Конспект по изобразительному искусству «Театральная маска»


Урок изобразительное искусство и художественный труд. 3класс.
По программе Б.М.Неменского.
Тема урока: ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСКА
Цели и задачи:
Воспитательные задачи
Эмоционально откликаться на работу художника в театральныхпостановках, кинофильмах.
Дать представление о взаимодействии художника и зрителя.
Выявить игровую природу актерского искусства, основу любогозрелища
Художественно-творческие задачи
•Творчески участвовать в создании образов, персонажей спектаклей идругих зрелищных постановок.
Образовательные задачи
Знать, что в образном решении театральных спектаклей, фильмовсовместно с изображением, украшением и постройкой (три видахудожественной деятельности) участвуют литература и музыка.
Создавать объемные выразительные маски (трагические и комические).
Задание. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Материал: бумага белая АЗ, бумага цветная гофрированная, клей, ножницы, краски, кисти.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Беседа.
Учитель: Мы сегодня с вами продолжаем тему из цикла "Художник в театре" и тема сегодняшнего урока - театральная маска.
Поднимите руки кто был в театре? А какие театры созданы именно для детей? Давайте посмотрим какие театры существуют в городе Новосибирске.
1 слайд -Драматический театр - в нем можно посмотреть веселые сказки, игровые и приключенческие представления или детские пьесы.
2 слайд – Музыкальный - он создан для того чтобы люди с детства учились понимать и любить музыку.
3слайд - Кукольный театр - на сцене этого театра вы увидите знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же "ожившие" куклы начинают двигаться, говорить, вы перенесетесь в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек.
-Вы хотите узнать, как возник театр?
4слайд - А знаете ли вы, что уже давным-давно Греки додумались до постройки театра? В России театра тогда еще не было.
Над Афинами, самым большим городом древней Греции возвышается холм, на котором белели прекрасные здания с мраморными колоннами. На южном склоне холма, неподалеку высечены в скале длинные ряды скамей. Они полукругом сбегают вниз, охватывая подковой широкую площадку и небольшое возвышение за ней. Это театр Диониса - один из самых больших театров в древности. Он окружен южной зеленью, а вместо крыши над ним глубокое синее небо. Примерно 17 тысяч зрителей, почти все население Афин, размещалось некогда на этих скамьях.
слайд - Актеры играли в слепленных из глины масках, которые закрывали почти всю голову. Такая выразительная маска была необходима актеру, чтобы зрители могли разглядеть его лицо с самых дальних скамей. Кроме того, маска служила одновременно и рупором усиливавшим его голос.
слайд - В средние века театральные представления происходили прямо на площади, только актеры находились гораздо ближе к зрителям, да и зрителей было куда меньше. Маленькая группа актеров переезжала из города в город. Все костюмы и реквизит помещались в одной-двух повозках. Зато какой же бывал праздник, когда ярко раскрашенный фургон появлялся на улицах города.
слайд - В Италии бродячий театр назывался "Комедия дель арте". В этом театре роли навсегда были закреплены за каждым актером. Это были Арлекин, Пьеро, Мальвина и другие. Актеры "Комедии дель арте" выступали в масках, как древние греки, но по другой причине. Дело в том, что в своих остроумных комедиях они высмеивали знать, богачей и священников, за что их то и дело преследовала полиция.
Слайд - В России бродячих актеров называли скоморохами, они также развлекали народ на площади, и их тоже запрещали и преследовали.
Впервые в России театр, как здание, появился при царе Алексее Михайловиче (отце Петра I) и назывался такой театр Потешной палатой. Было это 300 лет назад.
Раньше спектакль оформляли совсем не так как сегодня: декорации заказывали декоратору, костюмы - костюмеру, мебель и посуду - бутофору. Лишь на генеральной репетиции эти вещи встречались на сцене и получался ужасный разнобой. И вот, как-то, 100 лет назад встретились режиссер и балетмейстер Сергей Павлович Дягилев и известный художник Лев Бакст. Они решили, что это положение нужно исправить.
9слайд - Каким же мы видим театр сейчас? Появился зрительный зал со стульями и креслами для зрителей, и со сценой, оборудованной для различных представлений.
Вы познакомились с историей возникновения театра и узнали, что на протяжении всего существования театра люди делали маски..А как вы думаете, зачем люди придумали маски? (Маски заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса)
10слайд - Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения.
11слайд - У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей. Маски преследовали двоякую цель: заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса.
12 слайд- Своеобразие Восточного театра( Китай, Корея) определяется характером их мифов, религии. Такие маски используются и сейчас в странах Востока.
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР
13слайд - В Италии в «Комедии дель арте» (или комедия масок) артисты импровизировали прямо на глазах у зрителей. Актер, выступивший удачно в какой-то маске, затем постоянно появлялся с ней на сцене; так возникло понятие "амплуа".
14 слайд - СОВРЕМЕННЫЕ МАСКИ - трагическая и комическая служат эмблемой театров.
В наше время зрители встречаются с масками в детском театре, в театре кукол, цирке, пантомиме, мультипликации.
Сегодня на уроке мы сделаем маску для сказочного героя, но сначала давайте отдохнем.
Физминутка. Стрекоза.
3.Закрепление пройденного.
а)Давайте повторим язык масок( 5 человек).
-Вы получили задание с разным мимическим образом. Никому не показывайте, что написано на листочках. Попробуйте лицом передать( т.е мимикой: глазами, ртом, носом, бровями) это состояние. Если класс угадает - карточку переворачиваем. У каждого состояния называем характерные черты.
Карточки прикрепляем на доску.
б) Работа над мимикой и жестом. «ДРАКОН». Педагог читает стихотворение В.Берестова «Дракон», а дети сопровождают текст соответствующими жестами и мимикой.
В дверь диетической столовой
Вошел Дракон семиголовый.
Он хором «здравствуйте» сказал
И, улыбаясь, заказал:
Для этой головы —
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти —
Прочие сласти.
Для этой головки —
Перловки.
Для этой глотки —
Селедки.
Для этой башки —
Пирожки.
Для этой рожи —
Тоже.
Для этого личика —
Два сдобных куличика.
Что еще? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.
в) Подготовка к практической работе.
15 слайд - Давайте совершим путешествие по страницам книги А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино. А поможет нам в этом мастер Изображения. Назовите героев этой сказки. Молодцы. А с какой целью пришёл к нам мастер изображения? (Он просит вас внимательно посмотреть на героев этой сказки и назвать их мимический образ.)
Радость- Буратино; удивление- Мальвина, Лягушки; печаль- Пьеро, Папа Карло; злость -Карабас-Барабас; хитрость- Лиса Алиса, Кот Базилио.(Обращаем внимание на форму головы)
слайд - Мастер Постройки поможет создать форму маски. Но сначала давайте вспомним:
-Какие детали лица наиболее выразительно передают характер героя?(глаза, нос, уши, волосы, рот)
-Какие приемы использует художник, чтобы усилить выразительность образа?( Уменьшение или увеличение деталей, искажение их)
4.Практическая работа.
слайд :
1.Вырезаем овал.
2.Складываем лист бумаги пополам.
3.Делаем надрез по центру - это нос.
4.Чуть ниже надрез - рот.
5.Вырезаем глаза.Физминутка. Деревушка. Паучок.
18слайд - Последний гость сегодня на уроке это мастер украшения , он подскажет как правильно украсить маску.
1.Покрасить маску красками.
2.Дорисовать характерные черты героя.
3. Сделать из бумаги волосы, бороду, усы, ресницы.
5.Эстетическая оценка работ.
- выставка работ
-просмотр и выбор самых выразительных работ.
Итог урока: Где можно использовать маски на практике?
Давайте посмотрим маленькие сцены из сказки Буратино. ( импровизированные сценки)
Домашнее задание: Найдите в детских книжках, открытках, марках изображение масок или выразительных образов.