриев(6 класс)


Иван Иванович Дмитриев(1760 – 1837)Русский поэт, баснописец, государственный деятель.Презентация учителя русского языка и литературы МАОУ «СОШ №8»г.Шарыпово Красноярский крайЗуевой Надежды Алексеевны Басни Дмитриева стали новым словом в развитии жанра русского басенного повествования. Они ознаменовали собой появление нового направления — изящной салонной басни. Иван Дмитриев поставил басню на новую ступень. Предоставил ей возможность войти в светское общество, туда, где ценится хороший вкус и острый язык.Русская басня Иван Иванович Дмитриев.Русский поэт, баснописец, Иван Иванович Дмитриев родился 10 сентября 1760 года, в родовом поместье отца своего, селе Богородском, Симбирской губернии, в 25 верстах от города Сызрани. Отец его, Иван Гаврилович, происходивший от довольно древней русской дворянской фамилии, имел небольшое имение, и считался одним из умнейших и образованнейших помещиков в своей губернии. Мать будущего поэта, Екатерина Афанасьевна (в девичестве Бекетова), принадлежала к знатному дворянскому роду. Иван Иванович Дмитриев Придерживаясь общего, господствующего в то время мнения, что молодому дворянину приличнее служить в военной, нежели в статской службе, отец записал обоих сыновей своих, Ивана Ивановича и старшего его брата, ещё в детстве в гвардию. Иван Иванович ДмитриевА до того времени, пока потребуют их на действительную службу, отдал учиться детей в частные пансионы, сперва в Казань, а потом в Симбирск. Дмитриев занимался прилежно, хотя ученье его, по собственным словам, ограничивалось только первыми правилами французского языка. В это время бунт Пугачёва, взволновавший ряд губерний, принудил отца его со всем семейством удалиться в Москву, в которой будущий поэт пробыл два года. Тут он был свидетелем казни Пугачева, описание которой и оставил в своих записках. На четырнадцатом году жизни он отправился в Петербург, на действительную службу. Пробыв полгода с небольшим в полевой школе, где обучался военным и словесным наукам, он поступил в Семёновский полк, в который был записан ещё ребёнком. Иван Иванович ДмитриевЛитературную славу Дмитриеву принесла сатира-сказка «Модная жена» (надо заметить, что сам поэт никогда женат не был), написанная им в 1791 году. Спустя два года появилось сатирическое произведение «Чужой толк». Этот труд был на злобу дня, в нём писатель обрушился на господствующую в русской классической литературе риторическую оду. С этого времени в представлении читающей публики оды стали архаическим жанром. 1794 год , по собственным словам Дмитриева, был для него самым «пиитическим годом». В этом году написаны лучшие его произведения — оды «К Волге», «Глас патриота на взятие Варшавы», «Ермак» и сатира «Чужой толк», сразу доставившие ему почетное место среди современных ему поэтов.Иван Иванович Дмитриев Иван Иванович Дмитриев Басни и сказки Дмитриева, хотя они почти все переведены с французского, считались лучшим украшением его литературного венка, чему сильно способствовали внешние их качества — легкий язык, свободная и плавная версификация. Настоящим уделом его таланта была, несомненно, сатира. Иван Иванович ДмитриевБасня, хоть и не исконно русский жанр, но особо чтим нашим народом. Басни Дмитриева не считались образцом народности, что дало А.С.Пушкину впоследствии заявить, что все они «не стоят хорошей басни Крылова». Но они совсем другие; отличаются по изящности слога, правильности стиха, хорошей подаче и от этого не менее ценны. Басни Дмитриева проверены временем, они не потеряли своей актуальности до сих пор.  Басня - литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.И.И.Дмитриев отошел от классического деления жанров на высокие и низкие. По его мнению, нужен был единый литературный язык, который мог бы использоваться в произведениях любого жанра. Именно поэтому в своих баснях И.И.Дмитриев использовал изящную светскую разговорную речь, что было новаторством для того времени. МУХАБык с плугом на покой тащился по трудах;А Муха у него сидела на рогах,И Муху же они дорогой повстречали.«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.А та, поднявши нос,В ответ ей говорит: «Откуда? — Мы пахали!»От басни завсегдаНечаянно дойдешь до были.Случалось ли подчас вам слышать, господа:«Мы сбили! Мы решили!»Какова мораль басни? ЛЕБЕДЬ И ГАГАРЫЗа то, что Лебедь так и бел и величав,Гагары на него из зависти напалиИ крылья, тиной замарав,Вкруг Лебедя теснясь, нарочно отряхалиИ брызгами его марали!Но Лебедю вреда не сделали оне!Он в воду погрузилсяИ в прежней белизнеС величеством явился.Гагары в прозе и в стихах!Возитесь как хотите,Но, право, истинный талант не помрачите;Удел его: сиять в веках. — «Скажите, батюшка, как счастия добиться?» —Сын спрашивал отца. А тот ему в ответ:«Дороги лучшей нет,Как телом и умом трудиться,Служа отечеству, согражданам своим,И чаще быть с пером и книгой,Когда быть дельными хотим».— «Ах, это тяжело! как легче бы?» — «Интригой,Втираться жабой и ужомК тому, кто при дворе фортуной вознесется…»— «А это низко!» — «Ну, так просто… быть глупцом:И этак многим удается».Отец с сыномВаше мнение о счастии?