Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Андреев Петька на даче


Тема: «Л.Н. Андрееев. Петька на даче»
Цели:
познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче»;
познакомить учащихся с жизнью и творчеством Леонида Андреева;
проанализировать рассказ;
формировать умения: работа с текстом, выделение главного и существенного;
продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; формировать  качества нравственной личности;
воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Учебник: Литературное чтение Н.А. Чураковой. 4 класс; мультимедиа проектор; компьютер, презентация к уроку.
Лексическая работа
Уточнение понимания слов из рассказа: аляповатый, приказчик, потешный, подмастерье, окорначенный, оторопелый, апатичный.
Организационный момент
Сегодня мы будем работать  с новым произведением. Мы попытаемся заглянуть в лица наших сверстников, живших задолго до нас.
Было это давным –давно в старом Петербурге. Жил на свете маленький мальчик с большим сердцем, жил со своими радостями и печалями.
Подготовка к восприятию произведения:
Сегодня мы начинаем знакомство с 3 главой нашего учебника. Откройте учебник на странице 55. Прочитайте название этой главы. Крутить барабан времени – значит пытаться проникнуть в прошлое или будущее. Об этом нам повествуют изображения на странице. Как это можно сделать?
Значит в этой главе мы найдем произведения, которые перенесут нас во времени. Увидим, как жили ваши сверстники в те далекие времена.
Итак, с какого же произведения мы начнем наше путешествие?
Знакомство с биографией.
 Леонид Николаевич Андреев родился 9 августа в Орле в 1871 году на 2-й Пушкарной улице. Отец его, Николай Иванович, сын по крови предводителя дворянства и крепостной девушки; мать, Анастасия Николаевна - из семьи разорившегося польского помещика. Они тогда только-только выбрались из нищеты: землемер Николай Андреев получил место в банке, приобрел дом и начал обзаводиться хозяйством. Николай Иванович был заметной фигурой: люди уважали его за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости, не изменявшее ему даже в регулярных драках. Леонид Андреев потом объяснял твердость своего характера наследственностью со стороны отца, тогда как свои творческие способности целиком относил к материнской линии. Анастасия Николаевна, урожденная Пацковская, хотя и происходила, как полагают, из обрусевшего и обедневшего польского дворянского рода, была женщиной простой и малообразованной. Основным же достоинством ее была беззаветная любовь к детям, и особенно к первенцу Ленуше; и еще у нее была страсть к выдумкам: в рассказах ее отделить быль от небылицы не мог никто. Детство Леонид помнит "ясным, беззаботным". В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку".
 Учился в Орловской классической гимназии (1882-91) и, по собственному указанию в небольшой автобиографии "учился скверно, в седьмом классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырех, а иногда три". Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей, он взамен писал за них сочинения. Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только... рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, поэтому все закончилось только рисованием для себя. Читал очень много. Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились. Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему написан первый рассказ – «о голодном студенте». В редакции смеялись над его рукописями. Рассказ «Баргамот и Гарасько», с которым вы познакомитесь в старших классах, первый рассказ, который принес ему известность. Каждое его произведение наполнено сочувствием и любовью ко всему живому.
Работа по новой теме. Первичное чтение произведения
На вопрос, почему автор назвал данное произведение именно так, мы оветим в конце урока.
Чтение по цепочке (с. 56-59)
Лексическая работа
Уточнение понимания слов из рассказа: аляповатый, приказчик, потешный, подмастерье, окорначенный, оторопелый, апатичный.
Проверка восприятия первой части произведения.
Выборочное чтение
Кто главный герой этого произведения?
- Когда мы узнаем, как звали героя? Зачитайте. Случайно ли автор использует глагол назывался по отношению к Петьке? Кого обычно называют?
 Что он делает в парикмахерской?
Каким предстает перед нами мир парикмахерской?
Вызывает ли Петька у вас жалость?
Почему, разве та работка, которую он выполняет, является очень тяжелой?
Дни однообразны, выполняет одну и ту же работу, которая не связана с освоением парикмахерского искусства
Кто работает и живет в парикмахерской вместе с П? Найдите и прочитайте в тексте рассказ о Николке.
Кто вызывает у вас большее сочувствие: П или Н?
А как автор относится к П?
Найдите по тексту, как представлен город в рассказе?
Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же серую, неохлаждающую тень. Квартал заполнен домами дешевого разврата, которые придают местности «особый характер чего-то грязного, беспорядочного и тревожного». Словом, все описано в мрачных, серых тонах)Какое слово часто повторяется в описаниях? Какое лексическое значение имеет это слово в тексте? В толковом словаре дается такое объяснение этого слова: Покрытый грязью. Запачканный грязью. Серовато-мутный (о цвете). Предназначенный для нечистот, отбросов. Вызывающий моральное отвращение, непристойный, гнусный.
Как вы думаете, в каком из озвученных значений употребляется это слово в тексте?
На что он смутно надеется? Петька постоянно хотел попасть «в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно»
- Как движется время Петькиной жизни в парикмахерской? Почему? Найдите и зачитайте этот отрывок.
- Зачитаем этот отрывок дальше?
 - Почему появляются зеркала? В чем символичный подтекст зеркал? Каким предстает мир вокруг Петьки?
 - Почему при описании Петьки в парикмахерской возникает мотив сна?
Мальчик не живет, а существует, и жизнь он воспринимает как неприятный сон
Найдите дальше по тексту и зачитайте дополнения к портретной характеристики Петьки. Что странного в портрете?
- Почему он выглядит как старик?
 - Кто такие карлики в сказках?
- Что его заколдовало?
 - Как зовут мать Петьки? Почему?
 - Как реагирует Петька на посещение матери и ее уход? Зачитайте.
Физкультминутка
Продолжение чтения
Как вы думаете, бывал ли Петька за городом? Например на даче Что бы вы могли рассказать ему о своих дачных впечатлениях?
А сейчас продолжим чтение р-за и узнаем, какое впечатление произвела дача на П. Со страницы 59 до конца р-за.
Углубленный анализ теста (2 и 3 части рассказа)
Итак, П побывал на даче. Совпали ли ваши личные впечатления с Петькиными?
- В один прекрасный момент мать Петьки приходит в парикмахерскую, чтобы забрать его на дачу.
- Какими словами начинается повествование этой части?
- Что вам напоминает такое начало?
- Почему Андреев выбирает сказочную форму?
- Почему Петька торопить мать?
- Почему он обрадовался, не зная, что такое дача?
В вагоне, на даче на П обрушился новый мир, на даче - мир природы.
 - Как начинает двигаться время вне парикмахерской?
 - С чем ассоциируется движение?
- Значит, Петька начал жить.
- С чем сравниваются свистки паровоза?
Почему?
 - Опишите мир, который Петька увидел из окна? Сравните его миром парикмахерской. Обратите внимание на цвет, пространство.
 - Зачитайте отрывок, описывающий портрет Петьки в этом момент.
 - Что разгладило морщинки Петьки? Почему исчезает мотив сна, преобладающий в парикмахерской?
- Итак, Петька приехал на дачу.
- Зачем был введен новый герой – Митя?
- Чем он занимается на даче? Чему он научился? Что он делает впервые? Для ребенка это естественно? А для Пети?
 - Что приобрел Петька на даче?
- Почему Петька растолстел?
Но эта жизнь неожиданно для Петьки прерывается. Зачитаем диалог.
- Почему Андреев делает акцент, что надо ехать к хозяину. Что отбирается у Петьки в связи с этим словом. Чем он опять становится?
Что стало с П, когда он узнал, что необходимо вернуться в город? Почему он кричит?
- А с чем ассоциируется крик ребенка? Какой человек рождается здесь?
- Сравните поведение Петьки во время дороги на дачу и обратно. Что с ним происходит?
 - Как меняется портретная характеристика?
 - Почему Петька просит спрятать удочку? Что она значит для него?
- Итак, Петька опять в парикмахерской?
- Но все ли возвращается на круги своя?
- Станет ли Петька таким же, как Николка?
7.  Обобщение материала
Если бы вы составили план этого рассказа, на сколько частей вы бы разделили это произведение?
Традиционно произведение начинают с представления героя. Соблюдена ли эта традиция в прочитанном рассказе?
Перед нами рассказ-событие. Т.к. в рассказе внимание автора сосредоточено на изложении событий. Его содержание — отдельный момент жизни мальчика, биография которого подробно не прописана.
Обратите внимание:
Петька в городе. (Примерно две с половиной страницы)
Поездка на дачу. (Четыре с половиной страницы)
После возвращения с дачи. (Одна страница)
Соотношение частей по объёму упрочивает важность центрального эпизода. Рассказ повествует об отчётливо распадающейся на два мира жизни — в городской парикмахерской и на даче.
Почему автор так назвал свой рассказ?
Итог урока
Как же оказался мальчик в городе?
Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. Хотя эти дети жили в ужасных условиях. Одним из таких мальчиков и был Петька, но таких, как он, было очень много, они есть, конечно, и сейчас. Но сегодня родители не отправляют своих детей работать, а просто они сами вынуждены уйти из дома, чтобы хоть как-то прокормить себя. В 83 субъектах Российской Федерации по заказу Минобрнауки РФ был проведен мониторинг положения детей, и в частности детей-сирот, в стране на настоящий момент. По России численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 2,1% от общей численности всех детей в возрасте от 0 до 18 лет. Посмотрите, какая ужасающая цифра перед нами. У таких детей, можно сказать, нет детства. У них трудное детство. А какое оно, трудное детство?
Можем ли мы сказать, что у Петьки трудное детство? (Да) Каждый доказывает эту точку зрения, опираясь на текст.