Игра — путешествие по родному краю во время ВОВ . Интегрированный урок по математике и истории ( 6 класс)


Урок подготовлен к 70-летию победы Великой Отечественной войны
Урок- путешествие по математике « По местам боевой славы Крыма » (6 класс)
Цели :Образовательные :- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме
« Арифметические действия с десятичными дробями » ;- способствовать развитию умений учащихся обобщать и делать выводы ; развитию логического , творческого мышления ;
Воспитательные :- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма ;- развитие у каждого ученика вкуса к творческой, активной деятельности при решении задач;
- повышать мотивацию к изучаемому предмету .Тип урока : интегрированный урок ( математика и история ) применение знаний и умений
Тип технологии : игровая
Оборудование : мультимедийный проектор , презентация . карта Крыма ( во время действий ВОВ), карточки- схемы с заданиями , маршрутные листы , наклейки- звёздочки .
Образовательные ресурсы : Учебник. Математика. 6 класс : учеб. Для общеобразоват. учереждений /(С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин ). 4-е изд.- М.:Просвещение, 2014.
Этапы
урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД.
Планируемый результат
I.Организационный. ( Вхождение в атмосферу урока; создание позитивного настроя на работу)
Приветствует учащихся.
Предлагает : убедиться к готовности к уроку ;
Приветствует учителя, проверяют на партах наличие необходимых принадлежностей , объединяются в команды
Личностные :положительное отношение к учению, уважительное отношение к иному мнению ; развитию
доброжелательности и эмоционально – нравствен-
ной отзывчивости .Коммуникативные : умение грамотно и чётко строить речевые конструкции
Проверка домашнегоЗадания. Проверяет наличие и качество домашнего задания
Представитель от каждой команды презентует своё выполнение домашнего задания( приложение, п 1) II.Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы и целей урока Создаёт условие для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность . С целью подведения темы и целей урока предлагает расшифровать слово
( приложение) Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы( любой из ребят обязательно расскажет о предстоящей дате и что она означает); узнают о предстоящей игре- путешествии( знакомятся с её правилами); обсуждают тему урока, обсуждают и пытаются самостоятельно сформулировать цели урока . Личностные :развитие мотивов учебной деятельности, бережное отношение к истории своего родного края, необходимость постоянного накопление исторических фактов; умение ясно, точно, грамотно излагать мысли в устной речи, развитие познавательного интереса.
Регулятивные :самостоятельно формулируют тему урока.
Коммуникативные :умение сотрудничать, участвовать в диалоге , в общей беседе.
Познавательные :выделение существенной информации, установлений аналогий подведения под понятие
III.Актуализация знаний Предлагает командам выполнить устный счёт с десятичными дробями ( приложение, п. 1), повторить теоретический материал по данной теме ( приложение,
п. 2 ) Выполняют задания в командах, обсуждают правильность выполнения заданий и их практическую значимость, взаимодействуют с членами команды.
Регулятивная : взаимоконтроль выполнения задания в команде. Развитие регуляции учебной деятельности. Познавательные :
умение давать определения и свойства понятий ; овладение базовым понятийным аппаратом по изучаемой теме.
Коммуникативные : формирование собственной позиции, аргументация и координирование её с позициями членов команды.
IV.Усовершенствование знаний и умений Предлагает выполнить следующие задания :а) решение уравнений с десятичными дробями ( приложение, п.3 ) ;
б) Решение задачи на нахождение процента от числа ( приложение п.4);
в) повторение математических терминов , используя кроссворд
( приложение, п.5 ) ;
г) решение задач на арифметические действия с десятичными дробями ( приложение, п.6 ); Выполняют задания, проверяют правильность их выполнения , обсуждают более сложные моменты.
В командах выполняют предложенные задания , по завершении работы - презентуют решения, отвечают на вопросы одноклассников и учителя.
Познавательные :умение строить логические цепи рассуждений для решения задач и уравнений , выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, самостоятельно делать выводы , видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах.
Коммуникативные:
умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, аргументировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные :умение самостоятельно контролировать своё время , использовать приёмы самоконтроля , осуществлять коррекцию .
V.Подведение итогов. Рефлексия Организует подведение итогов, определяет победителя. Предлагает осуществить самооценку достижений Обсуждают свои достижения, делают выводы.
Рефлексируют Личностные :осознание успешности деятельности на уроке , значимости изучаемой темы.
Регулятивные :выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Коммуникативные : формирование основ коммуникативной рефлексии.
VI.Домашнее задание Комментирует домашнее задание Знакомятся с текстом домашнего задания, слушают комментарии учителя. Личностные :проявление внимательности, положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные :планирование своих будущих действий в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные :осуществление выбора эффективного способа решения задач
Ход урока
Подготовительный этап : учащиеся формируют три команды - « дивизии » , определяются с названием .
Организационный момент:
- Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Проверка домашнего задания.
- Сообщение темы и целей урока ( объяснение правил игры ).
Вступительное слово :- Здравствуйте ребята, назовите одно из самых страшных событий нашей страны 20- го столетия? Какой праздник скоро будет отмечать наша страна ?Сегодняшний урок будет необычен, в виде игры- путешествия, на котором мы закрепим арифметические действия с десятичными дробями. Слайд 2.
Мотивация учебной деятельности
А чему посвящено наше путешествие вы ответите сами, когда мы проверим домашнее задание. Правильно выполненное задание. Слайд 3.
22 1941 4 27 1 127 000 175 000
П О Б Е Д А
Празднуя 70-летнюю годовщину великой Победы , мы вспомним , какие суровые испытания выпали на долю нашей страны. Что же говорят числа из таблицы:
22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, началась Великая Отечественная война, которая шла почти 4 года. Победа досталась дорогой ценой , по приблизительным оценкам война унесла 27 миллионов человеческих жизней. На фронтах крымчан сражалось 1 миллион 127тысяч , а родным очагам вернулись лишь 175 000 человек.
На сегодняшнем уроке мы попутешествуем по местам боевой славы Крыма, посетив три города , в которых проходили ожесточенные бои во время аккупации Крыма . Слайд 4.
Познакомимся с правилами нашей игры :- Задача каждой «дивизии» набрать как можно больше красных звёздочек. Для этого необходимо правильно выполнять задания по данной теме. Вопрос или задание выбирает командир , если учащиеся не справляется то право ответа переходит другой «дивизии». Победителем окажется та « дивизия », у которой получится самый яркий математический салют мира.
Итак… в добрый путь.
Актуализация опорных знаний
1 этап. « Мозговой штурм ». Проверяем правильное решение примеров с десятичными дробями и определяем первый город , с которого начнём своё путешествие. ( ПЕРЕКОП - историческая справка ). Слайд 5. Слайды 6 -7.
2 этап. « Теоретический пакет документов » Каждая дивизия , выбирая свой пакет , отвечает по теории « арифметические действия с десятичными дробями».
Слайды 8- 18.
Усовершенствование знаний и умений
3 этап. « Найти неизвестное ». В ходе решения уравнений с десятичными дробями , путешествуем в следующий город . ( КЕРЧЬ – историческая справка ). Слайд 19.
Слайды 20 -22.
4 этап. Задача « Мы в плен не сдадимся » . Слайд 23.
Чья первая дивизия узнает, сколько суток длилась оборона в каменоломнях Аджимушкая ? ( 170 суток – историческая справка )

Физ. минутка. « Привал» Ну, что устали ? Слайд 24.
А теперь, ребята встали,
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели , вновь за дело.
5 этап. « Угадай город ». Чтобы узнать название последнего города , необходимо решить ребус, из математических вопросов. Слайд 25.
Правильный ответ СЕВАСТОПОЛЬ ( историческая справка ) . Слайды 26 – 28.
6 этап. « Военные задачи » Каждая дивизия решает задачу на выбор.
Слайды 29 – 33.
Итог .
Наше путешествие завершилось. Давайте посмотрим , какие у вас получились праздничные салюты. ( Учащиеся демонстрируют свои успехи ). В честь празднования годовщины Победы в ВОВ мы на САПУН – горе запустим наши памятные салюты ( символически ).
Выставление оценок.
Рефлексия. Слайд 38.
Пусть будет мир ,Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым ,Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему,
Не прилетают ни к кому.
Не гибнут люди, города…
МИР НУЖЕН НА ЗЕМЛЕ ВСЕГДА !Домашнее задание .- Повторить правила с десятичными дробями.
- Составить и решить задачу с десятичными дробями на военную тематику .

Приложение
Домашнее задание : решить примеры , и сделать сообщение о значении отгаданного слова
154 : 0,7 6,47 *300 3, 85 + 0, 15 207, 9 : 7,7 1127 : 0, 001 175 : 0, 001

22 1941 4 27 1, 127 175 000
ПО Б Е Д А
1 . « Мозговой штурм »
Пример , варианты ответов СЛОВО
1,2 + 0,9
2 21 2,1
Н Т П П 5* 1,8
9 90 0,9
Е А И
Е
3,5 : 0,7
0,5 5 50
Л РБ
Р 7,1 - 3,7
3,4 34 4
Е О А
Е
24 : 5
4,5 48 4,8
Г Д К
К
0,9- 0,55
0,4 0,45 0,35
Я У О
О
10,2 : 25
4 4,2 0,42
Ж В П П2 « Теоретический пакет документов »
Какая дробь называется десятичной ? Чем отличается десятичная дробь от обыкновенной ?Из двух десятичных дробей меньше та, которая ….
От чего не изменится десятичная дробь ? Чтобы сложить или вычесть две десятичные дроби надо….
Как умножить две десятичные дроби ?А что будет, если умножить десятичную дробь на целое число ?Как поделить десятичную дробь на натуральное число ? Чтобы поделить две десятичные дроби, надо ….
Что такое процент ? « Найти неизвестное »
Решить уравнение, найти корень , используя арифметические действия с десятичными дробями :
А) 27,7 : х = 2, 77
Б) 2х= 12,6
В) 3х+ 2х= 2,5
Г) 5, 78 - 2,7 х = 4, 43
Д) ( х – 0,3) : 0, 6 = 2,1
Е) х - 0 = 15 000
10 6,3 0,5 1, 56 0,5 15 000
К Е Р Ч Ь ?
000- мирных жителей убито в Керчи во время ВОВ.
4 « Мы в плен не сдадимся »
Найти 20 % от 850. Ответ ( 170 ) .
5 « Угадай город»
Сумма
д Еление раВны зАпятая Слагаемое
оТвет кОрень Плюс
прОцент дЛина нолЬМатематические вопросы :Результат сложения.
Как называется операция , при которой одно число делится на другое?
Если у двух десятичных дробей равны целые и дробные части равны, то дроби …
Чем отделяется целая и десятичная части в десятичных дробях ?Компонент сложения.
Что пишется в конце решения задачи ?Что ищем при решении уравнения ?Знак сложения.
Сотая часть чего- то целого.
Что измеряем у отрезков ?На что делить нельзя.
« Военные задачи »
Задача № 1 « Осьмушка»
Во время войны многие люди в день съедали только небольшой кусочек хлеба , который составлял одну восьмую булки хлеба . Давайте посчитаем сколько это в граммах , если булка хлеба весила тогда 1кг.
Задача № 2 « Катюша »
Какой путь пройдёт ракетная установка « Катюша» , двигаясь равномерно за 5 мин. , если 1,8 км она проходит за 2 мин?
Задача № 3 « Т- 34 »
Танк Т – 34 ехал 1 ч. со скоростью 5о км/ч, а потом 1,2 ч. по грунтовой дороге со скоростью 38 км/ч . Какова средняя скорость танка на всём пути ?
Задача № 4 « БМ – 13 »

Гвардейский миномёт БМ – 13 « Катюша » выпустил 16 снарядов . Два снаряда достигли цели. Каков % попадания по цели ?