Доклад на семинар:Осуществление системно-деятельностного подхода через использование приемов и средств арт — терапии на уроках ИЗО и во внеурочное время

Титаева Н.В.,
учитель ИЗО МОУ СОШ № 5
г. Балашова Саратовской области,
педагог дополнительного образования
МБУДО Центр «Созвездие»
г.Балашова Саратовской области,
руководитель РМО по ИЗО


«Осуществление системно-деятельностного подхода через использование приемов и средств арт - терапии на уроках ИЗО и во внеурочное время »

Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время с учетом их индивидуальных потребностей.    Инновация в преподавании изобразительного искусства заключается в прочном синтезе нескольких учебных программ, которые позволяют обеспечить углубленное изучение предмета.
Слайд № 1
     Культура, мораль и нравственность – это управляющие, долгоживущие параметры порядка, которые «держат» социум, именно они лежат в основе  грамоты преподавания, независимо от того, с применением они классических или инновационных техник преподавания.
От педагога будет зависеть, каким видом деятельности он займет воспитанников для достижения той или иной цели. Урок или занятие может быть проведен в виде пленэра или музейной практики, работы на интерактивной доске или графическом планшете, главное, чтобы он нашел отклик в детских душах.
     Расширение возможностей сотрудничества  школы с культурными центрами выводит работу педагога и воспитанников на более значимый уровень, а технические возможности позволяют участвовать в общественной жизни не только своего города, края, но и своей страны.  
      Все новаторство, вся деятельность сферы просвещения направлена на личностно-ориентированное обучение ребенка, поддерживает индивидуальность и создает условия для реализации творческих возможностей. Одним из наиболее востребованных в данном случае условием становится введение системно - деятельностного метода обучения в образовательный  процесс.
Слайд № 2
     Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования.
Педагог должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача преподавателя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы  и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.  В данном случае, принимая во внимание современное требование к образованию, успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.
Слайд № 3
Приоритет деятельностных целей на уроках и занятиях по искусству требует:
новых подходов к организации процесса обучения,
новых типов урока,
новой системы взаимодействия между преподавателем и учеником.
     Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.
     С этой целью методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, а традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения
·технологией деятельностного метода (ТДМ).
Слайд № 4
       Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;
ориентацию     на   результаты  образования  как   системообразующий  компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и  основной результат образования;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их  достижения;
обеспечение     преемственности   дошкольного,    начального   общего,  основного и среднего (полного) общего образования;
 разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья).   

Слайд № 5
 Арт – терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется:
1 – комплексом теоретических и практических идей, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
2 – многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;
3 – относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);
4 – способностью к интеграции, трансформации.
Ребёнок в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самовосприятие, гармонизация развития, личностный рост. Важным в этой работе является контакт, как основа продуктивного взаимодействия.
Слайд № 6
Педагогическая арт-терапия – это деликатный, гуманный способ наблюдать за ребенком в творческой деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также, обнаружить внутренние, глубинные проблемы личности, подлежащие специальной коррекции.

Слайд № 7

Цель арттерапии – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Задачи:
- раскрытие творческого потенциала, оригинальности мышления;
- стимулирование творческого самовыражения;
- стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
- развитие уверенности в себе;
- сплочение детского коллектива.
  Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения.
 Данная форма работы требует определённой подготовки преподавателя, но результат работы оправдывает себя. При правильном педагогическом руководстве и управлении реализовываются основные условия коллективности: ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы;  осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль. Таким образом, дети приобщаются к важным навыкам жизни: действенному общению, умению слушать, умению соглашаться с точкой зрения другого, умению разрешать конфликты, умению работать сообща для достижения общей цели. Умение управлять как собственной, так и совместной деятельностью в группе дает возможность учащимся быть активными участниками учебной деятельности.
Слайд № 8
Виды арт-терапии:
сказкотерапия,
музыкотерапия,
маскотерапия,
драматерапия,
песочная терапия,
цветотерапия,
фототерапия,
видеотерапия,
оригамитерапия,
игротерапия,
изотерапия,
анимационная терапия
      Введение системы ФГОС в обучающий процесс позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных потребностей.

Слайд № 9 Мастер-классы по арт-терапии проводят учителя изобразительного искусства и педагоги Детской художественной школы.


Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО: текст с изм. и доп. на 2011г. /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. -33с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. -48с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111с. - (Стандарты второго поколения).

15