Организация проектной деятельности на уроках английского языка как средство сохранения и развития здоровья школьников


Пихтовникова Любовь Павловна
учитель английского языка
МАОУ «Бабкинская средняя школа»
Пермского района

Организация проектной деятельности на уроках английского языка как средство сохранения и развития здоровья школьников
На сегодняшний день, работая с третьеклассниками по новому Федеральному образовательному стандарту, можно рассказать о некоторых результатах своей работы. Количество обучающихся в третьих классах 48 человек, из них на «5» и «4» учатся 36 человек, что составляет 75% качества обученности. В октябре 2013 года учащиеся выполняли муниципальный тест по остаточным знаниям за второй класс, где процент качества составил 41,66%. При этом каждый ученик заинтересован в изучении английского языка и в результатах своей деятельности.
Данные результаты объясняются не только тем, что планирование урока английского языка в третьих классах основывается на формировании у учащихся универсальных учебных действий, но и тем, что урок создается с точки зрения здоровьесберегающих технологий. В связи с внедрением в практику работы школы нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, изменились и приоритетные направления, главным из которого является развитие потенциала личности. Это значит, что учащиеся начальной школы за четыре года должны приобрести не только сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями организовывать свою деятельность, учиться, а также стать обладателями определённых личностных характеристик. При этом приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора здоровьесберегающих образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. В чем причины такого массового нездоровья? Бесспорно их много. И это не только малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях и неблагополучная экологическая ситуация, но и форма обучения, которая в большинстве школ традиционная. А также это и организация учебной деятельности, которая рассчитана на «среднего ученика» и методы обучения, которые не предполагают учета индивидуальных особенностей учащихся.
Такое невнимание к физическому и умственному здоровью школьников придает образовательному процессу «нездоровый» характер.
Поэтому в настоящее время школе требуются такие активные методы обучения, которые формируют активную, самостоятельную, инициативную позицию ученика в обучении; развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
Поиск новых методов работы, способов повышения двигательной активности на уроке, новый подход к организации и планированию урока – вот задачи, которые должны стоять перед каждым педагогом.
При проектировании урока необходимо учитывать ряд технологических принципов здоровьесбережения, которые каждый учитель может разработать сам:
1. Принцип единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии.
2. Принцип диагностичности целеполагания.
3. Принцип функциональной полноты и функциональной взаимосвязи содержания здоровьесберегающей технологии.
4. Принцип открытости и осознанности методических действий.
5. Принцип объективной оценки конечного результата. Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов сохранения и укрепления физического и умственного здоровья учащихся.
6. Принцип преемственности между целями, содержанием, формами, методами и характером психолого-педагогического взаимодеиствия и завершенности.
7. Принцип валеологизации образовательного процесса.
8. Принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровьесберегающих технологий в образовании.
9. Принцип оптимизации.
Данный принцип требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, все вышеперечисленные принципы позволяют сделать сознательный научно обоснованный (а не стихийный, не спонтанный) выбор наилучшего варианта вида здоровьесберегающих технологий для построения учебного процесса в целом.
Как же добиться, чтобы ребенок был мотивирован и активен на уроке? Существует множество путей достижения этого результата.
Прежде всего, качественный урок в условиях здоровьесберегающей педагогики должен соответствовать основным требованиям:
1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов.
3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление метапредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
6. Обстановка и гигиенические условия в классе.
7. Оформление кабинета.   
Структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная).
9. Начало урока.   У учителя должен существовать особый ритуал начала урока. Необходимое условие – это то, насколько корректно и этично учитель обращается к ученикам, как настраивает их на работу и как он дает целевую установку. (Если нет целевой установки, то такое начало похоже на прыжок с обрыва в холодную воду).
10. На уроке должно быть несколько видов учебной деятельности (4-7):    письмо, чтение, аудирование, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение проблемных задач, заполнение таблиц и т.д.
11. Средняя продолжительность каждого вида работы должна составлять не более 7-10 минут.
12. Смена видов деятельности должна происходить примерно через 7-10 минут.
13. Разнообразие методов преподавания на уроке – не менее трех: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.

·14. На здоровьесберегающем уроке должны иметь место активные методы обучения, такие, как ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, проект, ученик как исследователь, заполнение ассоциограмм, сравнительных таблиц по грамматике, круглый стол, мозговой штурм, создание кластеров, буклетов и т.д.
15. Поза учащихся, чередование позы.
16. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, различные гимнастики.
17. Наличие валеологического компонента в содержательной части урока вопросов.
18. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
19. Психологический климат на уроке.
На своих уроках, выстроенных на принципах здоровьесбережения использую излюбленный метод проектов, который относится к педагогическим технологиям, содействующим сохранению здоровья учащихся.
Определением метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их: умению конструировать свои знания.
Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Проект - это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д.[Сиденко]
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты проектов всегда осязаемы, так как виден конкретный результат. С учащимися начальной школы реализуются групповые или парные творческие краткосрочные монопроекты с открытой координацией.
Первым проектом, после того, как ученики овладели алфавитом на английском языке, ребята написали книгу “The ABC”, в которой они отразили знание алфавита. Следующий проект, который был выполнен учащимися второго класса, назывался: « My favorite sport» (Мой любимый вид спорта), где учащиеся представили готовый результат в виде коллажа с использованием отдельных глаголов и предложений. Третьим проектом было создание новогодних и рождественских открыток “Happy New Year and Marry Christmas”, где ученики рисовали открытки для своих родных и близких, выбирая наиболее интересное поздравление (стихи или фразу). Заключительным проектом, когда учащиеся уже могли читать, писать и говорить по-английски, стало написание книги на английском языке о своем друге.
Проекты выполняем в три этапа (на одном или нескольких уроках):
Подготовительный этап: на данном этапе учитель определяет темы проектов, а также формулирует проблемы. Этот этап призван заинтересовать каждого обучающегося в выполнении проекта. Выбор тематики проектов зависит от конкретной ситуации. Темы могут быть предложены либо в рамках учебника, либо они могут касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания обучающихся. Тема может быть предложена и самими обучающимися.
Основной этап (этап выполнения проекта): на этом этапе происходит согласование общей линии разработки проекта, ознакомление учащихся или совместная разработка с алгоритмом работы над проектом, знакомство с программной лексикой и грамматикой, овладение учебными умениями, предусмотренными программой, ознакомление с аутентичным материалом, выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах, составление подробного плана работы над проектом, формирование групп и распределение заданий по проектной работе: самостоятельная работа учащихся над мини-проектами, взаимо- и самоконтроль, контроль учителем подготовленных материалов, внесение необходимых исправлений, дополнений. Чтобы проект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются взаимопонимание между обучающимися и учителем и хорошие отношения между самими обучающимися в паре или группе. Работа над проектом должна стимулировать обучающихся практически использовать иностранный язык.
Завершающий этап (этап защиты проекта): на последнем этапе осуществляется оформление работы над проектом, презентация проекта, обсуждение презентации и полученных результатов, подведение итогов работы.
Презентация является, конечно, самым главным и интересным этапом. Презентация важна для самосознания каждого участника. Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение.
На всех этих этапах решаются определенные задачи, и выявляется деятельность и активность учащихся.
Заключительный этап предполагает оценку результата, так как учитель принимает участие в подведении итогов над проектами. Оценка проектной работы - нелегкое дело. Для того чтобы облегчить работу учителя существуют критерии оценивания проектных работ, которые позволяют объективно оценить работу учащихся (см. приложение № 1).
Таким образом, метод проектов:
это комплексный обучающий метод, который реализует различные методологические и специфические принципы здоровьесберегающих технологий;
позволяет выбрать различные средства и организационные формы обучения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся;
индивидуализирует учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и предоставляет свободу творчества.








Приложение № 1
Пункты
оценивания
Критерии оценки




1. Значимость,
актуальность выдвинутых проблем и способов их решения
- Понимание и раскрытие важности проблемы
- Приведение аргументов
- Указание причины, по которой проблема волнует ученика
- Объявление, почему ее разрешение необходимо
- Предложения о способах решения проблемы

2. Необходимая, достаточная глубина проникновения в тему
- Объяснение причины возникновения проблемы
- Указание возможных последствий проблемы

3. Доказательность принимаемых решений
- Умение отобрать факты для подтверждения принятого решения
- Умение аргументировать свои заключения, выводы

4. Активность каждого участника проекта
- Практический вклад каждого участника
- Активность каждого члена группы на итоговом этапе
- Выполнение всех намеченных группой заданий(какие задания каждый получал в ходе проектной деятельности и их выполнение)
- Качество выполненных заданий
- Выполнение установленных группой требований каждым членом

5. Умение отвечать на вопросы
- кратко, доказательно отвечать на вопросы

6. Эстетика оформления результатов выполненного проекта
- Использование обоснованно необходимого иллюстрированного материала
- Аккуратность выполнения работ
- Оригинальность

7. Яркость презентации проекта
- Подходящая к проекту форма защиты
- Культура речи
- Грамматическая корректность
- Готовность к дискуссии


15