Как осознанно и быстро научить младшего школьника выполнять работу над ошибками.


Как осознанно и быстро научить младшего школьника выполнять работу над ошибками.
Уровень грамотности современных выпускников – одна из острейших проблем. Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у младших школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в начальной школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Если в начальной школе задать ученику вопрос: «Какой предмет самый любимый?», мало кто ответит, что ему нравится русский язык. А если спросить:«Почему?», получим ответ, что русский язык – трудный предмет: много правил, которые нужно запоминать, еще больше орфограмм, которые требуют проверки, а если вспомнить об орфоэпических нормах и пунктуации …
Еще А.И. Герцен говорил: «Трудных наук нет, есть только трудные изложения…» Как же помочь младшему школьнику в овладении такой сложной наукой, как орфография? Ответ на этот вопрос можно найти в современных подходах преподавания, новых технологиях и приемах. Это и развитие навыков самоконтроля, и формирование орфографической зоркости, и работа по развитию фонематических, а также зрительно-пространственных представлений и многое другое. Я хочу поделиться своим опытом не по предупреждению орфографических ошибок, а по их коррекции. Как быстро научить младшего школьника самостоятельно, а главное осознанно выполнять работу над ошибками, научиться быстро дифференцировать орфограммы и быстро запоминать способы проверки.
Для осуществления этих задач, я уже много лет применяю памятку по работе над ошибками.
В этой памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести для исправления ошибки. Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы. Это побуждает ученика выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала. После исправления ошибки, ученику предлагается самому придумать два примера на данную орфограмму; таким образом происходит закрепление материала.
Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке “Работа над ошибками” имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок используется следующим образом: в начале работы по данной памятке, учитель зачеркивает букву, которая написана неверно, и над ней записывается цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке. Ученик, получив тетрадь, записывает слово «Работа над ошибками» и начинает по порядку исправлять свои ошибки, строго придерживаясь текста памятки. Если, ученик забыл, как правильно оформлять запись, он может посмотреть это в образце, который дан в каждом пункте. Работу над ошибками учитель обязательно проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы. В четвертом классе, я не зачеркиваю ошибку в слове, а лишь выставляю на полях цифру с номером орфограммы, на которую сделана та или иная ошибка. Ученик должен сам найти это слово на строке, найти и исправить в нем ошибку.
Одним из приёмов работы над ошибками считаю, индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ. У слабоуспевающих учеников зачеркиваю ошибку, над ней пишу нужную букву, а на полях записываю цифру ошибки по памятке. У некоторых ребят ошибки не исправляются, а лишь зачёркиваются неверно написанные буквы. У других исправляются лишь трудные для них орфограммы. Для третьих, необходимо дать шанс самим найти ошибку по вынесенной красной точке или цифре на поля.
Качественное выполнение работы над ошибками – это процесс длительный и трудоемкий, но он полностью окупается более высокой грамотностью.
ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ (РУССКИЙ ЯЗЫК)
Каждая ошибка пишется с новой строки (от края листа). Ошибка прописывается зеленой ручкой
Пропуски, искажения, замена букв или слогов.
Запиши слово правильно, разделив его на слоги, поставь ударение. Подчеркни гласные буквы. Составь предложение с данным словом.
Пример: домик. У леса стоит старый домик.
Заглавная буква в начале и знак в конце предложения.
Запиши это предложение правильно и подчеркни так.
Пример: Стоит жаркое лето.
Заглавная буква в именах собственных( имя, отчество, фамилия)
Запиши слово правильно. Запиши еще два примера на данное правило. Делай так:
Пример: Иванов - фамилия. Петров, Сидоров. Илья – имя. Николай, Сергей.
Заглавная буква в кличках животных
Запиши слово правильно. Запиши еще два примера на данное правило. Делай так:
Пример: Мурка – кличка животного. Шарик, Бобик.
Заглавная буква в названиях стран, населенных пунктов, улиц, географических названий (реки, озера, моря, горы….)
Запиши слово правильно. Запиши еще два примера на данное правило. Делай так:
Пример: Нева – река. Волга, Ока. Комендантский проспект - название улицы. Долгоозёрная, Парашютная улица.
Перенос слова.
Раздели слово на слоги. Запиши все случаи переноса данного слова. Запиши еще 2 примера .
Пример: Улитка. улит – ка. Ма-лышка, малыш –ка. По-года, пого-да.
Сочетания ЖИ- ШИ, ЧА –ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН-ЧК, НЩ- ЩН.
Запиши слово правильно, подчеркни данное сочетание. Запиши ещё 2 примера с данным сочетанием.
Пример: Камыши , шиповник, машинка.
Проверяемая безударная гласная
Устно определи в слове ударную и безударные гласные буквы; определи букву, которую нужно проверить ; подбери проверочное слово, запиши. Запиши ещё 2 примера с данной безударной гласной. Делай так:
Пример: Снега - снег. Дела – дело, деревья – дерево.
Непроверяемая безударная гласная ( словарное слово) См пункт №1. Запомни данное написание.
Безударная гласная в окончаниях имен существительных
Найди слово, к которому относится данное слово; поставь к нему вопрос, определи склонение и падеж; вспомни и запиши правильное окончание. Делай так:
Пример: у деревни - сущ., 1 скл., Р.п. Без машинки, от тёти.
Безударная гласная в окончаниях имен прилагательных
Найди существительное, к которому относится данное слово, задай вопрос; определи склонение и падеж; вспомни окончание прилагательного в данном падеже и запиши. Делай так:
Пример: над глубоким ущельем. Над ущельем (каким?) глубоким - 2 скл., Тв. п.
Безударные личные окончания глаголов
Определи спряжение, запиши так:
Пример: писать – I спр. Пишет, пишут. видеть - II спр. искл. Видим, видят.
Правописание парных согласных в корне слова
Подбери проверочное слово, запиши ещё 2 примера на данное правило. Делай так6
Пример: сугроб – сугробы. Зуб – зубы, герб – гербы.
Непроизносимые согласные в корне слова
Подбери проверочное слово, запиши. Придумай и запиши еще 2 примера на данное правило. Делай так:
Пример: грустный - грусть, честный – честь, вестник – весть.
Непроверяемые непроизносимые согласные . См пункт №1. Запомни данное написание.
Разделительный - Ь –
Запиши слово правильно, докажи данное написание. Приведи еще 2 примера. Делай так:
Пример: вьюга , зимовье, деревья.
Разделительный –Ъ –
Запиши слово правильно, докажи данное написание. Приведи еще 2 примера. Делай так:
Пример: подъезд - ездить, съедобный, подъём.
Мягкий знак после шипящих на конце существительных
Запиши правильно; определи род у данных существительных. Прведи еще 2 примера на данное правило. Делай так:
Пример: ночь – сущ., ж.р. Тишь, дочь. смерч – сущ. м.р. Плющ, плащ.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных
Запиши слово правильно, приведи ещё 2 своих примера.
Пример: письмо, пальто, коньки.
Мягкий знак на конце глаголов в неопределенной форме
Поставь вопрос и определи как пишется слово. Запиши, приведи ещё 2 своих примера. Делай так:
Пример: ( что делать?) – стеречь, мыть, учить.
Мягкий знак в окончаниях глаголов 2-ого лица единственного числа
Определи лицо, род; запиши правильно. Приведи ещё 2 своих примера. Делай так:
Пример: играешь – 2 л, ед.ч. рисуешь, читаешь.
Написание сочетаний – ЦЫ-ЦИ-
Запиши слово правильно, приведи ещё 2 своих примера.
Пример: птицы - сущ., синицы, спицы.
цыган – искл., цыплёнок, цыпочки
цирк – мотоцикл, цилиндр.
Написание суффиксов и приставок
Узнай у учителя или из словаря, как правильно пишется данное слово. Запиши его верно, подчеркни букву, в написании которой сделал ошибку. Выдели часть слова, в котором находится данная буква. Придумай и запиши ещё 2 слова с данной приставкой или суффиксом. Делай так:
Пример: беленький – белый; серенький, добренький.
пригород – город; пришёл, приплыл.
Написание частицы НЕ
Запомни! – частица НЕ всегда пишется отдельно!
Пример: не делал, не играл, не смотрел
Написание предлогов и приставок
Запомни! Предлоги пишутся отдельно, а приставки – слитно со словами.
Запиши правильно и докажи написание. Делай так:
Пример: в лесу – в зелёном лесу
подбежал - бежал
Ошибка допущена в дополнительном задании
Если ошибка допущена в задании, выполняется полностью это задание правильно.