Календарно-тематическое планирование по русскому языку (письмо+русский язык) 1 класс УМК (Перспектива)


календарно - тематическое планирование
по русскому языку
1 КЛАСС
(кол-во часов в неделю – 5; в год – 165 часа: письмо – 115 часов и русский язык – 50 часов)
Письмо (115 часов)
Номерурока Дата
план Дата факт Тема урока Основноесодержание темы, терминыи понятия Видыдеятельностиобучающихся,форма работы
Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай»
1 В мире общения. Цели и формы общения Учебник «Русский язык» – наш новый друг и помощник. Общение. Язык слов, жестов, мимики. Первые представления о мире общения. Словесные (вербальные) и несловесные (невербальные) способы общения. Цели речевого общения
Работа в парах. Коллективный обмен мнениями. Ориентирование в учебнике по заданиям учителя. Рассматривание рисунков, их словесное описание. Составление и построение делового диалога учителя с учениками и сюжетного диалога учащихся между собой в ролевой коммуникативной ситуации: мама с дочкой. Составление устных рассказов по рисунку
2 «Большие и маленькие». Сравнение предметов по величине Гигиенические требования к посадке, держанию ручки. Рабочая строка. Величина предметов и их сравнение. Цели и средства общения, игровые ситуации, диалог литературных героев. Роль слова в общении. Слова для обозначения окружающих предметов Предметная (тематическая) классификация предметов (животные – птицы – растения). Сравнение предметов по размеру, форме, количеству. Подбор слов-названий для единичных предметов; проведение игры «Как назвать одним словом?»; подбор слов для живых существ и неживых предметов (с включением вопросов кто? что?). Обведение предметов по контуру.
Штрихование. Усвоение понятий: «прямая» – «наклонная», «овал» – «круг».
3 «Сравни».
Больше, меньше, одинаково.
Обозначение на письме указательных жестов стрелкой
Гигиенические требования к посадке, держанию ручки. Ориентировка в тетради. Понятия «жест» и его значение. Многозначность жеста. Использование жестов в речевом общении. Речевые высказывания. Культура речи Сравнение предметов по количеству (больше, меньше, одинаково). Обведение, штриховка. Выполнение логического упражнения, использование слов с общим значением (посуда, ягоды, фрукты и др.).
Обозначение указательных жестов стрелкой. Обведение линий по стрелке. Приглашение в гости
4 «Направление». Обведение предметов по стрелкам и линиям. Штриховка
Линии прямые, наклонные, сравнение их количества и направлений. Жест и его значение, уместность использования жестов. Обведение, штриховка. Логические упражнения, использование слов с общим значением (посуда, ягоды, фрукты и др.).
Приглашение в гости. Обозначение указательных жестов стрелкой.
5 «Чей домик?».
«Лото».
Логические и ассоциативные упражнения
Культура речевого общения. Модель речевого общения, основанная на доброжелательности, миролюбии, уважении к собеседнику.
Рабочая строка. Штрихование, раскрашивание. Классификация предметов Составление устного рассказа «Чей домик?», обведение предметов по контуру, нанесение штриховки, раскрашивание занавесок со словесным проговариванием (линии вертикальные, горизонтальные, с наклоном влево и вправо). Введение понятия «рабочая строка», значение стрелки (направление движения руки), обозначение точкой начала письма прямых и наклонных палочек.
6 «Длиннее – короче».
«Целое и часть». Написание линий, различных по величине
Сказка. Выражение лица героев сказок. Рассказывание историй, сопровождение уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией.
Бордюр – полоска, которая что-то обрамляет. Рядом, длиннее, короче, больше, меньше. Классификация (предметная, ассоциативная) Проведение параллельных линий, штриховка. Усвоение понятий: «рядом», «длиннее», «короче», «больше», «меньше».
Составление устных рассказов по рисункам: «В походе», «Кто съел кусок сыра». Предметная классификация (деревья, ягоды), ассоциативная классификация (елка – колючая, ягода – сладкая). Введение понятия «бордюр» (полоска, которая обрамляет что-то)
7 «Головоломка». «Овал». Написание вертикальных и горизонтальных линий по стрелкам Понятия «слово» и «предмет», «слово» и «признак», «слово» и «действие»; классификация слов, обозначающих предметы, признаки, действия; выяснение роли предмета и слова в общении.Гигиенические правила письма Определение закономерностей, коллективное обсуждение расположения элементов в первой строке, недостающих элементов на второй строке. Самостоятельная работа: найдите и нарисуйте недостающие элементы в других строках таблицы; письмо элементов печатных букв. Упражнения в предварительной звуковой ориентировке в слове. Индивидуальные задания: печатание букв как сенсорных образцов известных детям звуков. Игровые упражнения по превращению овалов в разнообразные предметы
8 «В квартире». «Веселые превращения». Обведение и штриховка. Написание элементов букв по стрелкам Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.
Речевая ситуация «Убираем квартиру». Коммуникативно-речевая ситуация «Убираем квартиру». Обведение изображенных предметов, письмо линий в рабочей строке, составление и рисование бордюра. Лексическая работа со словами: гостиная, спальня, детская,
9 «Сравни дома». «В магазине одежды». Штриховка, обведение. Элементы печатных букв
Рисунки, различные символы служат для передачи мысли, сообщений. Рассказ.
Контур предмета, штриховка, классификация. Звуки и буквы. Подготовка руки к письму.
Гигиенические требования к посадке, держанию ручки Штриховка домиков для героев. Лексическая работа: различение слов с общим и конкретным значением (дом – изба, чум). Составление рядов слов по линии увеличения объема понятия: «дом», «улица», «город», «страна». Обведение элементов букв по стрелкам. Коллективная игра «В магазине одежды». Рассматривание рисунка и определение, какой узор должен быть на одежде котика.
10 «В походе». «На привале». Обведение, штриховка. Письмо элементов печатных букв
Речевые высказывания.
Гигиеническая привычка следить за своей речью и посадкой при письме. Каллиграфическое письмо. Классификация слов.
Диалог Индивидуальная работа: обведение предметов, штриховка. Диалог по коммуникативно-речевой ситуации «На привале». Самостоятельная работа: рисование бордюра. Тематическая классификация слов: одежда (пальто, платье и т. д.), обувь (сандалии, сапоги), электроприборы (утюг и др.)11 «На коньках». Штриховка, обведение непрерываемых линий
Понятие «знак», чтение знаков, Ознакомление с элементарными правилами дорожного движения. Звуковой анализ слов. Контур. Силуэт.
Ориентиры в лесу, в походе Проведение безотрывных линий пунктиром, раскрашивание. Упражнения в предварительном звуковом анализе слов. Проведение линий по контуру рисунка, бордюр. Письмо элементов печатных букв. Определение дороги к дому с помощью условных обозначений.
Использование ориентиров в лесу, в походе
12 «На волнах». «Морские путешествия». Штриховка, безотрывные линии, звуковая ориентировка в слове. Условные знаки в повседневной жизни, их чтение.
Упражнение в классификации слов с обобщающим названием предметов.
Рассказы по рисункам.
Звуковой анализ слов Рассказывание по рисунку. Придумывание и чтение морских знаков. Классификация слов-названий морских и речных судов. Индивидуальная работа: обведение петлеобразных линий по пунктирам.
Выполнение простейшего звукового анализа слов
13 «На лугу». «Мы рисуем». Обведение, штриховка, преобразование овалов в предметы Расширение представлений об использовании условных знаков в повседневной жизни Обведение, штриховка, преобразование овалов. Простейший звуковой анализ слов. Письмо элементов печатных букв.
14 «Под грибом». Письмо элементов печатных букв. Гуманное отношение к природе, на основе создания коммуникативно-речевых ситуаций. Диалог (понимание, с какой целью он ведётся, что и как следует сказать, чтобы убедить собеседника).
Представления о знаках (символах), их роли в общении. Выполнение простейшего звукового анализа слов из сказки В. Сутеева «Под грибом». Соблюдение закономерностей в расположении рисунков на зонтиках. Обведение их пунктирными линиями, штриховка, проведение параллельных линий.
Ориентирование на строке.
15 «Мы – спортсмены». Обведение по пунктиру. простейший звуковой анализ слов.
Каллиграфическое письмо.
Рассказ, тема, основная мысль, части рассказа, составление рассказов Обведение предметов по контуру. Классификация слов по видам спорта.
«Выбор знака для спортивного магазина». Лексическая работа: виды спорта, спортивный инвентарь.
Ориентирование в звуковой структуре слова: с-санки, лас-с-сты и т. п.
16 «Домики трёх поросят». Штриховка, обведение. Высказывание и его запись с помощью условных знаков и рисунков. Количество звуков в словах Индивидуальная работа: раскрашивание домиков трех поросят. Работа в парах: выбор фонариков для поросят. Подготовка к звуковому анализу.
17 «В гостях у бабушки». «Чаепитие». Раскрашивание, штриховка, обведение
Обобщение сведений о способах записи устного высказывания с помощью рисунков и символов; упражнение в записи предложений с помощью пиктограмм, необходимость введения звукобуквенного письма Составление и чтение писем о летних занятиях ребят («Я плавал», «Я сажал цветы»...). Индивидуальная работа: раскрашивание, обведение предметов. Ориентирование в звуковой структуре слова (смех-х, х-хвост). Самостоятельная работа: письмо элементов печатных букв.
Классификация предметов.
18 «Наличники». «Распиши посуду». Печатание элементов букв. Раскрашивание
Звуки окружающего мира, звуки человеческой речи. Речевой аппарат и органы речи. Звуки речи, последовательность звуков в слове. Запись с помощью условных и игровых схем Индивидуальная работа по укреплению мелких мышц руки: рисование, обведение, раскрашивание.
Сопоставление звуков окружающего мира со звуками человеческой речи. Слушание последовательности звуков в слове, их запись с помощью условных и игровых схем. Письмо элементов печатных букв
19 «Расшитые полотенца». «Лоскутное одеяло». Письмо элементов письменных букв твёрдые и мягкие согласные, их различие. Изобразительные возможности звуков слова, приём выразительного рассказывания отрывков. Индивидуальная работа: обведение по пунктирным линиям, раскрашивание. Работа в парах: подбор цветов и рисунков к лоскутному одеялу. простейший звуковой анализ слов.
20 «Прогулка в парк».
«Знаки в городе».
Печатание элементов букв
звуковой анализ слов. Рассказ «Прогулка в парк». Каллиграфическое письмо.
Культура общения. Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) Индивидуальная работа: обведение знаков, придумывание новых знаков.
простейший звуковой анализ слов, формальная классификация: подбор слов с определенным звуком.
Самостоятельная работа: письмо элементов письменных букв
21 «Подбери пару». «Сравни и подумай». Письмо элементов письменных букв. гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие.
звуковая форма слова и его значение. Классификация слов по цвету, форме, принадлежности.
Звуковой анализ слов
22 «В спортивном зале». Письмо элементов письменных букв слог как минимальная единица произношения и чтения. произнесение слов по слогам, определение их звукосочетания Выполнение звукового анализа слов, заполнение схемы. Чтение слов по следам анализа. Упражнения в написании письменных элементов строчных и заглавных букв
23 «Ремонтная мастерская».
«Собери машины».
Письмо элементов ударение в слове, его место. значение ударения для объединения звуков в слове. Упражнения в написании элементов письменных букв. Выполнение звукового анализа слов, заполнение схем.
24 «Проверь себя». Сравнение старинных и современных орудий письма
предложение и его функции. различение слова и предложения. выделение предложения в речевом потоке. запись и чтение предложений на основе схем и пиктограмм. звучность, мелодичность и выразительность русской речи Выполнение звукового анализа слов; письмо элементов письменных букв и безотрывных линий; логические упражнения.
Составление рассказа о том, чему научила пропись «Рисуй, думай, рассказывай». Чтение и обсуждение пословицы «Есть терпение – будет умение»
Пропись «Мой алфавит» (ч. 1)
25 Алфавит. Строчные буквы а и о
Звуковой анализ слов, каллиграфическое письмо. Характеристика гласных звуков. Строчные буквы а и о.
Печатная и письменная буква. Два типа ориентировки: на строке и в написании буквы Самостоятельное выполнение упражнений по выбору – письмо элементов письменных букв. «Загадки слов» – выполнение звукового анализа слов. Самостоятельная работа: печатание букв А и О. Анализ графической формы строчных а и о. Письмо письменных букв (строчных) а и о
26 Строчные и заглавные буквы а, А, о, О Гласные звуки [а] и [о], буквы А, а, О, о. точки-ориентиры. Гигиенические требования к письму. Анализ графических элементов букв гласных звуков.
Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв.
Заглавная буква в именах собственных Звуковой анализ слова лиса, выделение и характеристика гласных. Представление об открытом и закрытом слоге (ли – открытый слог, так же рассматривается слог са). Письмо заглавной буквы А, строчной а, сравнение, проговаривание всех этапов написания образца буквы. Работа в паре: анализ слов по моделям, запись печатных букв
27 Строчные и заглавные буквы а, А, о, О. Закрепление Звуки [а] и [о]. правильное положение тетради, соблюдение правил гигиенического письма. Графические элементы букв гласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв.
Заглавная буква в именах собственных Коллективная игра «Загадки слов»: чтение акрофонической схемы слова дупло и составление звуковой схемы (в тетради). Анализ буквы О – печатной и письменной (сравнение, выделение общего и различного). Письмо по образцу: анализ, определение начала письма, значение стрелки. Письмо строчной буквы о под счет, заглавной О, прямых параллельных линий.
28 Строчная и заглавная буквы у, У
Звук [у], буква у. Анализ графических элементов букв гласных звуков. Оформление предложения на письме.
Каллиграфическое письмо букв Коллективная игра «Загадки слов». Заполнение звуковых схем. Анализ графической формы букв у, У, сравнение. Печатание букв на основе образца. Письмо строчной буквы в вертикальной полосе по образцу. Анализ выполненной работы, осмысление типичных ошибок. Запись слов с новой буквой. Заглавная У . Запись слова и короткого предложения с новой буквой. Правила оформления предложения на письме. Дифференцированная работа: а) самостоятельный звуковой анализ слов; б) составление рассказа по опорным словами
29 Строчная и заглавная буквы и, И. Буква ыЗвук [и]. Гласные буквы и, ы. Правила оформления предложения на письме.
Каллиграфическое письмо.
Заглавная буква в именах собственных Коллективная игра «Загадки слов»: заполнение звуковых схем. Графический анализ печатной и письменной буквы и, И, их сравнение. Самостоятельное начертание строчной буквы и в вертикальной полосе, анализ ошибок. Письмо заглавной буквы И на строке.Сравнение букв и, ы, запись строчной ы.
Дифференцированная работа: а) с моделями слов; б) выкладывание слов фишками: Ира, игра, рыба.
Нахождение изученных букв в тексте. Объяснение значения слов, алгоритма написания букв
30 Строчная и заглавная буквы э, Э. буква ы. Закрепление
Гласные звуки [и], [ы], буквы и, ы. Оформление предложения на письме. Каллиграфическое письмо. Заглавная буква в именах собственных 31 Строчная и заглавная буквы э, Э
Гласный звук [э]. Буквы э, Э. Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо букв, слогов, слов, предложений. Заглавная буква в именах собственных.
Моделирование слов Выполнение звукового анализа слова эму, печатание заглавной и строчной буквы э, Э, их сравнение.
Графический анализ письменной буквы э, Э, письмо соединений с новой буквой, вписывание строчной буквы в слова.
Коллективное чтение предложения.
Графический анализ заглавной буквы И, запись имени ослика.
Составление моделей слов: мишка, кубики
32 Повторение изученных букв.
«Буквенная мозаика»
Звуки речи. Гласные звуки и буквы. Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо. Звучание и значение слова. Самостоятельная работа: дописывание элементов письменных букв. Коллективная работа: составление предложений по схеме. Игра «Буквенная мозаика»: конструирование букв в парах.
33 Строчная и заглавная буквы м, М. Запись слов и предложений
Согласные звуки, их обозначение буквами, свойства.
Правила каллиграфического письма.
Смыслоразличительная функция звуков.
Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов Письмо строчной и заглавной буквы м, М: а) чтение слова по акрофонической схеме, отгадывание ребуса; б) анализ графической формы букв (печатной и письменной); в) самостоятельное воспроизведение печатного образца; г) копирование буквы, воспроизведение ее в полосе, анализ письменной буквы, обведение м по точкам и самостоятельная запись буквы в рабочей строке, письмо слогов34 Строчная и заглавная буквы с, С. Запись слов под диктовку Согласные звуки [с] – [с’], буквы с, С. Мягкие и твердые согласные звуки. Анализ графических элементов букв согласных звуков. Формы строчных и заглавных букв Письмо строчной и заглавной буквы с, С, слогов, слов, предложений.
Звуковой анализ слов со звуками [с] и [с’], запись этих слов.
Классификация: выделение слов со звуком [с]
35 Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов под диктовку Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо. Ориентировка на строке, в написании букв Письмо слогов и слов с буквами м, М. Звуковой анализ слов Маша, Миша. Самостоятельная работа: письмо слогов ми, мы, ма, слова мама. Соблюдение правила письма имен и фамилий. Чтение слов, написанных письменными буквами. Сопоставление предложений со словами, имеющими буквы С, М, записывание и чтение схем предложений
36 Строчная и заглавная буквы н, Н. Письмо слогов, слов и предложений
Звуки [н] и [н’], их обозначение буквами н, Н. Отличие гласных звуков от согласных.
Правила оформления предложения на письме.Гигиенические правила письма Чтение акрофонической записи слов, звуковой анализ. Графический анализ букв н, Н, закрепление начертания печатной буквы н. Самостоятельная работа: копирование письменной буквы н (в вертикальной полосе). Поэлементный анализ строчной буквы: ориентировка в написании буквы и ее размещении на строке. Написание слогов, слов, предложений. Артикуляционное произнесение звуков при написании слогов на, ны, ни, но. Устное дополнение слогов до целого слова
37 Строчная и заглавная буквы л, Л. Составление и запись слогов и слов Звуки [л] – [л’], буквы л, Л. Мягкие и твердые согласные звуки.
Анализ графи- Коллективная игра «Загадки слов»: звуковой анализ слова. Самостоятельная работа: печатание букв л, Л. Графический ана лиз строчной буквы л, запись и чтение слогов и слов. Дописывание предложений. Письмо заглавной буквы Л.
38 Закрепление изученных букв. Составление и запись предложений
Отличие гласных звуков от согласных.
Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо изученных букв, слогов, слов и предложений Самостоятельная работа: подчеркивание изученных букв в текстах повышенной сложности и их характеристика. Письменное упражнение: составление и запись предложений. (У Нины малина. Мила мыла лимон.)39 Строчная и заглавная буквы т, Т. Списывание слов и предложений Согласные звуки [т] – [т’], их обозначение буквой т. Смыслоразличительная функция звуков. Мягкие и твердые согласные. Обозначение на письме мягкости согласных. Алгоритм написания букв т, Т Письмо строчной буквы т, заглавной буквы Т. Графический анализ букв т, Т, выделение элементов и запись по образцу Запись слов: сон, нос, ноты, определение количества слогов, характеристика звуков, отчетливое их проговаривание. Запись имен собственных. Работа в парах: помоги коту Тимофею
40 Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов под диктовку
Отличие гласных звуков от согласных. Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо изученных букв, слогов, слов и предложений Рассматривание иллюстраций. Чтение диалогов, отработка слогового чтения и чтения целыми словами. Работа в парах: составление слов из данных букв и слогов (по выбору).
Письменные упражнения
41 Строчная буква к. Письмо слогов, слов и предложений
Согласные звуки [к] – [к’], их обозначение буквой к. Отличие гласных звуков от согласных.Правила оформления предложения на письме.
Гигиенические правила на письме Графический анализ строчной буквы к. Индивидуальная работа: письмо слов по вспомогательным пометам (по точкам).Лексическая работа с многозначными словами. Списывание слов с твердыми и мягкими согласными. Составление пар слов, текста, списывание предложений
42 Заглавная буква К. Повторение изученных букв. «Буквенная мозаика»
Чтение по слогам и целыми словами. Ударение, ударный слог. Выразительное чтение. Мягкие и твердые согласные звуки, обозначение на письме мягкости согласных звуков Графический анализ заглавной буквы К. Индивидуальная работа: письмо слов по вспомогательным пометам (по точкам). Лексическая работа с многозначными словами. Списывание слов с твердыми и мягкими согласными. Составление пар слов, текста, списывание предложений
43 Строчные и заглавные буквы р, Р, в, В. Чтение по слогам и целыми словами.
Звуки речи. Ударение, ударный слог. Анализ графических элементов букв согласных звуков. Формы строчных и заглавных букв Знакомство с письменными буквами р, Р и в, В.
Индивидуальная работа: письмо строчных букв р, в.
Коллективная игра «Загадки слов», звуковой анализ
44 Строчная и заглавная буквы р, Р, в, В. Письмо слогов, слов и предложений Согласные звуки [р] – [р’], [в] – [в’], их обозначение буквами р, Р,в, В. Отличие согласных звуков от гласных. Самостоятельное написание буквы р.Чтение слова по акрофонической схеме (роза). Отгадывание ребусов (крот, рога).Написание заглавной буквы Р.
45 Письмо изученных букв
Согласные звуки, их обозначение буквами. Смыслоразличительная функция звуков. Мягкие и твердые согласные звуки. Ориентировка на строке и в написании букв Коллективная работа: рассматривание иллюстраций.
Чтение диалогов, отработка слогового чтения и чтения целыми словами.
Составление слов из данных букв и слогов (по выбору).
Письменные упражнения (по выбору)
46 Строчная и заглавная буквы п, П
Согласные звуки [п] – [п’], их обозначение буквами п, П. Отличие согласных звуков от гласных.
Правила оформления предложения на письме. Гигиенические правила на письме Письмо букв п, П по образцу, запись слогов, слов, предложений.
Индивидуальная работа: письмо строчной и заглавной буквы п, П. Запись предложений по образцу.
Коллективная игра «Угадай слова»
47 Строчная буква г. Письмо слов. Согласные звуки [г] – [г’], их обозначение буквой г. Отличие согласных звуков от гласных. Правила оформления предложения на письме. Письмо буквы г по образцу, запись слогов, слов, предложений.
Звуковой анализ слов. Знакомство с именами собственными, правилами написания имен собственных
48 Заглавная буква Г. Сравнение звуков [г] и [к]
Согласные звуки [г] – [г’], их обозначение буквой Г. Отличие гласных звуков от согласных. Правила оформления предложения на письме. Письмо заглавной буквы Г. Употребление заглавной буквы при написании имен собственных.
Запись слов со звонкими и глухими согласными звуками [г] – [к] парами: гора – кора, игра – икра49 Гласные буквы Е, е
Буква е в начале слова и после гласных. Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв. Двойная роль буквы е. Бордюры: письмо слогов и слов буквами Е, е, соединение букв в словах. Границы предложения Письмо строчной буквы е и слов с ней. Самостоятельная работа: списывание с печатного текста. Письмо заглавной буквы Е. Коллективная работа с текстом. Самостоятельная работа: списывание предложения с проговариванием.
50 Гласные буквы Ё, ё. Письмо слов под диктовку.
Буква ё в начале слова и после гласных. Гласные буквы Ё, ё. Правила оформления предложения на письме.
Каллиграфическое письмо Письмо строчной буквы ё. Запись слогов, слов с буквой ё.
Самостоятельная работа: списывание с печатного текста. Анализ соединений букв в словах. Заглавная буква Ё. Коллективная игра «Слоги заблудились»
51 Буквы е, ё после согласных как показатели мягкости предшествующего согласного Двойное значение букв е, ё: обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука, обозначение двух звуков. Чтение по слогам и целыми словами.
Звуки речи. Самостоятельная работа: письмо заглавных букв Е, Ë. Обобщение сведений о буквах Ë, ё: указывает на мягкость согласного в слогах лё, нё, рё, сё. Формы строчных букв е, ё. Анализ графических элементов изучаемых букв
52 Письмо изученных букв, слов и предложений
Ритмичное и связное письмо изученных букв, соединение букв в словах.
Чтение по слогам и целыми словами. Выразительное чтение.
Каллиграфическое письмо Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами. Письмо слов и составление предложений.
Работа в парах: «Буквенная мозаика»
Пропись «Мой алфавит» (ч. 2)
53 Строчная и заглавная буквы б, Б. Парные звуки [б] – [п]
Согласные звуки, обозначение их буквами. Смыслоразличительная функция звуков. Мягкие и твердые согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Анализ графических элементов букв Письмо строчной и заглавной букв б, Б, слогов, слов, предложений.
Коллективная игра «Третий лишний»
54 Строчная и заглавная буквы з, З.Сравнение звуков [з] и [с]
Согласные звуки [з] – [з’], обозначение буквами з, З. Мягкие и твердые, глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные. Алгоритм написания букв Письмо слов с буквами З, з. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков в словах. Сопоставление слов с [з] и [с]. Запись пар слов: коса – коза, роса – роза, закрепление правописания слов с [з] и [с]55 Упражнения в написании слов с изученными буквами
Правила оформления предложения на письме. Смыслоразличительная функция звуков. Самостоятельная работа: запись слов с парными согласными [б] – [п], [з] – [с]. Фронтальная работа со сказкой «Золотой ключик», запись имен собственных
56 Письмо слов с изученными буквами
Звонкие и глухие согласные. Анализ графических элементов букв. Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо. Ориентировка на строке, в написании буквы Самостоятельная работа: запись слов с парными согласными [б] – [п], [з] – [с]. Фронтальная работа: составление предложений, рассказа по картинке
57 Письмо изученных букв, слов и предложений. Списывание с печатного текста Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо. Ориентировка на строке, в написании буквы Индивидуальная работа: запись слов с парными согласными [б] – [п], [з] – [с]. Коллективная работа: запись имен собственных
58 Строчная и заглавная буквы д, Д. Сравнение звуков [д] – [т]. Письмо слов
Звук [д], [д’]. Буквы д, Д. Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов. Заглавная буква в именах собственных Графический анализ буквы д, Д, запись строчной и заглавной букв.
Звуковой анализ. Правописание слов с буквами д, Д. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученной буквой. Зрительный диктант
59 Строчная и заглавная буквы ж, Ж. Письмо слов и предложений
Звук [ж]. Буквы ж, Ж.
Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов. Правописание жиГрафический анализ буквы Ж, ж, запись строчной и заглавной букв. Звуковой анализ. Правописание слов со слогом жи. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученной буквой. Проверочное списывание
60 Упражнения в написании слов с изученными буквами
Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов.
Заглавная буква в именах собственных.
Правописание жиГрафический анализ изученных букв, запись изученных букв. Звуковой анализ. Правописание слов со слогом жи. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученной буквой. Списывание с печатного текста
61 Закрепление изученных букв. «Буквенная мозаика» Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов.
Заглавная бук- ва в именах собственных. Единственное и множественное число Коллективная игра «Загадки слов».
Правописание слов: глаз – глаза, арбуз – арбузы, дуб – дубы, дрозд – дрозды. Составление предложений из данных слов. Работа в парах: «Буквенная мозаика»-
62 Закрепление изученных букв. Проверочное списывание Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов.
Заглавная буква в именах собственных. Единственное и множественное число Графический анализ изученных букв, запись изученных букв. Звуковой анализ.
Правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученной буквой.
Работа в парах: составление модели данных слов
63 Строчная и заглавная буквы я, Я. Запись слов с йотированной гласной я
Звук [й’а]. Гласные буквы Я, я. Правила оформления предложения на письме.
Каллиграфическое письмо. Заглавная буква в именах собственных Письмо строчной и заглавной буквы я, Я. Самостоятельная работа: запись слов с буквой я в начале слова и после гласных. Имена собственные. Индивидуальная работа: запись ответа на вопрос
64 Строчная буква я после согласных Звук [а]. Гласная буква я после согласных. Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо. Заглавная буква в именах собственных Написание слогов и слов с буквой я. Рассказ «Прятки». Вставка пропущенных букв (я, и, е) и составление предложений. (Около рябины утята. У коряги лисята.)Самостоятельная работа: письмо слов с буквами а – я, о – ё, ы – и
65 Упражнения в написании слов с изученными буквами Гласные буквы Я, я. Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо. Самостоятельная работа: написание слогов и слов с буквой я.Работа в парах: вставка пропущенных букв (я, и, е) и составление предложений.
66 Буквы а–я, о–ё, ы–и. Письмо слов и предложений по памяти
Звуки [а], [о], [и], [ы], [й’а], [й’о], [й’э], буквы а – я, о – ё, ы – и.Слова и предложения с изученными буквами Коллективные игры со словом. Озаглавливание текста.
Самостоятельная работа: списывание предложений
67 Строчная и заглавная буквы х, Х. Звук [х], [х’]. Буквы х, Х.
Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов. Заглавная буква в именах собственных Письмо строчной и заглавной букв х, X. Звуковой анализ, составление слов из слогов, их запись.
Зрительный диктант односложных слов: хор, хвост, смех
68 Мягкий знак. Запись слов с ь. Повторение изученных букв
Буква ь, не обозначающая звука. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Анализ графических элементов букв Письмо буквы ь по точкам.
Запись слов с ь с предварительным звуковым анализом.
Сравнение слов:
ел – ель, брат – брать
69 Мягкий знак. Запись слов с ь. Повторение изученных букв
Буква ь, не обозначающая звука. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Анализ графических элементов букв Коллективное рассматривание юмористического рисунка «Зебра». Логические упражнения (классификация и обобщение).
Обобщение полученных знаний; оценивание урока с помощью «барометра настроения»
70 Повторение изученных букв
Гигиенические правила на письме. Ориентировка в рабочей тетради. Графический анализ изученных букв, запись изученных букв. Звуковой анализ.
Правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученной буквой. Работа в парах: составление модели слов
71 Строчная и заглавная буквы й, Й. Списывание слов и предложений с печатного текста
Звук [й’]. Согласные буквы й, Й. Правила оформления предложения на письме.
Каллиграфическое письмо слов, словосочетаний, предложений Самостоятельное написание буквы й в вертикальной полосе, сверка с образцом, анализ ошибок. Написание строчной и заглавной й, Й после графического анализа и объяснений учителя. Составление и запись слов, словосочетаний. Запись предложений
72 Повторение. Письмо слов с буквами Й, й, ьГигиенические правила на письме. Ориентировка в рабочей тетради. Звуковой анализ слов. Модели слов. Письмо слов с буквами й, ьСамостоятельное написание букв й, Й, ь. Составление и запись слов, словосочетаний. Запись предложений
73 Строчная и заглавная буквы ю, Ю. Имена собственные
Звук [й’у]. Буквы ю, Ю. Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов. Заглавная буква в именах собственных Письмо строчной и заглавной буквы ю, Ю, имен собственных. Самостоятельная работа: дописывание предложений
74 Письмо слов с буквой ю. Чудеса со словами
Звук [у]. Двойное значение буквы ю (в зависимости от места в слове). Правила оформления предложения на письме.
Каллиграфическое письмо слогов, слов Обобщение: что обозначает буква ю после согласных. Письмо слогов с буквой ю. Упражнения в позиционном чтении слогов: му – мю, ру – рю, ду – дю75 Упражнения в написании слов с изученными буквами.
Диагностическая работа Гигиенические правила на письме.
Ориентировка в рабочей тетради. Звуковой анализ слов.
Модели слов. Письмо слов с изученными буквами. Графический анализ изученных букв, запись изученных букв. Звуковой анализ. Правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученной буквой.
76 Буква ю после согласных. Письмо слогов и слов, имеющих мягкие и твердые согласные звуки
Звук [у]. Двойное значение буквы ю (в зависимости от места в слове). Правила оформления предложения на письме.
Каллиграфическое письмо слогов, слов Обобщение: что обозначает буква ю после согласных.
Письмо слогов с буквой ю. Упражнения в позиционном чтении слогов: му – мю, ру – рю, ду – дю77 Буквы е, ё, и, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука
Буквы е, ё, и, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука.
Правила оформления предложения на письме.
Каллиграфическое письмо слогов, слов Графический анализ изученных букв, запись изученных букв. Звуковой анализ.
Правописание слов
с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученной буквой.
Контрольное списывание. Работа в парах: составление модели данных слов
78 Упражнения в написании слов с изученными буквами. Письмо слов и предложений по памяти Гигиенические правила письма. Правила оформления предложения на письме.
Каллиграфическое письмо слогов, слов Графический анализ изученных букв, запись изученных букв. Звуковой анализ. Правописание слов с изученными буквами. Выполнение самостоятельной работы: письмо слов и предложений с изученной буквой.
79 Строчная и заглавная буквы ш, Ш. Правописание сочетаний жи – шиЗвук [ш]. Буквы ш, Ш.
Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов.
Заглавная буква в именах собственных Графический анализ строчной и заглавной букв ш, Ш, запись изученных букв. Звуковой анализ. Правописание слов с буквами ш, Ш. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученной буквой. Контрольное списывание. Работа в парах: запись слов с парными согласными
80 Правописание сочетаний жи – шиПравописание жи – ши. Слова с сочетаниями жи – ши.
Списывание текста. Работа в парах Графический анализ изученных букв, запись изученных букв. Звуковой анализ. Правописание слов с сочетаниями жи – ши. Самостоятельнаработа: письмо слов и предложений с изученной буквой. Контрольное списывание. Работа в парах: составление модели данных слов
81 Строчная и заглавная буквы ч, Ч. Правописание буквосочетаний ча – чуЗвук [ч’]. Буквы ч, Ч. Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов. Сочетания ча – чу.
Заглавная буква в именах собственных Графический анализ строчной и заглавной букв ч, Ч, запись изученных букв. Звуковой анализ. Правописание слов с сочетаниями ча – чу. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученной буквой. Контрольное списывание. Работа в парах: составление модели данных слов
82 Строчная и заглавная буквы щ, Щ. Правописание буквосочетаний ча – ща, чу – щуЗвук [щ’]. Буквы щ, Щ. Сочетания ча – ща, чу – щу. Правила оформления предложения на письме.
Каллиграфическое письмо слогов, слов.
Заглавная буква в именах собственных Графический анализ строчной и заглавной букв щ, Щ, запись изученных букв. Звуковой анализ.
Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученной буквой. Работа в парах: составление модели данных слов
83 Правописание буквосочетаний ча – ща, чу – щуЗвук [щ’]. Буквы щ, Щ. Сочетания ча – ща, чу – щу.
Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов. Графический анализ строчной и заглавной букв щ, Щ, запись изученных букв. Звуковой анализ. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу. Самостоятельная работа: письмо слов и предложе- ний с изученной буквой. Работа в парах: составление модели данных слов. Зрительный диктант
84 Строчная и заглавная буквы ц, Ц. Письмо слов и предложений
Звук [ц]. Буквы ц, Ц. Правила оформления предложения на письме.
Каллиграфическое письмо слогов, слов.
Заглавная буква в именах собственных Графический анализ строчной и заглавной букв ц, Ц, запись изученных букв. Звуковой анализ.
Правописание слов с изученными буквами. Классификация слов. Работа в парах: составление модели данных слов
85 Упражнения в написании слов с изученными буквами Гигиенические правила письма. Правила оформления предложения на письме.
Каллиграфическое письмо слогов, слов Графический анализ изученных букв, запись изученных букв. Звуковой анализ. Правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученной буквой.
Контрольное списывание. Работа в парах: составление модели данных слов
86 Строчная и заглавная буквы ф, Ф. Звук [ф], [ф’]. Буквы ф, Ф. Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов. Заглавная буква в именах собственных Графический анализ строчной и заглавной букв ф, Ф, запись изученных букв. Звуковой анализ.
Запись слов с буквами в – ф, их сравнение. Сравнение значения и звучания слов.
87 Сравнение значения и звучания слов. Повторение изученных букв
Звук [ф], [ф’]. Буквы ф, Ф. Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов. Заглавная буква в именах собственных Графический анализ изученных букв, запись изученных букв. Звуковой анализ слов с парными согласными. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученной буквой. Работа в парах: составление модели данных слов
88 Разделительный ь. Повторение изученных букв
Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков. Употребление ь и ъ как разделительных знаков. Анализ графических элементов изучаемых букв Графический и звуковой анализ букв ъ и ь, запись изученных букв. Анализ слов с ъ и ь знаками. Правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученной буквой. Списывание слов с предварительным проговариванием.
89 Разделительный ъ. Повторение изученных букв
Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков. Употребление ь и ъ как разделительных знаков. Анализ графических элементов изучаемых букв Графический анализ букв: ъ и ь знаки, запись изученных букв. Звуковой анализ слов с ъ и ь знаками.
Правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученной буквой.
Списывание слов
90 Повторение изученных букв
Гигиенические правила письма. Правила оформления предложения на письме.
Каллиграфическое письмо слогов, слов Графический анализ и запись изученных букв. Звуковой анализ. Правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Списывание слов с предварительным проговариванием. Работа в парах: составление модели данных слов
91 Упражнения в написании слов с изученными буквами Гигиенические правила письма. Правила оформления предложения на письме. Графический анализ и запись изученных букв. Звуковой анализ. Правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Списывание слов с предварительным проговариванием. Работа в парах: составление модели данных слов
Рабочая тетрадь «Пишу красиво»
92 Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я – показатели мягкости предшествующего согласного
Алфавит. Буквы е, ё, и, ю, я – показатели мягкости предшествующего согласного.
Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания) Графический анализ и запись изученных букв. Звуковой анализ слов с буквами е, ё, и, ю, я. Правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Списывание слов с предварительным проговариванием. Работа в парах: составление модели данных слов
93 Алфавит. Повторение изученных букв.
Алфавит. Буквы е, ё, и, ю, я – показатели мягкости предшествующего согласного.
Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания) Графический анализ и запись изученных букв. Звуковой анализ слов с буквами е, ё, и, ю, я. Правописание слов с изученными буквами. Списывание слов с предварительным проговариванием.
94 Повторение. Буквы е, ё, и, ю, я – показатели мягкости предшествующего согласного Алфавит. Буквы е, ё, и, ю, я – показатели мягкости предшествующего согласного. Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания) Графический анализ и запись изученных букв. Звуковой анализ слов с буквами е, ё, и, ю, я. Правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Взаимопроверка. Работа в парах: составление модели данных слов
95 Оформление предложений в тексте Слово и предложения.
Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в начале предложения, точка, вопросительный или восклицательный знак. Графический анализ предложений.
Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Списывание слов с предварительным проговариванием. Взаимопроверка
96 Слова, имеющие одинаковую часть (корень). Безударные гласные в корне словаКорень слова. Безударные гласные в корне слова.
Правила орфографии. Словарные слова Графический анализ и запись изученных букв. Звуковой анализ слов с одинаковой частью (с корнем).
Списывание слов с безударными гласными с предварительным проговариванием
97 Слова, отвечающие на вопрос кто? что?
Слова-предметы. Вопросы: кто? что?. Классификация слов: одушевленные и неодушевленные предметы Классификация слов. Анализ слов, отвечающих на вопросы: кто? что? Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Списывание слов с предварительным проговариванием. Работа в парах: составление схемы
98 Правописание слов с сочетаниями жи – шиПисьмо слов с сочетаниями жи – ши.
Гигиенические правила письма. Каллиграфическое письмо слогов, слов. Правила оформления предложения на письме Графический анализ и запись изученных букв. Звуковой анализ и правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с сочетаниями жи – ши. Списывание слов с предварительным проговариванием. Письмо под диктовку
99 Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами
Гигиенические правила письма. Каллиграфическое письмо слогов, слов. Правила оформления предложения на письме Графический анализ и запись изученных букв. Звуковой анализ и правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Зрительный диктант. Работа в парах: составление модели данных слов
100 Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками
Слова с разделительными ь и ъ знаками.Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов
Графический анализ и запись ъ и ь знаков. Звуковой анализ слов с буквами: ъ и ь знаки. Правописание слов с изученными буквами. Письмо под диктовку. Взаимопроверка
101 Заглавная буква в именах собственных.
Безударные гласные в корне слова Правила орфографии.
Заглавная буква в именах собственных.
Безударные гласные в корне слова.
Имена собственные Коллективная работа: письмо имен собственных с заглавной буквы. Звуковой анализ слов. Правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Списывание слов с безударными гласными с предварительным проговариванием. Взаимопроверка
102 Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?
Слова, обозначающие действия предметов, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?. Значение слов. Взаимосвязь значения и звучания слова. Письмо предложений и текстов с соблюдением норм каллиграфии Классификация слов по вопросам что делать? что сделать?. Звуковой анализ слов с изученными буквами. Правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Списывание слов с предварительным проговариванием. Взаимопроверка
103 Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща,чу – щуГигиенические правила письма. Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов. Слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щуГрафический анализ и запись изученных букв.
Звуковой анализ слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. Правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Работа в парах: составление модели данных слов
104 Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?
Слова, обозначающие признаки предметов, отвечающие на вопросы: какой? какие?. Классификация слов по вопросам: какой? какая? какое?. Звуковой анализ слов с изученными буквами. Правописание слов с изученными буквами.
105 Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать? какой? какая? какое?Слова, обозначающие действия предметов, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?. Значение слов. Взаимосвязь значения и звучания слова. Письмо предложений и текстов с соблюдением норм каллиграфии Классификация слов по вопросам: что делать? что сделать?. какой? какая? какое?. Звуковой анализ слов с изученными буквами. Правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Списывание слов с предварительным проговариванием. Работа в парах: составление модели данных слов
106 Правописание имён собственных Слово и его звуковая (буквенная) форма и значение. Звуковой состав слов. Имена собственные. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения Фронтальная работа: письмо имен собственных. Правописание слов с изученными буквами. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Работа в парах: составление модели данных слов
107 Правописание слов с сочетаниями чк – чнСлова с сочетаниями чк – чн. Гигиенические правила письма. Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов Письмо под диктовку. Взаимопроверка. Правописание слов с сочетаниями чк – чн.
108 Буквы е, ё, и, ю, я – показатели мягкости предшествующего согласного Алфавит. Буквы е, ё, и, ю, я – показатели мягкости предшествующего согласного.
Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания) Составление предложений по схеме. Правописание слов с буквами е, ё, и, ю, я. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Письмо под диктовку. Работа в парах: составление модели данных слов
109 Показатели мягкости предшествующего согласного.
Правописание твёрдых и мягких согласных Согласные звуки, обозначение их буквами. Мягкие и твердые согласные. Обозначение на письме мягкости согласных Анализ слов с изученными буквами.
Правописание слов с твердыми и мягкими согласными.
Самостоятельная работа
110 Обозначение на письме мягкости согласного Согласные звуки, обозначение их буквами. Мягкие и твердые согласные. Обозначение на письме мягкости согласных. Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов Анализ слов с изученными буквами. Правописание слов с мягкими согласными.
Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Письмо под диктовку. Взаимопроверка. Работа в парах: составление модели данных слов
111 Правописание шипящих согласных Согласные звуки, обозначение их буквами. Мягкие и твердые согласные. Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щуАнализ слов с шипящими согласными. Правописание слов с шипящими согласными.
Контрольное списывание. Работа в парах: составление модели данных слов
112 Правописание слов с разделительными ь и ъ
Гигиенические правила письма.
Правила оформления предложения на письме. Каллиграфическое письмо слогов, слов с разделительными ь и ъ знаками Анализ слов с разделительными ь и ъ знаками. Правописание слов с разделительными ь и ъ. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Зрительный диктант.
Взаимопроверка.
113 Оформление предложений в тексте
Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения.
Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак. Порядок слов и смысл предложения Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Письмо под диктовку. Работа в парах: составление модели данных слов
114 Заглавная буква в именах собственных
Гигиенические правила письма. Правила оформления предложения на письме Фронтальная работа: письмо имен собственных. Правописание слов с изученными буквами.
115 Правописание безударных гласных в корне словаМногосложные слова.
Правила орфографии. Безударная гласная в корне слова. Словарные слова Фронтальная работа: письмо слов с безударными гласными. Правописание слов с безударными гласными. Самостоятельная работа: письмо слов и предложений с изученными буквами. Зрительный диктант. Взаимопроверка. Работа в парах: составление модели данных слов
Русский язык (50 часов)
Номерурока Дата
план Дата факт Тема урока (страницы учебника, тетради) Основноесодержание темы, терминыи понятия Видыдеятельностиобучающихся,форма работы
1 В мире общения. Цели и формы общения Учебник «Русский язык» – наш новый друг и помощник. Общение. Язык слов, жестов, мимики. Первые представления о мире общения. Словесные (вербальные) и несловесные (невербальные) способы общения. Работа в парах. Коллективный обмен мнениями. Ориентирование в учебнике по заданиям учителя. Рассматривание рисунков, их словесное описание. Составление и построение делового диалога учителя с учениками и сюжетного диалога учащихся между собой в ролевой коммуникативной ситуации:
2 В мире общения. Родной язык – средство общения Цели речевого общения. Родной язык.
Собеседник. Слушать – это не значит просто молчать, когда говорит собеседник, нужно думать над смыслом сказанного, стараться его понять. Правила общения. Сведения о существовании разных языков Рассказывание о том, с кем любят общаться дети. Формирование представлений о языке как средстве общения. Описывание ситуаций, изображенных на рисунках, опираясь на поставленные вопросы. Объяснение смысла пословиц
3 В мире общения. Смысловая сторона русской речи
Родной язык. Речевое общение на основе коммуникативно-речевых ситуаций: диалоговая форма общения, собеседники, цель и результат общения, условия общения Развитие умений выразительно читать (чтение по ролям как диалога мамы и папы); рассказывание на основе личных воспоминаний; работа над отрывком из стихотворения А. Барто «В школу». Сравнение произношения и написания слов. Составление предложений о том, что делают учитель и ученики на уроке. Беседа-рассуждение
4 Слово, его роль в нашей речи
Значение слова. Язык как средство общения: роль слова и предложения. Текст. Культура речевого общения, речевой этикет Постановка проблемы урока. Прогнозирование содержания художественного текста. Сравнение слов мама, мамочка, мамуля с целью выявления эмоциональных оттенков второго, треть его слова (наполнены ласкательным, нежным, любовным оттенком), побуждение учащихся к их более частому употреблению
5 Слово и его значение Слово как двусторонняя единица языка, значение слова и его звукобуквенной формы (на основе наглядно-образных моделей). Знаковая функция слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий.
Сведения о языке Сравнение слов по звучанию и значению. Языковые игры. Построение модели слова радуга (в сочетании с рисунком, звуковой схемой, буквенной записью).
Закрепление представлений о значении слова и его форме
6 Лексическое значение слов 7 Развитие речи. Слово как средство создания образа Словарное богатство языка. Выразительность русского языка. Отличие предложения от текста. Текст как речевое произведение сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» на основе составленных словосочетаний Работа в парах. Коллективный обмен мнениями. Ориентирование в учебнике по заданиям учителя. Письмо по памяти. Чтение и обсуждение текста А. Митяева. Решение поставленной проблемы через доказательство на конкретных примерах. Анализ изобразительных средств
8 Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного Имя собственное. Каждая кличка животного – это его имя собственное. Слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы кто? что?. Правописание имен собственных Обсуждение сообщения И. Самоварова о том, как по-разному слова называют предметы. Письменная работа предваряется примерами кличек, их толкованием. Работа в парах. Составление рассказов о своих собаках (или каких-то других домашних животных). Коллективные ответы на вопросы
9 Имя собственное. Клички и прозвища. Человек дает клички в основном домашним животным, с которыми он общается, а диким животным придумывает прозвища (чаще всего в сказках).
Правила списывания Выразительное чтение диалога дяди Федора и кота Матроскина из повести Э. Успенского. Придумывание кличек животным с опорой на контекст, дополнив предложения
10 Правописание имен собственных Значение имени. Смысловые оттенки имени. Уменьшительно-ласкательное значение имен. Имена, взятые (заимствованные) из языков других народов, требуют перевода. Слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы: кто? что?. Правописание имен собственных Оценка сделанных рисунков с учетом соответствия окраски кота его кличке Матроскин. Стилистический анализ фрагмента сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Чтение диалога героев сказки (по ролям). Сравнение имен героев сказки. Знакомство со словарями-справочниками (Н. Шанского, Л. Успенского)
11 Слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы Слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы: кто? что?. Имена собственные. Правописание имен собственных. Смысловые оттенки имени. Уменьшительно-ласкательное значение имен Чтение заголовка текста, предугадывание его содержания: «Как вы думаете, о ком текст?». Чтение текста выразительно, с подчеркиванием ритма и рифмы. Составление словосочетаний (работа в группах)
12 Слова с несколькими значениями Слова с прямым и переносным значением слова, многозначные слова.
Выделение слов с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.).
Толковый словарь Уточнение значений слова язык. Объяснение значения слова язык с опорой на рисунки, затем по словарю С. И. Ожегова. (Толкование пословиц о языке как словесной речи можно провести с привлечением словаря В. И. Даля.) Знакомство с толковыми словарями
13 Слова, близкие по значению (синонимы) Слова с прямым и переносным значением, многозначные слова. Слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.).
Толковый словарь Работа с моделями слов. Составление предложений со словами, близкими по значению. Сравнивание букв и – ц – у, нахождение общих элементов и различий.
Знакомство со страничкой словаря синонимов
14 Слова,
противоположные по значению (антонимы) Слова с противоположным значением. Слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.) Рассуждение, почему Г.-X. Андерсен назвал свое произведение «Гадкий утенок», а С. Аксаков выбрал для названия своей сказки слово «аленький», а не «красненький». Работа над словами с противоположным значением. Знакомство со словарем антонимов, то есть со словарем слов с противоположным значением; анализ антонимических пар, запись пословиц. Подбор антонимов, запись предложений
15 Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы: кто? что?. Тематический словарик на основе содержательной классификации слов по определенным темам Упражнения на классификацию слов по группам. Чтение и обсуждение сообщения Ивана Самоварова о том, что слова в языке живут группами. Подбор «ключей» как решение задачи
16 Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы: кто? что?.17 «Узелки на память». Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Предметность, свойство (качество) и действие на основе классификации слов по вопросам: кто? что? что делает? что делают? какое? какой? какая? какие?Различение слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Запись слов, отвечающих на вопрос кто?, в один столбик, а слов, отвечающих на вопрос что?, в другой столбик (работа в парах). Работа над отрывком из сказки «Кот, петух и лиса».
18 Слова-названия предметов. Слова-признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками Высказывания (тексты) в реальном общении, условном общении с явлениями мира природы и вещей, воображаемом общении с героями литературных произведений Знакомство со старинными учебниками. Выполнение задания на классификацию. Составление загадок (может быть вынесено на коллективное обсуждение в классе). Работа в паре. Составление простейших высказываний (текстов) в реальном общении, условном общении с явлениями мира природы и вещей, воображаемом общении с героями литературных произведений
19 Звуки и буквы
Сведения о звуках и буквах русского языка. Звукобуквенная форма слова Уточнение понятия «звуки речи». Наблюдение, как в художественных текстах изображают звуки окружающего мира с использованием звуков речи, звукоподражательных слов. Формулирование вывода о том, что звуки речи выразительны. Звуковой анализ слов. Уточнение представлений о букве как значке звука
20 Звуки и буквы
Сведения о звуках и буквах русского языка.
Звукобуквенная форма слова Разграничение звуков и букв (устное объяснение с последующей записью). Работа с загадками, сопровождение сведениями по истории письменности: буквы сравниваются с черными птичками, так как в старину писали птичьими перьями, окуная их в чернила, сделанные из сажи. Упражнения в культуре произношения. Наблюдения над смыслоразличительной ролью звука. Исправление произносительных ошибок
21 Алфавит
Алфавит как основа письменности Обсуждение сообщения Ивана Самоварова об алфавите. Проверка знания алфавита в игровой форме: «цепочкой», «назови следую- щую букву после М» и др. Практическая работа: запись имен собственных в алфавитном порядке, применение правила записи имен собственных. Работа с пословицами, выполнение письма по памяти (или контрольное списывание)
22 Гласные звуки. Обозначение их буквами Гласные (ударные и безударные).
Смыслоразличительная роль звуков. Правила обозначения звуков буквами Повторения сведений, полученных в период обучения грамоте о гласных звуках.
Расширение сведений о звуках и буквах. Сравнение слов по значению, звучанию, написанию.
23 Согласные звуки. Обозначение их буквами Согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки. Смыслоразличительная роль звуков.
Правила обозначения звуков буквами Работа над значением слов: сравнение словосочетания «светлый класс» – «дружный класс». Приведение примеров согласных звуков, их характеристика, соотнесение с буквами. Звукобуквенный анализ слов карандаш, парта по их моделям. Чтение сведений о языке («Узелки на память»). Упраж-нения в произношении согласных звуков. Подбор к звукам звукоподражательных слов: [г] – гогочет, [х] – хохочет и т. п24 Согласные звуки. Парные согласные. Согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки. Смыслоразличительная роль звуков.
Правила обозначения звуков буквами 25 Слоги
Сведения о слоге и ударении.
Перенос слов Рассматривание рисунка в учебнике, чтение предложений. Обсуждение сообщения Ивана Самоварова о слоге. Упражнения в делении слов на слоги. Списывание слов на основе орфографического проговаривания
26 Деление слов на слоги
Сведения о слоге.
Перенос слов Упражнения в делении слова на слоги, определение в слове количества слогов. Освоение слогового проговаривания как средства речевой выразительности в потешках, закличках. Составление рассказа о весне по опорным словам
27 Перенос слов
Сведения о слоге.
Перенос слов Чтение рассказа Н. Сладкова, проведение беседы. Коллективное чтение и обсуждение сообщения Ивана Самоварова о правилах переноса.
Воспроизведение правила переноса слов по памяти, приведение собственных примеров. Работа со словарными словами.
Обсуждение работ, выполненных Аней и Ваней. Исправление ошибок Ктототама. Коллективное составление пословицы, ее запись.
Определение односложных и двусложных слов
28 Перенос слов. Упражнения в переносе слов.
29 Ударение
Сведения об ударении. Ударный и безударный слог Работа с моделями слов «кру́жки» – «кружки́». Определение в словах ударения через выяснение значения слова на основе контекста. Развитие речи учащихся на основе текста К. Д. Ушинского «Два петушка».
30 Ударение. Ударный и безударный слог Сведения об ударении. Ударный и безударный слог Работа с орфоэпическим словарем. Контрольное списывание: учитывание орфографической и каллиграфической стороны письма
31 Орфоэпические нормы языка. Словарь «Говори правильно» Сведения об ударении. Ударный и безударный слог Орфоэпическая работа на литературном материале: литературные стихотворные образцы позволяют с помощью ритма запомнить место ударения
32 Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами Словообразование и единообразие написания слов (слов-«родственников»).
Сведения об ударении. Ударный и безударный слог, подчеркивание букв, обозначающих безударные гласные. Сопоставление произношения и написания слов: говорим [слан-], а пишем «слон-». Упражнения в нахождении безударных гласных звуков и их проверке. Изменение слова так, чтобы оно обозначало один предмет
Оформление выставки рисунков к есенинским строкам «Солнца луч золотой...». Устные описания изображенного на рисунках. Звукобуквенный анализ слов слоны, кроты, дома, леса. Обозначение ударения в словах
33 Обозначение мягкости согласных звуков на письме
Способ обозначения мягкости согласных: с помощью мягкого знака на конце мягкий знак (конь, гусь). Дополнение предложений словами, подходящими по смыслу. Выполнение задания в паре: кто быстрее распределит слова по группам Работа с моделями слов, сравнение количества звуков и букв. Сравнение пар слов, различающихся своим значением и звучанием. Отгадывание загадок. Лексическая работа на основе текста загадок. Звуковой анализ слов, при записи которых требуется писать
34 Правописание ь
(мягкого знака) Способ обозначения мягкости согласных: с помощью мягкого знака Работа с моделями слов пальцы, пальто. Коллективная запись слов большой, указательный. Сравнение пар слов по значению и звучанию. Составление предложений по вопросам.
Каллиграфическое письмо.
Игра-соревнование «Кто больше?»
35 Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я Два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака Включение в диалог Ани и Вани. Звукобуквенный анализ слов рысь и рис. Работа со скороговоркой. Сравнение обозначения мягкости согласных звуков в схемах и на письме с помощью букв
36 Обозначение мягкости согласных звуков Обобщение представлений о способах обозначения мягкости согласных на письме. Составление предложений по уточнению смысла употребления слов. Нахождение мягких согласных звуков в словах, их подчеркивание. Объяснение способов обозначения мягкости согласных на письме в словах. Классификация слов.
37 Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу Традиционные написания сочетаний: жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах Речевая разминка: чтение, слушание, проговаривание звукоподражательного текста. Выполнение характеристики согласных звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’] как шипящих. Повторение правил правописания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Изменение слов в форме единственного числа на слова в форме множественного числа (устно). Игровые тренировочные упражнения.
38 Повторение правописания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу Традиционные написания сочетаний: жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах Упражнение в чтении, произношении слов с буквосочетаниями жи –ши, ча– ща, чу – щу в связи с их правописанием. Обучение изложению текста по вопросам: чтение текста, придумывание заглавия («Вот так щука!»). Решение проблемной ситуации: можете ли вы изложить этот текст по памяти, если книга будет закрыта?
39 Закрепление правописания буквосочетаний жи – ши,ча – ща,чу – щуТрадиционные написания сочетаний: жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах Восприятие текста про Третьяковскую галерею через организацию заочного путешествия. Работа по вопросам: «Кто видел работы художника? Где можно увидеть его картины?». чтение текста. Нахождение в тексте ответов на вопросы, осмысление их, обсуждение прочитанного.
40 Разделительный мягкий знак Разделительный мягкий знак Сравнение на слух произношения слов с разделительным мягким знаком и без него: «Коля» – «колья», «семя» – «семья».
41 Разделительный мягкий знак, его употребление на письме Разделительный мягкий знак, его употребление на письме Сравнение мягкого знака как показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака. Каллиграфическое списывание пословицы
42 Разделительный твердый знак Разделительный твердый знак Практическое усвоение слов с разделительным твердым знаком. Повторение сведений о разделительном твердом знаке. Развитие чувства языка через сопоставление значения приставок.
43 Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение буквами Согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки. Смыслоразличительная роль звуков. Правила обозначения звуков буквами Сравнение звучания и значения слов. Упражнение в звуковом анализе слов. Чтение и осмысление пословиц. Развитие творческого воображения
44 Правописание парных звонких и глухих согласных Словообразование и единообразие написания слов (слов «родственников»).Сильная и слабая позиция гласных и согласных (безударных, парных по звонкости и глухости). Ознакомление со способом проверки парных согласных на конце слова. Упражнение в правописании слов с парными согласными на конце. Составление ответов на вопросы к тексту (коллективно), их запись (самостоятельно). Развитие поэтического слуха,
45 Упражнение в правописании парных звонких и глухих согласных 46 Предложение. Отличие слова от предложения Предложение, его смысловая и интонационная законченность. Смысловая связь слов в предложении по вопросам. Роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи Сопоставление отдельных слов и предложений через сравнение их функций. Упражнения в составлении предложений, пословиц на основе связи слов по смыслу. Составление длинных предложений с помощью вопросов
47 От слова к предложению
Текст как речевое произведение. Отличие предложения от текста Рассказывание о знаках препинания в конце предложения. Упражнение в соотнесении интонации, особенностей предложений и знаков препинания в конце предложения. Работа по составлению предложений. Обучение написанию изложения: коллективное составление предложений по вопросам к тексту, запись предложений с комментированием. Чтение по ролям информации о знаках препинания
48 Знаки препинания в конце предложения
Текст как речевое произведение. Отличие предложения от текста Работа с текстом учебника – учебная дискуссия. Работа по озаглавливанию текста – передать в заголовке ласковое отношение к животному.
Создание текстов (устных, письменных) по опорным словам по теме
49 Текст. Отличие предложения от текста Отличие предложения от текста. Текст как речевое произведение Составление текста записки. Создание собственных текстов (устных, письменных) по опорным словам по теме
50 Закрепление изученного материала