Методические рекомендации по работе с аварийно-спасательным инструментом при дтп


Министерство образования РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГБПОУ «Рязанский колледж имени
Героя Советского Союза Н.Н.Комарова»


методические рекомендации

по работе с аварийно-спасательным инструментом при дорожно-транспортных происшествиях.


для студентов колледжа




образовательных программ:
22.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях»
22.02.04 «Пожарная безопасность»











Варские
2015 год
ОДОБРЕНO
предметно-цикловой комиссией специального цикла дисциплин
Протокол №_____
от___ _____________2015г.

Председатель ПЦК
_____________/ Ю.И.Драчев _/

УТВЕРЖДАЮ
РАЗРАБОТАНО
на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования
22.02.02. «Защита в чрезвычайных ситуациях
22.02.04. «Пожарная безопасность»

Зам. директора по УВР
_____________ /И.Н. Бездольная /



Данные методические рекомендации разработаны для студентов пожарно-спасательных специальностей как вспомогательный материал при проведении занятий, тренировок и непосредственной работе на ДТП, и содержат информацию по аварийно-спасательным инструментам и технологиям спасения, которые применяются в различных чрезвычайных ситуациях (ЧС). Важно понимать, что каждая отдельно взятая ЧС является уникальной. Невозможно охватить все ситуации при эвакуации пострадавших из транспортных средств. В данных рекомендациях дано описание лишь части основных принципов, которые могут быть применены в конкретной ситуации.
Любая чрезвычайная ситуация может быть экстремально опасной. Персональная безопасность будет зависеть от уровня обучения и подготовки, от грамотного использования средств индивидуальной защиты, а также от умения правильно применять аварийно-спасательное оборудование, имеющиеся в арсенале автомобилей оперативного реагирования. Очень важно, внимательно изучить и понять содержание инструкций по работе со спасательным инструментом. Также необходимо, всегда руководствоваться и действовать в соответствии с установленными правилами работы в ЧС, и следовать инструкциям.
Технологии, описываемые в тексте, смогут быть эффективны только при условии их отработки на практике при проведении занятий с личным составом.



Составил на основе методических рекомендаций МЧС РФ
Преподаватель ОГБПОУ «Рязанский колледж имени
Героя Советского Союза Н.Н.Комарова»
Уроженко С.В.


СОДЕРЖАНИЕ:

ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА
стр. 6

-
Общие требования безопасности
стр. 6

-
Средства индивидуальной защиты
стр. 7

-
Требования безопасности на месте аварии
стр. 8

-
Рабочий процесс
стр. 9





ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
стр. 11

-
Специфические опасности новых автомобилей
стр. 11

-
Расположение источников питания
стр. 12

-
Кинематика столкновения автомобилей
стр. 13





ОБОРУДОВАНИЕ
стр. 17

-
Резаки
стр. 17

-
Расширители
стр. 18

-
Комбинированные инструменты
стр.

-
Гидравлические домкраты
стр.

-
Гидравлические насосы
стр.

-
Оборудование по стабилизации
стр.

-
Уход за оборудованием
стр.





ПРАВИЛА РАБОТЫ С ОБОРУДОВАНИЕМ
стр.

-
Расширители
стр.

-
Резаки
стр.

-
Домкраты
стр.














БАЗОВЫЕ МЕТОДЫ СПАСЕНИЯ ИЗ АВТОМОБИЛЯ
стр.

-
Введение
стр.

-
Стабилизация (устойчивость объекта)
стр.

-
Демонтаж двери
стр.

-
Демонтаж боковой стороны автомобиля
стр.

-
Преобразование третьей двери
стр.

-
Удаление крыши
стр.

-
Сдвиг приборной панели
стр.

-
Доступ к ногам пострадавшего
стр.

-
Подъем приборной панели
стр.





ТЯЖЁЛЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
стр.

-
Грузовые автомобили
стр.

-
Автобусы
стр.





ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДЕЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
стр.

-
Последовательность действий при оказании ПМП
стр.

-
Диагностика при ДТП
стр.

-
Неотложные первоочередные мероприятия ПМП
стр.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ
стр.










ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА

Общие требования безопасности

Работа с инструментом должна проводиться в спецодежде (боевой одежде пожарного), каске с защитным стеклом.
Надёжность аварийно-спасательного инструмента и безопасность работы с ним обеспечивается исправным содержанием, повседневным контролем за его состоянием и своевременным техническим обслуживанием.

При работе с инструментом следует:
- следить за обстановкой в рабочей зоне, знать и соблюдать безопасные приёмы работы с инструментом в зависимости от вида материала и особенности конструкции устройств, находящихся в непосредственном контакте с инструментом;
- следить за рабочей магистралью инструмента, не допускать её изломов, перегибов и других повреждений;
- перед запуском проверить надёжность крепления всех узлов и агрегатов;
- в случае обнаружения неисправности, немедленно прекратить работу.

Запрещается использовать аварийно-спасательный инструмент при:
- нарушении целостности электрической изоляции проводов, инструмента, приборов;
- слабом креплении двигающихся (вращающихся) частей (узлов) инструмента, прибора;
- при наличии следов деформации.
Кроме указанных пунктов, необходимо соблюдать меры безопасности, изложенные в инструкциях заводов-изготовителей.









Средства индивидуальной защиты.



Следует неукоснительно выполнять все требования, связанные с безопасностью и соблюдением правил охраны труда.


Каска является обязательным предметом индивидуальной защиты и её необходимо носить всё время работы на ЧС.
Защита глаз (защитные очки), в сочетании с полной защитой лица (защитный экран) также необходимо использовать при выполнении аварийно-спасательных работ. Один защитный экран не обеспечивает адекватной защиты глаз.
Защитная одежда должна прикрывать все тело и защищать от острых предметов и краев. Желательно также, чтобы указанная одежда обеспечивала также некоторую защиту от пламени и включала отражающие материалы (светоотражающий жилет).
Защитные сапоги или обувь должна обеспечивать надёжную опору без скольжения.
Резка стекла, металла и некоторых композитных материалов приводит к образованию мелких частиц, которые могут повредить органы дыхания. При работе с указанными материалами настоятельно рекомендуется использовать респиратор.

Таким образом, при проведении аварийно-спасательных работ на ДТП или других ЧС пожарный-спасатель обязан:

- на протяжении всего времени проведения работ быть в боевой одежде и снаряжении, а также носить светоотражающий жилет.
- иметь при себе средства защиты органов дыхания (респиратор) и зрения (защитные очки).




Следует помнить о том, что медицинский кислород не должен вступать в контакт с консистентной смазкой или обычным смазочным маслом. К работе с воздушными баллонами и регуляторами допускаются только лица, имеющие защитные медицинские перчатки, специалисты в загрязненных и замасленных защитных рукавицах к указанным операциям допускаться не должны.

Требования безопасности на месте аварии

Для обеспечения безопасности и организованного проведения аварийно-спасательных работ важно установить т.н. спасательные зоны. Первая зона или сектор, называемый внутренний круг или зона работ, представляет собой воображаемую окружность радиусом приблизительно 3-5 метров вокруг каждого вовлеченного автомобиля. Эта площадь должна быть свободна от всех лиц, которые не принимают непосредственного участия в аварийно- спасательных работах на данный момент.
Второй зоной является большая окружность размером 5-10 метров. Эта область должна быть свободна от любых посторонних лиц (не спасателей) и огорожена по периметру, если позволяют условия. Именно в этой зоне, ограждающей внутренний круг, должна быть организованна площадка размещения аварийно-спасательного оборудования. Таким образом, каждый пожарный-спасатель будет знать, где необходимые инструменты, и что позволит содержать зону работ свободной от неиспользуемого в данный момент оборудования. Все части, снятые с автомобиля (или автомобилей) в ходе выполнения аварийно-спасательных работ должны быть сложены в специально отведённом месте, сразу за пределами второй зоны. Такая организация участков (зон) обеспечивает наибольшую эффективность и безопасные условия работ.























Рабочий процесс

Системный подход к спасению пострадавших из транспортных средств представляет собой наилучший способ обеспечить выполнение задач и быстро, и максимально эффективно. Единственным методом по осуществлению системного подхода является работа слаженной командой. Для того чтобы все пожарные-спасатели работали слаженно, они должны чётко представлять себе каждый свои задачи, и быть уверенными в возможностях и знаниях, необходимых для выполнения этих специфических задач.

Общий подход


Огнетушитель держать наготове







Цель: Оценка места происшествия с целью обнаружения скрытых источников опасности при работе внутри, снаружи и вне автомобиля.
До начала выполнения операций по спасению пострадавших выполнить следующие действия:
- При наличии возможности подход пожарных-спасателей должен выполнятся спереди автомобиля. Это гарантирует, что любые возможные пострадавшие в автомобиле наименее вероятно будут поворачивать головы для контакта с приближающимися спасателями. После установления контакта с любыми из пострадавших внутри автомобиля этот контакт не должен прерываться вплоть до передачи пострадавшего вниманию членов бригады скорой помощи.
- Производится осмотр места аварии автомобилей вокруг, над и под ними, выявляя возможные скрытые источники опасностей, такие как силовые кабели, утечки топлива, (или других пострадавших). Обо всех находках следует незамедлительно сообщать старшему, который примет решение о необходимых действиях по исключению опасности.
- После завершения полного осмотра автомобиля и определения источника опасности автомобиль должен быть стабилизирован (устойчиво закреплен). Более подробно это будет рассмотрено в разделе «Стабилизация».
- Система зажигания автомобиля должна быть полностью отключена и обесточена, а аккумуляторная батарея отсоединена. Очень важно, чтобы в первую очередь был отключен отрицательный провод, это устранит вероятность искрового разряда, вызванного случайным заземлением положительного контакта.
- Необходимо использовать электрические функции стеклоподъёмников, дверных замков и сидений до полного отключения источника электропитания. Где возможно, необходимо использовать аварийный (ручной) тормоз.




ВНИМАНИЕ: Если батарея не может быть отключена, включите аварийные сигналы как предупреждение для остальных пожарных-спасателей.

- Все пострадавшие в автомобиле должны быть надежно защищены перед началом операции по разбиванию стекол. Может оказаться необходимым использовать одного из пожарных-спасателей внутри автомобиля для помощи пострадавших и их защиты.
- В некоторых случаях для доступа к пострадавшему необходимо разбить стекло. В таком случае первым следует разбить стекло, наиболее удаленное от пострадавшего. Выполнить необходимые операции по удалению стекла. Следует помнить о том, что стекло, которое может разбиться при последующих работах, должно быть удалено на данном этапе операции.
- Удаление остатков стекла должно выполняться изнутри наружу. В некоторых случаях перед разбиванием рекомендуется опустить окно в дверь как можно глубже. Однако для этой цели может потребоваться подсоединение аккумуляторной батареи.
- Если численность аварийно-спасательной команды позволяет, необходимо убрать осколки стекла под автомобиль или за пределы рабочей зоны.
- После получения доступа и проведения предварительного осмотра пострадавшего, следует оказать ему первичную доврачебную помощь, включая фиксацию (иммобилизацию) позвоночника.
- Все ремни безопасности, по совету с медперсоналом, должны быть срезаны или удалены как можно скорее.
- Где возможно, следует избегать направлений и путей развертывания подушек безопасности. Если в Вашем арсенале есть защитный чехол подушки безопасности водителя, необходимо установить его.





Отработанная шаг за шагом методика последовательности операций является ключом к достижению безопасных и эффективных результатов. Работы, выполненные сейчас, лягут в основу безопасности следующих этапов спасения.




ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ

Специфические опасности новых автомобилей.


А – разрезание кресел
Многие новейшие модели автомобилей снабжены элементами воздушных подушек, расположенными в обивке кресел. Датчики подушек, миниатюрные газовые цилиндры, а в некоторых случаях и сами воздушные подушки не следует разрезать. Прежде всего, необходимо удалить обивку кресел с помощью обычного ножа и проверить наличие возможных опасностей внутри, до начала применения гидравлического резака.
В – операции резания опор/стоек
Различные опоры и стойки содержат элементы, которых стоит избегать. Усилители для монтажа ремней безопасности могут стать причиной повреждения лезвий резаков. Однако наиболее опасным является операция резания нагнетателя воздушной подушки. Она может оказаться исключительно опасной, поскольку выпуск сжатого под большим давлением газа внутри цилиндра или разрушение самого цилиндра может привести к очень серьёзным травмам.
С – автоматические системы защиты при опрокидывании (системы R.O.P.S.)
Эти системы разворачиваются при опрокидывании автомобиля. Они, как правило, установлены позади кресел в задней панели, где проводят работы с шейным отделом позвоночника. Это представляет значительную опасность для пожарных-спасателей и медперсонала, когда во время выполнения аварийно-спасательных работ происходит случайное срабатывание системы защиты. В таких случаях следует отключить аккумулятор, если это представляется возможным и избегать направления развертывания указанной системы.
Расположение источников питания.

Как правило, в большей части пассажирских автомобилей аккумуляторные батареи располагаются в отсеке двигателя. Однако необходимо отметить, что на некоторых автомобилях новейшей конструкции могут использоваться альтернативные места расположения источников электропитания. Эти места среди прочих возможных точек могут располагаться:
- Под задним пассажирским креслом
- В багажнике автомобиля
- В арке переднего колеса










Необходимо помнить о том, что большие автомобили (фургоны или специальные машины) могут снабжаться несколькими аккумуляторными батареями.












Некоторые производители используют специальное устройство, которое автоматически отключает аккумуляторную батарею в случае столкновения.




Система автоматического отключения АКБ
Кинематика столкновения автомобилей.

А – напряжение, изгиб, кручение.
Металл, который погнут (изгиб), растянут (напряжение) или закручен (кручение) требует большой осторожности при резке или раздвижении, так как может произойти быстрое, непредсказуемое перемещение или сдвиг. Пожарный- спасатель должен хорошо понимать возможность различных ответных механических реакций и потенциальных последствий в корпусе автомобиля, которые могут быть вызваны деформациями машины после столкновения.

























При рассмотрении возможных механических реакций (удар во время столкновения, который меняет структуру автомобиля) мы будем говорить о надёжных точках опоры и об эластичных или нестабильных точках.
Для эффективной работы необходимо исключать неустойчивые или потенциально эластичные точки, чтобы избежать нежелательных обратных перемещений материала во время резки или расширения. Необходимо найти стабильные точки, которые будут служить в качестве прочных точек опоры. На которые можно установить раздвигающие инструменты. В случаях, когда таких точек нет, Вы должны будете создать их путем установки подставок и опор.
В – фронтальные столкновения.

Несмотря на увеличение прочности салона автомобиля на новейших транспортных средствах, мы должны помнить, что краш-тесты выполняются при относительно низких скоростях. На более высоких скоростях происходят большие деформации, что значительно усложняет аварийно-спасательные работы.

Современные системы безопасности предполагают, что пассажиры автомобиля выживут в большинстве типичных случаев столкновений. Возможные варианты, с которыми имеют дело спасатели при фронтальных столкновениях, включают усиленную зону приборной панели и боковые усилители, смонтированные в дверях, которые часто продавливаются назад или вперёд, способствуя дальнейшему смятию двери.





Пассажирский салон повреждён в значительной степени, в результате чего пострадавшие имеют серьёзные травмы.











Меньшая деформация салона автомобиля приводит к тому, что травмы пострадавших менее серьезны.


С – боковой удар

Боковые столкновения имеют высокую степень смертности из-за малого расстояния между наружным корпусом автомобиля и его пассажирами. В большинстве случаев после деформации остается очень незначительное свободное пространство, в котором и придется работать с пострадавшим. При возможности, сосредоточение усилий по эвакуации пострадавших с неповреждённой стороны автомобиля часто дает более эффективные результаты.














D – столкновения, связанные с опрокидыванием автомобиля

В этих случаях, наиважнейшим аспектом для успешной эвакуации является грамотная стабилизация автомобиля. Эвакуация может быть усложнена, если пострадавшие в перевёрнутом автомобиле лежат в неудобных позах или свешиваются с кресел. В условиях такой аварии очень важно, чтобы возможные перемещения пострадавших были сведены до минимума.













Е – наезды и столкновения

Крайне ограниченное рабочее пространство и, во многих случаях, сложное сдавливание пострадавших конструкциями автомобилей делают указанные типы ДТП очень сложными для обеспечения их безопасности. Необходимо всегда помнить о важности надёжной стабилизации аварийных нагрузок и о возможности проведения работ по подъёму тяжёлых масс. При выполнении аварийно-спасательных работ под грузовыми автомобилями следует знать о наличии подрессоренных и неподрессоренных масс, как описано в главе по Грузовым Автомобилям.















Проведение аварийно-спасательных работ может нарушить стабилизацию и устойчивость объектов. По этой причине она (устойчивость) должна непрерывно контролироваться в течении процесса эвакуации. Крепежные устройства могут облегчить усилия по обеспечению устойчивости.
















Оборудование

Резаки

Резаки используются для разрезания элементов автомобиля и удаления определённых элементов его конструкции. Также резаки могут быть использованы для профильной резки (ослабления конструкции), которая позволяет смещать элементы оборудования автомобиля при работах по сдвигу приборной панели вперед или при подъёме крыши. Есть множество инструментов с различным профилем лезвий для различных работ.


























Лезвия резаков имеют разнообразную форму (см. рисунок внизу). Все типы лезвий предназначаются для резания материалов различных профилей в автомобиле.




Расширители

Расширители имеют три основные функции: расширение, сдавливание и стягивание. Они могут разрушать или сдавливать металлические элементы, создавая слабые и хрупкие точки или зоны для последующего резания, а также позволяют раздвигать элементы в разные стороны. Третья функция выполняется с помощью использования крюковых адаптеров на наконечниках соответствующих инструментов, что позволяет расширителю стягивать элементы, сближая их.

















Наконечники различной формы могут быть установлены на расширителе для решения самых разнообразных задач.
















Отрыв двери автомобиля сжатие / разламывание крыла

Комбинированные инструменты

Эти универсальные рабочие инструменты сочетают резак и расширитель в одном устройстве. Однако, по причине соединения в себе этих функций, можно предположить снижение технических характеристик инструмента, связанных с расширением и резанием. Как и в случае расширителей, с этими инструментами могут использоваться тяговые принадлежности и насадки.























комбинированный инструмент при отрыве замка отжим двери автомобиля











подъём приборной панели резание задней стойки

Гидравлические домкраты

Эти инструменты используются для выдавливания фрагментов автомобиля наружу и работают по принципу мощного гидравлического поршня. Некоторые из их имеют телескопическую конструкцию, что дает возможность значительно увеличить длину хода штоков при малых их габаритах и установке в ограниченных пространствах. Некоторые домкраты имеют сменные головки, что позволяет использовать дополнительные насадки для других операций вместе с тяговыми крюками и цепями.





















полностью выдвинутый правильное положение
телескопический домкрат рукоятки управления









домкрат используется для домкрат для подъёма
создания свободного пространства приборной панели

Гидравлические насосы

А- ручные и ножные гидравлические насосы

Эти гидравлические насосы выпускаются сериями различных типов, начиная от простых одноступенчатых насосов до трёхступенчатых насосов большой производительности. Они используются главным образом в качестве резервного оборудования, или в тех ситуациях, где бензиновые насосы не могут быть применены.














В- легкие гидравлические насосы

Имеют небольшую массу, компактные насосы с мотоприводом, являются по большей части портативными. Мобильность этих насосов делает их идеальными для использования в удаленных и труднодоступных местах.















Оборудование по стабилизации

А- Клинья и блоки
Они существуют различных форм и изготавливаются из дерева или вторичного полиэтилена. Используемые вместе, они пригодны для применения в самых различных ситуациях. Выбирая зазоры между автомобилем и поверхностью земли, они используются для увеличения устойчивости автомобиля.



















В- Подъёмные подушки
Подъёмные подушки не следует рассматривать в качестве основных средств для стабилизации. Их подъёмная мощность может стать очень полезной в процессе создания устойчивости автомобиля. Однако фиксировать объект после подъёма всегда необходимо только клиньями и блоками.








подушки высокого давления
С – крепь и опоры

Они часто используются в тех случаях, когда необходимы большие свободные пространства, например, когда автомобиль лежит на боковой стороне или на собственной крыше. Крепь и опоры поставляются различных типов и моделей, в том числе изготовленные из прочного дерева, пневматические (воздушные) и гидравлические (гидромасло) стойки. Наиболее эффективные и высокотехнологичные устройства, такие как воздушные или гидравлические стойки, обеспечивают спасателям высокий уровень мобильности и работу с большими нагрузками. Крепь воздушного типа может автоматически «сопровождать» нагрузку при её подъёме, а аналогичная гидрокрепь легко обеспечивают необходимые усилия при подъёме.














Пневмо- / гидро-стойки гидравлические стойки
















Простейшая механическая крепь опоры из дерева

Уход за оборудованием

Для поддержания оборудования в исправном рабочем состоянии необходимо его регулярное техническое обслуживание в соответствии с инструкциями фирмы-изготовителя. Уполномоченный персонал на местах должен иметь возможность выполнять периодическое профилактическое обслуживание и необходимые работы по ремонту инструмента.

А- насосы

После каждого использования необходимо выполнить следующие проверки:
1. Визуальная проверка на наличие внешних повреждений.
2. Все уровни жидкости включая:
- Топливо
- Гидравлическая жидкость
- Моторное масло
3. Установить топливный кран в положение выкл. /закрыто
4. Разъёмы должны быть тщательно промыты, прочищены, и хорошо стыковаться.
5. Очистите и установите на место пылезащитные колпаки.

В- шланги
После каждого использования необходимо выполнить следующие проверки:
1. Визуальная проверка на наличие внешних повреждений.
- Порезы, трещины или любые другие повреждения и дефекты наружной
поверхности шланга.
- Чрезмерные перегибы и изломы.
2. Разъёмы должны быть тщательно промыты, прочищены, и хорошо стыковаться.
Очистите и установите на место пылезащитные колпаки.
3. Очистить или смыть со шланга все загрязнения.

Повреждённые шланги подлежат немедленной замене.









Повреждённые шланги не использовать
С- Инструменты

После каждого использования необходимо выполнить следующие проверки:
1. Визуальная проверка на наличие внешних повреждений.
а. Лезвия резаков, наконечники расширителей, головки домкратов.
2. Проверить функционирование рукоятки управления.










3. Гибкие шланги.
а. Порезы, трещины или любые другие повреждения и дефекты наружной поверхности шланга.
б. Чрезмерные перегибы и изломы.
4. Разъёмы должны быть тщательно промыты, прочищены, и хорошо стыковаться.
Очистите и установите на место пылезащитные колпаки.










Шток слегка выдвинут Наконечники слегка раскрыты Лезвия немного
перекрываются

5. Инструменты хранятся в безопасном положении (не под давлением).
а. Расширители/Комби - инструменты: рабочие наконечники слегка раскрыты.
б. Домкраты: плунжеры необходимо слегка выдвинуть.
в. Резаки: лезвия немного перекрывают друг друга.
6. Таблички предупреждений и с рабочими данными
должны быть на месте и читаемы.



Правила работы с оборудованием.


При работе с использованием любого аварийно-спасательного оборудования необходимо соблюдать правила работы с данным оборудованием и меры безопасности. Следует запомнить также следующие основные правила:

При пользовании инструментом не следует становиться между этим инструментом и транспортным средством.
Поскольку шланги могут быть легко повреждены (перерезаны, подвергнуты воздействию абразивных предметов, высоких температур, химических растворителей и т.д.), при их использовании следует соблюдать особую осторожность. Ни при каких обстоятельствах не следует пользоваться поврежденными шлангами, они подлежат немедленной замене.
Не следует использовать шланги для перемещения инструментов или насосов.
Все носимые и используемые инструменты должны переноситься только за соответствующие рукоятки.
Не следует наступать на гидравлические шланги.
Фрагменты и части транспортных средств, отскакивающие в процессе резки, должны находиться под постоянным контролем.
Инструменты, которые не используются в процессе выполнения текущих работ, должны быть возвращены на отведенное им место и оставлены в «нейтральном» положении.





Никогда не следует прикасаться руками к рабочим поверхностям или режущим кромкам аварийно-спасательных инструментов.




А – расширители

Расширитель представляет собой мощный инструмент и при его эффективном использовании он может оказаться исключительно полезным в процессе эвакуации. Расширители представляют определенную опасность в случае их неправильного или неосторожного использования.
Приводимые ниже положения необходимо помнить при использовании расширителей. Главное, что необходимо предусмотреть, это правильное размещение оборудования на устойчивой опорной площади. С момента, когда инструмент начинает производить процесс расширения, он обеспечивает поддержку общей части или даже всей своей массы, поэтому, с указанного момента, достаточно его лишь поддерживать и управлять инструментом с помощью контрольной рукоятки.
Что необходимо помнить:
Старайтесь полностью задействовать поверхность расширяющих наконечников.
Если при захвате наконечники начинают проскальзывать, необходимо прекратить выполняемую операцию и привести оборудование в исходное положение.
Инструмент необходимо располагать так, чтобы части и фрагменты выдавливались из транспортного средства наружу.
Вам не удастся предотвратить естественное перемещение инструмента в течении процесса работы. По этому, если ваша одежда или вы сами окажетесь зажатыми между транспортным средством и оборудованием, остановите работу инструмента и приведите его в исходное положение.
Ни при каких условиях не прикасайтесь руками к рычагам или к наконечникам расширителя.
После завершения работ с использованием расширителя необходимо установить его в «безопасное» положение.







наконечники соприкасаются всей поверхностью
правильное расположение расширителя







правильное удержание расширителя за рукоятки
В - резаки

Резаки являются самыми важными инструментами аварийно-спасательных работ. Это связано в частности с непрерывным совершенствованием дизайна и конструкции транспортных средств, и технологии резаков. Большая мощность этих инструментов для резки или проламывания представляет большую опасность при неосмотрительном применении.









резак под углом 90 градусов хороший обзор при резании

Что необходимо помнить:
Резак следует расположить таким образом, чтобы он находился под углом 90 градусов к поверхности резания.
Обрезаемый материал следует расположить как можно глубже к основанию лезвий резака. Избегайте резку концами лезвий.
Если резак начинает слишком сильно разворачиваться или чрезмерно вращаться или Вы заметили выгибание лезвий, необходимо прекратить резку и установить резак по-новому.
Не следует выполнять резку через скрытые зоны нагнетания подушек безопасности или другие, представляющие потенциальную опасность области.
Никогда не прикасайтесь руками к лезвию любого резака.
Вам не удастся предотвратить естественное перемещение инструмента во время работы. Необходимо остановить работу и начать заново, если инструмент или часть вашей одежды могут быть зажаты между транспортным средством.









материал как можно глубже к основанию лезвия избегайте резки концами лезвия
С – домкраты

Домкраты являются важными элементами комплекта гидравлических инструментов. Они используются не слишком часто, в отличии от резаков и расширителей, но имеют очень большое значение в тех случаях, когда передняя часть транспортного средства является препятствием для эвакуации пострадавших. Поскольку домкраты удерживают большую нагрузку, их соскальзывание с опорной точки по причине потери опоры или их зажима представляет наибольшую опасность.
Что необходимо помнить:
Гидравлический домкрат располагается таким образом, чтобы его управляющая рукоятка была легко доступна, но не препятствовала последующей эвакуации пострадавших.
Если в процессе подъема или выдвижения произведена остановка, необходимо обратить особое внимание на ориентацию рукоятки управления перед продолжением прерванной операции. Не следует слишком быстро опускать или сбрасывать давление из гидродомкрата.
Особое внимание следует уделять обеим опорным точкам домкрата.
При необходимости следует использовать опору домкрата с целью обеспечения надежной фиксации его опор.
Обеспечить надежную стабилизацию объекта под нижней опорной точкой до подачи давления.








рукоятка управления должна хорошая опорная точка
быть легко доступной










Использование опоры домкрата разрез каркаса сделан до начала
работы домкрата

Базовые методы спасения из автомобилей


Введение:

Основной процент ДТП с заблокированием пассажиров падает на легковые автомобили. Термин « легковые автомобили» становятся все труднее и труднее определить с необходимой четкостью. При употреблении этого термина мы имеем в виду в большинстве частные легковые автомобили, например автомобили для семьи. Ирония заключается в том, что «легковые» транспортные средства включают в настоящее время новейшие конструктивные разработки и материалы, которые обеспечивают высочайшую безопасность для пассажиров и одновременно многократно усложняют работу пожарных-спасателей.
Каждая авария легкового автомобиля уникальна. Такие характеристики, как тип и число попавших в ДТП автомобилей, их расположение при столкновении, число и состояние пострадавших, а также внешние опасности, играют важную роль в определении соответствующих аварийно-спасательных действий и последовательности их выполнения. В данном разделе описываются основные методы, которые могут быть применены для безопасной эвакуации пострадавших из автомобиля. Как и любые профессиональные навыки, эти методы требуют постоянной практики.


Стабилизация (устойчивость объекта)


Цель: Минимизация перемещений автомобиля, которые могут оказать негативное воздействие на находящихся в нем пострадавших или травмировать пожарных-спасателей.




Внимание: Эта часть аварийно-спасательных работ должна быть выполнена до начала любых других действий по эвакуации пострадавших в ДТП.






А- автомобиль стоит на колесах


Необходимо использовать как минимум три точки опоры, но при этом настоятельно рекомендуем использовать опору на четыре точки. Опорные блоки должны быть установлены с целью обеспечения максимально возможной устойчивости, как это показано на рисунках.








































Технология:

Первым шагом является установка двойных клиньев под одно или два колеса автомобиля.












Опорные блоки должны быть закреплены клиньями в требуемом положении с усилием, необходимым для их устойчивости.












При использовании ступенчатых блоков клинья могут быть использованы для их надежной фиксации. Перевернутый ступенчатый блок может также хорошо работать.






автомобиль перевернут на бок
















Технология:

Для гарантии того, что автомобиль не перевернётся, необходимо установить опоры под передней и задней стойками лежащего автомобиля.



Предвидя дальнейшие работы, не следует размещать стабилизирующие элементы в местах, где возможно будут выполнятся операции резания.



Подпереть днище автомобиля механическими распорками (из дерева или металла), или использовать гидравлические или пневматические стойки (крепь).






Зафиксировать установленные распорки в требуемом положении используя натяжные ремни или специальные механические приспособления.












Для механических распорок может потребоваться установить клинья для гарантии их надёжного закрепления.














В зависимости от конкретной ситуации может потребоваться также использование распорок и крепи для стабилизации автомобиля со стороны крыши.




С- автомобиль опрокинут на крышу















Технология:


Установить опорные блоки между задней частью крыши перевернувшегося автомобиля и поверхностью земли.









Для обеспечения хорошей устойчивости поставить дополнительные блоки в пространстве между капотом и лобовым стеклом автомобиля.







Демонтаж двери

А- Автомобиль стоит на колесах














Цель: Создать доступ с целью обеспечения наилучшего ухода за пострадавшими в процессе их эвакуации. Дверной проём может быть использован и для немедленного их освобождения, если необходимо.

Оценка ситуации: Наиболее оптимальный метод снятия двери автомобиля зависит от типа и характера повреждений конструкции автомобиля. Надо помнить, что первым шагом является разблокировка двери и обычное её открытие, если это возможно.

Технология:

Если подходящее место для введения расширителя отсутствует, а переднее крыло доступно, то сначала необходимо сжать это крыло в самой верхней точке арки колеса. Это создаст необходимое пространство вокруг петель двери.





Если крыло необходимо снять совсем, то следует сделать профильный надрез в том месте, где крыло было сжато.







Необходимо найти хорошую точку опоры для расширителя над верхней петлёй двери автомобиля, после чего дверь можно легко отжать.






Работать следует с каждой из петель только поочередно. Не следует начинать работу между двумя петлями сразу.











Если точка опоры начинает скользить, остановитесь и установите расширитель в другом месте, или отрежьте петли.


После удаления дверных петель и ограничителя между ними следующим шагом является снятие двери с замковой части.






После полного удаления двери она должна быть помещена на площадку для снятых элементов автомобиля.








Альтернатива:
Характер ДТП может сделать недоступным подход к передней части автомобиля. В таком случае доступ к дверным петлям может быть получен следующим образом:
Вставьте расширитель в передний угол оконного проема автомобиля. Отожмите дверь вниз от передней стойки автомобиля для создания пространства над дверными петлями.

эта альтернатива, естественно, невозможна, если крыша автомобиля уже была удалена


Во избежание проникновения расширителя в салон к пострадавшим необходимо соблюсти правильное размещение наконечников и угол установки расширителя.
В – автомобиль опрокинут на крышу














Технология:


Сдавите пороги автомобиля, чтобы создать пространство, необходимое для наконечников расширителя.












При необходимости, следует увеличить полученный зазор путем зажатия нижней части обшивки двери спредером и выгибания её наружу.




Отожмите дверь наружу от корпуса автомобиля.
















Когда дверь раскрыта после освобождения её, от фиксации замка, необходимо отрезать или разжать дверные петли и удалить дверь.




Альтернатива:


Зажав обшивку двери рабочими наконечниками спредера и отгибая её, создайте пространство у замочной части двери.







Использовать расширитель для отрыва механизма замки, отжав дверь от корпуса автомобиля наружу, и закончить операции, как описано выше.








Необходимо постоянно контролировать перемещение двери, чтобы она не вошла в опасный контакт с пострадавшим или с пожарным-спасателем и не уперлась в землю, вызвав перемещение автомобиля.

Демонтаж боковой стороны автомобиля















Цель: Создание большого проёма в боковой стороне автомобиля для оказания помощи пострадавшим или для их немедленной эвакуации, если необходимо.

Думая в перёд:

Не рекомендуем использовать данный метод, если в дальнейшем будет необходимость прибегнуть к отгибу приборной панели.
Технология:


Сначала необходимо снять переднюю дверь автомобиля, используя один из описанных ранее методов.







Затем следует снять заднюю дверь с помощью резания или разжима дверных петель.








Отрезать верхнюю и нижнюю части средней стойки в автомобиле для её удаления. Необходимо помнить об использовании средств защиты от острых кромок.








Следует осмотреть и проверить все стойки и усиления крыши перед началом их резания.
Альтернатива:





Начав с задней стороны, сдавите дверь, чтобы создать место для введения рабочих наконечников расширителя.












Теперь следует отжимать дверь вплоть до разрушения замка и раскрытия двери.












Необходимо постоянно контролировать перемещение двери, чтобы она не вошла в опасный контакт с пострадавшим или с пожарным-спасателем и не уперлась в землю, вызвав перемещение автомобиля.


Работая со стороны задней двери автомобиля, делают глубокий рельефный рез в нижней части средней стойки с целью её ослабления.






Следует осмотреть и проверить все стойки и усилители крыши перед началом из резания.
Установить один из рабочих наконечников расширителя в основание задних кресел автомобиля. Медленно и осторожно раскрывать его, следя за устойчивостью точки опоры, после чего опереть другой рабочий наконечник в нижней части средней стойки. Теперь необходимо отжать наружу, отводя её от порога автомобиля.






Продолжать расширение, раздвигая рабочие наконечники спредера вплоть до отделения средней стойки от порога автомобиля или до создания достаточного свободного пространства, чтобы завершить операцию с помощью резака.








Удалить среднюю стойку, отрезав её в верхней части как можно выше.









Следует осмотреть и проверить все стойки и усилители крыши перед началом из резания.



Снять переднюю дверь автомобиля с петель, в то время как другие пожарные-спасатели поддерживают дверь от падения.











Обеспечить хорошую защиту от острых кромок.






Преобразование третьей двери













Цель: Создание достаточного проёма в боковой стороне двухдверного автомобиля для оказания помощи пострадавшим или для их немедленной эвакуации, если необходимо.

Думая в перёд:
Не рекомендуем использовать данный метод, если в дальнейшем будет необходимость прибегнуть к отгибу приборной панели.
Технология:


В первую очередь необходимо снять переднюю дверь автомобиля любым из ранее описанных методов.





Выполнить глубокий рельефный рез в основании средней стойки. При необходимости для облегчения резания следует сначала сдавить эту область с помощью расширителя.


Следует осмотреть и проверить все стойки и усилители крыши перед началом из резания.
Если средняя стойка продолжается до крыши автомобиля, то необходимо обрезать ее в самой верхней её части.


Для большей безопасности можно снять среднюю стойку полностью.




Выполнить вертикальный рельефный разрез перед задней стойкой.








Расположить рабочие наконечники расширителя в основании реза средней стойки. Раскрыть расширитель и выдавить боковую панель наружу, создавая, таким образом, третью дверь.







Свободное пространство создано, и следует тщательно установить защиту от острых кромок.



Удаление крыши











Цель:
Демонтаж крыши автомобиля с целью обеспечения удобного доступа к пострадавшим и их эвакуации из автомобиля.

Оценка ситуации:
Методы удаления крыши будут зависеть от масштаба и типа структурных повреждений автомобиля.


В зависимости от характера удара и окружения места аварии не всегда требуется удалять крышу автомобиля полностью. Другие виды работ с крышей автомобиля могут быть:

- откидывание крыши вперёд;
- откидывание крыши назад;
- частичное удаление крыши;
- боковое откидывание крыши;
- откидывание крыши перевёрнутого автомобиля.


Каждый из перечисленных выше методов имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо оценить при принятии решения о том, какой из методов будет наилучшим в сложившейся ситуации.




А- Полное снятие крыши автомобиля
Технология:

Удалить все необходимые стекла.








Отрезать обе передние стойки.







Разрезать любое стекло от края до края обеспечивая защиту как пострадавшего, так и пожарного-спасателя от осколков стекла и стекольной пыли.






Отрезать обе средние стойки.










Пожарные-спасатели должны полностью поддерживать крышу автомобиля до начала разрезания стоек.




Продолжить демонтаж крыши, разрезая задние опорные стойки.






Следует осмотреть и проверить все стойки и усилители крыши
перед началом из резания.

Надежно поддерживая крышу автомобиля, выполнить заключительную операцию резания, убедившись, что отсутствуют любые другие соединительные точки и связи, такие как ремни безопасности или детали пластиковой отделки.





Теперь пожарные-спасатели могут снять крышу с автомобиля и перенести её на специально выделенную для этой цели площадку.







Заключительным шагом является установка защиты от острых краев и кромок.

В- откидывание крыши автомобиля вперед











Технология:


В первую очередь необходимо отрезать опорные стойки. Эту операцию следует выполнять, поддерживая крышу автомобиля.













После размещения необходимой защиты от осколков стекла, сделайте профильные надрезы с двух сторон крыши автомобиля непосредственно за лобовым стеклом.





Теперь отгибаем крышу автомобиля вперед. Может быть необходимым использование лома в качестве рычага (оси) для перегиба.










Крышу автомобиля в отогнутом состоянии необходимо застропить и закрепить ремнями.















Острые углы и кромки должны быть защищены.







С- откидывание крыши автомобиля вбок




Необходимо обеспечить устойчивость объекта до начала выполнения любых операций по эвакуации. Это особо важно, если автомобиль находится в таком неустойчивом положении.




















Технология:
Сделать вырез в передней стойке.













Разрезать лобовое стекло под углом, как показано на рисунке, для создания места сгиба. Помните о защите пожарных-спасателей и пострадавших от осколков стекла.








Отрезать среднюю стойку ближе к крыше автомобиля.












Отрезать заднюю стойку максимально близко к крыше автомобиля.









Следует осмотреть и проверить все стойки и усилители крыши
перед началом из резания.
Выполнить профильный надрез крыши автомобиля непосредственно над задней стойкой. На некоторых типах легковых автомобилей конструкция крыши такова, что потребуется также разрез крыши и над передней стойкой.








Для создания горизонтальной рабочей платформы следует поставить опорные блоки в тех местах, куда будет положена крыша автомобиля. Медленно и плавно отгибайте крышу автомобиля по направлению вниз, чтобы автомобиль не потерял устойчивость.










Заключительным шагом является защита всех острых поверхностей и кромок.






D- откидывание крыши перевернутого автомобиля


Необходимо отметить, что данный метод требует хорошо обученной аварийно-спасательной команды, которая имеет практику выполнения этих работ.














Технология:

Необходимо надежно зафиксировать положение автомобиля клиньями и блоками, как указывалось ранее. Следует помнить о том, что автомобиль, показанный на рисунках этого раздела, имеет двигатель, расположенный спереди. К автомобилям с задним расположением двигателя должен быть иной подход.
Если Вы имеете защитный чехол подушки безопасности – установите его сейчас.


После обеспечения надежной устойчивости автомобиля следует выполнять стандартные операции по удалению стёкол.


Открыть заднюю часть автомобиля, удалив, по возможности, его заднюю дверь.








Подпереть заднюю часть автомобиля, нагрузив страховочные опоры.








Удалить задние сидения автомобиля в случае эвакуации пострадавших с передних кресел. Это обеспечить лучший доступ к пострадавшим. В некоторых ситуациях это может оказаться невозможным без предварительного создания достаточного рабочего пространства.




Если Вы намерены откинуть крышу автомобиля вниз, то необходимо предварительно вынуть опорные блоки, установленные под ней. Если это невозможно, продолжите выполнение работ с опорными элементами на прежних местах, чтобы предотвратить движение крыши вниз.


Установите домкрат на надёжную опорную поверхность на крыше автомобиля и создайте домкратом усилие между крышей и полом автомобиля.





Теперь необходимо отрезать средние и задние стойки с обеих сторон автомобиля, используя стандартные меры предосторожности.





Поскольку опорные стойки срезаны, может быть необходима регулировка усилия домкрата для гарантии, что он останется на месте под требуемым давлением.

Выполнение операции резания, подъёма и стабилизацию устойчивости автомобиля следует проводить, полностью скоординировано.







В зависимости от выбранного метода, в данный момент Вы либо приподнимаете автомобиль вверх, либо толкаете его крышу вниз, применяя домкрат.



С помощью домкрата создано необходимое свободное рабочее пространство. Страховочные опоры теперь необходимо постоянно регулировать, чтобы обеспечить оптимальную устойчивость автомобиля.






Опоры установлены исключительно для поддержки автомобиля. Ими нельзя поднимать автомобиль вверх, так как это может привести к падению домкрата из рабочего положения.



По завершению операции создано достаточно свободное пространство для контролируемой эвакуации пострадавших из автомобиля.










Технологии создания пространства могут применятся для различных целей, как по созданию свободной рабочей зоны, так и для обеспечения безопасной эвакуации пострадавших, зажатых в автомобиле.


Сдвиг приборной панели













Цель: Перемещение передней панели автомобиля для облегчения эвакуации пострадавших или получения доступа к их ногам.
Метод оттягивания рулевого колеса с помощью расширителя и тяговых цепей в настоящее время не рекомендуется. Усилия в рулевой колонке могут привести к поломке шарниров, что, в свою очередь, может травмировать и пожарных-спасателей, и пострадавших.

Усилители приборной панели в новых автомобилях могут потребовать использования домкрата на каждой из сторон автомобиля. Выдвижение двух домкратов одновременно необходимо, чтобы противодействовать эффекту смещения панели вниз, вызванного этой недеформируемой конструкции.
Технология:
Обеспечить устойчивость автомобиля, как было описано выше. Добавить дополнительные опоры под среднюю стойку, где будет установлено основание домкрата. Хотя не каждая ситуация это позволит, настоятельно рекомендуем использовать опору домкрата для распределения усилий, действующих в его основании.


Установите домкрат в необходимое положение и зафиксируйте его на месте небольшим давлением. Это предотвратит падение приборной панели из-за последующих операций резания. Положение рукоятки управления домкрата должно быть наружу из салона и не вверх.


Сделайте надрез профиля через основание передней стойки. Если рабочее пространство ограничено, может быть необходимо выполнить этот надрез перед установкой домкрата.







Необходимо уделять особое внимание перемещению резака во время этой операции, так, чтобы он не вошёл в контакт с пострадавшим, с креслом автомобиля или с домкратом.
Теперь, под контролером, можно начать раздвижение домкрата. Необходимо внимательно следить за всеми точками опоры во время этой операции. Не следует забывать о постоянном контроле устойчивости автомобиля, немедленно выполняя все требуемые регулировки. Используйте клиновые блоки в раскрытии профильного надреза.






Если на какой-то момент операция остановлена, при её возобновлении обратите внимание на положение рукоятки управления домкрата. Не начинайте резко опускать домкрат.
Доступ к ногам пострадавшим

















Цель: Обеспечить лучший доступ к ногам пострадавшего при его высвобождении или оказании медицинской помощи.

Оценка ситуации:
В случае серьезных лобовых столкновений этот метод может не обеспечить требуемый доступ к ногам пострадавших.




Сделать два профильных надреза на расстоянии приблизительно 30 см друг от друга в основании передней стойки.









Уделяйте особое внимание перемещению резака во время этой операции, чтобы он не вошел в контакт с пострадавшими или с креслом автомобиля.


Зажать расширителем вырезанный кусок секции.








Отогнуть эту секцию наружу с помощью расширителя.







Теперь, когда обеспечен доступ к ногам
пострадавшего, вы можете начать
безопасно работать в
созданном пространстве.





Альтернатива:
В некоторых ситуациях может также стать возможным отвод педалей от ног пострадавшего в сторону, отогнув их вбок с помощью ремней. Как видно на рисунке, дверь автомобиля может быть
использована
как рычаг
для закрепления
ремня.



Подъем приборной панели










Цель: Перемещение приборной панели автомобиля строго вверх, в сторону от пострадавшего.

Оценка ситуации:
Этот метод практически полезен в тех ситуациях, когда зажатие пострадавшего вызвано в большей степени смещением приборной панели автомобиля вниз, чем её перемещение назад.

Технология:
После того, как автомобиль надёжно закреплён, необходимо проверить. Что переднее крыло автомобиля целиком снято. Потребуется также более глубокий профильный надрез верха колесной арки для использования его в качества точки перегиба.


Вырезать сектор, удобный для введения рабочих наконечников вашего расширителя, как описано выше для операции освобождения ног пострадавшего. Установить опорные клинья и блоки непосредственно под передней стойкой.






Рабочие наконечники расширителя необходимо установить в вырезанном для доступа секторе, после чего можно начать операцию подъема приборной панели автомобиля.








Работая одновременно с домкратом, если он установлен, медленно приподнимайте приборную панель автомобиля, постоянно оценивая надежность точек контакта рабочих наконечников расширителя и корпуса автомобиля.









Если на какой-то момент операция остановлена, при её возобновлении обратите внимание на положение рукоятки управления домкрата. Не начинайте резко опускать домкрат.


Теперь создано достаточное рабочее пространство, которое поможет безопасно эвакуировать пострадавшего. Расширитель не следует отпускать вплоть до полной эвакуации пострадавшего из автомобиля.



Тяжёлые транспортные средства


ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

Цель: Познакомить с ключевым решениями и сложностями, связанными со спасением из грузовых автомобилей.

Оценка ситуации:
Поскольку эти автомобили предназначены для транспортировки тяжёлых грузов, их устройство и конструкция значительно отличается от конструкции легковых автомобилей.

Необходимо помнить, что грузовые автомобили предназначены для перевозки тяжёлых грузов, а не нескольких пассажиров. Это означает, что очень часто мы сталкиваемся с исключительно прочной конструкцией, которая может требовать применения спасательных инструментов высокой мощности. Большие размеры и масса этих автомобилей могут представлять сложные проблемы, связанные с их стабилизацией. Большие расстояния между дорогой и автомобилем, смещение центра масс, опасные и негативные грузы - это лишь часть проблем. Также важно понимать разницу между обеспечением устойчивости подрессоренных и неподрессоренных масс грузового автомобиля. Когда грузовой автомобиль стоит на всех своих колесах на уровне земли, это сложности не представляет. В том же случае, когда грузовой автомобиль стоит на неровной поверхности, на других посторонних объектах или не на колесах, обеспечение его устойчивости становится высоко техничной задачей.
Дополнительную сложность представляет высота кабины грузовиков, что вынуждает пожарных-спасателей работать на лестницах или платформах. Безопасная работа на платформе требует опыта и чёткого взаимопонимания между всеми членами команды. Это будет необходимо при передачи инструментов друг другу и при дальнейшей эвакуации пострадавшего через эту платформу.


Конструкция кабины грузового автомобиля








Различные модели кабин грузовых автомобилей



















Подклиньте колеса и кабину автомобиля; может также необходимо прикрепить кабину ремнями к шасси в том случае, если механизм замка поврежден во время удара.






Удалите дверь грузового автомобиля, где возможно применяя технику раскрытия петель. Начав со стороны, где расположены петли можно обнаружить, что дверь легко удаляется после срезания или разрушения петель.




Внимание: Помните о значительном весе дверей. Закрепите их натяжным ремнем.

Установите домкрат в горизонтальном положении.






Обрежьте переднюю стойку кабины грузового автомобиля вверху и ослабьте её, надрезав стойку в основании, а также переднюю панель в области приборной доски для независимого отгиба панели вперед.





Выполните контролируемое смещение приборной панели грузовика вперед, только на расстояние, необходимое для освобождения пострадавшего.










При необходимости Вы можете поднять крышу грузового автомобиля вверх, сделав профильный надрез с обеих сторон крыши и выдавливая её с помощью домкрата.



Работу со стеклами всегда следует выполнять в первую очередь, как это было описано в легковых автомобилях, одновременно контролируя возможное срабатывание подушек безопасности. Может оказаться предпочтительным удаление лобового стекла автомобиля при оказании помощи пострадавшему и для облегчения работы пожарным-спасателям.



Во многих случаях значительную помощь окажет наклон или выталкивание рулём колонки вверх. Это часто можно сделать, используя штатную систему регулировки наклона рулевого колеса автомобиля или, если необходимо, путем сдвига рулевой колонки аварийно-спасательным инструментом.





Автобусы

Цель: Познакомиться с ключевыми решениями и сложностями, связанными со спасением и эвакуацией пострадавших из попавших в аварию автобусов.

Оценка ситуации:

Автобусы часто относят к категории тяжёлых транспортных средств, но они имеют конструкцию, отличную от грузовых автомобилей. Пассажирский салон автобуса весьма непрочен в случае ДТП. Салон монтируется на шасси, состоит из длинных продольных лонжеронов и перекрещивающихся конфигураций трубок, сваренных вместе, к которым прикреплена наружная обшивка (стальные листы или стеклопластик).



Такая конструкция часто не в состоянии противостоять усилиям и нагрузкам, действующим на неё во время аварии. А это ведет к потенциальному блокированию значительного числа пострадавших в автобусе. Кресла внутри автобуса часто повреждаются из-за больших нагрузок при столкновении, что приводит к дополнительным жертвам.

Высота конструкции автобуса может вести к дополнительным трудностям при стабилизации в подобной аварии.









Конструкция кузова туристических автобусов, одно-и двухэтажные.

























Обеспечение доступа:
После работ по стабилизации автобуса следующая задача-обеспечение доступа в этот автобус. Это можно сделать несколькими способами, простейшим из которых будет использование дверей, боковых окон салона или аварийных выходов на крыше автобуса. После того, как Вы получили доступ внутрь, у Вас с будет гораздо более точное представление о масштабах аварии, и Вы сможете сообщить о количестве и характере травм пострадавших другим участникам спасательной операции. Не забудьте проверить багажное отделение, а также спальные полки и туалеты, если автобус этим оснащен.








Элементы аварийных выходов

Управление на месте аварии:
По причине того, что большинство автобусных аварий связано со значительным количеством пострадавших, очень важно чётко определить роли всех членов вашей аварийно-спасательной команды по конкретным рабочим зонам. Может быть, также необходимо определить и чётко обозначить зоны расстановки спасательных транспортных средств с целью обеспечения быстрой и безопасной транспортировки (эвакуации) пассажиров. В некоторых случаях может потребоваться разделение аварийно-спасательных команд на небольшие группы, работающие на разных участках.














Операции по высвобождению:

Спасательные операции при подобной автобусной аварии обычно включают создание достаточного пространства, как для первичного доступа, так и для эвакуации пострадавших. После получения доступа внутрь Вы имеете возможность начать освобождение пострадавших из рядов между кресел.


Стратегически выполнение операций внутри автобуса должно быть сфокусировано на обеспечение свободного и безопасного доступа, и путях эвакуации пострадавших на носилках через всю зону аварии. Проработка ясных и чётких команд между теми пожарными-спасателями, кто находится внутри автобуса, работая с инструментами, и теми, кто снаружи управляет насосами, также обеспечит безопасную и слаженную работу. Эта проблема также может быть решена с помощью применения автономных аварийно-спасательных инструментов внутри автобуса.
Оказание первой медицинской помощи

Следствием практически любой ЧС является травмирование людей. Оказание им своевременной и квалифицированной первой медицинской помощи является основной профессиональной обязанностью пожарных-спасателей.
Комплекс неотложных мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровья, облегчение страданий, сведение до минимума отрицательных последствий происшествия называется первой медицинской помощью (ПМП).
К основным мероприятиям по оказанию ПМП относятся: определение состояния пострадавшего, остановка кровотечения, обезболивание, наложение повязок, сердечно-легочная реанимация.
Обязательным условием проведения ПМП является оценка ситуации и обеспечение безопасности пострадавших и пожарных-спасателей, прекращение действия поражающих факторов, транспортировка пострадавшего в безопасное место, выбор стратегии проведения ПМП, оказание ПМП, информирование специальных служб, постоянный контроль за состоянием пострадавшего.
При оказании ПМП пожарные-спасатели должны действовать спокойно, решительно и профессионально, соблюдая правильную последовательность своих действий.
При оказании ПМП нельзя допускать действий, в результате которых пострадавшему станет хуже. Наиболее сложной является ситуация, когда имеется несколько пострадавших. В этом случае ПМП должна быть оказана первоначально тем, кто находится в бессознательном состоянии, а затем всем остальным.
При оказании ПМП пожарные-спасатели должны постоянно контролировать пульс и дыхание пострадавшего, а в случае их остановки незамедлительно приступить к проведению реанимационных мероприятий.
Нельзя оставлять пострадавшего одного.
У пожарных-спасателей, в особенности у новичков, состояние пострадавших, их внешний вид, травмы, кровь могут вызвать волнение, и растерянность. Все это приводит к нежелательным действиям при оказании ПМП, в т.ч.:
замешательство, спешка, ошибки, что в конечном итоге отражается на ухудшении состояния пострадавшего, снижении эффективности ПМП. Чтобы этого не допустить, необходимо постоянно тренироваться и соблюдать следующие правила.

Последовательность действий спасателей при оказании ПМП:

- создание безопасных условий для оказания ПМП;
- осмотр пострадавшего, определение его состояния, степени травмирования,
- постановка диагноза;
- оказание ПМП;
- транспортировка в лечебное учреждение.
Диагностика при ДТП:
1. Выявить ведущее (ведущие) повреждение, а также наличие угрожающих жизни состояний: шока, острой кровопотери, острой дыхательной и сердечной недостаточности.
2. Определить проходимость дыхательных путей и состояние дыхания пострадавшего.
Причиной отсутствия самостоятельного дыхания может быть механическая асфиксия вследствие аспирации рвотных масс, западения языка, попадания в глотку зубных протезов. Эти причины выявляются при осмотре полости рта и глотки.
Спонтанное дыхание может отсутствовать вследствие тяжелого повреждения головного мозга, травматического шока 1У степени (агония), в терминальных стадиях острой кровопотери.
3. Установить наличие травматического шока и острой кровопотери:
- определить характер и частоту пульса, измеряют артериальное давление;
- выслушать сердцебиение.
4. Провести осмотр пострадавшего для выявления основных повреждений:
- осматривают и пальпируют череп больного;
- определяют состояние сознания;
- ширину и равномерность зрачков;
- наличие ран, гематом, кровотечения из носа и ушей;
- пальпируют остистые отростки шейных и верхних грудных позвонков, определяя их состояние и болезненность:
- пальпируют ключицы, ребра с обеих сторон;
- наличие подкожной эмфиземы грудной стенки, особенно распространяющейся на шею и лицо, свидетельствует о разрыве легкого;
- пальпируют плечевой пояс, плечо, предплечье;
- осматривают и пальпируют живот больного для исключения травмы органов брюшной полости;
- дают нагрузку на гребни подвздошных костей и данное сочленение для выявления наличия болезненности, а также проверяют наличие бесспорных признаков переломов костей таза:
- пальпируют последовательно бедра, коленные суставы и голень на каждой конечности для выявления переломов:
- определяют функцию периферических отделов конечностей (стоп, кистей рук, пальцев), особенно в ответ на болевые раздражения (с целью выявления парезов и параличей); парезы, параличи одной стороны тела говорят о глубоких поражениях головного мозга. Нижние парезы и параличи свидетельствуют о переломе позвоночника в грудном или поясничном отделе с повреждением спинного мозга;
- одновременно с выявлением закрытых повреждений фиксируют все открытые раны, ссадины, открытые переломы, наличие и характер травматического кровотечения, ожоги;
- выслушивают тоны сердца, наличие и равномерность дыхательных шумов, шумы кишечника.

Неотложные первоочередные мероприятия первой помощи.

1. Восстановление дыхания: - освободить дыхательные пути от рвотных масс, крови, инородных тел с помощью марлевого тампона. спринцовки; при закрытии просвета глотки корнем языка - выдвинуть нижнюю челюсть:
- начинают искусственную вентиляцию легких, наружный массаж сердца. Нередко с устранением асфиксии восстанавливается сознание пострадавшего.
2 Остановка наружного кровотечения - использование необходимых методов временной остановки кровотечений.
- наложение давящей повязки;
- наложение кровоостанавливающего жгута;
- пальцевое прижатие;
- фиксация конечности в определённом положении.
Давящая повязка – накладывается при кровотечении из небольшого сосуда.
3. Противошоковые мероприятия: - при стабилизации систолического артериального давления на уровне 70-80 мм рт. ст. и появления пульса на периферических артериях приступают к иммобилизации наиболее опасных и крупных переломов. Тратить время на шинирование переломов мелких костей не следует;
- обезболивающие средства;
- сердечно-сосудистые средства (при остановившемся кровотечении);
- согреть больного, тепло укрыть, алкоголь, чай, кофе (при отсутствии повреждений органов брюшной полости);
- на обширные раны (ожоговые поверхности) накладывают повязки;
правильная транспортировка больного. Во время транспортировки при необходимости продолжать реанимационные мероприятия.
Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.
Сразу после освобождения конечности, ближе к месту сдавливания накладывается жгут;
Туго бинтуют конечность от основания пальцев до жгута и только после этого осторожно снимают жгут;
Конечности придают возвышенное положение;
Холод на повреждённую конечность;
Иммобилизация конечности при помощи шин;
Профилактика и борьба с шоком.







Заключение:

Совершенно невозможно охватить все возможные ситуации при эвакуации пострадавших из транспортных средств, ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и оказании первой медицинской помощи.
Данное руководство следует рассматривать как рекомендации по основным принципам проведения аварийно-спасательных работ и эвакуации пострадавших в ДТП. Однако не следует забывать о том, что оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП в ходе эвакуации, представляет собой важнейший аспект любой успешной аварийно-спасательной операции.
Технологии, описываемые в данных методических рекомендациях, смогут быть эффективны только при условии их отработки на практике, поэтому настоятельно рекомендуется, чтобы навыки по проведению аварийно-спасательных работ и оказанию первой медицинской помощи, отрабатывались во время проведения занятий со всем личным составом подразделений.


























www.6pch.ru








13PAGE 15


13PAGE 146715



!

!


!

!

!

!

!

!

!

!

!

!

!

!

!

!

!

!

!

!

!

!

!

!

!

!

!



знак стоп Заголовок 5 Заголовок 815