Программа учебной дисциплины ПСИХОЛОГИЯ для специальности Дошкольное образование


ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ
2014 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 050144 Дошкольное образование с квалификацией «Воспитатель детей дошкольного возраста»
Организация-разработчик: ГАПОУ «Чистопольский многопрофильный колледж»
Разработчики:
Ахметова Г.Г., преподаватель психологии высшей квалификационной категории
Буслаева Т.И. преподаватель психологии высшей квалификационной категории
Поздеева Ю.А.преподаватель психологии высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. условия реализации программы дисциплины 11
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
Паспорт программы учебной дисциплины Психология
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050144 Дошкольное образование углубленной подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовка и курсы повышения квалификации) для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также для профессиональной подготовки по очно-заочной, заочной формам и в форме экстерната по специальности СПО 050144 Дошкольное образование.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основнойпрофессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина ОП.02.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требованияк результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять знания психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
- основы психологии личности;
- закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
- возрастную периодизацию;
- возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
- особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
- групповую динамику;
- понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- основы психологии творчества
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины Психология:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 114 часов,
в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 76 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 38 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 114
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 76
в том числе: практические занятия 16
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 38
в том числе: Анализ методики диагностики
Аннотация литературы по психологии
Апробация метода психологии
Конспектирование
Подготовка реферата
Подготовка сообщения
Решение педагогических задач и их психолого-педагогический анализ
Составление психолого-педагогических рекомендаций
Составление сравнительной таблицы
2
2
4
2
7
8
5
4
4
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Психология
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Введение в психологию 16 Тема 1.1. Психология как наука, ее связь с педагогической наукой и практикой
Содержание учебного материала 8 1 психология как наука, ее особенности 6 1
2 связь психологии с педагогической наукой и практикой 1
3 методы психологии: классификация, характеристика, методика проведения методов психологии 1
5 специфика использования методов исследования при изучении детей дошкольного и школьного возраста 1
6 сущность и социальная значимость психологических знаний для обучения и воспитания детей 1
Практические занятия
Овладение методикой проведения эмпирических методов психологии
Решение практических задач 2 Самостоятельная работа обучающихся1. Аннотация литературы по психологии (по выбору преподавателя)
2Апробация метода психологии (по выбору преподавателя) в соответствии с методикой проведения 4 Тема 1.2 Основные этапы становления психологии Содержание учебного материала 8 1. Основные этапы становления психологии как науки за рубежом. 6 1
2. Основные школы психологии (бихевиоризм, психоанализ, гештальпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология) 1
3. Развитие отечественной психологии. И.М. Сеченов – родоночальник объективного подхода в психологии. Общественно-историческая и деятельностная сущность человека в диалектико- материалистической психологии .С.Л. Рубинштейн-основатель деятельностного подхода в психологии. Л.С. Выготский .Теория культурно-исторического развития. Психологическое наследие А.Н. Леонтьева,А.Р.Лурии, П.Я.Гальперина1
Практические занятия
3.Выполнение заданий по теме
1 Самостоятельная работа обучающихсяПодготовка сообщения: «Развитие взглядов на психику в отечественной и зарубежной психологии»
Подготовка сообщения: «История отношений педагогики и психологии» 4 Раздел 2. Основы психологии личности 42 Тема 2.1. Психологические особенности личности Содержание учебного материала 12 Индивидно-типические свойства человека 1
Общее представление о личности в психологии 1
Понятие о темпераменте, характеристика его типов 1
Общая характеристика способностей человека 1
Методика определения педагогических способностей 2
Основы психологии творчества 1
Общее представление о характере 1
Методика определения типологии характера 2
Практическое занятие
4.Определение своего типа темперамента на основе предложенной методики и анализ полученных результатов
5-6. Определение своих способностей к педагогической деятельности на основе предложенной методики и анализ полученных результатов 3 Самостоятельная работа обучающихся1. Подготовка реферата о концепции личности в отечественной психологии, о конституционных типологиях (по выбору студента)
2. Конспектирование статьи об уровнях развитии способностей (по выбору преподавателя)
3. Составление сообщения об исследования творческой деятельности в работах психологов
10 Тема 2.2. Психические процессы личности Содержание учебного материала 12 ступени познания: чувственная, рациональная 1
общая характеристика внимания 1
характеристика чувственной ступени познания: ощущения и восприятия 1
психологическая характеристика мышления и речи: свойства, формы и виды мышления 1
психологическая характеристика воображения, представление и виды воображения 1
психологическая характеристика памяти: процессы, виды 1
методика проведения эксперимента по определению уровня развития познавательных процессов 2
понятие об эмоциях и чувствах, их особенностях и видах 1
субъект, мотивация 1
определение воли и ее характеристика 1
Самостоятельная работа обучающихся1. Подготовка сообщения по теме «Психические процессы личности» 2 Тема 2.3. Деятельность и общение как источники развития личности Содержание учебного материала 8 общая характеристика деятельности: понятие, структура, процесс, виды 1
педагогическая деятельность: понятие, структура; педагог как субъект педагогической деятельности 1
взаимодействие воспитателя и воспитанника в процессе деятельности 1
общение как деятельность 1
педагогическое общение 1
общение как основа педагогической деятельности: сущность, функции, средства и стили 1
Самостоятельная работа обучающихся1. Подготовка сообщения о педагогической деятельности, педагогическом общении (на выбор студента) 4 Раздел 3. Особенности психического развития на разных возрастных этапах 44 Тема 3.1. Общие вопросы возрастного развития Содержание учебного материала 6 закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности 1
возрастная периодизация психического развития 1
периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии 1
возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании 1
понятие групповой динамики и ее механизмы 1
особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте 1
Самостоятельная работа обучающихся1. Подготовка реферата по одной из возрастных периодизаций психического развития отечественных или зарубежных психологов (по выбору студента) 2 Тема 3.2. Психическое развитие детей от рождения до поступления в школу Содержание учебного материала 12 психическое развитие ребенка первого года жизни 1
психическое развитие ребенка раннего возраста 1
психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте 1
сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника 1
психологическая готовность ребенка к школе 1
методики определения уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе 2
Практические занятия
7-8. Сравнительный анализ сюжетно-ролевой игры детей младшего и старшего дошкольного возраста по видеоматериалам
9-10. Решение ситуационных задач по теме «Психическое развитие детей от рождения до поступления в школу» и их психолого-педагогический анализ
11-12. Выявление индивидуально-типологических особенностей воспитанников по видеоматериалам 6 Самостоятельная работа обучающихся1. Составить сравнительную таблицу изменений в развитии игровой деятельности на разных этапах дошкольного детства
2. Анализ методики определения уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе 6 Тема 3.3. Психическое развитие школьника
Содержание учебного материала 8 общая характеристика психического развития младшего школьника 1
общая характеристика психического развития подростка 1
общая характеристика психического развития старшего школьника 1
влияние ведущего вида деятельности на психическое развитие школьника 1
возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности 1
Тема 3.4. Психологические основы дезадаптации и девиантного поведения детей дошкольного и школьного возраста Содержание учебного материала 6 понятие, причины социальной дезадаптации1
факторы риска и формы проявления социальной дезадаптации1
социальная дезориентация детей дошкольного возраста 1
понятие, причины, типология и классификация девиантного поведения 1
предупреждение и коррекция социальной дезадаптации, девиантного поведения 2
взаимодействие с родителями по предупреждению и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения 2
Практические занятия
13-14. Разработка презентации психолого-педагогических рекомендаций по коррекции социальной дезадаптации детей дошкольного и школьного возраста
15-16. Разработка и защита проекта мероприятий по предупреждению и коррекции девиантного поведения детей (по выбору: дошкольного или школьного возраста) 4 Самостоятельная работа обучающихся1. Составление сообщения о социальной дезадаптации детей дошкольного и школьного возраста 2. Составление психолого-педагогических рекомендаций по предупреждению или коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения детей (по выбору студента) 6 Всего: 114 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места для обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- комплекты учебно-методических материалов по всем разделам «Психологии»;
Технические средства обучения:
- компьютер со стандартным программным обеспечением с выходом в Интернет;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: учебник для средних учебных заведений. – М.: Academia, Гриф МО РФ, 2008. – 464 с.
Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Academia, 2009.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студентов средних учебных заведений - 7-е изд.,стер. - ("Среднее профессиональное образование-Педагогическое образование") – М.: Academia, Гриф МО РФ, 2009. – 288 с.
Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика - ("Профессиональное образование") (ГРИФ) / М., - ИНФРА-М, Форум, 2010, 144 с.
Николаенко Н.Н. Психология творчества: Учебное пособие - ("Современный учебник") / СПб.: Речь, 2007. – 277 с.
Дополнительные источники:
Абрамова Г.С.. Возрастная психология. – М.: Юрайт, МГППУ, 2010. – 816 с.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы: Учебное пособие для студентов учреждений среднего проф. образования, обучающихся по спец. пед. профиля - 2-е изд.,стер. - ("Схемы") (ГРИФ) /Волков Б.С., Волкова Н.В.. – М., ВЛАДОС, 2007. – 252 с.
Гамезо М.В., Орлова Л.М., Петрова Е.П. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие - 2-е изд. - ("Образование XXI века") (ГРИФ) /Гамезо М.В., Орлова Л.М., Петрова Е.П. – М., Пед. общ. Рос., 2009. – 512 с.
Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений. – СПб.: Питер, 2006. – 560 с
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 464 с.
Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3. М., 2008.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, ПИТЕР, 2010. – 713с.
Калошина И.П. Психология творческой деятельности. 3-е изд., перераб.и доп. Издательство журнала «Юнити», ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Николаенко Н.Н. Психология творчества. Речь, СПб., 2007. – 277 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, МГППУ, 2010. – 464 с.
Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. МПСИ (Библиотека психолога), 2007.
Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева /Под ред. Д.В.Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 2006.
Видеоматериал к теме 3.12. Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте
http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=881&episode_id=2866
видеолекции профессора МГУ Петухова В.В.. Общая психология. Полный курс.
http://video.yandex.ru/search.xml?text=развитие%20личности%20это&where=all&id=85963263-00#search?text=%D1%80%D0%B0%D0%BСписок информационных источников
Ресурс Краткое описание
http://www.psibook.com/01/015.html Основные теории развития
http://www.psibook.com/02/ Развитие младенца
http://psyera.ru/2991/usloviya-psihicheskogo-razvitiya Условия психического развития
http://psyera.ru/2323/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-3-do-7-let Психическое развитие ребенка от 3 до 7
http://psyera.ru/4602/n-leontev-k-teorii-razvitiya-psihiki-rebenka Статья А.Н.Леонтьева – К теории развития психики ребенка
http://psyera.ru/4498/mehanizm-psihicheskogo-razvitiya-rebenka Механизм психического развития ребенка
http://psyera.ru/4500/pokazateli-psihicheskogo-razvitiya-rebenka-i-metody-ih-izucheniya Показатели психического развития и методы изучения
http://psyera.ru/2322/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-1-goda-do-3-let Психическое развитие ребенка от 1 до 3
http://psyera.ru/2321/psihicheskoe-razvitie-rebenka-pervogo-goda-zhizni Психическое развитие ребенка первого года жизни
http://psyera.ru/etapy-razvitiya-psihiki-v-filogeneze-2084.htm Этапы развития психики в филогенезе
http://psyera.ru/5047/stadialnost-i-nepreryvnost-psihicheskogo-razvitiya Стадиальность и непрерывность развития
http://psylib.org.ua/books/taiso01/index.htm Психоаналитические теории развития
http://www.psychologos.ru Энциклопедия практической психологии
http://bookap.info/genpsy/hilko_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/ Возрастная психология: конспект лекций
http://bookap.info/genpsy/loshchenkova_vozrastnaya_psihologiya_shpargalka/load/rtf.shtm Возрастная психология: шпаргалка
http://bookap.info/genpsy/larina_psihologiya_razvitiya_i_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/ Психология развития и возрастная психология: конспект лекций
http://www.pedlib.ru/Books/1/0439/1_0439-1.shtml#book_page_top Сапогова Е. Психология развития человека
http://psychology.academic.ru Большие энциклопедии
http://website-seo.ru/ Обширная информация по психологии
http://www.psychology.ru/library/ Учебная литература по психологии.
http://www.dedeve.narod.ru/ Книги по отраслям психологии, диагностики со стимульным материалом, описание проективных техник
http://flogiston.ru/articles/general Статьи по общей психологии
http://flogiston.ru/library Библиотека научной психологической литературы
http://lib.ru/PSIHO/ Раздел психологии в библиотеке Мошкова.
http://www.psychology.ru/whoswho/ Кто есть кто в психологии. Статьи по персоналиям.
http://all-psychology.ru/ Все разделы психологии, книги и статьи
http://www.azps.ru/ Статьи, психологические тесты, стимульные материалы, словари, хрестоматии
http://www.psyportal.info/psypage/prog02.shtml Программы - тесты
http://www.psyportal.info/psypage/prog03.shtml Программы-тесты
http://www.psiholognew.com/ Психологическая диагностика и развитие по возрастам
http://www.psyportal.info/psypage/test.shtml Онлайн-тестирование (научно-популярные и профессиональные тесты)
http://www.imaton.com/ Компания ИМАТОН, психологические методики и материалы для ознакомления и заказа
http://log-in.ru/illusions/ Оптические иллюзии
http://www.psy.msu.ru/illusion/ Психология восприятия, иллюзии
http://vadim-andreev.narod.ru/ufo/iluzia.htm Психология восприятия
http://www.psi.webzone.ru/ Психологический словарь
http://www.psy.piter.com/library/ Книги по отраслям психологии
http://www.allpsychology.ru/index.php Все о психологии, статьи, словари по общей психологии и другим отраслям
http://testme.org.ua/glossary Психологический словарь
http://testme.org.ua/article Психологические статьи
http://www.psyedu.ru/index.phtml Журнал «Психологическая наука и образование»
http://www.voppsy.ru/news.htm Журнал «Вопросы психологии»
http://psy.1september.ru/ Журнал «Школьный психолог»
http://mnemotexnika.narod.ru/ Все о памяти и ее развитии
http://psy-school.narod.ru/ Психология в школе
http://www.koob.ru/ Электронная библиотека
http://fictionbook.ru/ Электронная библиотека
http://www.inet-knigi.org Электронная библиотека
http://www.psy.msu.ru/links/index.html Коллекция ссылок на психологические материалы
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умеет: применять знания психологии при решении педагогических задач решение ситуационных задач и их психолого-педагогический анализ
на практическом занятии
выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников решение ситуационных задач и их психолого-педагогический анализ
на практическом занятии
знает: особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой тестирование
основы психологии личности
анализ литературы, защита реферата, выступление с сообщением на практическом занятии; тестирование
закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности реферата, выступление с сообщением, решение ситуационных задач и их психолого-педагогический анализ на практическом занятии; тестирование
возрастную периодизацию защита реферата; тестирование
возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании тестирование ,решение ситуационных задач и их психолого-педагогический анализ на практическом занятии;
особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте тестирование ; выступление с сообщением на практическом занятии;
групповую динамику тестирование
понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения тестирование; презентации проектов; решения проблемных ситуаций в межличностном взаимодействии

основы психологии творчества Тестирование; моделирования деятельности педагога с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Итоговый контроль:
экзамен.