«Короткие, но очень нужные слова»


Интегрированное занятие (логопедия и психология)
Тема: «Короткие, но очень нужные слова»
Цель занятия: познакомить детей с предлогами в, из.
Задачи занятия:
научить детей пользоваться в устной речи предлогами В, ИЗ;
различать их по пространственным значениям;
формировать у детей представление о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге, как об отдельном коротком слове;
научить детей правильно произносить предлоги на уровне слова и предложения;
формирование лексико-грамматического строя
развитие слухового внимания, слуховой памяти;
развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
воспитывать взаимопомощь.
Оборудование:
картинки: цветы в вазе, вода в стакане, цыплёнок в скорлупе, яблоки в корзине, шарик в руке, девочка в шапке, рыбки в аквариуме;
карточки-схемы предлогов;
маленькие картинки: мяч, тапочки, яйцо, ложка, цветок, галстук;
карточки: помидор – банка, сорока – гнездо, девочка – трамвай, мясо – холодильник, мальчик – дом, карандаш – портфель;
разрезные картинки 15x20 с изображением русских народных сказок;
карточки с предложениями для индивидуальной работы.
Компьютер (слайды картинок со словосочетаниями)
Ход занятия:
I. Организационный момент (проводит психолог)
Приветствие.
1) Игра «Запомни слова» (на развитие зрительного восприятия и объёма зрительной памяти).
Психолог показывает детям картинки:
– Что нарисовано на картинках? (Цветы в вазе, вода в стакане, цыплёнок в скорлупе, яблоки в корзине, шарик в руке, девочка в шапке, рыбки в аквариуме).
Психолог даёт установку на запоминание, после чего картинки убираются. Опрос с самого слабого ребёнка:
– Назови, что запомнил! – Назови картинки из первого столбика! – Назови картинки из второго столбика! – Назови живые предметы! – Назови неживые предметы!
Психолог подводит итог работы.
2) Игра «Небылицы» (на развитие слухового восприятия и объёма памяти).
Психолог произносит словосочетания:
– Хлеб из дерева, стол из шерсти, варежки из пластилина, телефон из кожи, сумка из муки. – Что здесь неверно? А как нужно произносить правильно? (1 – хлеб из муки, 2 – стол из дерева, 3 – варежки из шерсти, 4 – телефон из пластмассы, 5 – сумка из кожи). – Давайте вспомним, что у нас получилось?
Опрос с самого слабого ребёнка:
– Помогайте мне: хлеб – из муки... и т.д.
Опрос с самого слабого ребёнка по степени сложности:
– А сейчас мы узнаем, кто, как запомнил! – ..., что ты запомнил? – , что мы говорили о варежках и столе? – , что мы говорили о хлебе и телефоне? – ..., назови первое и последнее словосочетание. – ..., назови 3-е и 4-е словосочетание.
Психолог подводит итог работы.
III. Изучение нового материала (проводит логопед)
1) Игра "Задания".
–Когда мы, произносим слова, предложения, нам помогают, маленькие, короткие слова:
в, из. Эти короткие слова помогают понимать речь, значение слов, расположение предметов, которые нас окружают. Сегодня на занятии, мы будет знакомиться с этими короткими, маленькими словами. – Какие слова нам помогают? (Маленькие слова) – Давайте, поиграем в игру «Задания». Я буду вам давать задания, а вы их выполнять. Слушайте внимательно! – Возьмите карандаш. Положите его в коробку. Где лежит карандаш? (В коробке) – Возьмите карандаш в руку! Где сейчас он? (В руке) Положите карандаш в альбом! Где он? (В альбоме) – Какое маленькое слово вы произносили в своих ответах? (В) – Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово "В".
– Посмотрите, откуда я достала мяч? (Из стола) – Ручку? (Из стакана) – Какое маленькое слово, какой предлог вы говорили? (ИЗ) – А сейчас слушайте внимательно! Если предметы находятся внутри чего-то и оттуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово – ИЗ.
2) Игра «Куда спрятался?»
У каждого ребёнка одна большая картинка с изображением КОРЗИНЫ, КОРОБКИ, ГНЕЗДА, ЧАШКИ, ВАЗЫ, ШКАФА. В больших картинках сделаны прорези, в которые дети вставляют маленькие картинки: МЯЧ, ТАПОЧКИ, ЯЙЦО, ЛОЖКА, ЦВЕТОК, ГАЛСТУК. Дети помещают маленький предмет. В ..., ИЗ ... Каждый раз логопед спрашивает: ГДЕ? (В ШКАФУ, ИЗ ШКАФА и т. д.). Логопед подводит итог работы.
2) Физкультминутка (проводит психологи логопед)
Дети выходят и встают в круг. Каждому персонально даются команды-задания:
... встанет посередине кабинета, ..встанет перед ..., ...встанет за ..., ... встанет между ... и ..., а ... встанет перед ....
– А сейчас мы будем лепить снежки!
Раз, два, три, четыре, Мы с тобой комок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий.
И совсем – совсем не сладкий. Раз – подбросим, Два – поймаем, Три – уроним и сломаем.
3) Игра «Собери сказку» на развитие мыслительных операций (проводит психолог)
Большие картинки из разных сказок разрезаны на части по типу пазлов по степени сложности для каждого ребёнка. Дети собирают свои картинки, рассматривают их. Опрос по-очереди, начиная с самого слабого ребёнка.
– Из какой сказки твоя картинка?
Психолог подводит итог работы.
4) Гимнастика для глаз (проводит логопед)
5) Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит, Никогда его не бросит. Ну, а этот – средний, длинный, Он как раз посередине. Этот – указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди пальцев самый сильный.
Сжатые пальчики разгибать по-одному в соответствии с текстом.

Пальчики не ссорятся. Вместе дело спорится
Сжать пальцы в кулак и разжать и разжать их.

6) Работа с предложениями (проводит логопед, на компьютере)
Дети слушают предложение, и называют маленькое слово в предложении. Предложения подобраны по степени сложности.
«Послушай – назови»:
1. Из крана капает вода. 2. В лесу громко поют птицы. З. Мама поставила цветы в вазу. 4. Машина быстро выехала из ворот. 5. Нитки лежат в большой синей коробке. 6. Мальчик достал учебники из портфеля.

1. Белка спала в дупле. 2. Никита слепил зайца из пластилина. З. Из магазина дети принесли продукты. 4. Высоко в горах лежит белый снег. 5. В кустах прячутся трусливые зайчишки. 6. Мама привела малыша из детского сада.
Логопед подводит итог работы.
V. Итог занятия (проводит логопед)
– С какими словами мы сегодня познакомились? – Для чего они нужны? Назовите.
Психолог подводит итог работы детей: у кого было больше правильных ответов, кто был самым активным, внимательным и лучше запоминал.