Сценарий презентации книги Марижат Абдулазизовой Души прекрасные порывы.

Сценарий презентации книги Марижат Абдулазизовой "Души прекрасные порывы"


Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Зияродинова Нажабат Расуловна .



МКОУ "Ленинаульская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Российской Федерации Юрия Салимханова" .
Селение Ленинаул, Казбековский район РД.





Г1енекке, муг1рул кеч1 чваххулеб буго.
(О книге стихов Марижат Абдулазизовой)


Неподражаемая, самобытная певица Марижат Абдулазизова написала книгу стихов « РухIияб асарги рекIел хIасратги», которая стала настоящим событием в литературной жизни Дагестана.
Начала читать книгу с последней главы. Не потому, что она самая маленькая, а потому что очень уж люблю стихи о природе. Меры для определения достоинства этих вещей не нашла. Не могу читать без содрогания сердца, без трепета, без слез. Я выучу их наизусть. И умирать буду, не забуду того впечатления, которое произвели на меня эти стихи.
Цитирую не потому, что модно, а потому, что не цитировать не могу. Да и не знаю, какой выбрать отрывок, ведь каждая строфа отличается глубиной мысли, трепетом чувств, каждая является формулой. Эти стихи о природе и величии человеческого духа:
БагIари, цIоройги , цIадал биччиги,
ЦIергIадин хис - баси тIабигIаталъул,
Гьеб кинабго бокьун къабулги гьабун,
Къо хIехьон ракьалда эхетун бугеб!
Жегиги чан соналъ гьединанго мун,
Гьаб ракьалда чIелеб дида лъаларо,
Амма бокьилаан гьеб дур хасият -
Инсанасул чорхолъ ва гIамалалъулъ .
(«Ц1улакьодул гъвет1»)
Нуж хIатIикье ккелин хIинкъун лъола хIетI,
Хъваши зигардиян ккола ракIалде,
Ахирисеб хIохьел инсанас г1 адин,
Босулеб бугилан ккола нужеца
(«ТIамхал»)

Цветы, осень, небо, звезды - как многие воспевали их до Марижат, но так - никто! «Хъваши зигардиян ккола рак1алде». Читаю и вспоминаю, как бравировала в одном из своих этюдов, нисколько не жалея эти листья, а теперь, поверьте, стыдно:
Большие, огненно- красные кленовые листья, медленно кружась, падают на землю, на черные воды прудов - какая прелесть! Иду, загребая листья ногами, и думаю о вечности, о неумолимости судьбы, о скоротечности человеческой жизни. Вспоминаю молитвенные стихи, легкие и взлетающие к небу:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Как же хорошо у Есенина! Но и у Марижат не хуже:

Нуж щайзе г1одулел, г1урччинал т1амхал,
ТIинкIулеб щай магIу щибаб ригьалда.
Рагьизе кIолареб къварилъиялъищ,
Яги къваридазул ургъел гьабунищ?

Читаю, смакуя каждое слово, благоговея перед красотой и удивляясь божественному дару женщины, ее способности творить словесное чудо.
Марижат открываются (как редкому художнику!) чистые, будто промытые в небесной лазури, слова. Они согревают, как чуть грубоватая от натружености мамина ладонь, тепло которой она и не знала. Эти слова волшебным образом утешают её, утешают и нас:

Эбелалъул бералъ, лъала кидаго,
Т1 олго дунялалъул берцинлъи букIин.
Эбелалъул кверзулъ, лъала гьединго,
ТIолго гIумруялъул хIеренлъи букIин.

Эбелалъул берал къанщараб къоялъ,
Гьезда цадахъ свана дие берцинлъи.
ХIеренал кверазда мусру жемидал,
Къанабакь тIупана тIубан хIеренлъи.

Гьеб къоялъ къулараб гIумрудул кьучIда,
Кин цIодор лъуниги, къед битIуларо.
Кьалбал жагъаллъараб гьетIараб гъотIол,
ТIегьан бачIаниги пихъ кьогIаб буго.

А при чтении концовки - такой необычной! - перехватывает дыхание:

Эбелалъул квен щвечIо-
Киданиги гIорцIичIо.
Эбелалъул квер лъачIо -
Киданиги хинлъичIо.
Читаю дальше и удивляюсь, как же очищающе - прекрасно она может говорить о «пятом времени года» - Любви. О любви написано много, о любви написано мало. Говорить о любви - всё равно, что объять необъятное. Все её радости и муки взывают к высокому слову, а боль ищет выхода. И только героиня Марижат догадалась написать имя возлюбленного звездами на небе:

Дуниял кьуниги кьолареб дур ц1ар,
Ц1вабзаца хъвалаан хъах1илаб зодихъ.
Хъах1лъи рехизег1ан, рогьел щвезег1ан,
Щибаб сардилъ яхъун урхъун ц1ализе.

Дир х1ал к1олебани, х1асратав гьудул,
Рек1ей бокьанщинаб дуй ч1езабизе.
Ч1ух1араб, борхатаб си дуеги бан,
Гьений хъаравуллъун дунго йик1ине.

А вот это стихотворение, она, кажется, писала всю творческую жизнь, и, думается, не напиши больше ничего, то и тогда бы могла стать на ту высоту, на которой стоит сейчас. Ведь значение поэта никогда не определялось количеством написанного.

Щайзе гьаб гIумрудул хаслихълъи щведал,
Дир рекIел хиялаз балагьулеб их?
Халатал гъалазде гъалай рещтIиндал,
Дур чIегIерал берал щай кIочонарел?

Гьаб гIумрудул чвахи чабхикье ккедал,
Чилулеб ицц щайзе цебе тIамулеб?
Булбулалъул бакъан къотIулеб гIужалъ,
ИхдалхIанчIил гьаракь рагIулеб гIинда?

ГIумрудул нухазул свераби тараб,
Санде дир галаби гIунтIулеб гIужалъ,
ГIажаиблъи щибдай сабурал берал,
Сухъмахъ нух бихьизе нахъ балагьулел.

Гьанже дир гIадатIе гIазу баниги,
ГIищкъул бухIиялде саву кканиги,
Кинан бугониги, херлъулареб ракI
Хинаб балагьиялъ тамах гьабула.

Марижат может о себе сказать (но не скажет никогда!), что создала вещи, которым не суждено умереть; а для истинного художника выше этой награды нет. Не могут кануть в лета стихи, написанные поэтом по призванию, по зову сердца, которая, имея многочисленных друзей, коим отдает лучший дар души - стихи, остается всегда одинокой. Она неизмеримо выше среды, в которой живет. Читаешь между строк одиночество души, неудовлетворенность окружением, тоска по большему, тоска по несбыточному. Ее интеллект страдает от поиска себе подобных и чаще всего не находит их. Остаются бумага, перо:
Т1асан рохалилаб, жаниб пашманаб,
Диего къваридаб, чидай талихьаб,
Т1убараб дир мурад данде багъараб,
Дун йохизе к1веч1еб, к1варич1еб г1умру.

Киданиги лъийго квешлъи гьабич1ин,
Щайха дун къисматалъ къварид гьаюрай?
Г1умруялъул нухда тарич1ин х1ет1е.
Талих1алъ щайзеха диде мугъ бараб.

Поэзия всегда субъективна, ее повод - всегда в личном ощущении, впечатлении, мысли. В стихах Марижат нет вымысла, нет подражания никаким авторитетам на небосклоне нашей поэзии. Она ничего не выдумывает, а выражает только боль души. И из глубочайшей глубины духа, недосягаемой даже для ее воли, из тех тайников, где живет природная стихия, Богом данная, бьет поэзия:

Гьаб рек1ел къварилъи къват1ибе ине -
Къват1иеги яхъун ах1дезе анищ,
Унго, гьаб зах1малъи загьир гьабизе -
Ризаб рохьое ун свердизе анищ.

Баччизе зах1матаб гьаб ургъалил гьир -
Гъваридаб к1к1ал ц1ехон, рехизе анищ.
Хагазаюн йигел гьал х1исабалги,
Гьороеги гьурщун , щущазе анищ.

Бот1рода т1ухьилъун т1ад раччун ругел -
Пикраби риине гьаризе анищ,
Унти танкулареб каранзул ругъун -
Гъоц1оца кьолболъа бахъизе анищ.

Икъбал бит1ун ккеч1ел г1умрудул къоял
Баг1аргьалил мугьлъун щущалел анищ.
Талих1 насиблъич1еб бак1аб къисматги -
Сардил бец1лъиялъулъ т1ерхьунеб анищ.
Последние годы жизни Марижат связаны со многими утратами. Но самая страшная из них - смерть дочери - в тридцать лет! Знаете ли вы, что такое обморок души, апокалипсис одной отдельно взятой Судьбы? Не дай Бог вам знать это! Без малейшей надежды на воскрешение, без веры в возрождение души она ходила, как призрак, по земле и рыдала стихами, жгучими, как стон:
Вай бухIулеб буго, бухIулеб буго,
БухIун лъугIунареб къваридаб керен!
Вай бежулеб буго, бежулеб буго,
Бежун тIагIунареб тIутIун аяб ракI!

ЯхI гьабунагIан хIал лъугьунеб бугин,
ХIал кIолев бетIергьан, гьабе дий кумек!
Сабру ккун ч1чIанагIан чIаголъи холин -
Хвел гьаризе, унго киедай ина?

Дир рекIей бокьухъе билълъинчIеб къисмат,
Къваридаб дур нухккун йилълъина гьанже.
Гьадинги къваридаб дунялалъул рукъ-
Къадал ракьан щвани гIелин йикIина.

Аллагь, гьабе кумек гьаглъулей дие,
Гьабилеб т1агIарал пикрабалъ йигей.
ГурхIа, тIадегIанав, хIал дагьлъун бугин,
ХIал къарал хIисабалълъ тIерхьуней йигин.

Огь, гьаб рух1алица юхIулей йигин,
ЦIоб кIудияв Аллагь, гьабе дий кумек!
Огь, гьаб къварилъиялъ къакъалей йигин,
Къадру т1адегIанав, бигьалъи гьабе!

Бог услышал и помог, помог не сойти с ума Не до сцены, когда Судьба песне на горло наступила. Но она, как ушедший под землю ручеек, он есть, он обнаруживает себя россыпью незабудок, осокой, дыханием почвы, приминающейся под ногами, и вместе с тем он остается невидим.
Подобно этому ручейку, Марижат появляется вдруг с чудесным сборником стихов. На радость всем! Жизнь сложна, без гроз и бурь, без борьбы и страстей, без утрат и боли, она зачахнет. Но почему именно она? Письмена Творца обсуждению не подлежат. Кто знает, в этом есть высший смысл И говорят же, что любимым Бог дает страдания, а нелюбимым - сытость. Более того, именно страдания рождают вдохновение. Вспомним фетовское:

Венец свой творческая сила
Куёт лишь из душевных мук!

Была зима, когда Салатавия по уши засыпана снегом и околдована морозом, когда молчание природы напоминало не то раннее детство, не то недавний чудесный сон, которого, быть может, и не было, когда страшным ударом по сердцу и нервам пришла весть о том, что погиб Арзулум Ильясов.
Мужественный, как Прометей, умный, как Сократ, романтичный, как Орфей, красивый, как Аполлон, командир, друг, брат, сын, отец, любимый мужчина, в расцвете сил ушел от нас, ушел, недолюбив, гудью прикрыв своих подопечных. Красивая, как песня, жизнь оборвалась на полуслове.
А потрясенной этой утратой Марижат прозрение диктует стихи:

Бер къапи лъалареб, къвек1аб муг1рул ц1ум,
Къо кинан рехараб рогьалил г1ужалъ.
Г1ужие гъуниги борлъич1еб керен,
Кинаб х1илаялъул к1ич1икье ккараб.

Бат1ияб хвел дуе т1ок1аб бук1инч1о,
Бах1арчилъиялда рекъараб гуреб.
Къадарги дуй щвана багьадурасул,
Бетергьанас хъвараб къот1уда рекъон

Покоренные поэтессой звуки многоголосой стайкой вспархивают со страниц ее сборника. Перелистываешь эти чудесные страницы и слышишь то отдаленное эхо чунгура, то чистую россыпь звуков гармони, то причудливые жалобы скрипки, высекающей из сердца огонь.
Но и случайно услышанный мотив будит воображение, выстраивает образы, навевает воспоминания. Прозвучит песня, и пробегут узоры строчек, и уже невозможно уловить мгновение, когда кончается музыка и начинается поэзия:


ГIенекке, мугIрул кечI чваххулеб буго,
Хехаб «Авар гъойсу» ралъдалъе г1 адин.
Гьеб боржунеб буго мугIрул тIогьазде,
Гьеб гъугъалеб буго кьурабалъ, парсахъ.

Сцена цIун цере гьал рахъунел руго,
Ункъго магIарулав - мугIрузул чIухIи,
ХIайранго риччалел гьазул гьаркьаца
Чорхолъ гъар - гъар бала, рас бахъун чIола.

Огь, рекъезе гьабун ункъго батIияб
Гьаракьалъ ахIулеб, х1асратаб кеч1алъ,
Керен рагьун рекIел тIолалго бокIнал
ГIенекканщиназул хIеккинарула.

ГIащикъго г1ищкъогун Къурачев ТIагьир
«Гьарс» - ан кьурдул свери бахъулев вуго.
ХIайбула хIайранго «йокьулайилан,
Огь, дий «йокьула» - ян ах1улев вуго.

ГIабдула «эгьей» - ян эхедерегIел
Халкъияб кечIалъул бачунев вуго.
Бигьа гьабун, гъварун гьаракьги биччан,
Абусупьян гъорлъе жувалев вуго.

АхIе, «МагIарулал», магIнаял кучIдул,
МугIрул кочIохъабаз мисал босизе.
Баче цебе къокъа, Къурачев, дуца,
Къадру мунгIадиназ борхулин кочIол.

Грусть, тревога, восторг, боль, надежда, сожаление - сколько тончайших оттенков настроений в поэзии Марижат. Но одно стихотворение, написанное уж точно наедине с Богом, радостным и светлым звучанием передает изумительную мелодию жизни Вселенной. Так мог писать настоящий поэт, избранник Бога, понимающий мудрый и сложный язык природы, обладающий всеми тончайшими движениями души. Это одно из проявлений ее душевной гармонии, в которой чувство красоты спаяно с нравственной уравновешенностью.
И как можно в такую тесную рамку (я говорю о небольшом объеме стихотворения) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом - поэзии! Я уже заучила его и твержу наизусть, как молитву, очищающее - прекрасную, возвышающе - великую.
Къасиги гвангъун моцI ц1орол гордухъан,
Доле зобалазда бихьула дида,
Гочунел наккIкIазда гьоркьосан баккун,
Гьимулеб ракьалъе, кидаго г1 адин.

Гьелда аскIоб, доле, цо ц1ваги буго,
Бахилаб, цо хасаб кунчIиги бугеб,
Кидаго букIуна рогьел щвезегIан,
Гьелъий щибалиго щурулеб гIадин.

Цинги гьавугьинан гочун уна моцI,
ЦIва хутIула хадуб хаган балагьун,
Мурадалде щвечIеб анищгIадинан
ГIунун тIагIун уна рогьалил гIужалъ.

И вообще обожаю ночное небо. Люблю смотреть, как крупные звезды лучезарно и пристально глядят на тебя, восхищая красотой мироздания и одновременно пугая. Смотришь и видишь красноречивое и таинственное сияние других звезд, поменьше. За ними еще тончайшие блестки и пыль, прекрасная звездная пыль. Какое великолепие! Неустанно «разговариваю» со звездами языком Лермонтова и Есенина, Бунина и Блока, Фета и Тютчева.
А теперь - какая радость!- могу « говорить» с небесными светилами и на языке Марижат Абдулазизовой. С какой же гордостью я констатирую факт, что ее язык нисколько не уступает тютчевскому, пушкинскому:

Цин тIерхьун, цин баккун накIкIазулъан моцI
Зодил ханлъиялда парахат буго,
Паркъолел цIвабзалъан гIатIилъиялда
ГIедегIичIого гьеб гочунеб буго.

Даим хисулареб хасияталда
Ракьул гьумералъе гьимулеб буго,
Гьайбатаб чIаголъи сардил гIужалда,
Сас тараб гьелъие бикьулеб буго.

Гьелъул канлъиялъукь кинабго гъветI-хер
Кидаго гIадинан, щурщулеб буго.
Щубил расалъуда хIутI- хъумуралъ
Гьаракь къотIуларо рогьел щвезег1ан.

Ракьул гьумералъул гьайбатлъиялъухъ
Балагьун кидаго гьеб гIорцIуларо.
ГIащикъаб, даимаб, сардилаб урхъи
Гьалъул лъуг1уларо, лъуг1ине гьеч1о.

Стиль, чуждый вычурности, простой, изящный, самый мир творчества, столь обширный и разносторонний, является поучительным. Мы различаем в мире ее поэзии все: и патриотизм и чувство долга, преемственность поколений и любовь к ближнему, любовь и вечная спутница её - разлука, мечта о счастье и трагическая невстреча, любовь к природе и мирозданию, к искусству и людям, творящим искусство.
Она размышляет о добре и зле, о жизни и смерти, о молодости и старости - о вечном, возвышенном, о вере и ее подвижниках:

Диналъухъ къечарал муъминзабазе -
Гьекъон ч1алг1унареб замзамалъул ицц,
Рух1ияб рахъалъан ракъанщиназе -
Кванан г1орц1улареб бац1ц1адаб ниг1мат.

Дур г1елмудул гъот1ол т1аг1ам бугеб пихъ,
Т1аг1ин гьеч1еб буго киг1ан кваниги.
Дудалъун бакараб г1елмияб канлъи -
Кинаб нак1к1 лъуниги, къалъараб буго.

Внутренний мир человека под железным натиском судьбы - так можно определить главную тему книги! Или исповедь высокой и страстной, хрупкой и мощной души. Но какой мир, какая исповедь!

Кий йигей дун? Гьеч1о дун.
Ч1вана дилъ бук1анщинаб.
Ч1обоголъун буго дий
Гьанже т1олго сверухълъи.

И среди этой нерукотворной красоты отблесков потерянного рая, внимательно вчитываясь, можно разглядеть величие иное - величие духа автора книги, ее благодарности Творцу за жизнь, дарованную ей:

Дицаго дидаго г1емер гьикъула
Къисматалде даг1ба дур бугищилан.
Дица жаваб кьола рак1- рак1алъ гьале -
Бат1ияб т1ок1абцин бокьиларилан.

Дир рак1алъул пикру дунгун к1алъала,
Талих1ай йигищан гьаб ракьалда т1ад,
Дунги гаргадула керен - рак1 рагьун,
Г1унги т1ок1аб талих1 бугин дирилан.

Абсолютно убеждена, что стихи Марижат должны стать собственностью школьных хрестоматий. Это классика! Они дают полное представление об истинно великом в литературе. У этих стихов есть много свойств, которые делают их необходимостью для развития в молодой душе чувства красоты, для формирования характера подростков, для воспитания в них лучших нравственных качеств, для образования ума и сердца. Пусть говорят, что это невозможно, но я хочу, чтобы мои ученики услышали и оценили их.

Хисич1ого даим муг1рул г1орахъе
Г1едег1улел руго т1олалго лъарал.
Лъаралълъе журазе жигар бахъулел
Парсахъан чваххулел чабхилал иццал.

Иццал журач1они лъарал лъугьунищ,
Лъарал журач1они г1орал т1убалищ,
Г1орал г1едег1ула ралъадалъухъе,
Ралъадалъул гурищ океан лъунеб.

В фильме Арсения Тарковского «Жертвоприношение» герой рассказывает притчу о монахе, который на протяжении всей своей жизни ходил через пустыню к засохшему дереву и поливал его, а когда, наконец, беспрерывно трудясь в поте лица долгие годы, полил дерево в последний раз, он бездыханно упал возле него. Но дерево ожило, на его ветвях появились живые листья. Это метафора жизненного пути настоящего человека, осознающего и исполняющего своё истинное предназначение на земле
Подобно тому монаху, буду до последней черты пропагандировать красоту.
Именитые мужчины просили Марижат - один написать эпитафию - плач на его смерть, другой - у его надгробной плиты спеть песню о любви, а я же, простая - смертная, попрошу ее, чтобы иногда в молитве вспоминала меня, потому что, считаю, она намного ближе к Богу, хотя так же, как Марижат, люблю песни и стихи и с уверенностью могу сказать, что:

Заманалъе кьураб дунялалъул рукъ,
Бокьун гьеч1ониги бук1аян тела,
Амма рак1 ч1ч1ун лъала нахъе хут1араз,
Наг1ана кьеларо рарал къоязе.

Мне кажется, что не высказала и толику того, что хотела, чувствовала. Говорят же, Ван Гог сошел с ума из-за неудачной попытки отразить на полотне звездное небо. Какое благородное помешательство!
Скажу просто, что стихи и песни Марижат - мостки, переброшенные к людям, чтобы разорвать тенета одиночества, безмолвия, разъединяющие души. Это кратчайший путь к сердцу человека, знак безоружного доверия, приглашение к своему камину. Это - « патент на благородство»!
Скажу о ней словами Константина Романова, великого поэта уютного 19 века, внука, племянника и двоюродного брата трех российских императоров, ибо о таких, как Марижат, надо говорить только царским слогом:
Когда креста нести нет мочи, Когда тоски не побороть, Мы к небесам возводим очи, Творя молитву дни и ночи, Чтобы помиловал Господь

И Господь услышит тех, кто причастен к высокой поэзии - языку Богов















15