ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УССУРИЙСКОЙ ТАЙГЕ


ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УССУРИЙСКОЙ ТАЙГЕ
Воспитатель: Бердинская С. Н.
Часть 1
ЦЕЛЬ: Познакомить ребят с редкими и лекарственными растениями Уссурийской тайги, подчеркнуть важную роль растений в природе, научить узнавать некоторые виды растений по внешним признакам и вкусовым качествам. Дать четкое представление о различии между глобусом и картой. Закрепить у ребят понятия: Родина, планета Земля, Россия, Сихотэ-Алинь, река Уссури, Развивать воображение ребят.
ПОСОБИЯ: Глобус, карта нашей страны, карта Приморья, города. Фото гималайского и бурого медведя, птицы кедровки, женьшеня, зарослей папоротника, элеутерококка, аралии, заманихи, димофанта.
Спил бархата амурского, листья, береста различных видов берез, ветка кедра, шишка и кедровые орешки, кисточки и лиана лимонника.
ХОД: Вносится глобус.
— Что это такое?
— Интересно, на что похожа наша Земля? (шар, мяч, арбуз). — А есть ли начало и конец у шара и мяча? Есть ли край? Вывод: значит, наша Земля бескрайняя.
— Ребята, в какие цвета окрашен глобус? (Рассмотреть с детьми глобус. Найти океаны и моря, материки, объяснить, что означают разные цвета. Найти на глобусе Россию.)
— Ребята, а как называется наша страна?
Но Россия занимает не весь земной шар. Значит, она не бескрайняя. У нее есть границы — южная, северная, западная и восточная.
— А что такое граница?
(Вниманию детей предлагается карта страны. Выясняются ее отличия от глобуса. Находится на карте наш край. Отдельно показывается карта края, города. Выясняются их отличия друг от друга, о которых может рассказать карта.)
— Ребята, как называется наш край?
— Почему?
Он расположен на восточной границе, у берегов Тихого океана. И большую часть его территории занимает хребет СИХОТЭ-АЛИНЬ. Какое удивительное название! В переводе с языка древних обитателей этих мест оно означает: горы длинных западных рек. В крае у нас около двух тысяч рек, и самые длинные из них текут на запад (Уссури, Бикин, Иман).
Горные хребты сбегают к берегу Японского моря небольшими горами-сопками. А на сопках растут...
— Какие вы знаете деревья? Все они растут в тайге.
— Ребята, кто из вас знает, как наша тайга называется? (Уссурийская)
— Почему? Потому, что в этих местах протекает большая река Уссури.
Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной. Под большими, высокими — деревца поменьше, внизу кустарник, а в просветах между древесными стволами и ветвями кустарника зеленеют травы. Особенно много ПАПОРОТНИКА. Его широкие резные листья похожи на перья огромных зеленых птиц. Ползет, крадучись между ними, лесная кошка, а листья лишь слегка покачиваются.
А какой в тайге воздух! Представьте, что мы стоим сейчас с вами на глухой лесной опушке. Закрыли глаза и вдыхаем лесной аромат.
— Чем пахнет в лесу?
Оказывается, по аромату таежного воздуха можно определить время года. Ведь в каждое время года, даже в определенный месяц, тайга пахнет по-особому. Очень пахучи хвойные деревья, листья березы, клена, липы, маньчжурского ореха, листья многих таежных трав. А вот цветы в тайге пахнут слабо.
Много в лесу деревьев высоких и красивых, с толстым прямым стволом. Ветви их пушистые от длинных иголок. И круглый год зеленые.
(Детям показывается ветка кедра — сосны корейской).
— Что это за дерево?
— Чем пахнут кедровые иголки?
(Ребята нюхают веточку и определяют, что она пахнет смолой. Если есть, можно рассмотреть и шишку, капельки застывшей смолы на ней).
Смола у кедра и других хвойных деревьев волшебная. В старину её называли живицей. Если ею помазать резаную рану, то рана не загноится и быстро заживет. А если в кедровом бору подольше походишь — от простуды вылечиться сможешь. Не любят простудные микробы аромата хвои. Сосновый лес выделяет 5 килограммов фитонцидов с каждого гектара.
В старину любили люди дома себе из древесины кедра строить. По особенному легко они чувствовали себя в этих домах. И ни в коем случае не белили и не красили такие дома. А иначе мертвым дом становился, и люди, жившие в нем, начинали болеть.
На верхних ветках кедра большие шишки вырастают. Осенью на них орехи поспевают.
— А вы любите такие орешки?
— Ребята, а вы замечали, что если съешь горсть очищенных кедровых орешков, то совершенно не хочется больше есть?
Оказывается, орешки не просто вкусны, но еще и очень полезны и сытны, так как в них очень много масла. Эти замечательные плоды кедра любит не только человек, но и зверье лесное.
— Ребята, а кто из лесных обитателей не прочь полакомиться плодами кедра? (белка, бурундук, медведь, кабан, птицы...)
Фото ГИМАЛАЙСКОГО МЕДВЕДЯ.
(Стихотворение Е. Новожиловой «Белогрудый медведь»)
Этого медведя еще часто называют черным или белогрудым.
— Почему?
— Ребята, а еще какого медведя, живущего в нашей тайге, вы знаете? Верно, бурый. (Перед детьми фото БУРОГО МЕДВЕДЯ). Он тоже не прочь полакомиться вкусными орешками. Медведь — «ведает, где мед».
— Ребята, а что умеет делать этот медведь?
— Где вы за ним наблюдали? (в цирке).
Хоть и косолапый, но этот мишка очень ловкий и хитрый. А самые большие любители кедровых орешков среди птиц — КЕДРОВКИ (фото).
— Почему кедровку часто называют помощником лесовода?
— А сколько же лет живет кедр?
Есть в тайге великаны, которым по 500 лет. Еще и наших бабушек на свете не было, а эти кедры были почти такими же, как сейчас. Много повидали они на своем веку. А сколько ТАЙФУНОВ они выдержали.
— Ребята, вы слышали такое слово? Что оно означает?
Это китайское слово. В переводе на русский оно означает большой ветер. Но это не только большой, очень сильный ветер, это и дождь сплошной, потоками, от которого страшные наводнения бывают.
Много интересного могли бы рассказать нам старые кедры. Надо только постараться услышать среди лесного многоголосья их шепот. А кому-то, может быть, их голос покажется тихим звоном, особенно если прижаться к стволу ухом и затаиться.
В заключение игровой момент.
Ребята становятся в круг. Первый, например, становится землей. В руке у него клубок веревки. Кто-нибудь называет то, что растет на земле (кедр). Первый, держа в руке конец веревки, кидает клубок другому. Третий называет того, кто ест кедровые орешки. Клубок кидают к нему. И так далее. Желательно вовлечь в игру человек 10-15. Потом внезапно исчезают одно-два звена образовавшейся цепи (например, срубили кедр, застрелили птицу). Тот, кто выбывает, отпускает веревку, биологическая пищевая цепь рушится. Такие цепи могут быть разные. Ребятам они помогают увидеть единство и взаимозависимость всего живого в мире.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УССУРИЙСКОЙ ТАЙГЕ
Часть 2
ХОД.
Занятие начинается с чтения фрагмента из «Зеленой книги» Н. Сладкова:
«Тайга — самый огромный лес на земле. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, подняли на дыбы, растопырили косматые лапы.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суховатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И черные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнет в ЧАЩЕ. Дрогнет кем-то задетая ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы. Там светлые БОРЫ-СОСНЯКИ. Тут темные пятна ельника. Голубые извивы рек. Черные ГАРИ, пропахшие дымом. Желтые зыбуны-болота. И синие, туманные бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга».
После чтения отрывка идет обсуждение.
— Что такое тайга?
— Какие деревья растут в тайге?
Уссурийская тайга — это не одни хвойные деревья. (Вносятся образцы БЕРЕСТЫ, дети берут их в руки).
— Что это такое?
— Ребята, а вам нравится это дерево? -- Чем? Но в нашей тайге растут березки не только с белой корой, но и с чёрной, и с желтой. У всякой березы кора шелушится, но у желтой она вовсе высыхает и сама от ствола отваливается. Как кожица от старой луковицы.
Но есть одна особенная березка в нашей тайге — БЕРЕЗА ЖЕЛЕЗНАЯ. У нее очень прочная древесина. Такая прочная, что из нее можно кое-какие инструменты делать. Обрабатывают эту древесину на металлорежущих станках.
— Ребята, скажите, пожалуйста, из чего любят мальчишки делать игрушечные лодки и плоты и пускать их по речкам да ручьям?
Но если вдруг вы сделаете свою лодочку из древесины березы железной, то ваша лодочка потонет. Вот такая тяжелая эта древесина.
(Ребятам раздаются кусочки бересты с предложением взять ее на ладонь, прикрыть сверху другой ладонью).
— Что вы ощущаете? Какая на ощупь березкина кора? (Она шершавая и удивительно теплая). Береста хранит в себе солнечное тепло и тепло ваших рук. И даже может передать другому человеку это тепло и ваше доброе, хорошее настроение.
(Ребята внимательно рассматривают образцы бересты. Может быть, кто-то увидит там картину, написанную рукою самой природы. Расскажите детям подробнее о таких картинах. Хорошо, если есть возможность показать одну из них).
Часто нашу Уссурийскую тайгу зовут аптекой. Потому что многие ее растения обладают целебными свойствами.
Растет в тайге необыкновенное дерево, которое называют БАРХАТОМ АМУРСКИМ.
(Вниманию детей предлагаются образцы спилов бархата, его кора. Ребята трогают их руками).
— Ребята, какая кора у бархата? (Мягкая, толстая, бархатистая). Часто бархат называют ещё «пробковым деревом», потому что из его толстой коры раньше делали пробки для бутылок, поплавки, спасательные пояса. А желтенький слой, что следует за корой, называется ЛУБОМ. Этот луб лекарственный. Им можно лечить желудочно-кишечные заболевания. А ягоды бархата хороши при простуде.
К бархату приходят лечиться многие животные. Они поедают листву, молодые побеги, плоды дерева, тем самым убивая многочисленных паразитов, поселившихся в их кишечниках.
Живёт амурский бархат долго, лет 300.
— Ребята, а какие живые существа могут обитать в щелях древесной коры? Что они там делают?
— Кто обитает на верхушках деревьев?
— Что произойдет, если дерево перестанет давать семена? Как изменится жизнь птиц и зверей?
— Что произойдет, если с дерева содрать кору?
— Какие живые существа потеряют кров, если спилить мертвое, гнилое дерево?
Детям раздаются спилы стволов деревьев (1 на двоих). Спил дерева — это история его жизни.
1. Сосчитай кольца, чтобы узнать, сколько лет дереву.
2. Поищи особенно узкие или широкие. Широкие кольца — это годы, когда было много тепла и дождей, и дерево росло особенно быстро. Узкие — память о засушливых или холодных годах, когда рост дерева тормозился.
3. Если с одной стороны кольца расположены плотнее, чем с другой, постарайся догадаться, почему с этой стороны дерево росло меньше. Может быть, там близко находилась стена или другое дерево? В конце занятия детям предлагается игра «У медведя во бору».
С помощью считалки дети выбирают «медведя». Он залегает у себя в берлоге (садится на стульчик). Остальные участники идут по комнате, приседают, собирают грибы, ягоды и говорят:
— У медведя во бору грибы, ягоды беру.
А медведь не спит, и на нас глядит.
При последних словах выбегает медведь и ловит самого нерасторопного.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УССУРИЙСКОЙ ТАЙГЕ
Часть 3
Прежде, чем мы с вами отправимся сегодня в путешествие, я хочу задать вам несколько вопросов-загадок.
(Задаю 5 вопросов из упражнений-разминок).
А помните, в прошлом нашем путешествии мы встретили на пути дерево, чья кора-береста грела наши руки? (БЕРЕЗА)
Как вы думаете, почему о березке в старину говорили:
— Первое дело — мир освещать,
— Второе дело — больных исцелять,
— Третье дело — чистоту соблюдать,
— Четвертое дело — крик утишать. Что это означает?
(Лучина; почки, листья, сок; веник; деготь).
Много чудес хранит Уссурийская тайга.
(Фото лианы).
Посмотрите, какое удивительное растение. Не дерево, не куст. Ствол у него очень длинный и тонкий, словно толстая веревка, канат. И очень ловко обвивает стволы других деревьев. Как змея.
Это ЛИАНА. У нас в тайге несколько видов лиан. А вот эту можно легко узнать по запаху. У неё очень пахучи остроконечные, светло-зеленые с мелкими зубчиками листочки и стебель.
(Ребята нюхают листья либо лиану ЛИМОННИКА. Они определяют, что лиана пахнет лимоном.).
Плоды лимонника — оранжево-красные, похожие на ягоды смородины, но пахнут опять же лимоном.
С глубокой древности лимонник известен как ценное лекарственное растение. Стоит съесть несколько ягод лимонника и разжевать косточки, как проходит усталость, возвращаются силы.
(Детям раздаётся несколько косточек лимонника с предложением тщательно разжевать. Пока они жуют, вы рассказываете легенду.).
Юноша, добывший в тайге лекарственный корень для больной невесты, заблудился в тайге. Обессилев от многотрудного пути, он едва не умер. В последний миг он заметил красную гроздь ягод, и так она была привлекательна, что юноша не удержался и сорвал ее. Плоды незнакомого растения поддержали силы юноши, спасли от голодной смерти. Это была гроздь ягод лимонника.
— Ну, каковы на вкус косточки?
(Горьковатые, солоноватые, кисловатые, терпкие, чуть-чуть сладкие). А вот еще одно сокровище таежное, которое не каждому увидеть удается.
(Фото женьшеня).
— Ребята, что или кого напоминает вам этот корешок? А ведь и, правда, похож он на маленького человечка с растопыренными ножками и ручками.
(Стихотворение Е. Новожиловой «Женьшень»).
Женьшень не только внешне напоминает человека, он еще подчас и болеет человеческой болезнью: по необъяснимым причинам впадает в летаргический сон лет на 30-40.
Из корня делают настойку и пьют ее понемногу при разных недугах. Женьшень растёт долго и успевает вобрать в себя могучие силы земли. Вбирает и отдает людям, вылечивает. Только в трех странах на земном шаре встречается волшебный корень жизни — в России, Корее и в Китае. Китайцы и дали ему название — женьшень, что по-китайски и означает: корень жизни.
О корне жизни сложено много легенд, как и о лимоннике. Одна из них говорит, что женьшень зародился от молнии. Если молния ударит в прозрачную воду горного источника, то источник уходит под землю, а на его месте вырастает корень жизни, таящий в себе силу небесного огня. Дается такой корень в руки только людям с чистым сердцем.
У женьшеня есть близкие родственники: заманиха, элеутерококк, аралия, диморфант. (Обратить внимание детей на различие в колючках элеутерококка и аралии маньчжурской). Все они, как и женьшень — старший брат — обладают лекарственными свойствами.
(Вносятся грибы-трутовики).
— А это что за чудеса такие на деревьях?
Вам может показаться странным, что гриб может причинить вред большому и сильному дереву. А между тем споры многих грибов начинают свою разрушительную работу еще на живом растении, проникая в места повреждений на коре дерева. Из споры развивается грибница, которая проникает в древесину и остается внутри дерева на всю его жизнь. Спустя несколько лет на поверхности ствола появляется плодовое тело гриба. Видите эту березку? На ее стволе плодовые тела трутовиков располагаются друг над другом. Древесина ее уже трухлявая. Такое дерево при первом порыве ветра упадет и погибнет. Чтобы предупредить заражение этими грибами, нужно беречь деревья от поломки ветвей, от царапин на коре, затесов на стволах и других механических повреждений. Но уж если грибы живут на дереве — не сбивайте их. Пусть доделывают свою работу — помогают больному дереву быстрее превратиться в почву.
Помните очень важную истину: в природе нет ничего лишнего и вредного. Все имеет свое предназначение в этом мире.
А сейчас мы с вами поиграем.
ИГРА «СТРАНА ЗАПАХОВ»
Надо подобрать листочки полыни, мяты, ромашки, сосны, ягоды бархата и др. Каждый образец хорошо растирается пальцами, укладывается в баночку и закрывается крышкой.
Задание: по запаху определить растение.
Для ребят школьного возраста можно закончить занятие чтением психологического текста «Стань деревом», желательно под музыкальное сопровождение.
СТАНЬ ДЕРЕВОМ
Вы — маленькие деревца, стоящие в широком поле. Сейчас конец зимы, и ваши корни не гнутся, они закоченели от холода в земле.
Ваши ветки голы, прошлогодние листья слетели, а новые листочки спят в плотно закрытых почках, спрятавших их от холода. Небо серое. Вокруг вас вьюжит, ветки заиндевели и качаются от ветра, стволы подрагивают под его напором.
Наконец приходит весна. Земля оттаивает. Бегут ручьи и поят ваши корни водой. Вы чувствуете, как холодная вода бежит между корнями. Ветки и побеги хотят пить, им нужна вода, чтобы тугие почки раскрылись и из них вылезли листочки.
И вот вода течет по корням. Потянитесь так, чтобы вода из корней попала в ствол, затем в ветки и в молодые побеги. По мере того, как вода поднимается к веткам, набухают почки. Внезапно они раскрываются, и появляются молодые листочки. ( Пальцы разжать и руки, широко расставленные, поднять).
Один за другим листочки разворачиваются и подставляют свои нежные пластинки неяркой голубизне весеннего неба.
Сейчас лето — время роста для деревьев. Вы голодны, и ваши листочки выполняют трудную работу, добывая для вас пищу. Листочки располагаются так, чтобы на них попало больше солнечного света. Вы чувствуете тепло, питающее листочки... Вам нужна вода, поступающая от корней — пейте больше воды! Вам нужно больше солнечного света — берите его!
Лето проходит, и вы выросли высокими и раскидистыми. Расправьте свои корни, ощутите гордую стать ствола, раскиньте ветви. Но уже наступает время осенних ветров и бесконечных дождей. Гнутся и клонятся на ветру ветки. По мере приближения холодов ваши листочки перестают кормить вас. Сейчас они ослабели и один за другим слетают с ветвей, оставляя туго закрытые почки. (Вновь сожмите кулаки). Это почки, которые распустятся следующей весной! Жизнь опять вернется!