Выступление на тему Трудности школьной адаптации

МБОУ Михневская НОШ









Трудности
школьной адаптации -
актуальность проблемы.
Как реализовать принцип
психологической комфортности
на уроках.











Выступление на заседании
ШМО учителей 1-ых классов
учителя начальных классов
Лаврухиной Л.В.


2016 год
Слайд 1

В последнее время в педагогике и психологии детства особую актуальность приобретает вопрос о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в первом классе.
Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социального статуса и ведущей деятельности, требует определённой психологической готовности ребёнка. Способность понимать особую роль ученика является одним из показателей возможности принять вместо игры новый вид деятельности – учёбу, подчиниться её требованиям и условиям. Однако не все дети обладают этой способностью – именно они, несмотря на достаточный объём знаний и хорошую память, с трудом адаптируются к школе.
Нормальная адаптация в новых условиях во многом определяется уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной учёбы необходимо, чтобы ученик сумел безболезненно принять новые правила и нормы поведения, понять и усвоить специфику учебной ситуации, требования учителя, наконец, относительную условность общения, чтобы отличить учительницу от бабушки, с которой можно капризничать. Если уровень волевого развития мал, то ребёнок с трудом адаптируется к школе. Слайд 2

Слайд 3
Малышу необходимо будет включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно в определённом темпе. Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе. Это также вызывает существенные трудности в период адаптации.
Умение сосредотачиваться, удерживать своё внимание на том или ином виде деятельности, слушать учителя, не отвлекаясь, у разных детей также различно. Одни не могут и пяти минут работать сосредоточенно, другие на протяжении всего урока внимательны и работоспособны. Важно помнить, что причиной такого невнимания может быть как быстрая утомляемость из-за плохого состояния здоровья, так и собственно психологическая неготовность – слабое развитие произвольного внимания, недостаточный уровень волевой готовности. Бывает, что ребёнок интеллектуально очень хорошо развит, а работать не может.



Слайд 4
Многие родители считают, что главное условие готовности к школе – объём знаний ребёнка. В своих стараниях родители нередко теряют чувство меры, поскольку возможности детей, их возрастные особенности в расчёт не берутся. В результате дети читают стихи, но не понимают их смысла, потому что не знают значения многих слов, или могут назвать созвездия нашей галактики, но не знают, на какой улице живут, цитируют энциклопедический словарь, но совершенно не умеют общаться со сверстниками, бояться их, неспособны даже в течение нескольких минут сосредоточиться на самой простой задаче. Бывают случаи, когда высокое интеллектуальное развитие ребёнка, ещё не достигшего шестилетнего возраста, вводит в заблуждение и родителей и учителя, и малыша принимают в школу. А дальше у ребёнка возникают физиологические и психологические трудности: жалобы на головную боль, усталость, раздражительность, слёзы без всякой на то причины. Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько объём тех сведений и знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений.
Чаще всего с трудностями в период адаптации сталкиваются дети, которых учили читать, но не развили речь и способность различать звуки; которых учили писать, но не создавали условия для развития моторики, и особенно движений пальцев руки; у которых не развита способность слушать, понимать смысл прочитанного, нет умения пересказывать, проводить зрительное сопоставление, мыслить.
Несомненно, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в 1-ый класс. К сожалению, в настоящее время здоровыми начинают обучение всего 25% детей. За последние 30 лет число практически здоровых первоклассников снизилось с 61 до 46 %. Кроме того, среди детей, начинающих обучение с 6 лет, около 16% не готовы к школьному обучению, а у 30-50% выявляется функциональная незрелость.
Специальные обследования показывают, что в течение последних лет около 15-20% детей, поступающих в школу, имеют различные нарушения нервно-психического здоровья. Уже с первых дней становится ясно, что этим детям трудно. Беспокойные, плаксивые, они не понимают, что такое урок, очень быстро устают, ложатся на парту или ходят по классу, мешая другим и не обращая никакого внимания на учителя, не могут овладеть навыками счёта, письма, чтения. Им явно не по силам школьный режим и школьная нагрузка.



Слайд 5
Факторы,
затрудняющие адаптацию ребёнка к школе

1) Неготовность ребёнка к обучению. Слайд 6

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них чаще проявляются различные трудности обучения; среди них больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.

2) Нарушения в состоянии здоровья. Слайд 7

Любое неблагополучие в состоянии здоровья, и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности.

3) Характер семейного воспитания. Слайд 8

Если ребёнок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «Мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Если в семье родителей отделяет от детей стена отвержения, безразличия, это не способствует успешности адаптации к школе, а создаёт определённые трудности.

4) Раннее начало систематического обучения. Слайд 9


5) Жёсткость требований педагогов и родителей. Слайд 10


6) Ситуации постоянных неудач и другие психотравмирующие факторы.
Слайд 11

7) Несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям.
Слайд 12

8) Нарушения в организации внешкольного режима дня. Слайд 13


Большинство детей ежедневно не досыпают 1 – 1,5 часа, многие недостаточно гуляют (1 – 1,5 часа, вместо трёх), по 2-3 часа, а то и более проводят у телевизора и компьютера.

Слайд 14


Условия успешности адаптации первоклассника.

Слайд 15

Одним из главных условий успешности адаптации является создание положительного микроклимата. «Дети – активные существа А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А.Амонашвили). Задача учителя – поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важно, чтобы ребёнок понял, что класс, школа – это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей.

Слайд 16
Слайд 17

Учёт возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребёнка.
Дифференцированное обучение. Слайд 18
Создание условий для полноценного отдыха. Слайд 19
Помощь педагогов и родителей в подготовке ребёнка к школе. Определение степени его готовности. Слайд 20
Установление тесной связи учителя с родителями ученика. Слайд 21


Слайд 22

Один из основных принципов личностно ориентированного образования – принцип психологической комфортности. Хорошо, когда дети в классе чувствуют себя спокойно и уверенно. Вместе с учителем они предполагают и сомневаются, ищут и находят ответы на вопросы, удивляются и открывают новое.

Чтобы создать психологически комфортную атмосферу на уроке, я стараюсь обеспечить свободу самореализации каждого из детей, создать условия, при которых ребёнок не боялся бы высказывать свои пусть ещё не совсем зрелые мысли. Часто применяю на уроках схемы и модели, которые мы составляем с детьми в ходе работы (материалов в учебниках по системе Л.В.Занкова предостаточно); привлекаю дополнительную литературу, предлагаю на выбор задания, которые ученик сам хочет выполнить и получить удовольствие от достигнутого им успеха; создаю проблемные ситуации, содержанием которых является противоречие, а признаком – эмоциональное переживание; для обеспечения обратной связи с учащимися использую рефлексию, положительный эмоциональный тон, партнёрские отношения с детьми, создаю дружелюбную и одновременно деловую атмосферу.















Picture 415