Презентация-отчёт о работе школьного лесничества


ДОГОВОРО создании школьного лесничества.  «__» _______________ 2009 г.Администрация Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 города Макарьева, в лице директора школы Барановой Светланой Андреевны с одной стороны, и Макарьевский филиал государственного предприятия «Костромахозлес» (далее-лесхоз), в лице директора Ратникова Сергея Михайловича с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА.Создание школьного лесничества в составе Макарьевского филиала гос. предприятия «Костромахозлес».ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН.МОУ МСШ №2 обязана провести конкурсный набор учащихся 8-10 классов для работы школьного лесничества.МОУ МСШ №2 и лесхоз выделяют соответственно педагога и специалиста лесного хозяйства, ответственных за работу в школьном лесничестве.МОУ МСШ №2 обязана провести обучение по охране труда и технике безопасности с членами школьного лесничества до начала практической работы в лесхозе.Лесхоз обязан составить трудовой договор с каждым членом школьного лесничества перед работой.Обе стороны обязаны провести вакцинацию членов школьного лесничества и ответственного педагога.Лесхоз обязан организовать работу школьного лесничества согласно утвержденного плана работы с соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда и техники безопасности.Лесхоз обязан предоставлять транспорт и обеспечить безопасный проезд до места работы и обратно.Лесхоз обязан обеспечить работников школьного лесничества питьевой водой.III.УЧЕТ И ОПЛАТА ТРУДА.Учет и оплата выполненных работ членов школьного лесничества ведется в соответствии с формой оплаты труда, принятой в лесхозе (согласно действующих норм и расценок), и производится за фактически выполненную работу.IV.СРОКИ РАБОТ В ШКОЛЬНОМ ЛЕСНИЧЕСТВЕ.Летняя практика в лесхозе проходит с 15 по 30 июня включительно. Время работы: с 9-00 часов до 13-00 часов. V. ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ЧЛЕНАМИ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА.1. Уход за лесными культурами в питомниках и теплицах.2. Очистка леса от захламленности.3. Изготовление гнездовий.4. Проведение рубок ухода (прочистки и просветление).5. Изготовление и вывешивание аншлагов.6. Сбор лекарственного сырья.7. Биологические меры борьбы с лесными вредителями.VI. ОБЪЕМ РАБОТ.Объем необходимых работ устанавливается лесхозом и может варьироваться в зависимости от погодных или иных условий.VII. СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА, ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОГОВОРА.Договор вступает в силу с 1 сентября 2009 года.Срок действия договора – 1 учебный год с начала вступления в силу, с последующим ежегодным продлением, если ни одна из сторон не сообщила о своем желании расторгнуть Договор не менее чем за 30 дней до истечения срока договора.   Директор МОУ МСШ №2 Директор Макарьевского филиала ГП «Костромахозлес»___________ Баранова С.А. ______________ Ратников С.М. «__»_______________2009г «__»_______________2009г  М. П. М. П. УСТАВ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА (МОУ МСШ №2)I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Школьное лесничество - добровольное объединение учащихся (школы номер 2 г. Макарьева), организуемое в целях воспитания учащихся, расширения и углубления знаний в области ботаники, биологии, геологии и других естественных наук и реализации их творческого потенциала на практике.2. Задачами школьного лесничества являются: оказание помощи предприятиям, организациям и учреждениям, ведущим лесное хозяйство и зеленое обустройство населенных пунктов в проведении мероприятий по охране, изучению лесов, участие в выращивании, посадке и посеве леса. II. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 1. Школьное лесничество организуется из числа учащихся 8-10 классов школы номер 2 г.Макарьева по совместному решению дирекции школы, администрации предприятия лесного хозяйства (Макарьевского филиала государственного предприятия «КОСТРОМАХОЗЛЕС»). Учащиеся принимаются в школьное лесничество на добровольной основе по личному заявлению. 2. Школьное лесничество работает на территории , выделенной приказом (Макарьевским филиалом гос.предприятия «КОСТРОМАХОЗЛЕС») и закрепленной за ним в установленном порядке. 3. Территория школьного лесничества делится на обходы по принципу, принятому в лесничествах лесохозяйственных предприятий. 4. Школьное лесничество работает в течение круглого года в соответствии с планом, обсужденным на общем собрании школьного лесничества и утвержденным директором школы и лесохозяйственного предприятия (лесничества). 5. Члены школьного лесничества могут участвовать в следующих мероприятиях: ­ посадка и посев леса, уход за лесными культурами и лесосеменными плантациями, лесными питомниками, дендрологическими участками, выращивание лесопосадочного материала, озеленение населенных пунктов и других территорий по согласованию с землепользователями и землевладельцами; участие в проведении мероприятий по охране лесов, выявлении очагов повреждения леса вредителями, лесными пожарами, захламлением; охрана насекомых, птиц, зверей, редких растений, других природных объектов (родники, водные объекты и т.д.); проведение научных и обучающих исследований, наблюдений за различными объектами природы; организация музеев и уголков природы; проведение походов, тематических экскурсий, исследовательской работы; пропаганда идей охраны природы, участие в смотрах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, тематических праздниках; 6. Лесохозяйственные и иные работы, связанные с проведением плановых и внеплановых мероприятий школьного лесничества выполняются во внеучебное время. 7. Учащиеся 8-10 классов могут работать в школьном лесничестве в период прохождения производственной практики по согласованию с директором школы. 8. На период летних каникул по согласованию с директором школы и лесохозяйственным предприятием могут организовываться лагеря труда и отдыха, действующие на основании положений и законодательных актов о подобных формах работ. 9. Вся работа школьного лесничества организуется на принципе соревновательности и добровольности работы ее участников по интересам. 10. Члены школьного лесничества имеют право носить во время работы в школьном лесничестве форменные головные уборы, шевроны, знаки различия, установленные общим собранием лесничества и утвержденные директором школы. III. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫМ ЛЕСНИЧЕСТВОМ 1. Высшим органом в школьном лесничестве является общее собрание его членов. Текущей деятельностью руководит Совет школьного лесничества во главе с лесничим. 2. Общее собрание школьного лесничества: ­ избирает из своего состава Совет школьного лесничества: лесничего, помощников лесничего, мастеров леса, руководителей секций (подразделений), лесников. В состав Совета включается педагог-­воспитатель и представитель предприятия лесного хозяйства (районного лесничества) - специалист лесного хозяйства, осуществляющий непосредственную координацию работы лесничества; обсуждает и утверждает план работ лесничества, определяет пути его выполнения; утверждает условия соревнования между различными секциями (подразделениями) и обходами; обсуждает вопросы дисциплины членов школьного лесничества; решает вопрос о приеме в школьное лесничество, поощрении и наказании членов школьного лесничества; подводит итоги работы; собирается не реже двух раз в год. 3. Совет школьного лесничества: ­ избирается общим собранием школьного лесничества; руководит всеми вопросами текущей деятельности школьного лесничества; периодически подводит итоги работы школьного лесничества; организует культурно-­массовую и спортивную работу во время каникул; входит с предложениями к дирекции школы и лесохозяйственное предприятие по вопросам улучшения условий деятельности школьного лесничества, поощрения лучших членов лесничества; обсуждает работу и поведение членов школьного лесничества; отчитывается в проделанной работе перед общим собранием школьного лесничества; Совет школьного лесничества собирается не реже одного раза в месяц. 4. Лесничий и помощник лесничего отвечают за выполнение плана работы, распределение объектов труда, организацию контроля и учета в лесничестве, соблюдение режима труда и отдыха, дисциплины, проведение воспитательной работы, выполнение обязательств. 5. Мастер леса направляет и контролирует работу на своем участке, организует сеть постов при проведении рейдов и проверок, проводит разъяснительную работу, привлекает лесников и других членов лесничества для проведения работ, следит за соблюдением техники безопасности и правил проведения работ. IV. ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЫ И ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА 1. Школа и предприятие лесного хозяйства: ­ осуществляют общее внешнее руководство школьным лесничеством; утверждают план работы школьного лесничества; создают условия для успешного выполнения работ школьным лесничеством; подбирают и закрепляют за школьным лесничеством постоянные участки леса, оказывают помощь в проведении простейшего необходимого лесоустройства; выделяют помещения для работы школьного лесничества и хранения инвентаря. 2. Дирекция школы выделяет педагога-воспитателя, ответственного за работу школьного лесничества.3. Руководство предприятия лесного хозяйства: ­ выделяет специалиста, ответственного за работу школьного лесничества и при необходимости - квалифицированных рабочих; закрепляет за школьным лесничеством необходимый инвентарь, технику и оборудует кабинет специализированными стендами и пособиями; проводит необходимые работы по оборудованию летних лагерей; обеспечивает бесплатный проезд членов школьного лесничества до места работы и обратно, обеспечивает, при необходимости, горячее питание за счет средств, заработанных школьным лесничеством на лесохозяйственных работах; обеспечивает членов школьного лесничества установленными для них форменными головными уборами и знаками различия; по представлению органов самоуправления поощряет лучших членов школьного лесничества. Список учащихся, задействованных в работе школьного лесничества в 2010-2011 учебном году.  Смирнова АлександраФомина ЕкатеринаДомбинская АнастасияМорев ИванМолотков ЕвгенийЕвдокимов АлександрФедотов ИванБаров НикитаБаров ЮрийКуриченков АлексейГромов НикитаСемёнов Николай Вакцинация против клещевого энцефалита проведена, письменное согласие родителей имеется.     Директор МОУ МСШ №2 _______________ (Баранова С. А.) Мед. работник МОУ МСШ №2____________________( Панина Г. Ф.) Тема занятия кол-во час  Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами кружка, выбор наиболее приемлемых форм работы. 1Лесные ресурсы – главное богатство нашего края. 1Связь уклада жизни русских людей с лесным краем. 1Изделия из древесного сырья. 2Природные дары леса. 1Животные лесной зоны. 1Изменение природного комплекса леса человеком. 1Уход за молодыми саженцами ели в школьном саду. 3Охрана лесных ресурсов на территории Костромской области. 1Лесозаготовительные и деревоперерабатывающие предприятия в Костромской области. 2Лесозаготовительные и деревоперерабатывающие предприятия в Макарьевском районе. 1Знакомство с профессиями, связанными с лесом. 1Куда пойти учиться, чтобы получить эти профессии? 1Экскурсия на местное деревообрабатывающее предприятие (ДОЗ). 3 Составление отчёта об экскурсии. 2Значение лесничеств и необходимость их работы. 1Формы сотрудничества школы и лесничества. 1Знакомство с работой школьного лесничества (анализ выполненных работ за последние 3 года). 1Составление проекта «Школьное лесничество – 2012». 2Экскурсия в ГОУ НПО ПУ №1 имени Ю. В. Смирнова, знакомство с обучением студентов профессии «мастер – станочник». 2Составление отчёта об экскурсии. 1Весенний уход за саженцами ели в школьном саду. 3Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка, 1награждение лучших учащихся.   Общее количество планируемых часов - 34 (может быть уменьшено или увеличено в соответствии с изменением нагрузки)  Лесохозяйственная, лесоохранная и лесоводческая деятельность школьного лесничества при МСШ №2 состоит из следующих направлений работ:Уход за лесными культурамиПосадка молодых саженцев и последующий уход за нимиУход за питомникамиОчистка леса от захламлённостиИзготовление аншлаговИзготовление птичьих гнездовийОчистка мест рубок Во время летней трудовой практики учащиеся – члены школьного лесничества были заняты на прополке питомника 0, 6 га.Всего заработано: 10 000 рублей, в том числе на каждого члена лесничества примерно по 833 рубля.Зимой – весной изготовлено и вывешено 25 кормушек для птиц, осенью изготовлено по заказу лесхоза 30 гнездовий.   Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Макарьева Макарьевского муниципального района Костромской области157460 ул. Ветлужская, 34 тел. (849445) 55-348  Отчет волонтерского отряда «ЮНИТА» об участии в ЭКА- акции» «Больше кислорода» 1.На базе нашей школы работает школьное лесничество, поэтому мы со всей серьезностью подготовились к высадке саженцев, а именно: Бригада школьного лесничества проинформировала нас о требованиях к подготовке почвы, условиях произрастания саженцев, нам объяснили, как правильно высаживать растения. Общий сбор отряда был проведен 7 октября (объявленный ранее срок подвоза саженцев). На первом собрании общим голосованием был избран ЭКА- лидер, определены звенья и звеньевые: Ярушкин М., Фомина Е.19 октября, в день получения саженцев, мы собрались в школе к 15.00 с орудиями труда. На линейке перед высадкой растений выступил куратор школьного лесничества Софонов А.С. В своей речи он выразил надежду на то, что подобные акции будут проходить повсеместно во всей России, что будет хорошим подспорьем в общем деле по спасению лесов.Многие впервые участвовали в акции подобного рода, поэтому испытывали небольшое волнение. Мы работали до 19.00, окончание работ пришлось уже на темное время суток, но переносить высадку растений на следующий день было нельзя - слишком долго сосенки были без влаги. Вот высказывания членов отряда по окончании работы: «Я поддерживаю такие акции, потому что понимаю, что это нужно природе нашего края…» (Громов Н.) Я считаю, что мы правильно поступаем, что таким образом помогаем природе.. Акция мне очень понравилась… (Сорокина М.)«Хотелось бы, чтобы таких акций было больше..» (Молотков Е.) «Мы сажали эти милые сосенки, чтобы они росли около нашей школы. Будем ухаживать за ними с заботой» (Корегина А.) «Я хорошо отношусь к таким акциям. Вместе работать весело!!!» (Морев Иван.) Трудились до наступления темноты….Никто не хотел отступать!3. Учитель, который занимался посадками: Гладышева Ирина Римовна (руководитель школьного лесничества; Машкова Раиса Евгеньевна (заместитель директора по воспитательной работе, куратор волонтерского отряда «Юнита») тел.: 8910 661 46 98 дом.: (8 49445) 55-921 раб.: (8 49445) 55-1004. Список волонтерского отряда «Юнита», участвовавшего в высадке саженцев:1. Громов Антон2.Ярушкин Роман3.Молотков Иван4.Евдокимов Александр5.Степаничев Андрей6.Куриченков Алексей7.Домбинская Анастасия8.Смирнова Александра9.Баров Юрий10.Морев Иван11.Романова Ксения12.Чигирь Алексей13.Корегина Анна14.Фомина Екатерина15.Дудин Алексей16.Сорокина Мария17. Сироткина Марина 5. ЭКА- лидер: Морев Иван Алексеевич тел.: (8 494 45 ) 55- 490  Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г Макарьева Костромской области 157460 город Макарьев улица Ветлужская дом 34 тел 55-348, 55-100 Конкурс на разработку туристического бренда Участники: учащиеся 8 класса МОУ МСШ №2 Морев Иван, Романова Ксения Руководитель: Учитель географии МОУ МСШ №2 Гладышева Ирина Римовна  Макарьев12.01.2011   Мы предлагаем Вашему вниманию одно из самых монументальных сооружений города Макарьева Тихвинский собор, известный также как собор Александра Невского. Это архитектурное сооружение относится к концу 19 – началу 20 века и является выразительным примером русского стиля в соборном строительстве провинциальных городов. Он был заложен на главной площади в середине 1890-х годов, а уже в 1908 году его освятили. Расположен в северной части центральной площади, замыкает перспективы пяти расходящихся от неё улиц. Монументальный храм в формах русского стиля был завершен пятью шатрами, один из которых служил колокольней; шатрам вторила высокая крыша-епанча над западной папертью. Сам собор изготовлен из красного кирпича( наши местные ресурсы позволяли изготавливать строительный кирпич, в 20 веке его производили кирпичные заводы, размещённые в городе). Особую нарядность зданию придавали детали из белого камня, включенные в декоративное убранство стен, и кровля шатров, расписанная «в шашку». Раннее по сторонам главного престола размещались приделы Николая Чудотворца и Александра Невского. К большому сожалению всех местных жителей, в советское время разрушены четыре боковых барабана, которые, как и центральный, завершались шатрами с луковичными главками. Один из западных барабанов также служил ярусом звона. Были разобраны также завершение центрального барабана и шатровое покрытие западного крыльца. Во второй половине 20 века полностью был переделан интерьер собора: пространство разделено на 3 этажа, установлена металлическая лестница, утрачено очень красивое внутреннее убранство.Пространство внутри самого собора формируют 4 столба сложной неправильной конфигурации. По сторонам среднего помещения притвора симметрично расположены 2 круглые лестничные клетки с винтовыми лестницами к ярусу звона. Но кое-что в интерьере сохранилось: тянутые карнизы в завершении столбов, профилированные импосты и архивольты окон, а также полы из метлахской плитки желтого и красного цветов.Строительство подобных соборов по всей Руси было приурочено к 100-летию победы над Наполеоном ( война с французами 1812 года), первые великие победы русского народа были одержаны над шведами под предводительством легендарного известного полководца Александра Невского (ледовое побоище), в настоящее время Александр Невский причислен к лику святых. Он олицетворяет собой покровительство в победах русских людей над захватчиками нашей Родины.На предлагаемом нами рисунке собора Александра Невского задний фон 2-хцветный: верхняя половина голубого цвета символизирует расположение нашего древнего города Макарьева на берегу реки Унжи – одного из главных притоков Верхневолжья; а нижняя половина зеленого цвета говорит всем о главном богатстве земли Костромской – о запасах лесных ресурсов (как известно, Макарьевский район является одним из самых лесистых на территории Костромской области). Таким образом, представляя свой эскиз, мы бы хотели обратить внимание на старинные достопримечательности малых городов России. Надеемся, что в недалёком будущем собор Александра Невского будет полностью восстановлен, станет не только паломническим местом, но и привлечет внимание туристов и отдыхающих гостей Макарьева, а наши ресурсы станут одним из главных факторов размещения ведущих отраслей деревообрабатывающей промышленности не только города и района, но, возможно, и Костромской области. АнкетаЗаявка участника регионального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета – 2011».Литературный конкурс «Жизнь леса и судьбы людей» (газетная публикация)Название работы - «Человек и лес»Ф. И. О. участника – Романова КсенияМОУ МСШ №2 город Макарьев Костромская область, 8 классРуководитель работы: Гладышева Ирина Римовна, учитель географии, контактный телефон 55-100, 56-845 Подпись автора:_________________________Подпись руководителя работы:____________ АнкетаЗаявка участника регионального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета – 2011».Литературный конкурс «Жизнь леса и судьбы людей» (газетная публикация)Название работы - «Русские леса-дубравщики и судьбы людей»Ф. И. О. участника – Елистратова Снежанна МОУ МСШ №2 город Макарьев Костромская область, 9 «Б» классРуководитель работы: Гладышева Ирина Римовна, учитель географии, контактный телефон 55-100, 56-845 Подпись автора:_________________________Подпись руководителя работы:____________  Человек и лес.Нет нужды говорить о том, какую роль играет лес в жизни первобытнообщинного населения лесной зоны России. Для них лес был и местом жительства, и источником строительных материалов и дров для отопления, и кладезью с различной природной пищей. В течение многих тысячелетий культура народов европейского севера формировалась под влиянием окружающих их лесов. Однако, и для леса деятельность человека не проходила бесследно: уже с самого начала заселения и в последующем освоения таежной территории племена охотников и рыболовов стали одним из основных факторов формирования антропогенных лесных ландшафтов, коренным образом изменив их дальнейшее развитие. Фактически лес и человеческая цивилизация развивались параллельно, оказывая друг на друга исключительно сильное влияние. Рассматривая европейскую тайгу как чисто природный нетронутый человеком комплекс, полностью игнорируя человеческое вмешательство, невозможно отрицать то, что современная хозяйственная деятельность людской цивилизации приводит к нарушению тысячелетиями складывавшегося равновесия и постепенному уничтожению тайги. Отношение человека к лесной природе за последние несколько тысячелетий истории развития нашего общества менялось самым радикальным образом. На ранних этапах лес был для человека прежде всего враждебной «пустыней», у которой с большими усилиями и очень медленно приходилось отвоевывать территории для развития земледелия и скотоводства. Впоследствии, с развитием товарного производства продукции из древесины, ростом потребности к дровам, развитием связанной с лесом деревоперерабатывающей промышленности, лес стал для человека одним из важнейших источников не только натурального сырья («фабрика древесины»), но и многих материальных благ, необходимых для развития всего человеческого общества. И лишь относительно недавно из-за постоянно расширяющихся по своим масштабам неблагоприятных изменений в окружающей среде, мы стали осознавать важность нематериальных свойств окружающего нас природного комплекса. Сейчас лес рассматривается как жизненно важный компонент биосферы Земли, от которого во многом зависит поддержание здоровой и пригодной для существования человека окружающей среды… Несмотря на то, что лес по-прежнему остался для многих промышленников в первую очередь «нескончаемой фабрикой древесины».  Русские леса – дубравщики и судьбы людей. «В степях простор – в лесу угодие…»Русский лес… что может быть могущественнее нашей дубравушки! Многие скажут: «Да ведь он однообразен!» и окажутся неправы. Ведь именно красота этого однообразия является особенностью русского леса. Лес для всех издавна был наставником и отцом, а берёза – матушкой. Лес – это такая боговдохновенная мечта человека. Лесное молчание – как вечная и нескончаемая дума о чем – то лучшем.Очень тесно переплетаются корни могучих вековых дубов и судьбы людей. Во все времена лес укрывал своей пеленой людей от несчастий и бед, всё время кормил досыта и одевал. Все важные этапы жизни человека связаны с лесом, а точнее – с деревом: рождался ребенок в деревянной избе, спал в деревянной люльке, питался из деревянной посуды, вместе с сыновьями сажал деревья, а умершего его укладывали в деревянный гроб…Крылатая народная молва говорит о лесе в самых любовных выражениях. «Лес – к селу крест, - гласит она, -а без леса неугожее поместье» ; «Возле леса жить – голоду не знать». В Руси лес – это сад божий. Очень много сравнений человека с лесом.Должно быть, загадочность мира лесов и вызвала то множество загадок, поговорок о «зеленокудром царстве». У русского человека в душе всегда сидит художник и творец, прислушиваясь к музыке природы. Гусли, балалайка – утеха русского человека – тоже родом из леса. Вот какая загадка даже у народа сложилась: «В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а по полу скачет». Но несмотря на крупные задатки мечтателя, русский мужик всегда остаётся хозяйственным: «Шёл я лесом, увидел 4 дела. Первое дело – слепому посветье, второе дело – нагому потешье, третье дело – скрепячему поможье, четвертое дело – хворому полечение…» Как вы думаете, что это такое? Оказывается, все это береза. Народное песенное слово величает березу в целом ряде песен – то грустных и заунывных, то веселых частушках. И не будет конца этим песням, если приняться перебирать их одну за другой. И о каждом дереве свои песни.«Лес богат, не то что наш брат!» - приговаривает питающаяся беднота, во многом зависящая от его даров. В стародавние времена лес считался священным местом у всех славян. Может быть и теперь, где-нибудь в уголках истинной русской жизни, осталось что-нибудь отголоском в душе суеверного человека. Как одинокие старые дубы – это богатыри, оставшиеся на поле битвы чудом уцелевшими. Известные герои лесов это: Баба Яга, Лесовик (Леший). Вы скажете, что это детские сказки - а вот и не сказки! Лесовик – «лесной хозяин», он живет в глухой трущобе, где у него стоит дом-изба на курьих ножках, и никогда он не враждует с человеком, поводит по лесу да и выведет на тропу. Всё время его задабривали девушки кусками хлеба, а мужчины дела свои начинали всегда со слов «Чур меня!».Лес всегда останется загадкой для всех. И очень хочется верить, что сохранились ещё «девственные» леса, которые не успели мы испортить своим вмешательством. Как бы сейчас хотелось побродить по настоящим, старинным лесам с живущим там неведомым хозяином. А вам разве не интересно подышать и насладиться тем воздухом?