Обобщающий урок по русскому языку на тему Местоимение (6 класс)


Тема: Повторение по теме «Местоимение».
Цель: закрепить и обобщить изученное о местоимении; закрепить орфографические навыки, навыки морфологического разбора.
Оборудование: смайлик; кроссворд; индивидуальный тест; сигнальные карточки; название страны, станций; индивидуальные карточки для подведения итогов урока.
Ход урока
1. Приветствие метод «Подари улыбку».
- Повернитесь к соседу, улыбнитесь, скажите «Привет» и прикрепите ему эмблему, которые лежат у вас на партах. Приложение № 1.
2. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем путешествовать по стране знаний. А по какой стране мы с вами будем путешествовать, узнаем, отгадав кроссворд. (Метод кроссворд). Приложение № 2.
- В самом термине заключена суть этой части речи: местоимение – от латинского pronomen – вместо имени.
- Что же такое местоимение? (ответы детей)
Эту особенность местоимений А.С. Пушкин использовал в шуточном стихотворном послании семилетнему Павлуше Вяземскому, сыну своего приятеля – поэта Петра Андреевича Вяземского, он пишет:
Душа моя, Павел!
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то,
Кажись, это ясно,
Прощай, мой прекрасный!
Написанный легко и раскованно, этот стих не содержит никаких нравоучений благодаря повторяющемуся местоимению ТО-ТО. Местоимение МОЙ указывает здесь на близость адресата к автору.
- Ребята давайте посмотрим, по каким станциям нам предстоит пройти. Приложение № 3.
3. Станция «Грамотейка»
А) Поставьте местоимения в нужный падеж и укажите его.
Приехать к (она) ………….. Идти сзади (он) ………..
Подойти к (она) ………….. Рассказать о (они) ………..
Пройти мимо (они) ………. Остановиться между (они) ……
Узнать благодаря (она) ………. Выйти навстречу (он) …………
Проверка по цепочке.
Б) Работа у доски. Один учащийся работает у доски (с обратной стороны), остальные в тетрадях.
Задание: Просклонять местоимение МЫ, сделать морфологический разбор.
Проверка: Самопроверка по образцу.
4. Станция «Отдыхайка».
Представляет собой физминутку. Все упражнения выполняются из положения «стоя». Дети с помощью рук и ног изображают движение поезда: 2 стука ногами, затем 2 хлопка руками, постепенно наращивая темп, + глубокий вдох и звуковой выдох – «гудок».
5. Станция «Тест достижений». Выполнение тестового задания с выбором 1-го верного ответа.
Проверка: взаимоконтроль, обменявшись тестами.
Выполняя эту работу, учащиеся используют сигнальные карточки – метод «Светофор». Красная карточка – нужна помощь, зелёная – работа выполнена.
6. Подведение итогов.
Станция «Плюс – минус - интересно» Приложение № 4.
Я предлагаю вам заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо могут быть вам полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записываете все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызывало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» вписываются все любопытные факты, о которых узнали, на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной теме. Вопросы к учителю.
Приложение № 1.




Приложение № 2.
                                               
               
                 
                     
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
                   
                 
               
             
           
         
       
     
   
Вопросы к кроссворду.
Какие два местоимения мешают движению на дорогах.
Это местоимение пишется в одно слово (без предлога) и в два слова (с предлогом).
Предложения с этими местоимениями требуют особой интонации.
Это местоимение показывает на Вас.
Эти местоимения похожи на вопросительные.
В каком местоимении два звука, но одна буква?
Это местоимение показывает уважительное отношение к человеку.
Эти местоимения создают загадочность, таинственность.
Слова – указатели.
Местоимения указывают на обобщённое качество предмета.
Такие бывают и прилагательные.
Приложение № 3





Приложение № 4.
Плюс Минус Интересно