Проект по истории Великой Отечественной войны


Проект по истории «Никогда не забудем».
Предлагаемый учебный проект предназначен для осуществления учащимися старших классов школы (9 и 11 кл.) на уроках истории, при изучении темы “Вторая мировая война” по УМК издательства «Дрофа» - учебник А.Ф. Киселёва, В.П.Попова «История России XX – начало XXI века, 9 класс,11 класс, базовый уровень».
Актуальность проекта
1.Требования ФГОС: нужно научить детей самой этой проектной деятельности (проблематизации, целеполаганию, планированию и выполнению конкретных шагов и операций по решению проблемы, рефлексии, подготовке и проведению презентации и проч.).
2. Тема требует обращения к  специальной  литературе и источникам. Старшеклассники, чаще всего отдают предпочтение краеведению. Краеведение предоставляет молодому человеку наиболее полный комплекс оригинальных материалов, позволяет говорить о вещах близких и зачастую «осязаемых», дает шанс найти что-то свое, внести в изучение вопроса собственные умозаключения. Не последнюю роль в  приоритетности  краеведения играет и возможность непосредственного общения  с  участниками событий и местными «учеными» - музейными работниками, библиотекарями, как правило, бескорыстными энтузиастами, охотно вступающими в контакт.
3. Саратовская область и наш Хвалынский район богат многочисленными историко-культурными памятниками, поэтому методики, связанные с краеведением, помогают популяризировать интерес к истории.
Место проекта в учебном плане
Проектная деятельность органично вписывается в систему уроков истории при изучение содержания темы «Великая Отечественная война», требуемом базисным учебным планам и образовательными стандартами.
На уроках истории можно использовать по доминирующему виду проектной деятельности исследовательские проекты. («История моей семьи в годы ВОВ»). Происходит развитие активности учащихся в учебной деятельности (исследование, проблема, гипотеза).
Работа с предлагаемым проектом нацелена на использование учащимися знаний из курса истории:
Учебник 9 класса глава 4. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны:
§23.Великая отечественная война. Начальный период. (Введение в тематику, мотивация, постановка проблемных вопросов, формирование групп)
§24-25(Коренной перелом; Завершающий период войны) Поиск и обработка материалов к проекту
§26.Власть и общество в годы войны Поиск и обработка материалов к проекту
Итоги главы 4.Презентация готовых продуктов проекта: сообщения, выступления и т.п.
(учебник 11 класса, глава 4 «Советский Союз накануне и в годы Великой Отечественной войны»).
1) §17-19 – ознакомление с тематикой, изучение новых тем, мотивация. Постановка проблемных вопросов и подтем проекта.
2) § 21 (Экономика, тыл и культура в годы войны), § 22 (Источники победы) – оптимально могут использоваться мини-проекты, выполненными отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по изучаемым темам исторического содержания.
3) Урок обобщения и закрепления знаний по данной теме посвятить презентации группами класса своего полученного продукта.
Краеведческие проекты возможны и в качестве домашнего задания, и мини-проектов на уроках изучения нового материала, занятиях исторического краеведческого кружка, элективных курсах (у меня, например, авторский элективный курс для 9 класса «Путешествие в мир музея»).
Этапы проекта 9 класс
УМК А.Ф. Киселёв, В.П.Попов «История России XX – начало XXI века, 9 класс, базовый уровень». 11 класс
УМК А.Ф. Киселёв, В.П.Попов «История России XX – начало XXI века, 11 класс, базовый уровень».
Введение в тематику, мотивация, постановка проблемных вопросов, формирование творческих групп учащихся §23.Великая отечественная война. Начальный период.
Анонсирование начала проекта для класса, школы, родителей §17 Начальный этап войны
Анонсирование начала проекта для класса, школы, родителей
Поиск и обработка материалов и подтем проектов: исследование, проблема, гипотеза
§24-25(Коренной перелом; Завершающий период войны) §18 Коренной перелом;
§19 Советские победы в 1944-1945 гг. Могут быть уже представлены готовые мини-проекты учащихся
Исследование, обработка и подготовка материалов проекта
§26.Власть и общество в годы войны
Могут быть уже представлены готовые мини-проекты учащихся § 21 (Экономика, тыл и культура в годы войны)
Могут быть уже представлены готовые мини-проекты учащихся
Презентация готовых продуктов проекта: мини-проекты, сообщения, выступления и т.п.
Итоги главы 4. С.195-196 § 22(Источники победы) и обобщающий урок по главе 4.(всего-2 урока)
Продолжение реализации проекта во внеурочной деятельности Участие детей в «номинациях» (различных направлениях) проекта
Реализация проекта в школьном, районном и областных масштабах
Рефлексия, самооценка, подведение итогов Проект был среднесрочный (около 5 недель),  в  одну четверть (семестр), приняли в нём участие учащиеся 9 и 11 классов. В школе нет параллелей.
Тип проекта: Информационный, творческо-исследовательский монопроект с открытой, явной координацией.Режим работы: уроки и внеурочные занятия.Обеспечение проекта:Учебники и учебные пособия по истории, архивные и музейные материалы, энциклопедии, справочники, воспоминания участников войны, ресурсы “Интернет”.
Социально значимая задача (проблема) - поиск возможностей углублённого изучения истории Великой Отечественной войны в двух контекстах: мировой истории с одной стороны, и «малой истории» - своей «малой родины» - семьи, дома, рода, улицы – с другой; Проект обязательно требует исследовательской (краеведческой) работы обучающихся.
Основной проблемный вопрос: Как узнать неизвестные факты о Великой Отечественной войне?
Проблемные вопросы учебной темы (элементы исследования в проекте):
Какое участие принимали ваши родные или близкие в ВОВ?
Какие потери мирного населения понес наш посёлок во время войны?
Как жила сельская школа в годы ВОВ?
Темы исследования групп учащихся:
ВОВ глазами ее участников и тружеников тыла
ВОВ в истории моей семьи
Изменение количества населения нашего посёлка во время ВОВ
МОУ СОШ п. Алексеевка в годы ВОВ: судьбы учителей и учеников
Таким образом, отличительная черта данной проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектных групп либо индивидуально.
Цель
Приобщение учащихся к выявлению и изучению боевого и трудового подвига наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны, используя местный краеведческий материал
Основные задачи
формирование у подростков ответственности за судьбу Отечества;
формирование у детей патриотического сознания на примере жизни и деятельности людей, прошедших войну;
активизация поисковой и исследовательской краеведческой деятельности учащихся;
развитие творческих способностей обучающихся, чувства ответственности за свои действия, инициативности, стремления к получению новых знаний. 
Проект проводился по следующим направлениям:
«Военная история моей семьи»
Очерк, реферат, сочинение, выступление, презентация об участии родственников в Великой Отечественной войне.
«О доблестях, о подвигах, о славе…»
Разработка и оформление экскурсии (стенда) по музею боевой и трудовой славы школы, о людях, чьи имена связаны с нашим образовательным учреждением или населенным пунктом.
«Подарок ветерану» - это направление мы предложили и учащимся 1-8 классов
Изготавливаются поздравительные открытки для ветеранов. Работа может быть выполнена в любой технике (тушь, гуашь, акварель, компьютерная графика, аппликация, батик), содержание должно соответствовать теме «Победа в Великой Отечественной войне». Можно также сделать сувенир для ветерана из любых материалов, используемых в декоративно-прикладном творчестве (природные материалы, текстиль, глина, бумага, картон). Работы могут быть вручены ветеранам войны и труда.
«Помним и чтим» - это общая, коллективно выполненная задача для всех классов нашей сельской школы
В рамках проекта проводилась школьная акция «Помним и чтим». Юные граждане помнят и чтят героев, живущих с нами и отдавших жизнь за свободу родной земли. Для участия в акции необходимо проявить реальную заботу о ветеранах войны и тыла, мемориалах и местах захоронения.
Отчет о проведении акции предоставляется по форме:

п/пУчастники акции (коллектив, количество человек) Школа (район) Оказанная помощь Руководитель
Исходя из своей практики, я  могу предложить следующие стадии проекта, которые, на мой взгляд, помогают достичь высокого результата:
1.Разработка проектного задания, которая может включать публикации для родителей или какой-либо другой аудитории, с целью распространения информации о начале проекта, его целях и задачах, информацией о возможной помощи родителей своим детям.
2.Выделение подтем, то есть определение основополагающего вопроса, проблемных и учебных вопросов.
3.Формирование творческих групп с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Для успешного завершения проекта группы должны иметь равноценный состав.
4.Подготовка материала для начала исследовательской работы. В этом случае учитель определяет основной список  литературы, который ученики могут дополнить в ходе своей работы.
5.Разработка проекта. При содействии учителя группы приступают к работе над проектом, определяют основные проблемные вопросы, учебные вопросы, определяют план работы.
6.Оформление результатов проекта. Выбирается форма защиты проекта, определяется необходимая помощь.
7.Защита проекта.
8.Рефлексия. Может проводиться в различной форме, в зависимости от целей, которые поставил перед собой учитель.
Итогом проектов краеведческой тематики может стать участие детей в краеведческих конференциях, деятельности школьных музеев, летописные альбомы. См. презентацию
Индивидуальные достижения по проектам:
Пискарев Дмитрий, Пискарев Никита Областной конкурс «Моя малая родина» 1 место
Симонов Кирилл, Симонова Анна Областной конкурс «Моя малая родина» призёры
Симонов Кирилл Областной конкурс по краеведению Сталинградская битва Сертификат участия
Григорьева Кристина, Коровина Кристина Районная историко-исследовательская конференция, краеведение 2 место
Емелин Максим Областной конкурс «Мы помним» 1 место
Пискарёва Анна Областной конкурс исследовательских работ 1 место
Пискарёва Анна Всероссийский конкурс краеведческих работ «Моя малая родина» Результат 30 октября 2013 г.