Урок внеклассного чтения Г.Х.Андерсен Ромашка


Литературное чтение. Внеклассное чтение
Класс: 3 «А»
Учитель: Оводенко Е.И.
Тема: Г.Х. Андерсена «Ромашка»
Цель: познакомить обучающихся с новой сказкой датского сказочника;
показать детям, как происходило рождение сказки в поэтической душе писателя-сказочника, какое место занимали цветы в его удивительных творениях, как светлый и чудесный мир благородства и любви проникает в сердце читателей.
Подготовка к уроку: учащимся дается задание прочитать как можно больше сказок Г.Х.Андерсена, ознакомиться с биографией автора.
Оборудование:  аудиокнига Г.Х. Андерсен «Сказки и истории», аудиозапись П.И.Чайковского «Вальс цветов», тексты сказки Г.Х.Андерсена «Ромашка» у каждого ученика, карточки с деформированным планом и набор иллюстраций для работы в группах.
Ход урока
Мы обязаны делиться с миром, Что есть в нас! Г.Х.Андерсен.
1. Организационный момент. Тренинг «Подари улыбку соседу»
2. Мотивация учебной деятельности.
Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» «Вальс цветов». Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет… эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро вставало солнце, и вода в колодце становилась легкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если только одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого захода солнца. А сказки росли, росли… пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начинали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!» И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О.Дриз)
- Почему так старательно работал сказочник в своём саду?
- Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?(Предположения детей. В первую очередь вспоминается Г.Х. Андерсен – он называл родной остров Фюн «садом всего Датского королевства»).- Перед вами портрет писателя, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного императора, народного певца – Г.Х. Андерсена.
3. Актуализация знаний.
1) Беседа об авторе и его произведениях.
- Что знаете об Г.Х.Андерсене? (Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г.Оденсе 2 апреля 1805г. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги.
Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности… Мечтали обо всём, что могло прийти в голову. Был и башмачником, и певцом, занимался танцами. Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным. Первые сказки услышал от отца. Придуманные собственные сказки рассказывал старому коту Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную сказку.)2) – Какие сказки вам запомнились?
- Какую особенность сказок Андерсена вы заметили? (Они интересные, чистые, поэтичные, светлые, обычное делают необыкновенным, они ироничны, мудры. Серьёзны, в них есть намёк, но его надо понять.)4. Сообщение темы и задач урока.- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.
С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: «Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее.» И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории».
Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, Что есть в нас!» Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем. А что бы узнать название нашей сказки вам надо отгадать загадку.
Длинноногие сестрицыВышли стайкой на лужок.Словно снег, у них ресницыИ, как солнышко, глазок.
- Что вы знаете о ромашке?
Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в наших сердцах сказкой, которую придумал сам?
5. Первичное восприятие.
Лексическая работа. Дёрн – верхний слой почвы, густо заросший травой.
Чтение сказки «Ромашка». (Звучит аудиозапись чтения в исп. В.Кузнецовой из аудиокниги «Х.К. Андерсен. Сказки и истории».
6. Осмысление.
- Что можете сказать об этой истории? Какая по эмоциональной окраске эта сказка? (Это очень грустная история.)
- Почему именно о ромашке написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?
- Давайте обратимся к текстам и проанализируем сказку.
7. Анализ литературного произведения.
- Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек).
- Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. («Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!»).- А теперь прочитаем описание садовых цветов.
- Какими они были? (Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку).
- Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена - это люди?
- Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль?(«Важничали, раздували щёки, покраснели от досады»).
- Как называется такой прием в литературе? («Олицетворение»).
- А как она относилась к окружающим её цветам? («Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала»).
- Что чувствовала ромашка, когда жаворонок спустился к ней? Прочитайте.
- Они стали друзьями?
- Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхонько к скромной ромашке? Это было случайно? (Нет, т.к. ромашка - простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком).- Прочитайте, какая была реакция на это у других цветов. (Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку).
- А ромашке было жаль тюльпаны, которые срезала хозяйка.
- Что же было потом? Какая это была встреча? (Судьба снова свела ромашку с жаворонком. Но, увы, это была печальная и последняя история. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке.)- Прочитаем об этом.
- О чём думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём).
- А другие цветы? (Они были так заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них.)- Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? (Её выбрасывают на пыльную дорогу). Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?
- Только ли грусть, печаль испытывает читатель? Может быть возникают другие чувства? Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума и разума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг).
8. Закрепление.
Моделирование сказки. Работа в группах. У каждой группы конверты с карточками. восстановите деформированный план, озвучить 2 картинки
задание: восстановите картинный план
Ромашка распустилась. (Рисунок 1)
«Как я счастлива!» (Рисунок 2)
Гордые цветы. (Рисунок 3)
Встреча с жаворонком. (Рисунок 4)
Девушка срезает цветы в саду. (Рисунок 5)
Жаворонок в западне. (Рисунок 6)
Мальчики выкапывают дёрн с ромашкой. (Рисунок 7)
В клетке с жаворонком. (Рисунок 8)
Гибель птички. (Рисунок 9)
 На пыльной дороге. (Рисунок 10)
К каждой части плана подберите рисунок.
Защита проектов представителями групп.
9. Рефлексия.
- Давайте ещё раз вспомним строчки, где жаворонок описывает ромашку. «Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»
- Как вы думаете, что означает с «золотым сердечком»? (С одной стороны это цвет, с другой - качество характера – доброе сердечко, благородное.)
- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории? (Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас «светлым и чудесным миром благородства».10. Рефлексия.
Заканчивается наш урок, и мне хотелось, чтобы у нас в классе распустилась ещё одна благородная ромашка. Я попрошу вас написать на лепестках ромашки то главное, что вы увидели, почувствовали в сказках Андерсена.
- Сказки Андерсена учат…
- Сказки заставляют задуматься…
- В сказках Андерсена живут…
Ученики пишут, читают написанное. На доске появляется огромная ромашка, на лепестках которой детские мысли.
- Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца, а в память о нашем уроке я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашей встрече и будут залогом дальнейшей дружбы.
11. Домашнее задание.
По выбору:
нарисовать ромашку и жаворонка;
сочинить небольшую сказку о ромашке;
придумать другую концовку к сказке «Ромашка».
12. Оценивание работы учащихся.
- Встаньте, пожалуйста, те, кто мне помогал.
- Спасибо вам за урок!