Урок литературного чтения в 3 классе (УМК Гармония) по произведению Г. Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка», с применением технологии: развития критического мышления и системно-деятельностного подхода.


Урок литературного чтения в 3 классе (УМК Гармония)
по произведению Г. Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка», с применением технологии: развития критического мышления и системно-деятельностного подхода.Тип урока: открытия нового знания.
Учебник: Кубасова О.В. «Любимые страницы», II часть, 3 класс.
Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. Пятеро из одного стручка.
Цель урока: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.
Задачи:
Образовательные: Ознакомление учащихся с творчеством Х.К. Андерсена и произведением «Пятеро из одного стручка». Систематизация знаний о сказках Х.К. Андерсена. Ознакомление учащихся с представителем семейства бобовых – горохе.
Развивающие: Развитие устной речи учащихся, навыка выразительного беглого чтения. Способствовать эстетическому восприятию текста.
Воспитательные: Воспитание чувства любви ко всему, что окружает человека.Учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости.
Планируемые результаты:
Предметные:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
пользоваться приёмами анализа текста;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД
формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;
читать в соответствии с целью чтения.
- Познавательные УУД
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
- Коммуникативные УУД
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
осознавать цель своего высказывания;
строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Личностные:
эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев;
способность к самооценке своей работы  на основе совместно выработанных критериев.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, выставка книг, компьютеры
ТСО: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент, целевая установка. (Учащиеся сидят группами. В группах компьютеры.)- Ребята, поприветствуйте гостей, присаживайтесь. (слайд …) 
- Возьмите друг друга за руки. Пожелайте своим друзьям интересной работы и успехов на уроке. - Не забывайте: тот, кто с товарищем дружен, вдвойне умней и сильней!
- Работать будете в группах. Повторим правила работы в группах. (слайд …) 
Говори по теме, понятно, кратко.
Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.  
Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен. 
- Сегодня для урока я приготовила волшебный сундучок. В старину в нём хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Сундучки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашем сундучке находятся сказки.
- Вспомните определение сказки. (Сказка – это произведение с вымышленными событиями и героями.) - А кто создавал сказки? (Сказка передавалась из уст в уста народными сказителями.)
- С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказку любили. Её любят и сегодня. В народном творчестве сказки – самое большое чудо. Сказки это драгоценность, и сундучок для них - наша память.
II. Стадия вызова. Составление кластера – индивидуальная мозговая атака. Работа в группах.
- Как узнать, что перед нами сказка? Чем отличаются сказки от других произведений?
- Перечислите все отличительные признаки сказки.
(Сказки бывают народные и авторские. Бывают: бытовые, о животных, волшебные.
Сказка начинается с присказки: «Это не сказка, а присказка,
сказка будет впереди».
Начало сказки – это зачин: «Жили – были старик да старуха».
Затем повествование сказки.
Концовка – это последние слова сказки. Например: «… а кто слушал
молодец».)
 - Подведём итог о сказке и составим кластер.

- Уместна ли наша беседа о сказке? (Раздел называется «Жизнь дана на добрые дела.» В сказках всегда присутствует добро и побеждает зло. Сказки заканчиваются всегда счастливым концом) - Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Познакомится с новой сказкой)
- Какие задачи вы поставите перед собой? (прочитать сказку, определить группу и главную мысль сказки, обосновать ответ)
- Что из этапа повторения поможет вам в достижении задач? (Знания о сказке и виды сказок..)- А поможет нам узнать сказку «Бюро находок». Откройте презентацию с названием «Бюро находок» на своих компьютерах.
III. Совместный поиск. Мотивация к учебной деятельности.
1. Игра «Бюро находок».
(Учащиеся выполняют игру на компьютере. На слайдах сначала появляется изображение сказочного предмета,  затем после щелчка появляется правильный ответ на вопрос.)- Ваша задача: Угадать иллюстрацию или предмет и назвать сказку?
1. Горошина принадлежит матери принца. Сказка «Принцесса на горошине». 
2. Санки принадлежат Каю. Сказка «Снежная королева».
3. Музыкальный горшочек принадлежит Принцу. Сказка «Свинопас».
4. Скорлупка грецкого ореха принадлежит Дюймовочке. Сказка «Дюймовочка»  
5. Бумажный кораблик принадлежит Стойкому Оловянному солдатику. Сказка «Стойкий оловянный солдатик».  
- Что объединяет все эти сказки?  (Эти сказки написал Г.Х. Андерсен)
- Какой вывод можно сделать из сказанного? (Познакомимся с авторской сказкой Г.Х Андерсена)
- Что вы знаете о Гансе Христиане Андерсене? (написал много сказок для детей о доброте, о любви)
- Что хотелось бы узнать о писателе? (Где родился, работал, какие ещё сказки написал?)
2. Добывание информации о биографии автора.
- У каждой группы лежит таблица с колонками: знаю, хочу узнать, узнал(а).
- Ваша задача: заполнить колонки и самостоятельно ознакомиться с биографией писателя.
- Чтобы получить ответы на ваши вопросы, вам поможет информационный лист - справочник краткой биографии Ганса Христиана Андерсена.
3. Взаимопроверка. (В каждой группе выступает консультант, с бейджиком на груди)
- Сравним, что знали раньше и что узнали? Одна группа начинает, другие дополняют.
- Что знали?
- Что узнали нового?
Знаю Хочу узнать Узнал(а)
Кем работал?
Для кого писал?
Какие ещё книги написал? 4. Работа с книгами из библиотечки.
- Обратим внимание на библиотечку книг.
- Для кого писал Андерсен? (писал для детей)
- Что можно сказать о внешнем виде книг. (Книги не выглядят новыми, они потрёпанные, зачитанные.)
Вывод: востребованы, их читают, они никогда не залёживаются на полках.

5. Совместный поиск. (слайд …) 
- Волшебный сундучок хранит предмет, который принадлежит нашей сказке?
- Посмотрите на слайд. Из предложенной анаграммы угадайте название предмета. (горошина)
- Да она не одна, а целых пять.
- А что является домиком для горошин? (стручок)
- Попробуйте догадаться, как мог назвать сказку Андерсен из названных нами предметов? (5 из одного стручка)
- Читали ли вы произведение с таким названием?
- Спрогнозируйте содержание сказки.
- Назовите тему нашего урока? (сказка Г. Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка»)
- Какую первую задачу мы ставили на урок? (Познакомиться со сказкой)
- Какой вывод можем сделать? (Мы провели исследовательскую работу и выяснили, что по сказкам  Г.Х. Андерсена созданы музыкальные спектакли, аудиокниги, видеофильмы. Мы можем не только прочитать, послушать, но и посмотреть любимое произведение. А будем читать сказку «Пятеро из одного стручка») 6. Оценивание.
- Оцените смайликом, по - вашему мнению, работу своей группы на 2 этапе.
IV. Физминутка (музыкальная)
V. Стадия осмысления. (Построение нового знания)
1. Творческая работа в группах.
- Какую следующую задачу мы будем решать? (Знакомиться с содержанием сказки и определять её вид)
- Для ознакомления с текстом вам придётся продолжать выполнить работу в группах по определённому плану, который лежит у вас на столах. Текст разделён на 3 части и распечатан на листах разного цвета. Цель работы: разложить отрывки текста в нужной последовательности, чтобы получилось произведение.
ПЛАН:
1. Знакомство с текстом.
2. Пересказ прочитанного в группе.
3. Обсуждение сказанного и объединение отрывков в рассказ.
Методический приём «ИНСЕРТ», ИЛИ «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»
- Во время чтения вы можете ставить карандашом на полях, на краю листа знаки:
Знаком «галочка» (√ ) отмечается в тексте информация, которая уже известна. Ранее с ней познакомился.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ставите этот знак, если впервые встретился с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечайте непонятные слова или слова которые требуют дополнительных сведений.
- Можно ли утверждать, что данное произведение – сказка? Может оно больше похоже на
обычный рассказ о гороховом стручке? (нет, это сказка, т.к. герои-горошины говорят, рассуждают, мечтают как люди, это вымышленное событие)- Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история? (в стручке сидело 5 горошин и думали, они не могут сидеть и думать)
- Какой вывод можно сделать по жанру произведения? (сказка авторская, волшебная)
- О чём сказка? (о жизни пяти горошин)
- Какие чувства у вас вызвала сказка? (волнение за девочку, тревога)
- В каком порядке по цветам лежат листы? (Жёлтый, зелёный, голубой.)
- Всё ли у вас получилось? (рассказ не закончен, нет концовки)
- Попробуйте спрогнозировать заключительный момент сказки?
- Давайте проверим свои предположения? Откроем учебники на стр. 146
- Найдите эту часть отрывка и прочитаем её.
Оценивание.
- В какой группе сказка была восстановлена в том же порядке, что и у автора?
- Оцените смайликом работу своей группы на 3 этапе урока.
VI. Физминутка для глаз.
VII. Суммирование информации по содержанию текста. Работа в группах.
- Подтвердились ли предположения об идее рассказа, которые мы высказывали?
- Были ли в тексте непонятные слова? (предчувствие, бузина, каморка, подённая работа, тщедушная, голубиный зоб, раздобреть, затхлая вода, чердачное окно).
1. Справочник из ларца. (слайд …….) 
Предчувствие – чувство ожидания чего - нибудь неизвестного.
Бузина – кустарник с чёрными или красными ягодами.
Каморка – маленькая комната.
Подённая работа – непостоянная работа за определённую плату.
Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.
Голубиный зоб – нижняя часть пищевого горла голубя.
Раздобреть – поправиться, располнеть.
Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.
Чердачное окошко – окошко на чердаке.
- Каким образом горошины оказались на воле? (мальчик сорвал для стрельбы из бузинной трубочки)
- О чём мечтала каждая горошина? (одна полететь куда-нибудь; вторая мечтала побывать на солнце; другим двум безразлично куда, только бы поспать; куда получится)
- Какая судьба постигла каждую горошину? (горошина, которая летела куда хотела – попала из водосточного жёлоба в голубиный зоб, две ленивицы тоже к голубям, четвёртая в канаву с затхлой водой, а пятая в щель чердачной каморки).
- Какая из пяти была лучшей? Почему? (пятая дала девочке жизнь)
 - Какое чудо произошло в сказке? (девочка глядя на рост горошины выздоровела)
 - Давайте предположим, что могло бы случиться, если бы горошина не попала на чердак? (могла бы умереть)
- Что в сказке вымышленного, сказочного, что могло произойти на самом деле? (вымышлены горошины как люди; сказочно – горошины разговаривают; в жизни может прорости горошек в щели).
  Творческая работа в группах.
- Я предлагаю продолжить работу в группах. Вам предстоит очень ответственная работа.
1 группа: «Редакторы» Ваша задача: прочитать отрывок, найти и исправить ошибки, чтобы отражался смысл текста.
2 группа: «Издатели» Ваша задача: Придумать и нарисовать обложку к сказке.
3 группа: «Художники-иллюстраторы» Нарисовать главных героев сказки - пять горошин и над каждой горошиной надписать тип характера. (мечтательная, хвастливая, сонная, равнодушная (скромная), ленивая)
Защита детских работ.
Оценивание.
- Оцените свою работу в группах на последнем этапе?
     IX. Подведение итогов. Рефлексия. (слайд …) 
- Мы ответили на задачи, поставленные в начале урока?
- Чему учит сказка? (приносить пользу людям)
- Какой вывод можно сделать? (Даже маленькая – маленькая горошина способна принести такую большую пользу. Но мы то сможем сделать гораздо больше, только почаще надо оглядываться вокруг, может быть кому-то нужна наша помощь: другу, маме и.т.д. Ведь каждое наше доброе дело не пропадёт, оно как горошина пустит росток и цветок в сердце человека, которому мы помогли.)- Где вы будете применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данное произведение? (Возьмём в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем значение сказки и как определяется сказка.)
- Дополните колонку своей таблицы, что ещё нового вы узнали на уроке?

- Подведите итог своего труда. Оцените работу группы на «листе успеха» за весь урок.
- Ребята, наша горошина из сундучка желает дать вам совет: «Через несколько лет вы окончите школу и разлетитесь, словно горошины, в разные стороны. Хочется пожелать вам, чтобы вы, в отличие от горошин, не ждали, что кто-то распорядиться вашей судьбой, а сами ставили цели и достигали их. (слайд …) 
X. Домашнее задание. (слайд …) 
1. Подготовить пересказ и нарисовать рисунки к сказке.
2. Составить «Синквейн» к главным героям сказки.