Статья Организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе с использованием элементов традиционной культуры

Н.Н. Козлова (МОУ «Гимназия №19», г. Саранск)
Праздники как средство воспитания национальной культуры у младших школьников
В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей национальной культуры, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания.
Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Cейчас внимание детей обращается к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах - протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Мордовию иностранцев приводили в изумление хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи, как в деревне, так и в городе.
Исходя из актуальности этого направления в работе с детьми, стараюсь особое внимание во время подготовки и проведения праздников, внеклассных мероприятий уделять внимание именно этой теме.
На основе народного творчества, воспитываю в детях бережное, любовное отношение к культуре родной земли и народным традициям.
Исходя из вышеизложенного, в своей практике по приобщению детей к истокам русской народной культуры определила следующие приоритеты:
окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть своего народа.
Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.).
Проведение народных праздников и укрепление традиции.
Ставлю перед собой цель приобщать детей ко всем видам национального творчества. Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в них такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
 Цель работы по приобщению детей к национальному искусству вижу в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей (жанров) народного творчества. Это происходит  посредством знакомства с произведениями фольклора, который способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней.
Русский и мордовский фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект, каждый носит этнический характер.
Уж и где же это видано,
Уж и где же это слыхано,
Чтобы курочка бычка принесла,
Поросёночек яичко снёс,
Чтоб по поднебесью медведь летал,
Чёрным хвостиком помахивал.
Небылицы - необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено "с ног на голову". Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка навсегда. На разных языках произносят мои дети потешки, скороговорки. Хотя и говорится, что "всех скороговорок не и не перевыговоришь", детей это не останавливает, а только подогревает их интерес.
Ты, молодец, скажи молодцу: Пусть молодец молодцу скажет, Пусть молодец теленка привяжет.
Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством родного языка, с новыми образами.
Богатая выдумка в загадках, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: "Без лица в личине". Предмет, который загадан, "лицо", скрывается под "личиной" - иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки я активно вставляю в сценарии праздников.
Четыре четырки, Две растопырки, Один вертун, Два яхонта.
На мой взгляд, фольклорные праздники, в частности, ярмарки. Это наиболее яркое, интересное, красивое, веселое, артистичное, балагурное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый ребенок может принять участие в ярмарке, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки. Сценарий ярмарки позволяет выделить роль каждому ребенку соответственно его возрасту и творческим возможностям. Можно с точностью сказать, что ярмарка объединяет в себе все жанры народного творчества, за что и являлась излюбленным временем провождения народа в былые времена и остается веселым праздником в жизни современных детей.
Мы мордовские умельцы
Можем лапти вам сплести.
И корзину для грибов
Кузовок для ягод.
Подходи торопись
Покупай не скупись.
Воспитывая в детях бережное, любовное отношение к культуре своего и народным традициям, учим с детьми народные прибаутки, колыбельные песенки. Ежегодно готовим и проводим весенний праздник «Пасхи»; Зимой - "Колядки" и т.д.
Таким образом, одним из направлений моей работы является воспитание патриотических чувств у детей, освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.
Реализацию обозначенного направления вижу в подготовке и проведении праздников, где дети приобщаются к истокам русской народной культуры через знакомство с различными жанрами русского фольклора, каждый жанр интерес, красив и несёт в себе образовательно-воспитательный эффект.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, важно продолжать эту работу в начальной школе. Этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.









Литература
1.  Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
2.  Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. - Смоленск, 1998
3.  Науменко Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 - зима, весна. Часть - 2 - лето, осень. - М., 1999
4.  Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000
5.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. - Спб., 1998
6.  Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. - М., 2002
7.  Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.
8. http: // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ru