Юный исследователь


РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО Зам. директора по УМР Директор МБОУ
протокол №__ от __________________ Дюпсюнская СОШ
«__»_______2013г. /Сивцева Нь.А./ _______________
«__» __________ 2013 г. /Атласова А.С./
«__» _______ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
научно-познавательного направления«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Класс 5-9
Учитель Сивцева Валентина Ивановна
Количество часов на учебный год: всего 34 часа; в неделю 1 час.

2013 год Пояснительная записка
Научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью профориентационной работы с учащимися 5-9 классов. Имея такое большое значение в жизни школьников, научно-исследовательская работа представляет собой достаточно сложный тип деятельности, как для его участников, так и для организаторов. Поэтому назрела потребность в создании программы внеучебной деятельности для обучающихся в нашей школе, отвечающей всем особенностям организации образовательного процесса, учитывающей специфику педагогического сопровождения научно-исследовательской работы учащихся и отражающей работу всех предметных секций.На основе проведенного анализа и выделенных проблем разработана программа «Юный исследователь». Программа внеучебной деятельности научно-познавательного направления «Юный исследователь» предназначена для учащихся основной ступени. И является продолжением программы внеучебной деятельности начальных классов по ФГОС «То5ус тогул то5о».
Программа имеет научно-исследовательскую направленность и определена требованиями к результатам основной образовательной программы ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Работа программы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся является основой формирования ключевых компетенций учащихся в условиях образовательного пространства школы. Приоритетное место среди ключевых компетенций, предоставлено в сфере самостоятельной информационной и коммуникативной деятельности. Информационные компетенции (учебно-познавательные) - это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Содержание коммуникативной компетенции направлено на приобретение коммуникативных умений, работая в различных группах, выступая перед аудиторией. Школьники должны уметь представить себя, написать анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, диалог, выступать перед аудиторией и др.
Таким образом, эффективная и грамотная организация работы программы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся будет способствовать более целенаправленному формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся: учащиеся познакомятся с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, школьники будут  обеспечены возможностью успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках конференций разных уровней.
Новизна программы состоит в том, что она представляет собой алгоритм действий по созданию научно-исследовательской работы учащихся и регламентирует образовательный процесс всех секций.
Актуальность программы обусловлена необходимостью приобретения учащимися опыта научно-исследовательской работы и осуществления профориентационной работы.
Основная цель программы «Юный исследователь» - формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся через включение учащихся в изучение проблем, связанных с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами, а также создание условий для всестороннего и наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала учащихся.
Освоение программы предполагает решение разноплановых задач:
обучающие:
овладение основами организации научно-исследовательской работы;
ознакомление с методами проведения исследований;
приобретение умения работать с научной литературой, с фактическими материалами, с архивными источниками;
обработка полученных данных в ходе исследования.
воспитательные:
формирование у учащихся культуры публичного выступления;
воспитание у учащихся уважительного отношения к результатам интеллектуального труда других людей;
воспитание системы межличностных отношений.
развивающие:
развитие ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей, аудитивных навыков;
развитие личностных качеств: аккуратности, усидчивости, трудолюбия;
развитие умения работать индивидуально и в соавторстве.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5–9-х классов.
Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
В связи со спецификой организации научно-исследовательской деятельности занятия для учащихся проводятся в разновозрастных группах и подгруппах, а так же, занятия кружка будут проходить на базе музея– усадьбы В.В. Никифорова – Кулумнуур. Разработана Концепция развития музейного комплекса, эстетического центра, Центра дополнительного образования детей в музее усадьбе В.В. Никифорова – Кулумнуур на 2013-2016 годы в целях создания комфортного пространства для развития личности, дополнительного образования школьников и на основании богатых материалов музеев нашей школы провести исследовательскую работу и написать доклад на выбранную тему.
Основными формами проведения занятий являются: лекция, лабораторные и практические занятия, индивидуальное консультирование и сопровождение исследовательских проектов учащихся.
Структура программы
Программа составлена таким образом, чтобы воспитанники могли овладеть всем комплексом знаний по организации научно-исследовательской работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести навыки сбора и обработки фактического материала, проведения исследования.
Содержание программы охватывает весь процесс научного исследования и разделен на пять частей. Во «Введении» рассматриваются планы на учебный год, общие требования и дается обзор основных региональных и всероссийских научно-практических конференций и конкурсов школьников.
Вторая часть курса «Методология научного творчества» является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, основных видов исследовательских работ, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.
В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования.
Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.
В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты. При условии, что школьники быстро усваивают начальные сведения из третьего раздела и готовы их применять к конкретно выбранному исследованию, можно следующие части раздела чередовать с выполнением практической части.
Требования к уровню подготовки учеников:
По окончанию обучения учащиеся должны знать:
- основы методологических особенностей научно-исследовательской, учебной деятельности, проектирования, реферирования и т. д.;
историю развития исследовательских методов в отечественном и зарубежном образовании;
нормативную базу исследовательской деятельности;
об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую деятельность учащихся (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);
Учащиеся должны уметь:
разрабатывать собственную модель организации научного исследования, учитывающую особенности объекта изучения;
формулировать темы научных исследований и определять их ценность для науки, учащихся и педагогов;
планировать и проводить исследование;
представлять результаты своего труда на конференции.
Формами подведения итогов реализации программы «Юный исследователь» являются:
- ежегодная школьная научно-практическая конференция учащихся «Окно в будущее»;
- НПК «Шаг в будущее» различного уровня;
- региональная НПК «Окно в науку»
- и другие улусные, зональные, региональные и Всероссийские мероприятия и конкурсы.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
В результате изучения курса «Юный исследователь» в среднем звене обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в среднем звене являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
Содержание курса
Введение (1 час)
Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Планы на учебный год. ТБ. Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Конкурсы и конференции школьников разных уровней.
Методология научного творчества (8 часов)
Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение Объяснительное и описательное в науке. Факты и их интерпретация. Научные теории.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Основные виды исследовательских работ.
Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений. Критерий истины. Доказательства.
Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации. Роль ИКТ в НИД. Алгоритм поиска информации в Интернете. Возможности Word, Power Point для хранения и обработки графической и текстовой информации (презентация работы, таблицы, диаграммы)
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Работа над основной частью исследования (16 часов)
Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее организация. Опытно-экспериментальная работа. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы.
Оформление исследовательской работы (4 часов)
Структура содержания исследовательской работы: Титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста работы: Формат, объем, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.Представление результатов научно-исследовательской работы (5 часов)
Составление тезисов. Подготовка презентации работы. Требования к докладу и электронной презентации.
Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Основные вопросы Kол-во часов Лекция Практика Дата
по КТП Дата
Факт.
Введение (1 час) 1 Вводное занятие Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Планы на учебный год. ТБ. Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Конкурсы и конференции школьников разных уровней. 1 + Методология научного творчества (8 часов) 2 Основные понятия научно-исследовательской работы Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение Объяснительное и описательное в науке. Факты и их интерпретация. Научные теории. 1 + 3 Методы научного познания Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.1 + 4 Виды исследовательских работ Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.1 + 5 Применение логических законов и правил Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений. Критерий истины. Доказательства. 1 + 6 Поиск информации. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации1 + + 7 Роль ИКТ в НИД Алгоритм поиска информации в Интернете. Возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации 1 + 8 Роль ИКТ в НИД Возможности Power Point для хранения и обработки графической и текстовой информации (презентация работы, таблицы, диаграммы,1 + 9 Общая схема хода научного исследования Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов. 1 + Работа над основной частью исследования (16 часов) 10
11 Научное исследование. Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Определение объекта и предмета исследования. 2 Составление индивидуального рабочего плана. 12
13
14
15
16
17
Работа с научной литературой. Работа с научной литературой. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее организация. Работа с понятийным аппаратом. (индивидуальные консультации) 6 Работа по плану 18
23 Опытно-экспериментальная работа. Работа над содержанием работы и проведение опытов и экспериментов. 6 Работа по плану 24
25 Заключение. Обработка результатов работы. Общие требования к данному разделу работы. 2 Работа по плану Оформление исследовательской работы (4 часов) 26
27 Структура работы. Структура работы. Титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, приложения. Источники и литература. Оформление списка литературы и источников. 2 Работа по плану 28 Цитирование. Ссылки. Сноски. Схемы и иллюстрации. 1 Работа по плану 29 Общие правила оформления текста работы Общие правила оформления текста работы: Формат, объем, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки. 1 Работа по плану Представление результатов научно-исследовательской работы (5 часов) 30 Составление тезисов. Требования Составление тезисов. Требования 1 Работа по плану 31
32 Подготовка презентации работы. Требования к докладу и электронной презентации. 2 Работа по плану 33 Культура выступления и ведения дискуссии Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. 1 Работа по плану 34 Школьная конференция Выступления учащихся 1 Представление результата НИР Всего: 34 ч 6 28

Методическое обеспечение образовательной программы
Методическое обеспечение образовательной программы для внеучебной деятельности детей «Юный исследователь» включает в себя следующие основополагающие понятия: методы и принципы обучения, критерии и формы оценки результатов.
В образовательном процессе возможны теоретические и практические формы проведения занятий. Учитывая специфику организации научно-исследовательской деятельности, занятия могут проводиться в подгруппах с наполняемостью от 3 до 7 человек. Значительная часть времени отводится индивидуальным консультациям и индивидуальной работе с воспитанниками.
Методы обучения, используемые педагогами на занятиях, разнообразны и, подразделяются на словесные (беседа, лекция, рассказ-объяснение и др.), наглядные (демонстрация наглядных пособий, демонстрация опытов, экскурсии и др.), практические (выполнение упражнений, приобретение навыков, овладение приемами работы, обработка полученных данных и др.).Образовательный процесс основывается на следующих принципах:
- принцип научности;
- принцип систематичности;
- принцип доступности учебного материала;
- принципа наглядности;
- принципа сознательности и активности;
- принцип прочности;
- принцип индивидуализации.
При организации НИР учащихся используется дидактический материал, который представлен:
-образцами научно-исследовательских работ (выполненными выпускниками и учащимися школы);
- специальной и дополнительной литературой, репродукциями;
- фотографиями проведения опытов и оборудования;
- музейные занятия;
- экспонаты музеев.
Техническое оснащение занятий:
- кабинеты для обучения, доска, столы, стулья;
- инструменты и материалы: ручка, карандаш, линейка, ластик, бумага, ножницы, клей ПВА, калькулятор, транспортир, циркуль и т.д.- теле- и видеоаппаратура, компьютер, проектор, принтер, сканер;
- микроскоп и другие приборы.
Результаты деятельности учащихся оцениваются при проведении «школьной научно-практической конференции учащихся» на основе критериев:
Оценка собственных достижений автора (50 баллов).
1.1. Использование знаний внешкольной программы.
1.2. Научное и практическое значение результатов работы.
1.3. Новизна работы.
1.4. Достоверность результатов работы.
Эрудированность автора в рассматриваемой области (20 баллов).
Использование известных результатов и научных фактов в работе.
Знакомство с современным состоянием проблемы.
Полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой.
Композиция работы и ее особенности (30 баллов).
Цель работы.
Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления.
Структура работы (наличие введения, постановки задач, основной части, заключения, списка литературы).
Максимальное количество баллов составляет 100.
Конференция позволяет оценить уровень достижений учащихся за год, дает возможность выбрать лучшие работы для участия на НПК «Шаг в будущее» и других конференциях и конкурсах.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:
Специализированные кабинеты биологии, географии, химии, физики, информатики, кабинет психолога (лаборантские, вытяжной шкаф, специализированные столы, немеловая доска).2. Школьная и сельская библиотеки.
3. Музей космонавтики и авиации.
4. Музей истории школы.
5. Музей краеведения имени И.Д.Стрекаловского6. Интерактивное оборудование компьютерного класса, интернет ресурсы и CD диски.
Список литературы
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 64-68
Арцев М.Н.   Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. - №6. - С.4-30.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. –М.: Вербум-М, 2001. -48 с.
Леонтович А.В. Программа профессионального дополнительного образования «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» (Организация исследовательского обучения); М.: 2005
Нинбург Е. А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. – СПб., 2000. – 28 с.
Нинбург Е. А. Технология научного исследования. Программа курса. – СПб., 2000. – 20 с.
Приложение
Примерная тематика НИР учащихся по секциям
Секция Тема
Гуманитарная Интегрирование предметов гуманитарного цикла на уроках и во внеклассной деятельности
Русский язык и литература Проблема культуры русской речи
Трудные случаи анализа текста
Изучение читательского интереса и начитанности учащихся
Этно-лингвистикаРабота с переводами
Русская литература 19 века
Морфонологические особенности изменения в составе слова
Фольклор
Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства и музыки на уроках русского языка и литературы в национальной школе
Английский язык Самая яркая личность прошедшего тысячелетия, ее влияние на ход истории
Самое светлое событие прошедшего тысячелетия
Один год прошедшего тысячелетия в жизни Земли
Моя страна в конце третьего тысячелетия. Какой я ее представляю
Роль знания языка в жизни человека
Люди страны, язык которой я изучаю
Маленькие истории жизни людей моей большой страны
Самое яркое событие страны, язык которой я изучаю
Самая яркая личность страны изучаемого языка
Любимый писатель страны изучаемого языка
Моя будущая профессия
Люди страны изучаемого языка, с которыми мне хотелось бы встретиться
Авиаполк «Нормандия – Неман»
Якутский язык и литература Норуот остуоруйаларыгар норуот ыра санаата
Суруйааччы уонна билиҥҥи кэм
Күннүк Уурастыырап-айылҕаны ойуулааһын маастара
Саха суруйааччылара-оҕолорго
Лирическэй айымньыларга символ уобарастар суолталара
Саха литературатын айымньыларыгар саха норуотун дьылҕатын көрдөрүү
Омоним, синоним, антоним тыллар туттуллуулара
Паараласпыт уонна ханыы тыллар туттуллуулара
Сомоҕо домох туттуллуута
Г.С. Тарскай хомуйбут таабырыннарын рукопистара
Олохтоох суруйааччылар айымньыларыгар төрөөбүт дойду тематын көрдөрүү
Р.П. Алексеев- Бөҕө Арамаана «Алаатыыр Ала Туйгун» олоҥхото
Олоҥхо тыла-өһө
Олоҥхо уонна саха киһитэ
Саха норуотун олоҕо былыргы үһүйээннэргэ
Историко -краеведческая Усадьба В.В.Никифорова
В.В.Никифоров – Дүпсүн кулубата
Дүпсүн орто оскуолата – сэрии сылларыгар
Биһиги аймах Улуу Кыайыыга киллэрбит кылаата
Дүпсүн ытык сирдэрэ
П.А.Ушницкай – норуот учуутала
И.Н.Жирков уонна Дүпсүн сирэ
Дүпсүн кыраайы үөрэтэр музейын сэдэх экспонаттара
Дүпсүн кыраайы үөрэтэр музей үлэтэ
Дүпсүн сиригэр эдэр туристар хамсааһыннарын сайдыыта
Дүпсүн сирин төрдө-ууһа
Саха тимир, мас уустарын оҥоһуктара (музей экспонаттара)
Саха былыргы аһа-үөлэ
Саха былыргы нууччалар кэлиэхтэрин иннинэ таҥастара-саптара
Психолого-педагогическая Роль отца в семейном воспитании
Психологический портрет учителя глазами ученика и родителей
Влияние семьи на развитие интеллекта ребенка
Одаренный ребенок. Какой он?
Характер: наследственность или воспитание
Конфликты и пути их решения
Психолого-педагогическая значимость игры на уроке
Психологическое здоровье
Психология семьи
Психологографический анализ почерков учащихся
Физика Задача о двух машинах
Исследование дисперсии света с помощью призм дифракционных решеток
Измерение показателя преломления стеклянной пластины с помощью микроскопа
Связь между емкостью и сопротивлением
Избыточное давление в воздушном шарике
Определение атмосферного давления
Эффективные методы теплообмена
Измерение и исследование поверхностного натяжения мыльных пленок
Измерение скорости полета пули
Тепловые экраны
Исследование спектров излучения свечи и люминесцентных ламп дневного света
Математика Комбинаторные задачи
Моделирование многогранников с помощью оригами
Графики и функции
Задачи на проценты
В волшебном мире оригами
Комбинаторика и математическая статика
Текстовые задачи
Геометрия вокруг нас
Десять способов нахождения площади треугольника
Вероятность вокруг нас
Химия Определение аскорбиновой кислоты методом титрования
Сравнительный анализ питьевой воды озер Дюпсюнского наслега
Выращивание кристаллов
Изучение состава продуктов питания, употребляемых учащимися Дюпсюнской сошАнализ натуральных соков
Анализ почвы методом ионной хроматографии
Анализ санитарно-гигиенических уловий в школе
Анализ снежного покрова
Влияние почвы на рост растений
Удивительные свойства воды
Биология Наблюдение за погодой
Бабочки Якутии
Артериальное давление
Биологические ритмы
Мониторинг школы
Что такое здоровье?
Состояние здоровья учащихся Дюпсюнской сошСостояние здоровья населения с.ДюпсяЛекарственные растения нашего леса для здоровья
Факторы, влияющие на рост и развитие растений
Животный мир Усть-Алданского улуса
Интродукция многолетних растений
Как питаются растения?
Деревья – украшения земли