Викторина по чрезвычайным ситуациям (9 класс)


Министерство Науки и Образования
Республики Казахстан
Школа-гимназия № 1 имени А.С. Пушкина
Игра-викторина по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
на тему: «Будущее Земли в руках человека»
Подготовила:
Классный руководитель 9 «В»
Мураметова Л.Р.
Шымкент 2015
Игра-викторина по предмету
“Основы безопасности жизнедеятельности”
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении игры-викторины
«Знатоки предмета Основы безопасности жизнедеятельности»
Цели:
1. Закрепление теоретических знаний обучающихся, полученных в процессе обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
2. Пропаганда социальной значимости курса ОБЖ, поднятие его престижа и укрепление межпредметных связей с другими дисциплинами, изучаемыми в школе.
Участники: учащиеся 9 «В».
Порядок проведения игры:
1. Игра проводится по типу популярных интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» и «Брейнринг».
Сценарий игры-викторины «Знатоки предмета
Основы безопасности жизнедеятельности»
(Звучит тревожная музыка, На экране проходят документальные кадры войны, стихийных бедствий, аварий, катастроф. На фоне кадров звучит голос.)
Голос: Дорога из вчера в сегодня и в завтра непрерывна. Куда же она ведет?
Что же будет с Землей через тысячи, а может через миллионы лет после нас? Можем ли мы предвидеть это? Не фантазировать кто во что горазд, не строить гипотезы, а опираться на все факты сегодняшнего дня, нравятся они нам или нет. И сегодня как никогда до этого точным будет выражение: «Будущее Земли в руках человека».
Землетрясение – одно из самых страшных стихийных бедствий. Землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года унесло жизни 25 тысяч человек.
Землетрясение в Иране 1990 года унесло более 50 тысяч человеческих жизней.
Ураганы, наводнения, смерчи, пожары являются причиной ежегодной гибели сотен тысяч людей. Человек не бережет свою планету и она мстит ему за это. 30% добываемой энергии человек использует для своих нужд, а 70% идут на нагрев атмосферы, нарушая тепловой баланс Земли.
На территории Казахстана расположено более 6 тысяч предприятий, выбрасывающих вредные вещества в атмосферу и водоемы.
Ежегодная убыль кислорода из земной атмосферы – 10 млрд. тонн.
Если убыль пойдет такими же темпами, то через 100 лет исчезнут две трети атмосферного кислорода.
Тропический лес – «легкие» Земли, уничтожен на 40%. Вырубка его продолжается со скоростью более 20 гектаров в минуту.
Ежегодно в городе выбрасывается в атмосферу более 110 тысяч тонн вредных веществ.Средняя продолжительность жизни в России одна из самых низких в Европе: для мужчин – 57 лет, для женщин – 67 лет. (Гаснет экран.)
Ведущий:
Ну, что же переходим от слов к делу. Я с удовольствием представляю участников нашей игры.
(Ведущий представляет всех участников игры.)
Ведущий: Уважаемые знатоки, уважаемые гости, прослушайте правила нашей игры.
1.​ Игра пройдет в четыре тура.
1 тур – разминка. За каждый правильный ответ – 1 балл.
2 тур – тур «Ура» - Максимальное количество баллов – 33 балла. Время на задание – 10 минут.
3 тур – «АК» - Максимальное количество баллов – 11 бал. Время на задание – 5 минут.
4 тур – звание. Максимальное количество баллов – 10 бал.
2. О готовности к ответу вы должны сигнализировать поднятием руки.
3. Время на обсуждение одна минута.
4. Начало и конец обсуждения определяется ударом гонга.
5. Со стороны болельщиков не должно быть подсказок из зала, в противном случае вопрос будет сниматься с обсуждения.
Все готово к игре и я объявляю первый вопрос первого тура.
(Здесь и далее звучит удар гонга.)
Ведущий: уважаемые знатоки, будьте внимательны.
1 тур - разминка
1-й вопрос
Одним из стрессоров выживания, оказывающим наиболее неблагоприятное воздействие на организм человека в условиях автономного существования, является БОЛЬ!
Вопрос: Подумайте, какую положительную функцию выполняет боль?
Ответ: Боль – нормальная физиологическая реакция организма, выполняет защитную функцию. Человек, лишенный болевой чувствительности, подвергает себя серьезной опасности, т.к. не может своевременно устранить угрожающий фактор.
2-й вопрос
Ситуации, возникающие внезапно, часто неожиданно и могущие иметь отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и природной среды называют экстремальными.
Вопрос: Назовите основные виды экстремальных ситуаций в природе и какая ситуация наиболее опасная для человека?
Ответ: Основные виды экстремальных ситуации в природе:
• Смена климатогеографических условий
• Резкое изменение природных условий
• Заболевание или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи
• Вынужденное автономное существование
Автономное существование - наиболее опасная экстремальная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природой, как правило, возникает неожиданно и вынужденно.
3-й вопрос
Известно, что бой – это организованное вооруженное столкновение подразделений и частей воюющих сторон.
Вопрос: Уважаемые игроки, назовите основной вид боя.
Ответ: Наступление.
4-й вопрос
Существует много причин, которые влияют на поведение человека, на его здоровье, физическое и психологическое состояние – называют эти причины факторами выживания.
Есть четыре группы факторов выживания: личностные, природные, материальные и постприродные (возникающие от общения с природой).
Вопрос: Назовите факторы, на которые не может повлиять человек.
Ответ: Человек может повлиять на личностные, материальные, постприродные факторы. На природные факторы – нет. В группу природного фактора входят: температура и влажность воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, ветер.
5-й вопрос
Все мы помним любимого героя романа Даниеля Дефо Робинзона Крузо, который не только выжил в условиях полного одиночества на необитаемом острове, но и смог обзавестись там собственным хозяйством.
Вопрос: Что помогает человеку приспособиться к условиям автономного существования?
Ответ: Очень важно уметь управлять собой, своими мыслями и чувствами, своими ощущениями и вниманием, т.е. всем тем, что составляет наш внутренний мир, который называют психикой.
6-й вопрос
Экстремальная ситуация как правило, наступает неожиданно. Поэтому действовать при её возникновении надо быстро, организованно, без паники.
Вопрос: Назовите основные правила поведения в экстремальной ситуации?
Ответ: Основные правила поведения:
• умей предвидеть опасность
• Умей контролировать свое поведение
• Будь самостоятельным
• Умей думать и придумывать
• Быстро принимай решения
• Будь настойчивым и упрямым, ищи другие пути, прежде чем сдаться.
7-й вопрос
Если произошла авария самолета (автомобиля), надо немедленно покинуть его, вынести раненых, по возможности снаряжение и отойти на безопасное расстояние.
Вопрос: Что нужно предпринять, оказавшись на безопасном месте?
Ответ: Оказавшись на безопасном месте, прежде всего нужно успокоиться, срочно оказать помощь раненым, незамедлительно оценить обстановку, посмотреть, что из продуктов, снаряжения, средств мед. помощи у вас имеется, постараться сохранить и укрыть от дождя и ветра, все что вы найдете, потом надо решать – останетесь ли вы на месте или будете выходить к населенному пункту.
8-й вопрос
Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда!
Вопрос: Какая может прийти беда и что является причиной?
Ответ: Пожаром – называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека.
Причины пожаров:
• Неосторожное обращение с огнем.
• Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.
• Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.
• Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.
9-й вопрос
Стихийные бедствия – это различные явления природы, вызывающие внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности населения, а также разрушения и уничтожение материальных ценностей.
Вопрос: Какие природные явления понимают под стихийными бедствиями?
Ответ: Под стихийными бедствиями понимают природные явления - землетрясения, наводнения, оползни, снежные лавины, сели, ураганы, циклоны, тайфуны, пожары, извержения вулканов и др., носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.
10-й вопрос
На основании этих и других признаков ученые могут предсказать приближение сильнейших землетрясений.
Вопрос: Какие особенности в поведении животных могут подсказать человеку, что приближается землетрясение.
Ответ: Чувствуя неизбежные земные толчки. Собаки воют, лошадь может понести, а птицы беспокойно описывают в небе круги, кошки покидают территорию, предполагаемого эпицентра землетрясения.
Итак, закончен первый тур. Жюри подводит итоги первого тура.
Ведущий: Пользуясь правом ведущего, я объявляю музыкальную паузу.
(В музыкальной паузе ведущий может взять интервью у игроков и жюри, зрителям и игрокам могут быть показаны выступления школьной художественной самодеятельности, выступления секции рукопашного боя и т.д.)
Ведущий: Ну, что же, игроки отдохнули, восстановили свои силы, мы продолжаем нашу игру.
Итак, начинаем второй тур.
2 тур – тур - ура
С помощью подсказок отгадайте слова, в которых звучит призывное и победное слово «УРА».
УРА _ – и бог неба, и планета, и химический элемент.
УРА _ _ _ – разрушительный ветер.
УРА _ _ _ _ _ _ – математическое место жительства икса и игрека.
_ УРА – ореол (нимб) женского рода.
_ УРА – шахматная фигура.
_ УРА – река в Закавказье.
_ УРА – река РФ, приток Волги.
_ УРА – грузовик дальнобойщиков.
_ УРА _ – снежная буря.
_ УРА _ – свёкла мужского рода.
_ УРА _ – инструмент для сверления отверстий, необходимый на уроках физики.
_ УРА _ _ – элитный сухофрукт.
_ УРА _ _ – молодая трава из сказок.
_ УРА _ _ _ – главные часы России.
_ УРА _ _ _ – головной убор.
_ УРА _ _ _ – трудолюбивое насекомое.
_ УРА _ _ _ – птица, которая поможет воды из колодца напиться.
_ УРА _ _ _ _ – деревянный сказочный герой.
_ _ _УРА – ёлочный новогодний дождик.
_ _ _ _УРА – контроль за тем, что написано пером, чтобы вырубить недозволенное топором.
_ _ _ УРА _ – японский рыцарь.
_ _ _ УРА – домик собаки.
_ _ _ УРА – стройная, восковая, геометрическая, шахматная…
_ _ _ _ УРА – и украинский музыкальный инструмент, и громоздкая вещь.
_ _ _ _ _ _ УРА – нотная запись музыкального произведения.
_ _ _ _ _ _ _ УРА – самый книжный школьный предмет.
_ _ _ _ _ _ _ УРА – бумажные отходы.
_ _ _ _ _ _ _ УРА – то, что получается из камня, если от него отсечь всё лишнее.
_ _ _ _ _ _ _ УРА – шарж женского рода.
_ _ _ _ _ _ _ УРА – компьютерная «Клава».
_ _ _ _ _ _ _ _ УРА – самый подвижный школьный урок.
_ _ _ _ _ _ _ _ УРА – гордость культуриста.
1.​ УРАЛ – и опорный край державы, и каменный пояс России.
2.​ УРАН – и бог неба, и планета, и химический элемент.
3.​ УРАГАН – разрушительный ветер.
4.​ УРАВНЕНИЕ – математическое место жительства икса и игрека.
5.​ АУРА – ореол (нимб) женского рода.
6.​ ТУРА – шахматная фигура.
7.​ КУРА – река в Закавказье.
8.​ СУРА – река РФ, приток Волги.
9.​ ФУРА – грузовик дальнобойщиков.
10.​ БУРАН – снежная буря.
11.​ БУРАК – свёкла мужского рода.
12.​ БУРАВ – инструмент для сверления отверстий, необходимый на уроках физики.
13.​ КУРАГА – элитный сухофрукт.
14.​ МУРАВА – молодая трава из сказок.
15.​ КУРАНТЫ – главные часы России.
16.​ ФУРАЖКА – головной убор.
17.​ МУРАВЕЙ – трудолюбивое насекомое.
18.​ ЖУРАВЛЬ – птица, которая поможет воды из колодца напиться.
19.​ БУРАТИНО – деревянный сказочный герой.
20.​ МИШУРА – ёлочный новогодний дождик.
21.​ ЦЕНЗУРА – контроль за тем, что написано пером, чтобы вырубить недозволенное топором.
22.​ САМУРА Й – японский рыцарь.
23.​ КОНУРА – домик собаки.
24.​ ФИГУРА – стройная, восковая, геометрическая, шахматная…
25.​ БАНД УРА – и украинский музыкальный инструмент, и громоздкая вещь.
26.​ ПАРТИУРА – нотная запись музыкального произведения.
27.​ ЛИТЕРАТ УРА – самый книжный школьный предмет.
28.​ МАКУЛАТ УРА – бумажные отходы.
29.​ СКУЛЬПТУРА – то, что получается из камня, если от него отсечь всё лишнее.
30.​ КАРИКАТУРА – шарж женского рода.
31.​ КЛАВИАТУРА – компьютерная «Клава».
32.​ ФИЗКУЛЬТУРА – самый подвижный школьный урок.
3 тур - АК
Подпишите основные части и механизмы автомата Калашникова
4 тур
Укажите звания погон (Презентация)
Подведение итогов (жюри).
Ведущий: Закончился четвертый тур, а вместе с ним и наша игра.
Слово председателю жюри.
Определился победитель и мы уверены, что эта встреча, дорогие ребята, останется в памяти у вас надолго.
А мне остается пожелать вам дальнейших успехов в учебе.
До свидания! До новых встреч!