Презентация на тему: Подготовка к заданию 25 КИМ ЕГЭ (написание сочинения по прочитанному тексту)


Электронное пособие для учащихсяПо материалам пособия А.Г Нарушевича «Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии»СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ Читаем задание 25 из II части КИМ Формулируем проблему текста Учимся комментировать Позиция автора Своя позиция и аргументы Композиция сочинения Поговорим об ошибках ОбобщениеСОДЕРЖАНИЕ Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.Задание 25

Что такое проблема текста?Problema (лат.)-задача, вопросСложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования ( См.Словарь русского языка. В 4-х т. / под ред. А.П.Евгеньевой. – М., 1981-1984) Определяя проблему следует помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, рассматриваемый в тексте, но и многие подобные ситуации.Если сформулировать проблему не удаётся, подумайте о следующем.Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. На какой вопрос отвечает автор своим текстом. ЭТОТ ВОПРОС И ЕСТЬ ПРОБЛЕМА

Виды проблемфилософскиеполитическиенравственныеэкологическиесоциальные Философские проблемыЗатрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышленияВ чём смысл человеческой жизни?Что такое свобода?Как связаны человек и мышление?

Социальные проблемыКасаются устройства и жизни обществаМожно ли избежать социальной несправедливости?Возможно ли построение идеального общества?Что такое подлинный и мнимый патриотизм?
Политические проблемыСвязаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных группКак создать правовое государство?Как защитить политические права и свободы человека?Нужна ли обществу цензура?
Экологические проблемыОтражают взаимодействие человека и окружающей средыИмеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды?Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы?
style.rotation Нравственные проблемыСвязаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек с определёнными правилами поведенияЧто такое совесть? (порядочность, интеллигентность )Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старшего?Следует ли помогать ближнему?
Как сформулировать проблему?Если формулировка не очень сложна и может быть выражена одним словом или словосочетанием, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КОНСТРУКЦИЯ ПРОБЛЕМА (чего?) Р.п.Автор рассуждает над проблемой….В тексте поднимается проблема…Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой…Избежать неудачных конструкций поможет второй способ формулирования проблемы – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст автор.Автор размышляет над судьбой русского языка и предлагает задуматься над следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях , но не утратить человеческого достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере…


Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания. ПРОБЛЕМА сложная , трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ. Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ. Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ. Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ. Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать. Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.
style.rotationppt_wppt_y Что такое комментарий?Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо ( Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова) Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текстОбъяснение текста с опорой на вопросы:Как, на каком материале автор раскрывает проблему?На чём заостряет внимание?Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?Как выражено авторское отношение к изображаемому?Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как оформить комментарий? Автор раскрывает проблему на примере… В центре внимания автора… Автор говорит о том, что… Автор обращает внимание на … Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)… Автора волнует (тревожит)…Два способа изложения материала
Обратите внимание!!!fill.on
Что такое позиция автора?Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.ПРОБЛЕМА = ВОПРОС ПОЗИЦИЯ АВТОРА = ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС
Как выявить позицию автора?Авторская позиция проявляется :
Языковые средства, выражающие авторскую позициюОценочная лексикаПравда-ложьПольза-вредПодлинный-мнимыйНесомненный-сомнительныйВводные словаОтношение говорящего к сообщаемомуДостоверность сообщаемогоОбразные средстваЭпитетыМетафоры Риторические вопросы и восклицанияИ др.

Как сформулировать позицию автора?Постарайтесь ответить на вопросы:Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?Мнение о том, что достаточно привести подходящую цитату из текста ОШИБОЧНО!Во-первых, не всегда можно подобрать цитату, полно и точно выражающую основную мысль текста.Во-вторых, именно ваша формулировка должна продемонстрировать умение анализировать текстПозиция автора такова…Автор считает, что…Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…Автор убеждает нас в том, что…В тексте доказывается мысль о том, что…Основная мысль текста заключается в том, что…

Структура второй части работы
ТезисВ сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.Тезис подчиняется следующим правилам: Формулируется чётко и недвусмысленноНе изменяется в течение всего обоснованияЕго истинность должна быть доказана неопровержимоДоказательства не могут исходить из тезиса

style.rotation Конструкции для выражения своей позицииВ большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать. НЕ СТОИТ СТРЕМИТЬСЯ К «СПОРУ РАДИ СПОРА»Спор с автором требует от пишущего подчёркнутой корректности, вежливости.

Что такое аргументация?Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседникамиАргументация – это доказательства, приводимые в поддержку тезисаОт тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»Аргументы надо приводить в системе (Рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала) Последний аргумент фиксируется в памяти лучше!

Типы аргументовЧаще всего используются следующие аргументы: Факты и события Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений Пословицы и поговорки Примеры из личной жизни и жизни окружающих Примеры из художественной литературы
Типы аргументовПо характеру связи с тезисом различают аргументы ЗА (свой тезис) и аргументы ПРОТИВ (чужого тезиса)заДолжны быть: правдивыми опираться на авторитетные источники доступными,понятными отражающими объективную реальностьпротивДолжны убедить в том, что доводы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критикуС точки зрения содержания принято различать аргументыискусственныеестественные



Естественные аргументыЕстественные аргументы – это показания свидетелей, документы, то есть всё то, что удостоверено людьми благодаря тому, что они видели или слышали. Существуют в «готовом виде».
style.rotation

Искусственные аргументыИскусственные аргументы так или иначе связаны с необходимостью рассуждать. Мы создаём их сами, обращаясь к разуму или чувствам убеждаемого.
style.rotation

style.rotation Композиция сочинения
С чего начать?Начало сочинения – это визитная карточка автора сочинения. По первым фразам можно сделать определённые выводы о богатстве словарного запаса пишущего, о его умении мыслить и строить текст.ЗАЧИННе должен быть очень большимДолжен быть органично связан с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою, использованию средств выразительности Основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.
Чем закончить?Основное требование к заключению: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем. ЗАКЛЮЧЕНИЕДолжно быть коротким и ёмкимДолжно быть логически связано с основной частьюКак и вступление, должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть
style.rotation
ОБОБЩАЕМ СКАЗАННОЕОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМВнимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора)Сформулируйте проблему и позицию автораПродумайте комментарий ( следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора. Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста)Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие). Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора)
ОБОБЩАЕМ СКАЗАННОЕОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ5. Продумайте композицию сочинения (определите, какой тип зачина и заключения будет использован)6. Работая над черновиком, продумайте логические связки между частями. Проверьте, насколько логика вашего сочинения соотносится с рассуждениями автора. Проверьте правильность деления на абзацы7. Переписывая сочинение в бланк ответа, будьте внимательны. Не допускайте ошибок при переписывании.8. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки.