План-конспект урока В музыкальном театре. Опера

7 КЛАСС
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
УРОК № 2

ТЕМА УРОКА: «В музыкальном театре. Опера»
ТИП УРОКА: Урок расширения и углубления знаний
ЦЕЛЬ: Расширить и углубить понятие «опера»
ФОРМИРОВАНИЕ УУД:
Личностные действия – научиться воспринимать оперное искусство
Регулятивные действия – самостоятельно определять эмоциональный строй и музыкальный язык героев оперы
Познавательные действия – знать жанры оперы
Коммуникативные действия – уметь слушать и вступать в диалог
Деятельность учителя
1
Деятельность учащегося
2
термины
3
Муз. материал
4
Ресурсы (ИКТ, CD, пособия)
5

Организационный момент ( 1мин)
настрой на учебную деятельность, моделирование проблемной ситуации, выход на проблему урока

Вход под музыку
Приветствие, проверка готовности к уроку
Приветствие, название музыкального фрагмента, включение в работу

Увертюра к опере «Руслан и Людмила», Глинка
Фонохрест. 7класс №16

Актуализация знаний (4 мин )
Контроль усвоения пройденного материала, установление правильности и осознанности выполнения д/з, выявление пробелов и их коррекция.
Определение целей и задач урока, последовательность действий и методов достижения результата.

- О чем мы говорили на предыдущем уроке? Повторение понятий и терминов




Чтение эпиграфа урока: « Оперная драма, возможно, самое оригинальное создание современной цивилизации», Р. Роллан.
Почему так определил оперу Ромен Роллан?
Ответы уч-ся. Игры «Угадай мелодию» - фрагменты произведений
«Соедини понятия» - задание на доске
Классика, «серьезная» «легкая» музыка, стиль, жанр
Тема Концерта для ф-но с оркестром, Чайковского, «Ода к радости» Бетховена, ария «Память» Уэббер
Ф-но, учебник

Основная часть (Восприятие музыки)
Изучение нового материала ( 12 мин )
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, способов действий, связей, отношений в объекте изучения.

- Что мы знаем об опере? Понятие оперы, соотношение драмы и музыки. Связь различных видов искусства. Музыкальная драматургия – система выразительных средств и приемов в произведениях муз.-сценического жанра. Жанры оперы.
- В чем заключается основной конфликт муз. спектакля? Как раскрывается борьба сил?
Содержание – форма. Схема: завязка-конфликт-кульминация-развязка. Основные муз. темы увертюры – характеристики героев. Формы муз. драматургии в опере: песня, ария, каватина, речитатив и т.п. Закрепление за определенными действующими лицами определенных тем, лейтмотивов.
Размышление о том, что такое драма, драматургия, драматический.
Ответы на вопросы. Прослушивание музыки, построение схемы сюжета.






Оркестр, хор, ансамбль, ария, каватина, драма, драматургия
Увертюра к опере «Русла и Людмила», Глинка
Фонохрест. 7класс №16
Пособие для учителя, Критская – 12
Эл. Урок №17-7класс
CD «Музыка» урок 2
Эл.урок 7класс №17-18

Закрепление учебного материала (5 мин)
Обеспечение усвоения и применения новых знаний

Вопросы по пройденному материалу. Творческие задания.





Определение основных муз. тем увертюры, характеристики героев. Ответы на вопросы учебника.
Характеристи-ка героя.
Темы из увертюры
Учебник «Музыка»-7класс, тетр. «Муз. мистецтво»-36

Певческая деятельность
Упражнения для голоса (4 мин)
Формирование интонационно чистого звука, качества певческого звука, развитие слуха

-Знакомы ли эти мелодии? Работа над дыханием, интонацией.
Повторение мелодий за учителем, пение индивидуально.

Мелодии опер
Учебник–8,11

Распевка ( )
Развитие музыкальной памяти, умения запоминать прослушанные произведения, воспроизводить основные мелодические линии







Работа над песней (11мин)
Обеспечение осмысленного и эмоционального исполнения вокальных произведений, формирование исполнительской культуры

Разучивание и повторение песен. Правила пения. – О чем поется в песне? Какие чувства вызывает мелодия?
Исполнение песни, прослушивание, разучивание по фразам.




«Школьный корабль», Струве. «Не крутите пестрый глобус», Чичкова.
«Учитесь петь. 5-8классы»-
«Школьный сборник песен»

Музыкально-творческая деятельность
Вокальная импровизация (2 мин )
Развитие исполнительской деятельности, воображения, умения владеть своим голосом

Проведение игры «Композитор»
Сочинение своей мелодии на текст припева песни «Школьный корабль», Струве.

Текст припева


Пластические движения, этюды ( )
Формирование умения находить соответствие между звуком, ритмом, жестом, движением, воспитание культуры пластического интонирования.







Элементарное музицирование на инструментах ( )
Развитие навыков коллективного музицирования







Рефлексия деятельности ( 4мин )
Осмысление мотивации действий учащихся, их самооценка и самоанализ, усвоение принципов
саморегуляции и сотрудничества.

Вовлечение учащихся в обсуждение их действий на уроке, анализ достижения цели занятия.

Формулирование собственных мнений. Участие в обсуждении.




Итог и домашнее задание (2 мин)
Подведение итогов занятия, обеспечение понимания способов выполнения д/з.

Д/З: Понимать значение новых терминов, знать их. Записать названия знакомых опер, героев и муз. жанров, которые их характеризуют.


Таблица
Опера
композитор
герой
жанр




Учебник вопросы - 11






15