Многообразие растений и их значение. Сельскохозяйственные растения


Класс: 5 Б класс
Дата: 18.03.2016.г
Предмет: Естествознание.
Тема урока:  Многообразие растений и их значение. Сельскохозяйственные растения §46.
Цель урока: - дать понятие многообразии растений, и значении для окружающей среды и человека;
- развитие умения анализировать, сравнивать, строить аналогии;
- формировать прочную систему знаний по курсу, усложнять словарный запас, воспитывать внимание и усидчивость.
Средства обучения: иллюстрации и рисунки в учебнике, презентация, гербарий «Злаковые».
Методы обучения: рассказ, с элементами беседы.
Ход урока:
I. Орг. момент. (поприветствовать класс и отметить отсутствующих).
II. Актуализация знаний: опрос производится устно:
1. Какие царства вы знаете?
2. Что такое биосфера?
3. Где появились первые живые существа?
4. Какова продолжительность жизни живых организмов?
5. Что такое флора и фауна?
III. Объяснение нового материала:
Мотивация к уроку:
Загадки (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся темой урока; учитель вывешивает иллюстрации к каждой отгадке):
1. Полевой цветок народный, для гадания пригодный, (ромашка)
2. Вкусны - оближешь пальчики- оранжевые мячики.
Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю, (апельсины)
3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, а кора тонка, красна! Та красавица -.. .(сосна)
4. Вот печальная картина: затянула пруд весь .. .(тина)
5. Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем, (ель)
6. Голубой лужок, голубой бережок,
Голубеет всё вдали - какие цветы зацвели? (незабудка)
7. Очень часто под водою, словно согнута бедою Вся печальна, молчалива, узколиста плачет...(ива)
8. А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь.
Но в колоске один цветок - так будь внимательней, знаток, (ячмень)
Соединим первые буквы ответов и получилось слово: РАСТЕНИЯ
Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений.
Растительный мир нашей планеты (флора) насчитывает около 500 тыс.видов.(рис.123)
Они отличаются друг от друга внешним видом(рис.124),размерами, строением, продолжительностью жизни, способами размножения и местом обитания. Растения живут и на суше , и воде. Почти все они имеют зеленую окраску, которая зависит от красящего вещества зеленого цвета хлорофилла.
У многих растений –яркие цветки и плоды. Это цветковые растения.Их насчитывают около 250.тыс.видов.Они произрастают по всему земному шару.У лругих растений цветков не бывает.
Царство растений делится на 2 подцартства. К низшим растениям относят водоросли . Их тело не делится на привычные нам корень. Стебель, листья и цветки.
К высшим растениям относятся мхи, папоротники, хвойные, цветковые.У мхов есть стебель и листья, но нет ни корней , ни цветков. Они предпочитают селитьсяч на болотах, во влажном лесу и т.д. Папоротники кроме стеблей и листьев имеют корни. Сейчас это травянистые растения. (рис.125).Хвойные-это в основном вечнозеленые деревья (рис.126) и кустарники. Цветков у них не бывает. Листья имеют обычно форму игл или чешуек. Цветковые растения очень разнообразны. Здесь розы и кактусы, тополя и пальмы,злаки и тюльпаны. и др.
 IV. Закрепление новой темы:
1. Растительный мир нашей планеты насчитывает около …….. видов растений . (0,5 млн)
2. Только в Казахстане произрастает ……. Видов растений (6)
3. Растения живут и на ….., и в … (вода, суша)
4. Зеленая окраска растений зависит от наличия красящего вещества - …..(хлорофилла )
5. Цветковых растений насчитывается около …. Видов (250)
6. Царство растений делится на … подцарства (2)
7. Водоросли относятся к …. Растениям (низшим)
8. Мхи, папоротники, хвойные, цветковые – это… растения (высшее)
9. С помощью человека были выведены …растения (большое кол-во культурных)
10. Сосна, лук, чеснок выделяют особое вещества -… (фитоциды)
Тест
1. Для получения одежды используют:
А) Лен    Б) Подсолнух   В) Тыкву   Г) Яблоню
2. У кустарников, в отличие от дерева, нет:
А) Цветков   Б) Листьев   Б) Корней    Г) Главного стебля
3. К кустарникам относится:
А) Береза   Б) Осина   В) Роза    Г) Одуванчик.
4. Человек использует в пищу листья:
А) Картофеля   Б) Яблони   В) Редиса   Г) Капусты
5. Человек использует в пищу семена:
А) Капусты   Б) Гороха    В) Яблони    Г) Моркови
6. К дереву относится:
А) Сирень   Б) Ель   В) Шиповник    Г) Перец
7. Культурные растения:
А) Пшеница   Б) Одуванчик    В) Ковыль    Г) Сон-трава
8. Дикорастущие растения:
А) Подсолнечник   Б) Астра   В) Подорожник   Г) Георгин
9. Из подсолнечника получают:
А) Сок   Б) Масло   В) Бактерии    Г) Фитонциды
10. Ранней весной цветет:
А) Астра    Б) Роза     В) Сирень     Г) Горох
Коды ответов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А Г В Г Б Б А В Б В
 
V. Подведение итогов. Домашнее задание: §25.