Разработка урока Сатира на либеральную интеллигенцию. «Премудрый пискарь» ( Литература, 10 класс)

Урок 42.
Сатира на либеральную интеллигенцию. «Премудрый пискарь»
Сказки могучи по своей мысли,
забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству,
очаровывают своим языковым совершенством. А.В.Луначарский
Цели урока
Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь»
Предметные: выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок.
.
Метапредметные:
Уметь анализировать произведение, находить сатирические приемы.
Личностные:
стремиться к совершенствованию собственной речи, показать актуальность сказок Щедрина и в наши дни.
Предварительное домашнее задание:
1. Прочитать сказки “Вяленая вобла”, “Дикий помещик”, “Премудрый пискарь”.
2. Подобрать синонимы и антонимы к слову “премудрый”, объяснить смысл названия сказки “Премудрый пискарь”.
3. Выделить в сказке “Дикий помещик” сказочные формулы: зачин, присказку; пословицы и поговорки.
Ход урока
Орг. момент. Сообщение темы.
Давайте подумаем, что мы уже знаем о сказках Салтыкова-Щедрина (составляем схему)

На основе ответов составляем таблицу, которую заполняем на протяжении всего урока. (Первые две колонки заполняются сразу)
Что уже знаем
Что хотим знать
Что мы узнали

 
 
 

Работа с текстом. Выберите важную информацию
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.
Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”); здесь и народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках “Премудрый пискарь”, “Карась-идеалист”, “Самоотверженный заяц”.
М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.
Работа над литературными терминами.
САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.
ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.
ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.
ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.
Анализ сказки «Премудрый пискарь» 1883 год.
– Краткий пересказ.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
Выясните основные понятия темы исследования.
Для анализа формы:
вспомните элементы народной сказки;
найдите элементы народной сказки в сказке Салтыкова-Щедрина;
подумайте, с какой целью в сказке писатель использует элементы народной сказки;
найдите художественные приемы и средства, которые использует писатель для создания образа пискаря, определите их роль;
выскажите предположение, почему писатель обратился к жанру сказки?
Проанализируйте содержание сказки, ответив на вопросы:
- Составьте словарную статью к слову премудрый. (В толковом словаре: наивысшая степень мудрости.
- Подберите синонимы к слову премудрый.
- Какой смысл писатель вкладывает в это слово?
( Премудрый - синонимы умный, рассудительный.
Смысл, который вкладывает писатель в слово "премудрый", бесспорно, ироничный.
"Анафриз" - языковое явление, при котором слово употребляется в противоположном значении.) - - - Сравните: “п е с к а р ь” и “п и с к а р ь”Почему Салтыков-Щедрин взял: “пискарь”? Почему слово ПИСКАРЬ написано с нарушением орфографических норм?
- Какова жизненная позиция пескаря? Над какими пороками размышляет автор?
- Действительно ли пискарь премудрый? Как вы понимаете смысл заглавия сказки “Премудрый пискарь”?
(Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос: а в чем смысл и назначение жизни человека? Премудрый пескарь стал олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины. Писатель напомнил современникам о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести)

Какой наказ получил пискарь от отца?
Какую характеристику дает писатель пискарю?
Какой урок вынес пискарь из наставлений отца?
Определите жизненную позицию пискаря. Разделяете ли вы ее?
В чем вредность пискариной жизни?
Какие пороки и как обличает писатель? Над чем смеется?
Кто угадывается в пискаре?
Правдоподобно ли то, о чем говорится в сказке?
Какова главная идея сказки?
О чем заставляет задуматься писатель?
В чем отличие сказки от народной?
Сделайте вывод: в чем своеобразие сказки Салтыкова-Щедрина?
Если есть иллюстрация к сказке, попытайтесь остроумно ее прокомментировать

Сообщения учащихся по данным вопросам.
Работа с таблицей.
– Узнали ли вы то, что хотели узнать? (Отвечая на этот вопрос, учащиеся комментируют записи таблицы.)
В заключение делаем вывод и записываем его в тетрадь.
Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. В сказках Салтыкова-Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально-исторический, бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно-исторический намек. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы – гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.
Заключительное слово учителя.
Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок Салтыкова-Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Уже кажется ничего не может вывести из нашей жизни ни премудрого пескаря, ни вяленой воблы, ни медведя на воеводстве и т.д. Так кто же эти герои? Часть нашей русской судьбы или все-таки явление временное. Поразмышляйте об этом и напишите дома сочинение-эссе “О существовании героев Салтыкова-Щедрина в наше время” или сочинение на тему: “Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина”.


Проанализируйте работу ученика
В чём ложность позиции премудрого пескаря?

В сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» перед нами предстаёт до смерти перепуганный обыватель, который «всё только распостылую жизнь свою бережёт». Он всю жизнь жил под девизом «выжить и щуке в хайло не попасть». Он жил дрожал, и умирал дрожал. Жизнь его прошла в вечном страхе. Его премудрость состояла в том, чтобы любыми средствами сохранить свою постылую жизнь. Он не высовывал носа из своей норы, прогуливался по ночам, не водил дружбу ни с кем, никаких радостей в жизни не видел. Разве это жизнь? Нельзя всю жизнь всего бояться, ведь жизнь состоит из взлётов и падений, из счастья и горя, и человек, не познавший горя, никогда не познает и истинного счастья.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ СПРАВОК

Историческая справка.
Форму литературной сказки использовали до Салтыкова- Щедрина. Вспомните А.С.Пушкина.
Сказки Салтыкова- Щедрина называют «малой энциклопедией сатиры».
Сказки – итог многолетних наблюдений, всего творчества. Создавал с 1869по 1886 годы. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, используется гротеск, гипербола, эзопов язык.
В сказках Салтыкова- Щедрина встречаем героев его эпохи: невежественные правители («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»), народ, покорный и талантливый (« Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).
Сатира на русскую интеллигенцию развернута в сказках о рыбах и зайцах.
Сказки Салтыкова- Щедрина писались для широких читательских кругов. Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»; «Для детей от 7 до 70 лет». Писатель хотел издать их в виде сборников, ценой по три копейке, чтобы каждый мог их купить. Цензура запретила это издание, но все же сказки дошли до читателя.
Сказки отличаются истинной народностью. В них писатель выступает как защитник народных интересов. Цель их – пробудить народ, чтобы дети «изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
В завуалированной форме можно было обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту интересов народа.

Особенности сказок Салтыкова- Щедрина.
Писатель надевает маску сказителя. За маской скрывается саркастическая усмешка человека, умудренного жизненным опытом. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои жизненные наблюдения.
Фантастика – форма, которую писатель наполняет взятым из реальной жизни конкретным содержанием. И фантастика, и эзопова речь служат для реализации поставленной им перед собой задачи.

Значение сказок.
Сказки – сатира едкая, направленная против общественного и политического устройства; они будили мысль и народное сознание.

Общие черты сказок:
-ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки;
сказки аллегоричны, построены на иносказаниях. В одних действующие лица – животные (медведь, рыба, заяц), нарисованы зоологически верно, но в то же время являющиеся аллегорическими персонажами, олицетворяющими определенные классовые отношения в современном обществе. В других героями являются люди, но и здесь сохраняется иносказание;
стираются грани между человеческими чертами и чертами животных;
в сказках умело сочетается достоверное с фантастическим, писатель свободно переключает действие из животного мира в мир человеческих отношений, в результате в сказках звучит такая политическая острота, которой не было в народных;
сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них сталкиваются представители антагонистических классов (помещик – мужики, генералы – мужик); имеют социально-сатирическую направленность;
во всех сказках – осмеяние общественных пороков, горечь за народ, который не осознает своей силы;
язык сказок в основном народный, с использованием публицистической лексики, канцеляризмов, архаизмов и иностранных слов;
сказки рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины 19 века;
сказка – форма противоцензурной защиты.

Что общего с народными сказками и чем отличаются сказки Салтыкова-Щедрина от народных?
отмечаются невероятные происшествия, волшебство;
сказочный «стиль» («жили- были»,..), обороты, присказки, взятые из народных;
сказочный сюжет; Герой в необычных обстоятельствах;
есть гипербола, как в народных;
очеловечивание животных, но если в народных сказках животное воплощает какую - нибудь черту, то щедринских сказках оно, как правило, - представитель какого- то социального уровня (медведь – воевода, заяц – мелкий чиновник);
свойственно преувеличение. Но в народных преувеличение служит победе добра над злом, т.е. побеждает какой- то народный идеал, поэтому всегда - счастливый конец; а у Щедрина такого идеала нет, есть предмет сатиры;
жанр сказок Щедрина – политическая сказка, поэтому в них много реальных деталей современной автору действительности;
сказки Щедрина отличает злая ирония, сарказм, гротеск, несвойственные народным сказкам.
-несоответствие формы содержанию. Форма сказки, а содержание политическое;
смешение стилей речи (канцелярский + разговорный + сказочный);
-жанр сказок Щедрина – политическая сказка, поэтому в них много реальных деталей современной автору действительности;
сказки Щедрина отличает злая ирония, сарказм, гротеск, несвойственные народным сказкам.
-сказка Щедрина – форма для обличения и высмеивания общественных пороков, в ней не отражается противоборство добра и зла, здесь нет положительного героя, сказки сатиричны, а не юмористичны;
-народные сказки бывают бытовыми, героическими, волшебными, а у Щедрина присутствует и политическая сатира;
народные сказки дидактичны, т.е. учат хорошему. Положительного и отрицательного героя в них нельзя спутать. У Щедрина нет ни положительных, ни отрицательных героев, у него смещены категории добра и зла, но есть идеал;
в названиях сказок Щедрин создает комический контраст (« Карась-идеалист», «Премудрый пискарь»).


СЛОВАРЬ

Сказка - 1. Повествовательное, обычно народно - поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, неправда, ложь (разг.).
Сатира - 1.Обличающая, бичующая ирония. 2. Литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности.

Сарказм – 1. Язвительная насмешка, злая ирония. 2. Едко-насмешливое замечание.

Ирония - тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Юмор – 1.Беззлобно – насмешливое отношение к чему-либо. 2. Изображение чего- либо в смешном, комическом виде.

Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.

Гротеск - изображение чего-л. в фантастическом, преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.

Гипербола - чрезмерное преувеличение с целью усиления впечатления.

Эзопов язык - изобилующий иносказаниями, недомолвками, приемами речи для сокрытия ее прямого смысла.

Общественный порок - порок, касающийся не частных отношений каких-то людей. а отношений внутри общества, между социальными группами.

Обыватель - 1.Постоянный житель к.-л. местности (устар.) 2. Человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами.

Фанфарон - человек, который хвастливо выставляет напоказ свои мнимые достоинства.

Фанфаронство - поведение фанфарона.
Карта успехов