Презентация на тему Психологическая безопасность образовательной среды


Психологическая безопасность образовательной среды МДЦ «Артек» Понятие «образовательная среда» является подсистемой социокультурной среды и объединяет содержательные характеристикиобразование как сфера социальной жизнисреда как фактор образования Среда – «совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка, … для образования не есть нечто однозначное и наперёд заданное…» Образовательная среда «…начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между её отдельными элементами начинают выстраиваться определенные связи и отношения» В.И.Слободчиков Образовательная среда характеризуется категорией«со-бытийность общности» Со-бытийная общность – есть целостно-смысловое объединение людей, создающее условия для развития индивидуальных способностей человека, предметной деятельности, среды Структура образовательной среды образовательного учреждения КОМПОНЕНТЫ:Пространственно-семантический2. Содержательно-методический3. Коммуникационно-организационный Пространственно-семантический компонент включает: архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в образовательном учреждении;символическое пространство школы (символика, атрибуты, традиции и др.) Содержательно-методический компонент включает: содержательную сферу;технологии, формы, методы организации жизнедеятельности детей в образовательном учреждении, подготовку и проведения мероприятий и коллективных творческих дел в отряде, школе, лагере Коммуникационно-организационный компонент включает: особенности субъектов образовательной среды образовательного учреждения;коммуникационную сферу;организационные условия (особенности управленческой культуры). Фактические нормы отношенияк людям Информационная составляющая Социальные контактысубъектовучреждения Система организациии управленияжизнедеятельн. Типовые и видовыеособенности Материальная и соматическаясоставляющие Средства наглядности Безопасностьличная и общественная Спецификаобразовательной среды Психологическая безопасность – состояние, характеризующее образовательную среду образовательного учреждения , фиксируемое через отношения её участников. И.А.Баева Модель психологически безопасной образовательной среды Психологически безопаснаяобразовательнаясреда Защищённость отпсихологическогонасилия Референтная значимость окружения Личностно-доверительноеобщение Эмоциональноевыгорание педагогов Неразвитостьсистемы психологическойпомощи Отсутствиеличностно-доверительногообщения Непризнаниереферентнойзначимости Психологическоенасилие Угрозыпсихологическойбезопасности Проявление психологическогонасилия в образовательной среде публичное унижение;оскорбление;высмеивание;угрозы;обидное обзывание;чрезмерные требования;игнорирование;неуважительное отношение;недоброжелательное отношение;фрустрация основных нужд и потребностей ребёнка;негативное оценивание Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения!!! Фактическое отсутствие «права на ошибку» (89%)Недостаток положительного стимулирования труда (89%)Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей (73%)Отсутствие свободного времени и условий для полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы (71%)Неудовлетворенность профессиональным статусом (67%)Отсутствие возможности и условий для самовыражения и самореализации (35%) Результаты опроса педагогов о трудностях работы Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде школы принцип опоры на развивающее образование и воспитаниепринцип психологической защиты личностипринцип помощи в формировании социально-психологической умелости Социально-психологическая умелость - набор умений, дающий возможность компетентного выбора ребёнком своего жизненного пути; самостоятельного решения проблем; умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности. И.А.Баева Психологически безопасная образовательная среда у большинства участников положительное отношение к ней;высокий уровень удовлетворённости характеристиками среды детского лагеря, школы;защищённость от психологического насилия во взаимодействии. Условия организации безопасной образовательной среды в школе целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование безопасной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений самих участников образовательного процесса;адресная помощь ребёнку в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях школы (затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т.д.); Условия организации безопасной образовательной среды в школе активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребёнка в течение смен;эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации. Презентация подготовлена Чуклиновой Тамарой Николаевной, учителем школы МДЦ «Артек» http://www.mgppu.ru/science/Center2/ Баева Ирина Александровна доктор психологических наук, ведущий сотрудник Центра экстренной психологической помощи МГППУ Ковров Владимир Викентьевич кандидат педагогических наук, зав. сектором Методической поддержки и мониторинга образовательной среды Центра экстренной психологической помощи МГППУ По материалам книг и выступлений: