Тема урока: М. Е Салтыков-Щедрин. Сказки. «Премудрый пискарь», «Дикий помещик», «Карась – идеалист».


Тема урока: М. Е Салтыков-Щедрин. Сказки. «Премудрый пискарь», «Дикий помещик», «Карась – идеалист».
Цель: формировать умение выполнять анализ сатирической сказки.
Тип урока: комбинированный, закрепление изученных ранее знаний.
Вид урока: исследование, урок-практикум.
Формы и приёмы работы: использованы элементы технологии развития критического мышления, индивидуальный подход.
Оборудование: учебник «Русская литература» 10 кл; Сказки Салтыкова – Щедрина; материалы для групповой работы (карточки с заданиями и справочным материалом, словарем литературоведческих терминов, иллюстарции).
Задачи:
Обучающая:
Продолжить формирование умений и навыков (работать с текстом произведения художественной литературы, определять тему и идею произведения).
Закрепить навык планирования ответа, самоконтроля, самостоятельной работы.
Сформировать навыки и умения учебно-познавательного характера (сознательное и активное прослушивание объяснений преподавателя, продумывание и выделение главного).
Развивающая:
Развивать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения по плану, пополнение словарного запаса, развитие мышления, сопоставлений, сравнений. Умение выделить главное, обобщить, сделать вывод.
Воспитательная:
Воспитание критического отношения к себе, к обществу, к своему труду, активной жизненной позиции, негативного отношения к приспособленчеству, к пессимизму..Умение видеть человеческие пороки, стремиться искоренять их в других и в себе. Воспитание уважительного отношения к литературе,  русскому языку.
Межпредметные связи: литература, русский язык, история.
Ход урока.
Организационный этап.
Проверка явки и внешнего вида студента.
Подготовка студентов к уроку.
II. Основной этап: Мотивация. Определение темы, цели урока. Повторение пройденной темы.
Вступительное слово преподавателя:
Когда вы слышите слово «сказка» –какой ассоциативный ряд слов возникает у вас?
Сказки – итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. Писателем написано 32 сказки для детей изрядного возраста. Щедрин не предназначал свои сказки для детей и для взрослых они были непросты.
В тетрадях записываем тему нашего урока: «Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина и их особенности»
Стадия вызова (обучающиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы)
Что мы знаем по теме урока?
* называют писателя
* прочитали сказку
* знакомы с определением жанра «сказки»
* знакомы с понятиями «сатира» и «юмор»
Что должны узнать?
* каковы особенности сказки «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», «Карась – идеалист» (анализ текста, своеобразие языка сказки, определение жанровых особенностей)
* характеристику героев
Но прежде чем приступить к анализу сказок, давайте вспомним этапы жизни писателя.
II. Проверка домашнего задания.
Прием: «Мозговой штурм» по биографии и творчеству М.Е. Салтыкова – Щедрина.
Где и в какой семье родился писатель?
В каких произведениях он воссоздает свое детство, отношения в семье?
Почему С-Щ не любил вспоминать о своем детстве?
Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным?
Чем могло быть обусловлено обращение писателя к жанру сказка?
Чем отличаются сказки Салтыкова – Щедрина от народных?
Какой указ издал Александр 2 для чиновника Салтыкова?
Слово преподавателя: М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель большого мастерства. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе.
Наследие Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим, т.к. его литературное имя остается в духовном сознании потомков, обогащает нас знанием человеческих характеров, опытом истории. Вот и сегодня мы попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя.
2. А теперьпоработаем у доски. Надо вставить пропущенные слова:
«Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказки с целью _______»
«В своем творчестве Салтыков- Щедрин ---------- и развивал традиции русских сатириков Фонвизина и Гоголя»
«Вслед за ними, он использует ------- как острейшее оружие».
«Это «оружие» очень -------, говорил сатирик, «ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».
3.Работа над литературоведческими терминами: Приступая к анализу сказок Салтыкова-Щедрина, давайте вспомним некоторые теоретические понятия: Повторим определения приемов эзопова языка – устно.
Работа со словарем - гротеск, гипербола, антитеза, сатира.
III. Новая тема. Осмысление.
Три рабочих группы сформированных ранее, прочитали сказки «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», «Карась-идеалист».
Для облегчения решения исследовательской задачи для каждой группы преподавателем подготовлен справочный материал и задания (каждой группе). Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее участники овладели темой в полном объеме.
План исследования:Сказка «Дикий помещик» - раздается для каждой группы участников.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое, рассыпчатое.
А что было дальше?
Краткий пересказ сказки – 1 студент.
Какие пороки отличает писатель? Над чем смеется?
Какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?
Что происходит с помещиком после исчезновения мужика?
Правдоподобно ли то, что говорится в сказке?
Какая главная идея сказки?
Почему писатель использовал в названии эпитет «дикий», а не «глупый»?
Как показан народ?
Почему мужики исчезают? (их молитвам внимает Бог). А как вы думаете, почему Бог не внял «прошению» помещика, но услышал «слезную молитву сиротскую» мужиков?
Задание для 1 группы: Прием: Составить таблицу Синквейна.
Перейдем теперь к анализу второй, не менее интересной сказки, - «Премудрый пескарь».
План исследования:Сказка «Премудрый пескарь»
Краткий пересказ сказки – 2 студента.
Как вы понимаете смысл заглавия сказки?
Какой наказ получил пискарь от отца?
Как вы думаете, почему писатель выбирает именно образ пескаря, мелкой рыбки?
Определите жизненную позицию пискаря. Разделяете ли вы ее?
Какие пороки высмеивает писатель?
О чем заставляет задуматься писатель?
По какому принципу он живет? Найдите отрывок из текста и зачитайте его?
Меняется ли к концу сказки общий эмоциональный тон повествования, общее настроение?
Согласны ли вы с итогом жизни пескаря «Жил дрожал, и умирал – дрожал»
Задание для 2 группы:Прием: «Метод шапки».
План исследования:Сказка «Карась-идеалист»
Краткий пересказ – 3 студента.
В чем суть спора карася с ершом?
Какую характеристику дает карасю писатель?
Согласны ли вы с карасем, что «добро – жизненная сила»?
Какие пороки и как обличает писатель? Над чем смеется?
Как вы понимаете смысл заглавия сказки?
Задание для 3 группы: Прием: Составить кластер.
IV. Закрепление новой темы.
Вопросы:
В чем отличие от сказок народных?
Есть иллюстрации, попытайтесь остроумно ее прокомментировать.
В чем своеобразие сказки Салтыкова –Щедрина?
Не впервые мы сталкиваемся в художественных произведениях с эпизодом, когда родители дают своим детям заветы, как жить. Вспомните, в каких? Какие заветы?
Рефлексия.
«Узнали ли» в чем заключаются особенности сказок Салтыкова – Щедрина?
Понравились ли вам сказки Салтыкова – Щедрина»?
Кого же высмеивает Салтыков-Щедрин в этой сказке? Каков их главный порок?
Прием «Письмо по кругу»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Тест:
1. Давайте определение приемам, которыми пользуется автор в сказке и выполните небольшой тест.
1. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках... Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…»
А) метонимия
Б) гротеск
В) гипербола
2. «Войдет он в свой парк…, в один миг влезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. Прибежит заяц… - а он уже тут как тут, словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями и съест».
А) метафора
Б) сарказм
В) гротеск
2. Подберите синонимы и антонимы к названиям сказок. «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Карась – идеалист».
3. Подберите пословицы к данным сказкам.
Ассоциации к слову –СКАЗКА – детство, добро, читают все, бабушка.
II. Проверка домашнего задания.
«Мозговой штурм» по биографии и творчеству М.Е. Салтыкова – Щедрина.
Где и в какой семье родился писатель? В селе Спас угол в семье помещика
В каких произведениях он воссоздает свое детство, отношения в семье? «Пошехонская сторона», «Господа Головлевы»
Почему С-Щ не любил вспоминать о своем детстве?Михаил Евграфович не любил вспоминать о своем детстве, а когда это случалось, воспоминания окрашивались неизменной горечью. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. 
Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным? Происходивший из древнего дворянского рода Салтыковых писатель Михаил Евграфович Салтыков начал писать под псевдонимом Николай Щедрин. Теперь он известен как Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Чем могло быть обусловлено обращение писателя к жанру сказка?
Чем отличаются сказки Салтыкова – Щедрина от народных?
Какой указ издал Александр 2 для чиновника Салтыкова? – проживать и служить, где пожелает.
А теперьпоработаем у доски. Надо вставить пропущенные слова:
«Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказки с целью высмеивать действительность и человеческие пороки»
«В своем творчестве Салтыков- Щедрин продолжал и развивал традиции русских сатириков Фонвизина и Гоголя»
«Вслед за ними, он использует смех как острейшее оружие».
«Это «оружие» очень сильное, говорил сатирик, «ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».
Работа над литературоведческими терминами: Приступая к анализу сказок Салтыкова-Щедрина, давайте вспомним некоторые теоретические понятия: Повторим определения приемов эзопова языка – устно.
Работа со словарем - гротеск, гипербола, антитеза, сатира.
Гротеск – изображение действительности в преувеличенном виде.
Гипербола –преувеличение тех или иных свойств
Фантастика –
Эзопов язык – художественная речь, основанная на вынужденном иносказании с использованием иронии.
План исследования:Сказка «Дикий помещик» - раздается для каждой группы участников.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое, рассыпчатое.
А что было дальше?
Краткий пересказ сказки – 1 студент.
Какие пороки отличает писатель? Над чем смеется?
Какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?
Что происходит с помещиком после исчезновения мужика?
Правдоподобно ли то, что говорится в сказке?
Какая главная идея сказки?
Почему писатель использовал в названии эпитет «дикий», а не «глупый»?
Как показан народ?
Почему мужики исчезают? (их молитвам внимает Бог). А как вы думаете, почему Бог не внял «прошению» помещика, но услышал «слезную молитву сиротскую» мужиков?
Задание для 1 группы: Прием: Составить таблицу Синквейна.
Перейдем теперь к анализу второй, не менее интересной сказки, - «Премудрый пескарь».
План исследования:Сказка «Премудрый пескарь»
Краткий пересказ сказки – 2 студента.
Как вы понимаете смысл заглавия сказки?
Какой наказ получил пискарь от отца?
Как вы думаете, почему писатель выбирает именно образ пескаря, мелкой рыбки?
Определите жизненную позицию пискаря. Разделяете ли вы ее?
Какие пороки высмеивает писатель?
О чем заставляет задуматься писатель?
По какому принципу он живет? Найдите отрывок из текста и зачитайте его?
Меняется ли к концу сказки общий эмоциональный тон повествования, общее настроение?
Согласны ли вы с итогом жизни пескаря «Жил дрожал, и умирал – дрожал»
Задание для 2 группы: Прием: «Метод шапки».
План исследования:Сказка «Карась-идеалист»
Краткий пересказ – 3 студента.
В чем суть спора карася с ершом?
Какую характеристику дает карасю писатель?
Согласны ли вы с карасем, что «добро – жизненная сила»?
Какие пороки и как обличает писатель? Над чем смеется?
Как вы понимаете смысл заглавия сказки?
Задание для 3 группы: Прием: Составить кластер.
IV. Закрепление новой темы.
Вопросы:
В чем отличие от сказок народных?
Есть иллюстрации, попытайтесь остроумно ее прокомментировать.
В чем своеобразие сказки Салтыкова –Щедрина?
Не впервые мы сталкиваемся в художественных произведениях с эпизодом, когда родители дают своим детям заветы, как жить. Вспомните, в каких? Какие заветы?
Варианты ответов:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» - «Береги честь смолоду» - Петр Гринев
Александр Грибоедов «Угождай всем людям без изъятья» - Молчалин
Николай Васильевич Гоголь «Береги копейку, она все прошибет» - Чичиков
Рефлексия.
«Узнали ли» в чем заключаются особенности сказок Салтыкова – Щедрина?
Понравились ли вам сказки Салтыкова – Щедрина»?
Кого же высмеивает Салтыков-Щедрин в этой сказке? (Безразличных, равнодушныхлюдей.) Каков их главный порок? (Равнодушие.)
Прием «Письмо по кругу»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Тест:
1. Давайте определение приемам, которыми пользуется автор в сказке и выполните небольшой тест.
1. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках... Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…»
А) метонимия
Б) гротеск
В) гипербола
2. «Войдет он в свой парк…, в один миг влезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. Прибежит заяц… - а он уже тут как тут, словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями и съест».
А) метафора
Б) сарказм
В) гротеск
2. Подберите синонимы и антонимы к названиям сказок. «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Карась – идеалист».
3.Поберите пословицы к данным сказкам.
1 строка (тема) – имя существительное.
2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.