Урок по литературному чтению на тему А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами


Предмет Русская литература Класс 7 класс
Тема занятия Лирика. Художественный образ в лирике. А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами…», А.Н. Плещеев «Весна»
Ссылки Учебник. Справочный материал
Цели На примере данного произведения показать особенности мастерства А.С.Пушкина в создании художественного образа весны; создать условия для развития устной речи учащихся, развивать эстетические чувства, образное мышление; развивать навык выразительного чтения поэтического произведения. творческих способностей,прививать любовь к русской поэзии;
Результаты обучения Уч-ся смогут самостоятельно анализировать материал, проводить рефлексию, работать в группе.
Ключевые идеи
(новые понятия) "Самые счастливые люди, которые умеют слушать и слышать голоса природы, отвечать на них улыбкой, хорошим настроением, раздумьями, стихами..."
У.В.Бианки
Ресурсы Стратегии Оценивание Содержание урока
Оценочный лист 3 хлопка
смайлики Приветствие. Тренинг " Мое настроение"
Проверка домашнего задания. Защита постера. Сообщения о поэтах
Опережающее задание
( лидеры групп)
рисунки Деление на группы Деление на группы. Мозаика
Раздача оценочных листов Уч-ся делятся на группы
Уч-ся пишут свои фамилии на оценочных листах
Кроссворд
ИКТ
тетради Оценочный лист Чтение эпиграфа.
Лирические произведения передают все чувства и настроения человека. В них - восторг и радость, грусть и печаль, мысли и переживания.
Определение темы урока. Решение кроссворда
1.Имя известного русского баснописца.
2.Синоним слова беспорядок.
3.Древнейший жанр литературы.
4.То, за чем послала мама Женю в магазин.
5.Таинственная гостья на планете Маленького принца.
Одним из величайших мастеров стихотворений, человеком, который художественным словом мог передать целый мир, в том числе и мир весны, был А.С.Пушкин.
Ответы уч-ся
Уч-ся отгадывают кроссворд и определяют тему урока (весна)
Записывают в тетрадях тему урока.
ИКТ ноутбук Оценочный лист
Образцовое чтение стихотворения "Гонимы вешними лучами"
- Какой вы представили весну Пушкинскую?
Словарная работа.
- Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении?
Келья - отдельная комната монаха в монастыре.
Дань - налог, взимаемый победителем с побежденного народа.
В безмолвии - в полной тишине.
Идейно-художественный анализ произведения.
а) - Прочитайте про себя и выделите первую весеннюю картину, которую можно представить?
- С помощью каких образов поэт рисует картину весеннего таяния снега?
"Потопленные", также как и слово "гонимы" употреблялось больше в пушкинские времена, чем сейчас.
Одно слово вмещает целую картину природы.
Гонимы вешними лучами,/
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями/
На потопленные луга.//
. Подумайте, с каким чувством надо читать эту строфу?
- Какую следующую картину весенней природы рисует А.С.Пушкин?
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года
- Какое настроение создают эти строчки?
- Какими изобразительными средствами пользуется А.С.Пушкин, чтобы передать это?
- А картина ли это? Прочтите еще раз.
- Это лирическое отступление в стихотворении, рассуждение о весеннем настроении. Лирический герой радуется встрече с весной.
- Какую следующую картину рисует поэт?
- Как вы понимаете выражение "блещут небеса"?
- С каким чувством поэт рисует небеса?
Какую еще картину рисует А.С.Пушкин?
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой
- С каким чувством поэт описывает леса?
- Какой прием использует поэт, чтобы передать это?
- За какой "данью полевой" летит пчела?
-Какую еще картину рисует поэт?
Долины сохнут и пестреют,
Стада шумят и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
- Как вы понимаете слово "долины"? (На доп. доске: Долина - удлиненная впадина вдоль речного русла или среди гор)
- Видим ли мы на этой картине соловья?
Какие ключевые слова у вас получились?
Табличка с ключевыми словами:
небеса
леса
долины
пчела
стада
соловей
- Что же представляет собой стихотворение поэта?
- Как они подаются Пушкиным?
- С какой целью поэт использует последовательную смену картин?
Сменой картин природы Пушкин создал свой, неповторимый образ весны. Не в этом ли мастерство поэта?
- Каждая из этих картин несет в себе своё настроение. Общим является лишь чувство радости. солнечная, дружная, пестрая, звонкая и др.)
Уч-ся читают первые 4 строчки
снега, ручьи
С радостью
Ученики - ученики делают пометку на полях учебника
олицетворение, метафора
Синея блещут небеса
небеса смотрятся, как новенькие, чистые; блеск лучей солнца слепит глаза и поэтому на небеса больно смотреть; такое небо можно увидеть только весной
с нежностью
сравнение: первые листочки сравнил с зеленым пухом
Пчела опыляет цветок, а тот отдает ей за это дань - сладкий нектар
нет, скорее - мы представляем себе, как маленькая птичка сидит в кустах и поет; а поэт стоит и, завороженный песней соловушки, слушает
цепь картин
последовательно
он старается показать весну живой, яркой и шумной; рассматривает весеннюю природу в движении
ИКТ
ноутбук Оценочный лист Выразительное чтение стихотворения Плещеева "Весна" (грамзапись) Словарная работа
Повеяло - дуть
Лазурь - светло-синий цвет, синева
Миновала - прошла
Буря-ненастье.
А какое по настроению это стихотворение?
О чём это стихотворение?
Как вы думаете, что хотел сказать нам - читателям поэт?
Найдите строчки, которые говорят о приближении весны?
Назовите олицетворение, которое использует Плещеев?
Пробуждение природы весной
Природа красива в любое время года
Музыка (песня "У природы нет плохой пооды") Диаграмма Венна
Кластер
3 мин. эссе
Синквейн Оценочный лист Групповая работа. Каждая группа работает по определенному заданию Уч-ся выполняют задания группой. Представители групп выступают у доски
Плакат
"Лесенка знаний"
стикеры Оценочный лист Оценивание (по листам самооценки + наблюдения учителя)
Рефлексия "Лесенка знаний"
Определите свое место по лесенке знаний:
Прикрепите значок на соответствующую вашим знаниям ступеньку
Хочу узнать больше -----------------------
Все понял, было интересно --------------------
Ничего не понял ----------------------------------------
Оценивание
Д/з выучить наизусть, иллюстрации к стихот-ю Критерии оценивания:
Я активно работаю над заданием – 3 балла
Я работаю и иногда предлагаю идеи – 2 балла.
Я слушаю внимательно и участвую в обсуждении – 1 балл
12-15 баллов – “5”
8-11 баллов – “4”
5-7 баллов – “3
Запись в дневниках