Урок по изобразительному искусству на тему Волшебные узоры(5 класс)


Проект урока
Предмет: ИЗО
Класс: 5
Тема: Декоративное рисование «Волшебные узоры»
Программа: специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы.
Авторы В.В.Воронкова М.Н. Петрова
Тип урока: Обобщение
Составила: Дубинова Ольга Сергеевна.

Тема урока: Декоративное рисование «Волшебные узоры» 5 класс.
Тип урока: Урок обобщения
Задачи урока:
Дидактические:
Организовать работу учащихся по обобщению знаний о декоративно – прикладном искусстве (различных видах росписи) через фронтальную беседу и выполнение творческой работы.
Коррекционно – развивающие:
1. Создать условия для развития у учащихся аналитико – синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании; планировать работу через последовательное выполнение рисунка.
2. Создать условия для обогащения словарного запаса и развития связной речи учащихся через развёрнутые ответы на вопросы.
3. Создать условия для коррекции мелкой моторики через выполнение практической деятельности.
4. Создать условия для развития произвольной памяти через наглядность и план действия
Воспитательные:
1. Способствовать развитию у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, через использование изобразительного и музыкального ряда. 2. Создавать условия для патриотического воспитания, через использование различных видов народной росписи.
3. Способствовать привитию аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе через выполнение творческой работы.


Оборудование:

Изобразительный ряд: образцы педагогического рисунка; образцы элементов росписи; схема этапов выполнения самостоятельной работы; наглядность: скатерть, самовар, чайник, чашка с блюдцем, разделочные доски, ложки, дымковские игрушки, чаша с пирогами. Музыкальный ряд: кассета с русскими народными песнями («Валенки»).
У детей на столах:
- гуашь
- 2 кисти (тонкая и толстая)
- баночка для воды
-салфетки
- листы бумаги с изображением силуэта матрёшки (подписаны: Ф.И. ученика)- чёрные карандаши
- карточки – подсказки (с надписями Гжель, Дымка, Городкц, Полхов-Майдан)
ПЛАН УРОКА И ХРОНОМЕТРАЖ
1. Орг. момент (2 минута)
2. Сообщение темы и целей урока. (2 минуты)
Психологический настрой, мотивация.
3. Обобщающая беседа (6 минут)
а/ воспроизведение учащимися теоретических знаний, умений и навыков.
б/ актуализация знаний учащихся
4. Педагогический рисунок (6 минут)
а/ повторение названий элементов узора, сочетание цветов.
б/ приёмы выполнения узора.
в/ составление плана выполнения творческой работы.
5. Самостоятельная деятельность учащихся (20 минут)
6. Итог урока (4 минуты)

ХОД УРОКА
Ход урока Дидактическое обеспечение и обоснование этапов Прогнозируемый результат
и возможные затруднения
1. Организационный момент
- взаимное приветствие,
- проверка готовности к уроку,
- напоминание о правильной осанке
Доброжелательный тон учителя, заинтересованность в общении с детьми, искренность способствуют созданию социальной мотивации Дети настраива-ются на учебную деятельность, орга- низуют внимание.
2. Сообщение темы и целей урока
Психологический настрой, мотивация
Звучит русская народная музыка. Открывается доска. На доске фрагмент кухни:
В центре скатерть, на ней самовар, посуда.
По краям на полках: дымковские игрушки, матрёшки, расписные доски и ложки.
Учитель: - Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину. И вспомним, что мы уже знаем, умеем. Посмотрите, как раньше жили люди, как они своими руками создавали красоту вокруг себя. Люди сами делали посуду, мебель, игрушки. Каждый занимался своим делом, своим ремеслом, творчеством.
Учитель: - О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Как вы думаете?
Дети: - Будем говорить что делали народные мастера, из какого материала, как украшали.
Учитель: - Обратите внимание на этот предмет. Что это? Как вы думаете, что будем делать на уроке?
Дети:- Это матрёшка. Мы будем её расписывать, украшать.
Учитель: - Правильно. А для этого вам пригодятся те умения и знания, которые вы раньше получили на уроках рисования. На данном этапе для сообщения темы и целей урока использую наглядный и музыкальный ряд, чтобы создать познавательную мотивацию, заинтересовать уроком, повысить активность детей. Социальная мотивация поддерживается через доброжелательный тон.
Учащиеся включаются в целеполагание, через наводящие вопросы
Учитель обращает внимание на белый силуэт матрёшки. 3. Обобщающая беседа
Учитель: - Мы с вами много говорили о народном творчестве. Посмотрите внимательно и скажите, какие знакомые предметы быта вы видите? Какие росписи вы узнали? У вас на столах есть карточки - подсказки с названиями различных видов росписи.
Дети: - 1.Чашечка и чайник – это Гжель. Посуда делается из глины. Мастер использует голубой, синий, фиолетовый цвет на белом фоне. Узоры из растительных элементов: цветы, листья.
2. Доски – Городецкая роспись. Изготавливают из дерева. На них нари- сованы лошадки, птицы, цветы. Розан – распустившийся цветок и купавка – бутон. В росписи есть «оживка». Мастера считают, что нанося в узоре короткие штрихи и точки белого цвета на птиц, коней и цветы, они как бы оживляют эти предметы.
3. Игрушки на полках (кони, куклы) - это Дымка. Игрушки глиняные. На белом фоне узор из колец, кругов и точек яркого цвета.
4. Матрёшки и чаша – Полхов – Майданская роспись. Делают из дерева. Преобладают красные, малиновые, зелёные, жёлтые, фиолетовые цвета. Все элементы росписи обводятся чёрным цветом.
Учитель:- Молодцы! Остановимся подробнее на Полхов – Майданской росписи.
Показать образцы росписи. Сказать что они нарядные, красивые.
Работа на этом этапе позволяет уточнить словарный запас учащихся, происходит разви-тие связной речи, развивает мышление: дети проводят сравнительный анализ, нахо-дят общее (упражнение в ана-лизе-синтезе), формируется интерес к предмету, развива-ется учебная мотивация.
Применяю беседу аналитичес-кого характера, что позволяет включить в работу всех учащихся.
С помощью карточек – подсказок создаётся коррекционно- развивающая среда.
Краткий рассказ учащихся о росписи по Д/зДети называют известные им предметы быта, игрушки; отвечают на вопросы, сравнивают, делают выводы.
4. Педагогический рисунок.
Учитель: - предлагаю вам сделать подарок своими руками для своих близких. Чтобы они почувствовали в своих сердцах тепло и радость, вашу любовь к ним и заботу. На прошлом уроке мы рисовали элементы узора из Полхов – Майданской росписи. Вспомните их.
Дети: - Мы рисовали цветы, веточки с листьями и ягоды.
а/ Этапы и приёмы рисования
Учитель: - А теперь вспомним, как мы рисовали?
На доске этапы рисования цветка
Дети: - Рисуем прикладыванием (примакиванием) кисти к бумаге.
Учитель: - Сначала примакиваем вверху, внизу, слева, справа, затем между полученными лепестками.
Учитель: - Чтобы получился крупный цветок, какую берём кисть?
(берём толстую кисть).
- А чтобы получился – мелкий цветок? (Берём тонкую кисть)
- Какого цвета может быть цветок? (красный, малиновый) .На доске веточка
Учитель: - Что это за элемент? (Веточка)
- Как его рисуем? (Ведём без нажима кончиком тонкой кисти?)
- Цвет веточки? (чёрный).
На доске листья
Учитель: - как рисуем листья? (Прикладываем кисть зелёного цвета)
Учитель: - Размер листка зависит от размера кисти.
На доске ягоды
Учитель: - Как называется этот элемент (ягодки).
Дети: - Рисуем тычком, красного цвета.
б/ План работы
Учитель: - Чтобы всё получилось правильно, давайте составим план работы.
На доске: Схема поэтапного выполнения работы.
1. Раскрашиваем платок жёлтого цвета.
2. Раскрашиваем сарафан красного цвета
3. Работаем над узором
а/ толстой кистью в центре фартука примакиваем кисти , рисуем цветок.
б/ Затем тонкой кистью или карандашом рисуем ветки.
в/ на ветках примакиванием рисуем листья.
д/ тычком рисуем ягодки.
4. Делаем обводку тонкой кистью или чёрным карандашом.
Кратко повторить основные этапы (1,2,3,4 пункты)
Физкультминутка.
- А теперь давайте отдохнём. Встаньте.
Звучит русская народная музыка. Дети выполняют движения по показу учителя.
5. Самостоятельная деятельность учащихся.
Индивидуальная помощь педагога. Учащиеся выполняют «волшебный узор», используя растительные элементы, взятые у природы, переделанные в декоративные.
Учитель: - Приступаем к самостоятельному выполнению подарка. Распишем матрёшку. Постарайтесь применить более выразительные сочетания цветов, рисуйте аккуратно, старайтесь
6. Итог урока
Выставка работ учащихся. Оценивание
Учитель: - Полюбуйтесь матрёшками, выполненными вами сегодня на уроке.
- Чьи работы вам больше всего понравились и почему?
- У кого из ребят работы получились особенно выразительными и яркими?
Дети называют имена и фамилии детей.
«У… яркие, сочные тона»«У.. аккуратно выполнена обводка»
«У… красиво нарисован цветок» и т.д.
Учитель: - Вы все постарались. Хорошие подарки для близких у вас получились. Молодцы! Урок окончен. Спасибо.
На этом этапе использую на-глядный материал для поддержания интереса к уроку и продуктивной работе далее на других этапах.
Повторение приёмов и этапов рисования.
Создание плана выполнения декоративной работы позволяет учащимся наглядно представить конечный результат, лучше запомнить и самостоятельно выполнить работу.
Развивается внимание детей, мышление.
Во время физкультминутки снимается напряжение, дети отдыхают, обеспечивается охранительный режим обучения.
На этом этапе осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход:
- учащиеся 2 группы самос – тоятельно создают узор, рисуют обводку тонкой кистью, добавляют элементы узора на платке.
- учащиеся 3 группы- самосто-ятельно создают узор, рисуют обводку тонкой кистью.
- учащиеся 4 группы – составляют узор по заданной схеме, обводку рисуют чёрным карандашом.
Использование методов контроля и самоконтроля помогает развитию самостоятельности, ответственности. Развитие умения работать по заранее составленному плану.
Идёт объективная оценка знаний, умений и навыков.
Обязательно поощрение всех детей.
К оцениванию привлекаются учащиеся, что позволяет сформировать навык взаимооценки. В случае затруднения получают помощь учителя в виде наводящих вопросов.
Дети отвечают на вопросы. Составляют устный план работы.
В случае затруднения получают помощь учителя в виде наводящих вопросов.
Дети выполняют движения по показу.
Учащиеся выполняют творческую работу, анализируют свои действия, самостоя-тельно работают по составленному плану работы. В случае затруднения, могут воспользоваться схемой – подсказ-кой или получить помощь учителя.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
В классе 11 человек: 4 девочки и 7 мальчиков. Возраст детей 12-16 лет. По результатам диагностики большинство учащихся имеют низкий уровень развития мотивации, внимания, преобладает кратковременная память. Развитие мелкой моторики и координации движений, целостность восприятия предметов в основном на среднем уровне и чуть ниже среднего. По результатам социометрических исследований лидером в классе является А. А. по характеру мальчик общительный, любознательный, но прилежание низкое, часто отказывается работать на уроке, тем самым оказывая отрицательное влияние на остальных.
Часто отказывается работать на уроках, нарушает дисциплину, создавая в классе тяжёлый психологический климат Б.В. и И. П. Низкий уровень принятия со стороны ребят имеет Ш. Г. Дети часто подсмеиваются над ней, обзывают. Сплочённого коллектива в классе нет. Между ребятами часто возникают разногласия, ссоры. На уроках большинство учащихся часто отвлекаются, могут переговариваться друг с другом, что затрудняет ведение урока. Хочется отметить, что уроки ИЗО в коррекционной школе имеют большое коррекционно – развивающее значение, они способствуют совершению познавательной эмоционально – волевой и двигательной сферы учащихся. ИЗО направлено на развитие у учащихся художественного вкуса, способствует их эстетическому воспитанию.
Тема урока: «Волшебные узоры». Данная тема позволяет осуществить межпредметные связи: с уроками труда (при изготовлении аппликаций, вышивок), с работой кружков «Юный столяр» и «Декоративно-прикладное искусство», с воспитательным процессом (проведение фольклорных праздников).
Исходя из темы и результатов диагностирования учащихся ставятся задачи:
- дидактическая: организовать работу учащихся по обобщению знаний о декоративно – прикладном искусстве (различных видах росписи) через фронтальную беседу и выполнение творческой работы,
- коррекционно – развивающие:
1. создать условия для развития у учащихся аналитико – синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировать работу через последовательное выполнение рисунка;
2. создать условия для обогащения словарного запаса и развития связной речи учащихся через развёрнутые ответы на вопросы;
3. создать условия для коррекции мелкой моторики через выполнение практической деятельности;
4. создать условия для развития произвольной памяти через наглядность и план действия.
- воспитательные:
1. способствовать развитию у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, через использование изобразительного и музыкального ряда;2. создавать условия для патриотического воспитания, через использование различных видов народной росписи;
3. способствовать привитию аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе через выполнение творческой работы. Решению поставленных задач способствовала структура урока.
Доброжелательный тон учителя, заинтересованность в общении с детьми, искренность при организации орг.
момента способствуют созданию социальной мотивации. На этом этапе урока активизируется внимание, мышление.
На следующем этапе идёт совместное определение темы и целей урока (дети включаются в целеполагание). На этапе обобщающей беседы идёт коррекция мыслительных процессов через упражнения на анализ – синтез, умение сравнивать, выделять главное; коррекция внимания через интерес, наглядность; коррекция воображения, восприятия, активизация социальной, учебной и эмоциональной мотивации. На этапе «Педагогический рисунок» развивается внимание, мышление детей. Использование наглядного материала поддерживает интерес к уроку. Создание плана выполнения декоративной работы позволяет учащимся наглядно представить конечный результат, лучше запомнить и самостоятельно выполнить работу. Во время физкультминутки снимается напряжение, дети отдыхают, обеспечивается охранительный режим обучения. При выполнении самостоятельной творческой работы развивается умение работать по заранее составленному плану.
Характер учебной деятельности должен быть продуктивный, т.к. продуман индивидуальный и дифференцированный подходы. Они осуществляются через различную степень сложности заданий и разную меру помощи со стороны учителя.
При проведении итога урока к оцениванию привлекаются учащиеся, что позволяет сформировать навык взаимооценивания. На протяжении всего урока обогащается словарный запас и развивается связная речь учащихся.
Занимательность, наглядность, музыка, разные формы работы поддерживают интерес учащихся. Думаю, что поставленные задачи будут выполнены.