Конспект урока по ручному труду


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Пестречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Проведение интегрированного открытого урока
«Аппликация из окрашенных опилок - Лошадка»

Учитель Сурикова Валентина Васильевна
Тема урока: ««Аппликация из окрашенных опилок - Лошадка»
Тип урока: интегрированный( ОКМ-ручной труд)Цель: формирование обобщенного понятия «домашние животные».
Задачи:
Образовательные:
закрепить умение классифицировать животных на диких и домашних;
обобщить знания учащихся о строении и внешнем виде домашних животных;
систематизировать знания учащихся о пользе домашних животных;
Коррекционно-развивающие:
развивать устную речь учащихся;
развивать память и внимание;
корректировать мышление с помощью упражнений в установлении логических связей.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
учить бережному заботливому отношению к животным;
развивать активность и самостоятельность общения;
воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
картинки с изображением домашних животных;
раздаточный материал (картинки с изображением того, что едят домашние животные);
карточки со словами для составления предложений;
индивидуальные карточки для учащихся разных уровней обучения.
презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент:
Заливистый школьный звонок.Позвал опять на урок.Будем все внимательны,А еще старательны!Чтоб природе другом стать,Тайны все её узнать,Все загадки разгадать,Научитесь наблюдать,Будем вместе развивать у себя внимательность,А поможет всё узнать наша любознательность.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Сядет за парту тот, кто назовет любое животное.
Отгадайте загадки:
-Хвост пушист, а глазки зорки. Прыгает по веткам елки. На земле сорвет грибок. И в дупло с грибочком – скок! ( белка )
-Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге? ( медведь )
-Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. ( заяц )

-Он огромен, полосат,
А вообще-то, кошке брат. ( тигр )
Ребята вы отгадали загадки диких животных.
Особенности диких животных:
-сами добывают для себя пищу;
-защищаются от врагов;
-сами устраивают себе жилье;
-выводят и сами заботятся о своем потомстве.
Животное - это живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питаться.
Тема нашего урока: Домашние животные. Но урок у нас с вами интегрированный окружающий мир и ручной труд. Поэтому мы с вами еще сделаем аппликацию из опилок – Лошадку.
Слайд 3 Рассказ учителя как появились домашние животные.
Давным - давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов. Помогать ему, искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Так появились поросята, коровы, овцы, лошади. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
Слайд 4-12 Ребята сейчас мы с вами отгадаем загадки о домашних животных.
Семейство животных и их детенышей.
Слайд 13 - Что нам дают домашние животные?
- Что дает корова? (Корова даёт молоко и мясо). Что делают из молока? (Из молока делают творог, сметану и масло).
- Что дает свинья? (Свинья даёт мясо и щетину). Что делают из щетины? (Из щетины делают щетки).
- Что даёт коза? (Коза даёт молоко и шерсть). Что делают из шерсти? (Из шерсти вяжут носки, варежки, платки).
- Что даёт овца? (Овца даёт шерсть и кожу). Что делают из кожи? (Из кожи шьют одежду и обувь).
- Но не только из кожи овцы делают обувь и одежду.
- Видите, какую большую пользу приносят домашние животные.
Что общего у всех животных? Все животные рождаются, дышат, питаются, растут, спят, передвигаются, оставляют потомство.
Слайд 14 - Почему их называют домашними животными?
Животных разводят люди;
Люди их кормят и защищают;
Заботятся об их потомстве;
Люди строят им жилища.
- Человек заботится о домашних животных, строит им жилища и на зиму утепляет их. У каждого животного свой дом.
1. Жилище коровы, называется … (коровник)
2. Лошади живут в … (конюшне)
3. Для кур человек построил … (курятник)
4. В свинарнике кто живет? (Свинья)
5. Домик собаки – (будка)
6. В овчарне живут… (овцы)
7. Кошка живет … в доме человека.
8.Где живет медведь….. в берлоге.
9. лиса живет……. в норе.
10. где живет белка……. в дупле.
Слайд 14 Ребята посмотрите на рисунок, сколько животных нарисовано?

Игра на внимание.
А сейчас мы поиграем в игру - найди лишнее слово.
Волк, заяц, баран, еж, медведь, лиса.
Лиса, корова, свинья, кот, собака, коза.
Упражнение на развитие памяти.
На доске вывешены картинки с изображением животных: медведь, кошка, собака, лошадь, корова, свинья.
- Кто изображен на картинках?
Запомните последовательность картинок, закройте глаза (в это время учитель меняет местами две картинки), откройте глаза и скажите, что изменилось. А теперь назовите лишнее животное. ( медведь)
Ребята, какие бы животные ни были, дикие или домашние, мы должны с вами помнить, что мы – люди, а они наши “братья меньшие”. И они ждут от нас заботы и бережного отношения.
5) Все мы знаем, что животные не могут разговаривать, но они могут издавать различные звуки. Давайте вспомним какие.
Кто похлебку съел мою?-
Свинка хрюкает: (хрю-хрю)
Дайте свежей травки мне!-
Блеет козочка: (Мээ- Мээ)
Молочка налили мало!-
Кот мяукал: (мяу- мяу)
Хватай вора за рукав!-
Пес залаял: (гав-гав-гав)
Где теленок не пойму?-
Замычит корова: (му-у-у)
Мой хозяин далеко!-
Ржет лошадка: (И-го-го)
Сюрпризный момент. Ребята отгадайте загадку
В серой шкурке, длинный хвостик,Ночью к нам приходит в гости.Сыр, крупу и хлеба корку,Всё к себе уносит в норку.Кто же маленький воришка?Догадались? Это...(мышка)
Ребята, посмотрите к нам в гости пришла мышка, она не знает домашнее животное или дикое.
Ребята отгадайте загадку
Он и стройный, и красивый
У него густая грива!
Он копытом « цок-цок»
Покатай меня дружок …..лошадь.
Слайд 16 -Правильно, ребята это домашнее животное лошадь. Существует много разных пород: скаковые, тяжеловесы, орловские рысаки, русская верховая.
Слайд 17– Ребята, скажите как называется когда много коров, собак, много овец? (стадо, свора, отара)
А много лошадей называется –табун.
Слайд 18 --Как вы думаете, какую пользу приносит лошадь человеку?
Физминутка «Конь»
А сейчас мы с вами приступим к работе.
Мы будем выполнять аппликацию из древесных опилок.
- Что такое опилки? Откуда они берутся? (…)Опилки — мелкая стружка, получаемая при пилении.Опилки являются отходами древесины
- Если опилки это отходы, их выбрасывают? (нет, их используют в огороде, набивают игрушки, из них делают мебель, топят печь, делают картины)
- Молодцы, ребята! Мы сегодня из опилок сделаем аппликацию. (Показ образца)
2. Практическая часть.
Для работы нам понадобятся: опилки, клей, кисточка, картон, рисунок лошадки. Но сначала нам необходимо вспомнить ТБ.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С КЛЕЕМ И КИСТЬЮ:
Держи кисть вертикально к намазываемой поверхности.
Не бери слишком много клея, чтобы не накапать.
Клей наноси на середину рисунка и размажь равномерно к краям.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ОПИЛКАМИ:
Опилками пользуйся аккуратно
Опилки бери щепоткой
При работе с опилками не протирай глаза
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Еду, еду на лошадкеНо, но, ноРады, рады все ребяткино, но, ноРады, рады прокатитсяно, но, ноЗвонко цокают копытцано, но, ноПрискакал я к дому на лошадкеИ сказал я громко: Т,Р,Р,РРРР
3. Поэтапная работа.
- Итак, приступаем к работе. Как вы думаете, какого цвета у нас лошадка? (желтого)
1. Положите перед собой картон. (горизонтально)
2. Теперь на контур нужно наносить клей. Промазывать контур клеем, нужно частями. Если же промазать всю картинку клей может высохнуть, а опилки не приклеятся. Наносим клей – посыпаем опилками.
4. Сверху накрываем белой бумагой и прижимаем ладонью. Нам нужно немного подождать, чтобы опилки приклеились..
5. Теперь аккуратно стряхиваем излишки опилки
6. Покажите работы нашим гостям и друг другу. Давайте оценим ваши работы.
III. Итог урока.
Сейчас нам Роза расскажет стихотворение - Лошадь.
Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?
Что нового узнали?
Молодцы вы сегодня все очень хорошо поработали, были внимательными на уроке, старательны, аккуратны.
Мы убедились, что можно сделать столько замечательных работ, стоит только потрудиться и постараться.