Русский язык 3 класс Слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова


РУССКИЙ ЯЗЫК.
Класс: 3
Тема: Слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова.
Цель урока: - развитие умения проверять написание безударных гласных в корне (овладение способами проверки); умения находить безударные гласные, требующие проверки, и правильно их проверять;
- развитие внимания, навыка грамотного письма, навыков каллиграфии.
Ход урока.
Организационный момент.
Минутка чистописания:
_________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
Словарная работа.
Ребята отгадывают загадки, а отгадки – словарные слова – записывают в тетради по карточкам с изображением птиц и надписью; (с последующей проверкой).
1.)Девица – мастерица 2.)Шустрая девчонка
Всё суетится: Языком щёлкает,
Принялась за дело Из гостей – да в гости
Да наряд надела, Сплетни разносит.
К тёмному платьицу – (С_рока - сорока).
Передник жёлтый 3.)Окраской сероватая,
Да шапочку шёлкову. Повадкой вороватая,
(С_ница - синица). Крикунья хрипловатая –
4.) За белым столом - Известная персона. Это…
Много сватов, (В-рона - ворона).
Сидят да рядятся, 5.) Маленький мальчишка
Да в зеркала глядятся: В сером армячишке Все в тёмных фраках По дворам шныряет, крохи собирает.
Да в алых манишках, (В-робей – воробей).
Торчат босы лапки
Из тёмных штанишек.
Шумные гости
Ягодки просят.
(Сн-гирь - снегирь).
- Какую особенность вы заметили в словах сорока, ворона, воробей? (Оро).
4. Сообщение темы урока.
(На доске висят все иллюстрации птиц из словарной работы).
Ребята, мы записали слова – названия птиц. Какие это птицы? (Зимующие).
Зимой за птицами нужен особый уход. В сильные морозы птицы погибают от голода. Что надо сделать, чтобы птицы не гибли в мороз? (их надо кормить).
- Придумайте об этом предложение. (Например: Зимующих птиц надо зимой кормить. Один из учеников записывает это предложение на доске). При написании возникает ряд вопросов:
- Ребята, вы знаете написание всех слов в этом предложении? (Некоторые слова надо проверять: зимующих, зимой - зимы, кормить - корм). Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем учиться делать? (Вот такие слова с безударными гласными в корне мы и будем учиться сегодня проверять. Т.Е. будем подбирать проверочные слова). - Как же мы проверяли эти слова? Что нужно сделать, чтобы услышать нужную букву в слове? (Изменить слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение).
- Давайте придумаем и запишем несколько предложений о зимующих птицах. (Всю зиму в наших лесах живут … ) Учащиеся подбирают слова, обозначающие названия птиц. Предложения записываем на доске. (Учащиеся работают по цепочке). Все слова с безударными гласными в корне проверяем, объясняем, почему данное слово является проверочным. Одно из предложений разбираем по членам.
5. Работа с правилом по учебнику с.88.
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
6. Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
Однажды поэт А.Шибаев написал такое стихотворение:
Пришло письмишко мне. Гляжу –
Из лагеря. От Мишки.
«Здесь чудный лук и я лижу,»-
Написано в письмишке.
«Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут?...»Читаю дальше:
«Здесь лиса, красивый длинный прут.
На днях в лесу нашёл я грусть
И очень был доволен…»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь, мой друг
Серьёзно болен. Вернётся – надо полечить:
Заставить правила учить…
- Ребята, давайте подумаем вместе, разбирая Мишкино письмишко, какие правила ему необходимо выучить.
Мы уже знаем, что гласные бывают ударными и безударными. Ударные звучат сильно, ясно. А безударные гласные любят играть в «прятки» - да так, что не сразу не догадаешься, какими буквами их следует обозначать. Но у этой игры есть правила. И, если мы будем их соблюдать, то, конечно, победим! И сможем помочь Мишке.
Письменно выполняется задание из упражнения 237, 239 в подборе проверочных слов. Особое внимание обращается на особенности проверочных слов:
Проверочное слово является однокоренным с проверяемым (имеет одинаковый смысл); Гласный звук в корне проверочного слова ударный.
7. Письмо по памяти (по таблице):
Зима спешит, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенёчки,
Скамейки и стога.
8. Игра «Подскажите слово» (дополнить стихотворение подходящими по смыслу словами):
Зима.
Ой ты, зимушка – зима,
Все дорожки … (замела),
Все овражки … (завалила),
Льдом одела озеро.
Речку … (заморозила)!
Учащиеся хором договаривают последнее слово в строке и показывают сигнальную карточку с безударной гласной буквой корня. Называют проверочное слово.
9. Итог урока.
- Если бы Мишка сегодня присутствовал сегодня на нашем уроке, то чему бы он научился? (Научился бы проверять безударные гласные в корне слова).
- Как бы вы его научили этому?
10. Домашнее задание: упражнение 241 (с объяснением).
11. Организация окончания урока.