Методическая разработка урока истории в 7 классе по теме Внешняя политика России в 1725-1762 годах

Тема: Внешняя политика России в 1725-1762 годах
Цель: Создание представления о внешней политики России в 1725-1762гг, а также условий для формирования умений анализировать и сравнивать.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России в 1725-1762 годах;
Развивающие: формировать у учащихся умение работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений;
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству на рассказах о русских победах и о русских полководцах.
Проблемное задание: выяснить, была внешняя политика эпохи дворцовых переворотов продолжением внешней политики Петра I.
Содержание: субъектный опыт учащихся по темам «Северная война», «Реформы Петра I», «Внутренняя политика 1725-1762 гг.».
Тип урока: урок формирования новых знаний
Вид: проблемный урок.
Дидактический процесс: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, технология группового обучения.
Организационные формы: групповая работа, индивидуальное опережающее задание.
Результат: вывод учащихся с аргументацией по поводу оценки внешней политики правителей эпохи дворцовых переворотов.
Оборудование урока: АРМ учителя, проектор, интерактивная доска, настенная карта «Россия в XVIII веке».
Учебное оборудование: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конец XVI -XVIII век - М: Издательство Просвещение, 2009.
Этапы урока:
Активизация субъектного опыта учащихся
Создание проблемной ситуации
Изучение нового материала
Формулирование вывода с обоснованием
Подведение итогов урока и домашнее задание
План урока:
Главные направления внешней политики России после смерти Петра I.
Семилетняя война
Итоги внешней политики России
ХОД УРОКА (40 мин)
I Этап. Активизация субъектного опыта учащихся. Повторение.  (6 мин)
Учитель: (Слайд № 2) Мы продолжаем изучение раздела Россия в 1725-1762 годах.

Как называется период в истории России продолжавшийся 37 лет, с 1725 по 1762 годы?
Учитель: Дайте определение понятию «Эпоха дворцовых переворотов».
Учитель: (Слайд №3) Вспомним правителей эпохи дворцовых переворотов. Контроль знаний учащихся (рабочий лист №1)
– Но прежде чем начать изучение новой темы вы выполните задание на повторение. У вас на столах лежат рабочие листы. Выполните задания рабочего листа №1 (На выполнение и проверку – 5минут
1. Соотнесите даты с именами правителей.
1. Екатерина I 2. Елизавета Петровна 3. Анна Иоанновна 4. Петр II
5. Петр III
а) 1730-1740 б) 1761-1762 в) 1725-1727 г) 1741-1761
д) 1727-1730

Ответы: 1-в, 2-г, 3-а, 4-д, 5-б.
2. Впишите даты и события:
Дата
Сражение

1695-1696 гг. 1711 гг. 1700-1721 гг.
Азовские походы Прутский поход Петра I Северная война

3. В результате Северной войны Россия (обведите нужную цифру):
1. Завоевала выход в Балтийское море. 2. Лишилась часть своей северной территории. 3. Укрепила свое международное положение. 4. Потеряла свою независимость.
Проверка задания. На доске слайд с ответами. За 8 баллов оценка "5", 6 – "4", 5 – "3".Ученики самостоятельно выставляют друг другу отметки (обмениваются листами с соседом по парте).

II Этап. Создание проблемной ситуации. (2 мин)
Учитель: Внутренняя политика российских правителей в 1725-1762 годах была во многом противоречива и непоследовательна. А как обстояли дела во внешней политике? Была ли внешняя политика эпохи дворцовых переворотов продолжением внешней политики Петр I? (Слайд №4) Для решения этой проблемы познакомимся с новой темой Внешняя политика России в 1725-1762 годах. (Слайд №5,6) Чтобы ответить на поставленный вопрос - рассмотрим основные направления и события внешней политики России в середине XVIII века. (Слайд №7)
В конце урока попытаемся ответить на вопрос «Была ли внешняя политика эпохи дворцовых переворотов продолжением деятельности Петра I?». Для этого вспомним основные итоги внешней политики Петра I.(Ответы учащихся -Выход к Балтийскому морю, присоединение новых территорий, укрепление международного положения России).

III Этап. Изучение нового материала.(27 мин)
Учитель (карта «Россия в XVIII веке» Презентация Слайд №8):
Внешняя политика России в середине XVIII века была направлена на утверждение России как великой державы.
Давайте выясним, основные направления и задачи внешней политики.
Работа с учебником стр. 163 п.1 § 23. (Ответы обучающихся)
На юге: 1) ослабление Османской империи способствовало усилению борьбы России за выход к Черному морю.
2) Требовали своего решения задачи закрепления России на Кавказе, оставшиеся нерешенными после Персидского похода
На западе: 1) Политическая  борьба, охватившая Польшу, подтолкнула Россию к активному вмешательству в ее внутренние дела с целью обеспечить воссоединение украинских  белорусских земель с Россией. 2) Нежелание Швеции мириться с итогами Северной войны делало одной из важных задач внешней политики Российской империи сохранение петровских завоеваний в Прибалтике.
На востоке: Россия продолжала продвижение на Восток
Учитель подводит к пониманию следующих фактов:
А) Усиление России вызвало активное противодействие ряда европейских держав;
Б) Швеция желает вернуть утраченные в Северной войне земли;
В) Франция стремилась организовать антирусский блок – в него вошли Швеция, Речь Посполитая, Турция;
Г) Россия стала искать союзников в своей внешней политике – ее союзником стала Австрийская держава.
(Слайд №9). Итак, мы определили основные направления и задачи внешней политики России. Познакомимся какие военные кампании провела Россия .

Организация самостоятельной работы в группах.(15мин)
Выяснить, как Россия решала внешнеполитические задачи, и каковы результаты.
Задача №1: укрепление позиций на Балтике, так как Швеция не желала мириться с итогами Северной войны. Пути решения задачи: русско-шведская война 1741-1743гг. Задание группе №1 составить тезисы Русско-шведская война 1741-1743гг., используя материал учебника стр. 165, п. Русско-шведская война, настенная карта «Россия в XVIII веке».
2 воссоединение украинских и белорусских земель с Россией. Пути решения задачи: активное вмешательство России во внутренние дела Польши.
Задание группе №2: составить кластер Война за «польское наследство» 1733-1735 гг., используя материал учебника стр.163 п. Россия и Речь Посполитая, настенная карта «Россия в XVIII веке».
Задача №3 защита южных рубежей от набегов крымских татар, выход к Черному морю. Пути решения задачи: русско-турецкая война 1735-1739 гг. Задание группе №3: составить кластер Русско-турецкая война 1735-1739 гг., используя материал учебника стр.163-165, п. Русско-турецкая война 1735-1739гг., настенная карта «Россия в XVIII веке».
2. Оформляем записи в тетрадях, комментируем кластеры, подводим итоги.
Группа№1: Итоги Русско-шведской войны 1741-1743 гг. - Россия одержала победу, по условиям Абосского мира Швеция подтверждает Балтийские приобретения России и передает ей часть территории Финляндии.
Группа №2: Итоги Войны за «польское наследство» 1733-1735гг. - России не удалось присоединить украинские и белорусские земли.
Группа №3: Итоги Русско-турецкой войны 1735-1739гг. - Россия не добилась выхода в Черное море.
Выполните задание и заполните таблицу « Внешняя политика России в 1725-62гг»

Событие
Причина
Полководец
Годы
Итог

Война за «польское наследство»
Борьба за власть
-
1733-1735
Победа антифранцузской коалиции – Пруссии, Австрии, России
России не удалось присоединить украинские и белорусские земли.


Русско-турецкая война
Борьба за прикаспийское побережье
Б.К. Миних
1735-1739гг
Белградский мирный договор (1739г.)
Россия возвратила Азов, но
не добилась выхода к Черному морю.

Русско-шведская война
Швеция стремилась вернуть утраченные в Северной войне земли
П.П. Ласси
1741-1743гг
Абоский мирный договор (1742 г.)
Швеция подтверждала Балтийские приобретения России и передавала ей часть территории Финляндии

ФИЗМИНУТКА (1 мин)
Участие России в Семилетней войне. Объяснение учителя. (10мин)
(Слайд №10). В середине 50-х годов изменилась расстановка сил в Европе. Усиление  Пруссии вызывало обеспокоенность монархов Европы. (Слайд №11) Угроза интересам России заставила примкнуть Россию к коалиции Австрии и Франции.
Задание для учащихся: по ходу объяснения учителем нового материала заполнить таблицу (Слайд №12) «Участие России в Семилетней войне 1756-1762 гг.» (раб лист №2)
Заполните таблицу «Участие России в Семилетней войне»
Дата

Место сражения
(Событие)
Командующий
Русскими войсками
Итоги

1757 г.

Гросс-Егерсдорф
С.Ф. Апраксин-фельдмаршал

П.А. Румянцев – бригадный генерал
Несмотря на победу над прусским войском, командующий приказал отступить.
Изменил ход боя, в результате разгром пруссаков.

1757/58 г.

Осада и взятие Кенигсберга
Генерал-аншеф
В.В. Фермор
Заняли столицу и всю Восточную Пруссию.

1758 г.

Цорндорф
Без командующего
(Фермор бежал с поля боя)
Победа русского войска.
Взятие Цорндорфа

1759 г.

Кунерсдорф

П.С. Салтыков
Крупная победа русской армии.

1760 г.
Берлин
Генерал
З.Г. Чернышев
Взятие Берлина – столицы Пруссии

1761 г.
Крепость Кольберг
П.А. Румянцев
Создание угрозы военного поражения Пруссии в войне

Декабрь 1761 г.

1762 г
Смерть Елизаветы Петровны
Воцарение
Петра III

-
Прекратил войну против Пруссии;
заключил союз с Фридрихом Великим; вернул Пруссии все завоеванные земли.


Армия Фридриха II считалась непобедимой и представляла серьезную угрозу соседям. В июле 1757 г. в войну с Пруссией вступила и Россия. (Слайд №13) Русской армией командовал генерал-фельдмаршал С. Ф. Апраксин. 19 августа 1757 г под небольшим селением Гросс-Егерсдорф состоялось одно из крупнейших сражений Семилетней войны. В ходе его прусская армия была разбита, решающую роль сыграл удар резервной бригады под командованием П.А. Румянцева (Слайд№14), однако, Апраксин не только не преследовал разбитого противника, но и приказал отступать. В результате немцам удалось собрать свои силы и направить их против русских. Апраксин был отстранен от командования и отдан под суд. (Слайд №15)
Новым главнокомандующим был назначен генерал-аншеф В.В. Фермор. 1757 г. Занят  Кенигсберг. В августе 1758 года Фермор бежал с поля боя, но русские войска не только устояли под натиском прусской армии, но и вынудили ее к отступлению во главе с Фридрихом II под деревней Цорндорф. (Слайд №16)
Уже в 1759 г. командующим русской армией был назначен П. С. Салтыков, и русские войска одержали победу под  Кунерсдорфом. (Слайд №17)
В сентябре 1760 г русская армия вошла в Берлин. (Слайд№18) В 1761 русскими была взята крепость Кольберг.
Фридрих II в отчаянии даже попытался отравиться, но смерть Елизаветы Петровны и вступление на престол Петра III спасло Фридриха. Петр III заключил союз с Фридрихом (Слайд №19).
Проверка заполнения Таблицы «Участие России в Семилетней войне 1756-1762 гг.» (Слайд №20)
Подведем итоги Внешней политики России в 1725-1762 года (Слайд №21)
Работа с учебником (стр. 168). Назовите итоги внешней политики в 1725-62гг. (2мин)
IV Этап. Формулирование вывода с обоснованием. (2 мин)
Учитель: Мы познакомились с основными направлениями и событиями внешней политики России в середине XVIII века. Отвечаем на вопрос (Слайд №22): Была ли внешняя политика эпохи дворцовых переворотов продолжением деятельности Петра I во внешней политике?
Учащиеся высказывают свои предположения с аргументами.
V Этап. Рефлексия (1 мин)
Оцените свою работу на уроке , активность и самочувствие. (Ребята на листах рефлексии выставляют себе оценки)
V I Этап. Подведение итогов урока. Домашнее задание (1 мин).
Домашнее задание (Слайд №23): п.23. Индивидуальное задание (опережающее, к п. 27)
Презентации о полководцах; Выяснить, в честь, каких побед П.А. Румянцева установлен обелиск «Румянцева победам» в Санкт-Петербурге.
Учитель: Спасибо за урок.







15