Основные направления работы классного руководителя


Основными направлениями работы классного руководителя с "трудными" учащимися являются:
Изучение проблемных детей.
Составление индивидуального плана работы с этими детьми.
Организация помощи педагогически запущенным детям.
Прежде всего, классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
ознакомиться с положением ребенка в семье;
изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
В работе с "трудными" детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.
В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Классный руководитель должен:
научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
учить уважать товарищей и взрослых;
развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
На данном этапе необходимо:
подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
учить различать истинную и ложную красоту человека;
воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;
правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;
создавать "ситуации успеха" в учебном процессе;
организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.
Классному руководителю необходимо организовать:
общение в микрогруппах ближайшего окружения;
деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.
Принципом работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку.
Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.
Для развития большого диапазона личностных качеств методом "Я-положительное и Я-отрицательное" эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.
При наличии у ребенка отрицательной "Я-концепции" абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка. При отягощении трудности состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.
В случае перехода к еще более низкому уровню "Я-концепции (Я-агрессия и Я-эго)", личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся становится опасен для окружающих.
Из положительной "Я-концепции" может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.
При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:
провести анализ результатов воспитательной работы за прошедший учебный год;
поставить задачи воспитательной работы;
выделить основные разделы плана.
В табл. 2–4 приведены примерные планы работы с педагогически запущенными детьми.
Таблица 2
Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения
Начальная ступень Средняя ступень Старшая ступень
1. Работа с коллективом учащихся. 1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе. 1. Работа с коллективом учащихся.
2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д.
3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими 2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей.
3. Определение форм индивидуальной помощи.
4. Организация медицинской помощи, включение в работу секций и кружков.
5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью и правоохранительными органами 2. Деятельность детей, включение их в общественно полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности.
3. Индивидуальная работа


Таблица 3
Организация помощи педагогически запущенным детям
Направления работы, мероприятия Сроки исполнения Ответственный
1. Организация педагогической помощи
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся. В течение года Классный руководитель
1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. Постоянно Администрация, учителя-предметники
1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника". По расписанию Учителя-предметники
1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений. В течение года Классный руководитель, старший вожатый, зам. директора по ВР
1.5. Формирование положительной "Я-концепции". В течение года Классный руководитель, психолог
1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей В течение года Классный руководитель, психолог, администрация
2. Организация медицинской помощи
2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера. Систематически Фельдшер, родители
2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
анкетирование учащихся , родителей;
заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь";
заседания семейных клубов "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";
лекции для родителей:
"Психология ранней наркомании" ;
"Проба наркотика – шаг в пропасть" .;
"Сигарет, не приносящих вреда, – нет".;
"Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма". В течение года Классные руководитель, фельдшер, педагог-психолог
3. Организация психологической помощи
3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы). В течение года  Педагог-психолог
3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы). В течение года Педагог-психолог
3.3. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки. Систематически Педагог-психолог
3.5. Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей 1 раз в неделю Педагог-психолог
4. Организация свободного времени
4.1. Изучение интересов и способностей учащихся. В течение года Классный руководитель
4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации. Сентябрь – октябрь Классные руководители, родители
4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг. Сентябрь Библиотекарь
4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства. В течение года Классные руководители
4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах. В течение года Классный руководитель,

Реализация воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:
создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей. 
План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
Наименование мероприятий Сроки исполнения Ответственные
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей В течение года Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка По мере выявления Классный руководитель, психолог, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, ОДН
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей В течение года Администрация, классный руководитель, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми
4. Собеседование с классными руководителями 1–11-го классов по профилактике правонарушений 1 раз в полгода Администрация
5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков Сентябрь – октябрь Руководитель методического объединения (далее – МО), зам. директора по ВР
6. Заседания Совета по профилактике правонарушений 1 раз в месяц Администрация, КОС, отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (далее – ОППН)
7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей По мере необходимости Администрация, классные руководители
8. Психологический тренинг "Толерантность" 1 раз в неделю Психологи школы и наркодиспансера
9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей По мере необходимости Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми
10. Изучение положения подростка в коллективе По мере необходимости Классные руководители, психолог
11. Консультации для детей и родителей Систематически Администрация, психолог, врач
12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений 1 раз в месяц КОС, ОДН, администрация
13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей Систематически Администрация, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей, психолог
14. Единый день отказа от курения Ноябрь Классные руководители, зам. директора по ВР
15. Единый день профилактики правонарушений Декабрь Администрация, классные руководители
16. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции" Март Администрация, классные руководители
17. Всемирный день здоровья Апрель Администрация, классные руководители
Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна проводиться в соответствии с планами (табл. 5).
Таблица 5
План подготовки методического обеспечения для работы с педагогически запущенными детьми
Мероприятия Сроки исполнения Ответственные
1. Работа МО классных руководителей В течение года Зам. директора по ВР, руководитель МО
2. Заседания творческой группы по работе с семьей "Взаимодействие семьи и школы" 1 раз в четверть Руководитель творческой группы
3. Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями Апрель Зам. директора по ВР, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, руководитель МО
4. Работа с правоохранительными органами, КОС, ОППН В течение года Администрация
5. Подготовка выставок книг по данной проблематике 1 раз в четверть Библиотекарь
6. Разработка положения о постановке на внутришкольный учет и снятии с учета Октябрь Зам. директора по ВР
7. Составление плана работы школы по профилактике курения и наркомании Декабрь Заместители директора по ВР и УВР
8. Создание Штаба по беспризорности и безнадзорности Сентябрь Администрация

Реализация воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:
создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.