Конспект урока Б. Заходер «Муравей». Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»


Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе
на тему: Б. Заходер «Муравей». Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Тема урока: Б. Заходер «Муравей». Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»
Общая информация
УМК Гармония
Тип урока Знакомство с новым материалом
Цель, задачи Цель: знакомство со стихотворениями Б. Заходер «Муравей». Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка».
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с биографией Б. Заходера;
Совершенствовать и развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения;
Расширять словарный запас, развивать речь учащихся.
Развивающие:
Развивать умения анализировать текст произведений;
Воспитательные:
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Планируемые результаты урока
Личностные Учащиеся научатся оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания
Предметные Учащиеся научатся анализировать различные тексты произведений
Метапредметные Регулятивные: учащиеся научатся оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, анализировать, делать выводы.
Познавательные: учащиеся научатся устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные: учащиеся научатся воспринимать другие мнения, формулировать собственное мнение и позицию.
План урока
Организационный момент (1 мин)
Дыхательная гимнастика (1 мин)
Проверка домашнего задания (3 мин)
Подготовка к восприятию (3 мин)
Словарная работа (1 мин)
Чтение и анализ произведения (15 мин)
Физкультминутка (1 мин)
Подготовка к чтению (3 мин)
Перечитывание и работа с текстом (15 мин)
Итог урока (1 мин)
Домашнее задание (1 мин)
План проведения занятия
№ Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихсяМетоды, приёмы и средства Формируемые УУД ( с указанием конкретных действий)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11 Организационный момент
Дыхательная гимнастика
Проверка домашнего задания
Подготовка к восприятию
Словарная работа
Чтение и анализ произведения
Физкультминутка
Подготовка к чтению
Перечитывание и работа с текстом
Итог урока
Домашнее задание Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
Укрепление мышц дыхательной системы.
Установление правильности, полноты и осознанного выполнения домашнего задания.
Подготовка к осознанному восприятию материала.
Повышение культуры речи учащихся
Организация работы учащихся с информацией с целью ее осмысления, понимания.
Восстановление духовных и физических сил
Подготовка для чтения стихотворения.
Организация работы учащихся с информацией с целью ее осмысления, понимания.
Осознание учащимися своей учебной деятельности.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
-Ребята, наш урок предлагаю начать с дыхательной гимнастики. Сделайте глубокий вдох через нос, надуйте щёки и медленно выдохните через чуть приоткрытый рот. (2-3 раза). Молодцы. Закончили.
Скажите мне, пожалуйста, какое у вас было домашнее задание? Давайте ответим на вопрос после текста №1. Каким ты представляешь странного человечка?
А кто сочинил свою историю про странного человека?
Молодцы, ребята! Очень интересные истории у вас получились.
(ставлю отметки)
Посмотрите на экран, знаете ли вы, чьё фото на экране?
Борис Владимирович Заходер (9 сентября 1918г) – советский русский поэт, детский писатель, переводчик.
Основная тема стихов для детей Заходера – это мир животных. Среди персонажей его детских стихов хорьки, страусы, кенгурята, антилопы, верблюды и другие животные. Как и положено героям детских произведений, звери в стихах совершают злые и добрые поступки, разговаривают между собой и с людьми, обращаются с просьбами о справедливости и защите. Ещё Заходер известен как переводчик. Он перевёл на русский язык такие известные произведения для детей, как Винни-Пух, Мэри Поппинс, Приключения Алисы в Стране Чудес, Бременские музыканты.
Сегодня мы познакомимся с Заходером-переводчиком, точнее — пересказчиком.
Как вы думаете, трудно ли сделать понятными для читателей стихи, написанные на другом языке?
Стихотворение, которое мы будем читать, называется «Муравей».
Сочинил его польский писатель Ян Бжехва, а пересказал порусски Заходер. Настоящее имя Яна Бжехвы Ян Лесман. «Бжехва» — это вымышленное имя, которым он подписывает свои литературные произведения. Слово «бжехва» переводится как «болтун», «шутник». Ян Бжехва — автор сказок, басен, шутливых и серьёзных
произведений, фантастических повестей. Кроме того, он является переводчиком русской литературы на польский язык. А мы сейчас познакомимся с его стихотворением, которое пересказал Заходер.
-Перед тем как я начну читать, нам нужно узнать значение слов, которые будут встречаться в тексте.
Пораскинуть умом — что означает это выражение?
Увиливать — что это значит?
Что означает слово братия?
-Итак, сейчас я начну читать стихотворение, а вы внимательно следите за мной по учебнику.
(Читаю стих)
— Почему сначала обратились к Волу?
— Была ли у Вола уважительная причина для отказа?
— Вежлив ли был отказ?
— Почему отказался Осёл? А Баран?
— Почему Барбос почти согласился? Как его просили?
— Почему Муравей не отказался доставить стол?
— Кто из персонажей заслуживает уважения? Почему?
— Какое произведение читали? Почему оно называется «Мура-
вей»?
— Кто автор?
— Почему?
— Объясните выражение «мал, да удал».
— Как вы понимаете выражения «кишка тонка», «быть не в духе»?
— Что значат слова «мышелов», «лежебока»?
— Как поступаете вы, когда к вам обращаются с просьбой о по-
мощи?
Поднимает руки класс – это раз,
Завертелась голова – это два,
Три – руками три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним стихотворением русской поэтессы Юнны Мориц, которое называется «Трудолюбивая старушка»
-А прежде чем познакомится с ним, давайте подготовимся к этому. Откройте свои учебники на стр.139. Давайте выполним следующие задания:
Читай слова слитно.
ТРУ-ДО-ЛЮ-БИ-ВА-Я – ТРУДОЛЮБИВАЯ
ТЩА-ТЕЛЬ-НО – ТЩАТЕЛЬНО
РАС-ПРА-ВИ-ЛА – РАПРАВИЛА
ПРО-ВЕ-ДАТЬ – ПРОВЕДАТЬ
ХЛО-ПО-ТАТЬ – ХЛОПОТАТЬ
Читай целыми словами.
ДОБРО-ДОБРЕЙ-ДОБРЕЙШАЯ
МНОГО-НЕМНОГО-ПОНЕМНОЖКУ
ТАЩИ-ПРИТАЩИ-ПРИТАЩИЛА
ИНТЕРЕС-ИНТЕРЕСНАЯЧитай внимательно.
КОРКА-НОРКА
ЧИТАТЬ-ЧИХАТЬ
СОРНАЯ-СОННАЯХЛОПАТЬ-ХЛОПОТАТЬ
Читай правильно.
ПОДРУЖКА
ПРИДЁТСЯ
Познакомьтесь со словами в конце станицы, они могут встретиться в стихотворении, с которым мы будем знакомиться.
- Итак, прочитайте про себя стихотворение «Трудолюбивая старушка» и определите, с каким настроением его нужно читать.
Вы прочитали стихотворение. С каким же настроением нужно его читать?
Прочитаем стихотворение ещё раз.
Начинает читать Егор, остальные внимательно следят за ним по учебнику. (слежу за чтением)
-Какая серьёзная мысль выражена в этом шутливом стихотворении?
С какими стихотворениями мы сегодня познакомились?
Кто авторы этих стихотворений?
Запишите домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения Юнны Мориц «Трудолюбивая старушка». Делают глубокий вдох через нос, надувают щёки и медленно выдыхают через чуть приоткрытый рот.
(чтение «Машинка для приготовления уроков» Дж. Родари стр.131-133).
Рассказывают свои истории.
Бориса ЗаходераТрудно
Подумать.
Избегать чего-либо, прибегая к хитрости.
Компания.
Следят за мной по учебнику.
Потому что он сильный
Нет
Ответ был грубым.
Осёл не хотел мучиться. Барану лень.
Милый
Барбос.
Потому что он не привык увиливать от работы. «Муравей»
Потому что он трудолюбивый. Потому что муравей оказался самым отзывчивым.
Два автора:Ян Бжехва, Б.Заходер.
Потому что один написал, другой перевёл.
Не хватает
сил. Быть в плохом настроении.
Мышелов – тот, кто занимается ловлей мышей.
Лежебока- тот, кто любит лежать, спать.
С хорошим, весёлым, радостным.
Если лениться, в жизни ни чего не добиться.
«Муравей», «Трудолюбивая старушка».
Б. Заходер, Ян Бжехва, Ю.МорицюУпражнение
Беседа
Рассказ, беседа
Беседа
Беседа
Упражнение
Упражнение
Упражнение, беседа
Беседа Личностные УУД: повышение интереса, чувства необходимости учения.
Коммуникативные УУД: уметь последовательно излагать свои мысли.
Познавательные УУД: установление причинно-следственные связей.
Познавательные:
Принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия
Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.